Работа школьной службы примирения: возможности функционирования

207

Работа школьной службы примирения: предыстория

Развитие школьных служб примирения во многом стало результатом реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на  2012—2017 гг.» (далее — Национальной стратегии действий в интересах детей).

Сама по себе работа школьной службы примирения началась намного раньше (на рубеже XX—XXI вв.) и была связана с распространением в России системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по правонарушениям несовершеннолетних. Тогда в органах исполнительной власти появились первые омбудсмены — уполномоченные по правам ребенка.

Изначально данная деятельность организовывалась с целью защиты интересов ребенка и нейтрализации рисков, связанных с межличностными конфликтами. Основу деятельности составляла восстановительная медиация.

Сущность и принципы работы школьной службы примирения

Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью незаинтересованной (беспристрастной) третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор в процессе работы школьной службы примирения призван создавать условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Для процедур медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Проникая в сферу образования, восстановительная медиация поставила во главу угла интересы ребенка как участника образовательных отношений. Применялись следующие основные принципы:

Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в  какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность (беспристрастность) медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор в процессе работы школьной службы примирения чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от  какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве. Самостоятельность служб примирения. Описываемая деятельность самостоятельна в выборе форм и организации процесса медиации1.

Связь работы школьной службы примирения с задачами здоровьесбережения и воспитания

Можно назвать как минимум три причины, по которым работа  школьной службы примирения может быть встроена в план мероприятий по развитию программно-методического обеспечения здоровьесберегающей и воспитательной деятельности в образовательной организации (далее — ОО):

  • во-первых, это гарантии ОО по охране и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • во-вторых, это необходимость создания комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам развивающей образовательной среды;
  • в-третьих, это открытость для использования в рамках Программ развития ОО с целью их спецификации и отражения деятельности администрации по управлению микроклиматом ОО.

СПРАВКА  

На базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» создана и функционирует Лаборатория медиации. Ее основной задачей является научно-методическое сопровождение медиативных практик в системе общеобразовательных организаций Кировской области. Сотрудники Лаборатории медиации осуществляют экспертизу документооборота школьных служб; консультируют их руководителей; организуют необходимую курсовую подготовку.

Считаем возможными для начальной школы следующий круг проблем школьного объединения по примирению:

  • содействие адекватной самооценке ученика в конфликтной ситуации;
  • объективность суждений педагога о характере учебных затруднений ученика (в ситуациях взаимодействия с родителями);
  • негативные проявления взаимодействия с одноклассниками и др.

Связь работы школьной службы примирения с коллегиальными органами управления ОО

Непременным условием деятельности школьных объединения примирения (если таковые создаются на базе ОО2) является наличие в их составе самих учащихся3. Это обязательно потому, поскольку часть происходящих в ОО конфликтов не осознается взрослыми и содействовать их разрешению могут только сверстники.

Работа школьной службы примирения вправе опираться на авторитет коллегиальных органов управления ОО, в частности, к Совету обучающихся, Управляющему Совету. Сегодня это важно с точки зрения развития государственно-общественного управления (далее — ГOУ) в системе образования в ситуации, когда Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ) участникам образовательных отношений предоставляются широкие возможности участия в управлении ОО (ст. 26) посредством участия в соответствующих коллегиальных органах4.

В любом случае работа школьной службы примирения не должна идти вразрез с позицией действующих в ОО коллегиальных органов управления, даже если эти позиции прямо не отражаются в техниках медиации, применяемых в ходе урегулирования конфликтов.

Отличие работы школьной службы примирения от работы Комиссии по урегулированию споров

Отметим еще один важный момент. Он связан с различением школьных объединений примирения и Комиссии по урегулированию споров.

Комиссия по урегулированию споров, как известно, действует на основании Федерального закона №  273-ФЗ и создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к учащимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45).

У школьного объединения характер разрешаемых конфликтов несколько иной. Это споры и конфликты между:

  • обучающимися; обучающимися и педагогами; педагогами и родителями.

В Концепции развития до 2017 г. сети служб медиации подчеркивается, что «в связи с усиливающимися в РФ миграционными процессами обостряются межнациональные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка существования в многоликом пространстве разнообразных культур»5.

Концепция развития до 2017 г. сети по работе школьной службы примирения разработана с целью создания «благоприятных, гуманных и безопасных условий для полноценного развития и социализации детей всех возрастов и групп», в т. ч. детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением и др.

Восстановительная медиация призвана нейтрализовать издержки карательного правосудия в отношении несовершеннолетних.

Исходя из позиций Федерального закона №  273-ФЗ и предполагаемой модели работы школьной службы примирения, школьная служба и Комиссия по урегулированию споров должны быть разными структурными подразделениями ОО. По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, но в отличие от Комиссии по урегулированию споров деятельность школьных служб примирения больше будет ориентирована не на трудовые, а на социальные, межличностные конфликты. Все это должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения (приложение).

Нормативная база

Помимо выше обозначенных федеральных норм и рекомендаций, при создании школьной службы примирения можно ориентироваться на п. 2 ст. 27 Федерального закона №  273-ФЗ, определяющий, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся». К ним отнесены, помимо прочего, психологические и  социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.

На локальном уровне деятельность школьной службы примирения обеспечивается следующим перечнем нормативных актов и документов:

  • приказом руководителя ОО о создании службы примирения и назначении куратора;договором школьной службы примирения с территориальной службой примирения;
  • положением о школьной службе примирения;формами мониторинга деятельности службы примирения;
  • формой регистрационной карточки процедур медиации;шаблоном примирительного договора;
  • порядком работы и должностной инструкцией медиатора;
  • журналом регистрации конфликтов;иными локальными актами, отражающими специфику целей школьной службы примирения.

При составлении подобных документов на уровне ОО необходимо учитывать Федеральный закон от  27.07.2006 №  152-ФЗ «О персональных данных» и при необходимости запрашивать у родителей (законных представителей) обучающихся разрешение на сбор персональных данных, их систематизацию и обработку, в т. ч. в виде электронных баз данных.

Приложение

Проект Положения о школьной службе примирения

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о школьной службе примирения (далее — Положение, Служба примирения) разработана в интересах участников образовательных отношений ___СОШ ___.
1.2. Служба примирения создается на добровольной основе и осуществляет свою деятельность на основе Устава ___СОШ ___ и настоящего Положения.
1.3. Служба примирения является объединением учащихся и педагогических работников ___ СОШ ___.
1.4. Нормативной правовой основой создания и деятельности службы примирения являются:

  • Конвенция о правах ребенка;Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от  24.07.1998 №  124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (указать уровень образования);
  • Национальная стратегия действий в интересах детей 2012—2017 гг.;
  • Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в т. ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от  30.07.2014 №  1430-р;указать (при наличии) приказ органа исполнительной власти субъекта РФ «О создании служб примирения» (служб школьной медиации);Устав ___СОШ ___;настоящее Положение.

2. Цели и задачи Службы примирения

2.1. Целями Службы примирения являются:

  • содействие в распространении среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения конфликтов;
  • оказание помощи педагогическим работникам, обучающимся и их родителям (законным представителям) в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
  • сокращение издержек административного реагирования на правонарушения несовершеннолетних обучающихся посредством применения процедур медиации.

2.2. Задачами службы примирения являются:

  • организация и проведение примирительных программ (восстановительных медиаций для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
  • проведение просветительских акций, в т. ч. обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
  • содействие в информировании участников образовательных отношений о принципах и ценностях восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности Службы примирения

3.1. Основу деятельности Службы примирения составляют следующие принципы:

  • добровольности участия в процедурах медиации;конфиденциальности процедур медиации;нейтральности медиаторов.

4. Порядок формирования Службы примирения

4.1. В состав Службы примирения могут входить:

  • педагогические работники ___ СОШ ___;обучающиеся ___ СОШ ___.

4.2. Преимущественное право на исполнение функциональных обязанностей руководителя (куратора) Службы примирения имеют социальные педагоги и психологи.
4.3. Руководителем (куратором) службы примирения может быть приглашенный специалист, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
4.4. Функционал лиц Службы примирения регулируется настоящим Положением.
4.5. Функционирование Службы примирения организуется приказом руководителя ___ СОШ ___.
4.6. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
4.7. Вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться внутренними документами Службы примирения (протоколами заседаний и др.).

5. Порядок работы Службы примирения

5.1. Деятельность Службы примирения осуществляется на основе фактов конфликтного характера, информация о которых поступает от участников образовательных отношений.
5.2. В отношении процедур медиации, в которых задействованы несовершеннолетние обучающиеся, требуется согласие родителей (законных представителей) обучающихся.
5.3. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.4. Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в ней.
5.5. В случае если программа восстановительной медиации планируется, когда конфликт связан с уголовными правонарушениями и дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация ОО и родители (законные представители); при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) Службы примирения.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, программа восстановительной медиации проводится с согласия классного руководителя.
5.8. Результаты программ восстановительной медиации фиксируются в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.9. При необходимости Служба примирения передает копию примирительного договора администрации ___ СОШ ___.
5.10. При необходимости Служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
5.11. Руководитель Службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

6. Права Службы примирения 

6.1. Службе примирения предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы ___СОШ ___, такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и др.
6.2. Должностные лица школы оказывают Службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди обучающихся и педагогических работников.
6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация ___СОШ ___ поддерживает участие куратора (кураторов) Службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
6.5. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией ___ СОШ ___ и Службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.6. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем ОО.
7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся по инициативе заинтересованных лиц и одобряются руководителем Службы примирения.
7.3. Настоящее положение согласуется с Советом обучающихся и Управляющим Советом ___СОШ ___.

См.: Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Выпуск 7. М.: Центр «СПР». 2010.

2 С пошаговой инструкцией создания школьной службы примирения можно ознакомиться в электронной системе «Образование» — Примеч. ред.

3 Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

4 Функции коллегиальных органов управления должны быть зафиксированы в Уставе ОО.

Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в т. ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от  30.07.2014 №  1430-р.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль