Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Оценка достижений младших школьников вне учебы: модель «Топ-класса „Радуга“»

  • 1 декабря 2015
  • 69

Проблемы развития личности всегда занимали особое место в отечественной педагогике, однако долгое время включение младшего школьника в творческую деятельность было бессистемным и сформировать целостную картину личностного творческого роста каждого ученика было достаточно сложно.

С введением федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования одним из значимых компонентов образовательного процесса стала внеурочная деятельность начальной школы, соответственно и оценка достижений младших школьников вне уроков. Цель стояла в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) включает индивидуальный учет результатов освоения учащимися образовательных программ в число компетенций образовательной организации (далее — ОО).

Применительно к учету и оценке достижений младших школьников вне учебы вопрос следует ставить как вопрос разработки различных организационных моделей учета, позволяющих варьировать оценочные технологии согласно уровню и целям их применения. На уровне класса или творческого коллектива возможна такая модель учета внеучебных достижений, как «Топ-класса „Радуга“» (автор модели — Спирина Л.А.). Рассмотрим ее подробнее.

Ценность модели «Топ-класса „Радуга“» для оценки достижений младших школьников

Модель учета внеучебных достижений обучающихся класса «Топ-класса „Радуга“» направлена на выявление способностей детей, их развитие и поддержку. Актуальность обусловлена необходимостью развивать и поддерживать не только талантливых детей, но и стимулировать всех школьников к творческой деятельности и успеху, развивать у всех учащихся способность к самореализации и мотивировать их к саморазвитию.

В основе данной модели учета и оценки достижений младших школьников вне учебы лежит использование информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), в т. ч. интернет-порталов. В модели предусмотрены индивидуальные электронные портфолио обучающихся. Электронное портфолио обучающегося — это программный продукт в форме электронной папки, в которой размещены результаты и достижения во внеурочной деятельности конкретного члена классного коллектива и к которой имеется допуск у ученика, родителей и педагога.

 «Топ-класса „Радуга“» — документ в виде таблиц, размещенный на интернет-ресурсе. В него внесен список всех обучающихся в классе и отмечены достижения обучающегося в виде цветового спектра радуги. Эффективность данной модели заключается в отслеживании обучающимися, одноклассниками, родителями и педагогом участия школьников в различных мероприятиях, развитии мотивации учащихся, выявлении приоритетов обучающихся при участии в мероприятиях.

Этапы модели оценки достижений младших школьников «Топ-класса „Радуга“»

На первом (подготовительном) этапе создается база поддерживающих электронных ресурсов, куда входят: аккаунт и диск на интернет-платформе, электронная папка (портфолио для каждого обучающегося), файл-документы для ведения базы достижений, интернет-ресурс для топа достижений.

Второй этап — практический. На нем организуется работа с обучающимися и родителями по мотивации обучающихся к проявлению своих способностей и стремлению к успеху.

Третий этап — корректирующий. Осуществляется корректировка электронного сопровождения модели учета и оценки достижений младших школьников вне учебы и плана мероприятий. Подводятся предварительные итоги ведения топ-класса, корректируется план мероприятий и сам электронный продукт.

Четвертый — этап рефлексии. Его цель — определить эффективность (или отсутствие таковой) модели учета внеучебных достижений обучающихся класса. На этом этапе обсуждаются положительные и отрицательные стороны топа; вносятся изменения и предложения в саму модель учета внеурочных достижений учащихся класса.

Риски реализации модели оценки достижений младших школьников «Топ-класса „Радуга“»

По ходу реализации модели «Топ-класса „Радуга“» не исключены отдельные риски, которые могут быть решены разными способами (табл. 1)

Таблица 1

Риски реализации модели «Топ-класса „Радуга“»

Риски Способы нейтрализации
Отсутствие необходимых ИКТ-компетенций у педагога, родителей и обучающихся Обучение педагогов. Создание наиболее простых и удобных форм учета внеучебных достижений и электронных документов по сопровождению.
Работа педагогов с родителями, консультации родителей.
Знакомство обучающихся с классным интернет-ресурсом и электронной папкой. Обучение работе с электронным портфолио при содействии взрослых в домашних условиях
Сложности в создании критериев оценивания достижений обучающихся Выработка критериев оценивания достижений обучающихся совместно с обучающимися и родителями с учетом уровня достижения и затрат
Эмоциональное напряжение среди обучающихся Включение мероприятий, в которых могут проявить себя все обучающиеся класса, повышать мотивацию всех обучающихся через создание «ситуации успеха».
Выявление способности обучающихся и рекомендация обучающимся участвовать в мероприятиях, которые соответствуют их способностям

Таким образом, рассмотренная в настоящей статье модель учета и оценки достижений младших школьников характеризуется принципами ориентации на личностные достижения учащихся и развития у них навыка самоанализа, способствующего самоопределению. Это позволяет характеризовать представленный опыт как основу мониторинга при построении образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на самореализацию школьников и педагогов, а с другой — на удовлетворенность родителей (законных представителей) ходом и результатами образовательного процесса, становление полноценной системы социального партнерства.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.