Проектирование урока на основе личностно ориентированного подхода в образовании

238

Достижение новых образовательных результатов невозможно, если педагог ограничивается использованием объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивного), репродуктивных методов, информационного подхода, фронтальных бесед, где учитель занимает место главного и единственного источника информации для ребенка. Основой для применения педагогом современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения становится построение учебной деятельности учащихся на основе позиций ситуативного подхода.

Конструирование личностно ориентированных образовательных ситуаций (далее — ЛООС), предполагающих использование личностно ориентированного подхода в образовании, позволяет решить следующие задачи, обусловленные требованиями ФГОС начального общего образования:

обеспечение решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности;

  • организация учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
  • создание условий для разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

Структурообразующие компоненты личностно-ориентированного подхода в образовании

Формулировка учебной проблемы, создание проблемной ситуации — наиболее сложный и ответственный этап конструирования ЛООС. Проблемные ситуации должны отвечать следующим требованиям:

Структурной основой личностно-ориентированный подход в образовании стать учебная задача. В отличие от работы по решению практических задач, основная цель деятельности учащихся в рамках учебных задач заключается в «усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений» и «в решении определенного класса конкретно-практических задач» ( Д. Б. Эльконин). Именно обращение от результатов деятельности к способам становится достоянием младшего школьника, во многом определяющим успешность учебной деятельности.

Педагогу необходимо знать, что не всякая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая задача, которая содержит в себе учебную проблему. Конструирование различных форм организации детских видов деятельности на основе проблемного подхода позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями, актуализировать индивидуальный жизненный опыт детей, повысить личностную значимость учения. В процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с данной проблемой (актуализации освоенных ранее и получении новых знаний, умений).

Фактор учебного и учебной задачи в разрезе личностно-ориентированного подхода в образовании

В основу учебной проблемы, предлагаемой вниманию учащихся начальной школы, могут быть положены различные противоречия и несоответствия:

  • между уже усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами;
  • между научными знаниями и житейскими, практическими, интуитивно-очевидными представлениями;
  • между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить достигнутый результат;
  • между необходимостью и неумением использовать освоенные ранее знания и умения в новых условиях;
  • необходимостью решить учебную (практико-ориентированную, творческую) задачу (или проблему) и незнанием способа ее решения и др.

При конструировании проблемной ситуации в разрезе личностно-ориентированного подхода в образовании необходимо учитывать не только общепринятые требования к ее структуре, способам ее моделирования, не только задачи обучения, но и особенности, возможности, интересы и потребности учащихся.

Постановка учебной задачи влияет на такие личностные качества младших школьников, как целеустремленность, активная жизненная позиция, направленность на созидание и творчество. Впоследствии эти качества становятся основой личностно-ориентированного подхода в образовании, принятия и освоения учащимися социальных ролей, дальнейшего формирования мотивационных основ учебной деятельности и личностного смысла учения.

Структура личностно-ориентированного подхода в образовании

С осознания младшими школьниками учебной проблемы начинается проживание младшими школьниками ЛООС. Важно изначально проектировать ее в тесной связи с компонентами учебной деятельности учащихся (табл. 1).

Таблица 1

Структура личностно-ориентированной образовательной ситуации

Компоненты деятельности Этапы работы Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и учащихся
Проблема — цель деятельности учащихся в рамках ЛООС Мотивационно-ориентировочный Выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулировка цели, волеизъявление учащихся
План Поисковый Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий
Исполнительские действия Практический Реализация плана (использование педагогом различных форм организации учебной деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему (достичь цели детей), с другой — решить программные задачи)
Оценка Рефлексивно-оценочный Выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы), приобретенных и применявшихся знаний, умений, нашедших применение личностных качеств учащихся

Конструирование урока с использованием личностно-ориентированного подхода в образовании

Как показывает практика, наиболее сложным этапом конструирования урока с использованием ЛООС является создание мотивационно-целевой основы деятельности учащихся.

Педагогу необходимо выбрать прием, который позволит заинтересовать детей. Для учащихся начальных классов таким приемом может стать погружение в игровую ситуацию, работа с загадками, игровая форма подачи материала. По мере развития младших школьников мотивом включения в работу могут стать стремление проявить себя, прикладной характер задачи, ее необычность, интерес к самостоятельной и совместной со сверстниками познавательной деятельности. Это определяет эффективность использования различных приемов создания проблемных ситуаций, формулировки практико-ориентированных учебных задач, приема антиципации и других (табл. 2).

Таблица 2

Традиционный урок и урок на основе ЛООС

Этапы урока
Традиционный урок Урок на основе ЛООС
Организационный момент Мотивационно-ориентировочный этап
Привлечение внимания учащихся к атрибутам учебной деятельности (требуется произвольное внимание, которое затем необходимо переключить на тему урока) Педагог вызывает интерес к проблеме, учебной (практической, творческой) задаче, игровой ситуации (требуется непроизвольное внимание).
Мотивирование учащихся средствами учебной задачи
Проверка домашнего задания Поисковый этап
Актуализация знаний и умений, освоенных ранее (знания могут быть не связаны с предстоящей работой по изучению нового, содержание информации и порядок ее воспроизведения определяет педагог.
Проверка уровня выполнения домашнего задания
Выявление сути проблемы (задачи), актуализация знаний, умений, необходимых для решения проблемы, составление учащимися плана действий по разрешению проблемы (решению задачи).
Знания и умения, которые пригодятся или подлежат освоению, определяют сами учащиеся
Объяснение нового материала Практический этап
Педагог:
  • ставит задачи, знакомит учащихся с темой урока, новой информацией, способами действия, формирует необходимые умения;
  • использует иллюстративно-объяснительный метод, репродуктивное воспроизведение показанных учителем способов действий;
  • организует отработку освоенных умений, при этом часто результат достигается за счет неоднократного повторения способа на простейшем материале
Учащиеся пытаются сформулировать тему урока, уточняют свои цели и задачи.
Педагог организует экспериментирование, наблюдение, анализ информации с целью обеспечения максимально самостоятельного открытия детьми нового знания, способов действия и переносит освоенные учащимися умения в новые условия.
Учащиеся решают учебно-познавательные и  учебно-практические задачи, позволяющие встроить новые знания в систему представлений, имеющихся у них, и приобретают опыт решения типовых задач на основе освоенных универсальных учебных действий
Подведение итогов урока Рефлексивно-оценочный этап
Педагог:
  • помогает учащимся выделить, что они узнали, чему научились;
  • оценивает воспроизведение знаний, соответствие действий образцу (основное внимание уделяется конечному результату);
  • формулирует общее для всех домашнее задание, направленное на повторение и закрепление знаний, умений, отработку навыков
Педагог:
  • помогает учащимся выявить факт и пути достижения поставленной ими цели;
  • создает условия для самооценки учащимися высказанных ими идей;
  • организует совместную деятельность учащихся;
  • помогает учащимся сформулировать дифференцированное домашнее задание в соответствии с собственным учебным успехом или неуспехом

Эффекты урока на основе личностно-ориентированного подхода в образовании

Выдержанность структуры ЛООС, лежащей в основе урока, позволяет делать процесс познания наглядным для учащихся, учит их осознанно переходить от одного этапа учебной деятельности к другому, становится залогом достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Эффективность урока обеспечивается адекватностью выбора учителем способов и средств решения педагогических задач, методов и приемов организации учебной деятельности. Как правило, при этом педагог ориентируется на определенные подходы (системно-деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подход в образовании), технологии построения педагогического процесса (на проблемной, деятельностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах). В приложении представлены различные методы и приемы организации учебной деятельности учащихся на разных этапах урока.

На основе личностно-ориентированного подхода в образовании педагог может составить технологическую карту урока. Технологическая карта — способ проектирования урока в форме таблицы, позволяющей структурировать и детализировать содержание и процесс урока по выбранным параметрам (приложение).

Конструирование урока на основе ЛООС позволяет учителю успешно решать наиболее часто возникающие проблемы в реализации ФГОС НОО, такие как создание мотивационной основы учебной деятельности, освоение учащимися универсальных учебных действий как основы умения учиться, содержания образовательных программ.

Приложение

Технологическая карта урока на основе ЛООС (на примере урока математики в 4-м классе)

Тема урока: «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями»
Цель урока: формирование у учащихся умения умножать многозначные числа на числа, оканчивающиеся нулями, письменным способом.

Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Знания: знание алгоритма письменного умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
Умения:
  • выполнять письменно действие умножения многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями, вида 243×20, 532×300;
  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, определять порядок действий, объяснять выбор;
  • решать задачи, связанные с повседневной жизнью, основанные на знании смысла действия умножения, применяя формулу вычисления площади прямоугольника
Логические универсальные учебные действия (далее — УУД):
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
  • обобщать, выводя общее для единичных объектов;
  • выделять общий способ решения задач;
  • использовать ИКТ в ходе работы с электронным приложением к учебнику.
Регулятивные УУД:
  • переводить практическую задачу в учебную;
  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
  • контролировать выполнение плана; оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
  • отвечать на вопросы учителя, осуществлять диалог, принимать участие в коллективном обсуждении;
  • формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; допускать возможность существования различных точек зрения;
  • аргументировать свой ответ
Мотивационная основа учебной деятельности.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебно-познавательный интерес к новому способу решения частных задач.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационно-ориентировочный этап
Педагог обращает внимание учащихся на то, что установилась морозная погода, предлагает залить каток, предварительно вычислив, сколько понадобится воды: «Сколько литров воды понадобится, чтобы залить каток, если на 1 м2 площади нужно 90 литров воды, каток прямоугольной формы, его длина 157 дм, а ширина на 67 дм меньше».
Педагог:
  • актуализирует проблему: «Как решить данную задачу в общем виде?» (Ситуация затруднения: учащиеся не умеют умножать многозначные числа на числа, заканчивающиеся нулем);
  • ставит учебную задачу: научиться умножать многозначные числа на числа, заканчивающиеся нулем; выявить принцип умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями, письменным способом
Учащиеся:
  • принимают практическую задачу;
  • применяют освоенные ранее знания и умения для записи плана решения задачи;
  • осознают затруднение, выявляют его суть;
  • формулируют цель предстоящей работы;
  • конкретизируют цель в виде учебной задачи
Поисковый этап
Педагог предлагает учащимся составить план выполнения практического задания Учащиеся раскладывают практическое задание на этапы, выявляют знакомые понятия (умения, действия) и то, что нужно узнать:
  • выявить принцип умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями, письменным способом;
  • вычислить площадь катка;
  • узнать требуемое количество воды
Практический этап
Педагог организует беседу, нацеленную на актуализацию знаний и умений учащихся: чем вызвано затруднение? Какие аналогичные примеры решали ранее? В чем сходства? В чем отличия?
Педагог организует экспериментирование на основе освоенных ранее способов решения примеров на умножение и предлагает учащимся самостоятельно найти способ решения примера. Далее организует анализ проделанной работы, помогает сформулировать алгоритм действий при умножении многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
Организация проверки найденного алгоритма при решении примеров (организует работу с учебником (2–3 примера)).
Решение задачи (на основе полученных данных предлагает самостоятельно решить задачу).
Динамическая пауза «На катке» (педагог предлагает показать, как и во что дети будут играть на катке).
Организация работы по электронному приложению к учебнику по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями»
Учащиеся:
  • сравнивают пример, который необходимо решить, с заданиями, выполнявшимися ранее, выявляют черты сходства и различия;
  • работают в парах, экспериментируют, выбирая оптимальный способ записи примера;
  • записывают на доске свои варианты решения, ответ;
  • обсуждают, как проверить, кто решил и записал правильно;
  • обсуждают и записывают алгоритм;
  • решают примеры, осуществляют взаимопроверку;
  • делают вывод о правильности разработанного алгоритма;
  • работают индивидуально, решают задачи;
  • в составе творческих групп составляют задачи, обмениваются заданиями, решают примеры, осуществляют само- и взаимопроверку;
  • придумывают и показывают загадки-пантомимы о зимних видах спорта;
  • выполняют задания, осуществляют самооценку, при необходимости формулируют вопросы, описывают затруднения
Рефлексивно-оценочный этап
Педагог:
  • организует рефлексию относительно достижения результатов урока, предлагая оценить, удалось ли реализовать план, после уроков на практике проверить, верно ли решена задача;
  • организует рефлексию относительно способов учебной деятельности и помогает учащимся выявить последовательность действий по составлению плана решения практической задачи, по определению сути затруднения, поиску способов его преодоления;
  • организует обсуждение, как полученные на уроке знания и умения пригодятся в жизни;
  • помогает на основе результатов урока сформулировать общее и индивидуальные домашние задания
Учащиеся:
  • сравнивают полученный результат и цель урока, делают вывод;
  • существляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач;
  • определяют, какие умения пригодились для решения поставленной задачи;
  • определяют целевые основы деятельности и анализируют свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль