Конкурентные преимущества дополнительного образования педагогических работников

169

Конкурентные преимущества дополнительного образования

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от  04.09.2014 №  1726-р, дополнительное образование имеет ряд преимуществ перед другими видами формального образования (рис. 1). Но при этом ужесточаются требования к повышению квалификации педагогов.

Конкурентные преимущества дополнительного образования педагогических работников

Рис. 1. Конкурентные преимущества дополнительного образования

Повышение профессиональной компетентности педагога образовательной организации

В условиях новых государственно-общественных требований, предъявляемых к дополнительному образованию, одной из ключевых проблем является управление профессиональным развитием педагога, создание соответствующего профессионального стандарта педагога.

Здесь кроется целый ряд противоречий:

  • между необходимостью обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагога образовательной организации (например, отсутствием базового педагогического образования);
  • традиционными для образовательной организации (далее — ОО) методами управления педагогическими кадрами и объективной необходимостью изменения этих методов в соответствии с  программно-целевым подходом в дополнительном образовании педагогических работников (написание программ развития кадрового потенциала);
  • проектированием кадровой политики ОО и обеспечением права педагогов;
  • необходимостью создания на институциональном уровне условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога образовательной организации и отсутствием системы работы в этом направлении у администрации ОО;
  • необходимостью персонификации процесса повышения квалификации и мотивации педагогов к саморазвитию и самообразованию и неразработанностью внутрикорпоративной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в ОО;
  • существующими формальными подходами к мотивации и стимулированию труда педагогов и потребностью в индивидуализации методов управления профессиональным развитием педагогических работников внутри ОО через переход на новую систему оплаты труда и внедрение механизмов рейтингования педагогических работников в зависимости от показателей эффективности.

Теоретическая часть методического занятия «Профессиональная компетентность педагога образовательной организации»

В статье предложен вариант организации методического занятия «Профессиональная компетентность педагога образовательной организации» в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов с использованием активных методов обучения, что продиктовано необходимостью формирования мотивации к творческому педагогическому труду, качественному исполнению своих должностных обязанностей педагогами дополнительного образования.

Этапы занятия дополнительного образование педагогических работников:

1. Разделение на команды.

Теоретическая часть занятия начинается с распределения на команды, которое происходит с помощью методического приема «Радуга». Всем участникам предлагается вытащить из стаканчика цветной карандаш и, взаимодействуя с другими участниками занятия, составить команду — семицветную радугу. Если учебная группа невелика (до 15 чел.), методический прием можно изменить и предложить разделиться по цветам: обладатели фиолетовых карандашей относятся к «фиолетовым», синих — к «синим» и т. д.

2. Интеллектуальная разминка. 

Ведущий, для того чтобы настроить участников методического занятия на активную познавательную деятельность, предлагает легкую интеллектуальную разминку «Команды как молекулы» (видоизмененный вариант игры «Люди как молекулы»). Командам раздается комплект карточек, на которых изображен химический элемент и соответствующее ему описание (рис. 2). Необходимо составить молекулу, которая будет характеризовать команду (возможно, это будет эквивалент девиза команды).

Конкурентные преимущества дополнительного образования педагогических работников

Рис. 2. Карточки для интеллектуальной разминки «Команды как молекулы»

На выходе должно получиться примерно следующее:

  • H2O — участники команды очень легкомысленные и активные;
  • Cl2 — очень серьезные, настроенные только на победу;
  • AuSb — духовно богатые, но материально несчастные;
  • Fe2O — трудолюбивые в квадрате и активные вполне и др.

3. Проектирование компетентностной модели в дополнительном образовании педагогических работников.

После того, как команды себя идентифицировали, им предлагается построить собственную компетентностную модель педагога дополнительного образования. Задания необходимо выстраивать от простого к сложному. Так как в конце занятия слушателям предлагается проектное задание, то на первых этапах занятия задания должны быть простыми и легкими для выполнения. Поэтому самую элементарную компетентностную модель педагога строим по простому принципу — необходимо перечислить десять личностных качеств и десять профессионально-значимых качеств хорошего педагога дополнительного образования. На выполнение задания командам дается не более 5 мин, после чего необходимо по очереди озвучить получившийся перечень компетентностей. Командам важно внимательно слушать выступления коллег, чтобы в своем выступлении уже не повторять те качества, которые были названы.

После того, как задание выполнено, ведущий методического занятия рассказывает о тех компетентностях педагогических работников, которые используются при проведении квалификационных испытаний, напримерКонкурентные преимущества дополнительного образования педагогических работников:

  • в области постановки целей и задач педагогической деятельности;
  • мотивации образовательной деятельности;
  • обеспечения информационной основы деятельности;
  • разработки и реализации дополнительной образовательной программы;
  • организации образовательной деятельности и т. д.

После чего ведущий дает определение профессиональной компетентности педагога образовательной организации, раскрывает ее основные составляющие, излагает подходы к ее оценке. В завершении теоретической части занятия командам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога?
  • Каково, на ваш взгляд, значение аттестации в повышении профессиональной компетентности педагога образовательной организации?
  • Каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?

4. Лекция.

После завершения дискуссии ведущий рассказывает об аттестации педагогических кадров. Особое внимание уделяется порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в соответствии с приказом Минобрнауки России от  07.04.2014 № 276), квалификационным требованиям к педагогу дополнительного образования (приказ Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н) и проекту «Профессионального стандарта „Преподаватель“» (по состоянию на  03.09.2013) (подготовлен Минтрудом России).

5. Психологическая разминка.

Материал получается объемным и чрезвычайно информативным, длительность занятия с ответами на вопросы педагогов о процедуре прохождения аттестации на первую и высшую категории профессиональной компетентности педагога образовательной организации может продолжаться до полутора часов, поэтому этот этап занятия завершается еще одной легкой психологической разминкой. Слушателям предлагается выбрать из пяти фигур: круг, квадрат, зигзаг, треугольник, прямоугольник; изобразить на общем листе команды фигуру под каждого участника, после чего предоставляется возможность ознакомиться с психологической характеристикой, соответствующей той или иной фигуре (рис. 3).

Конкурентные преимущества дополнительного образования педагогических работников

Рис. 3. Материалы для психогеометрического теста С. Деллингер

Подводя итог занятия дополнительного образования педагогических работников,  ведущий напоминает слушателям выявленные ими в ходе дискуссии показатели результативности профессионально-личностного роста педагога:

  • Самоанализ деятельности педагога.
  • Уровень мотивации (мотивацию) педагогов к инновационной деятельности.
  • Представление результатов собственного педагогического роста на региональном и всероссийском уровне.
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства.
  • Научно-методическая и исследовательская деятельность педагогов.
  • Написание научных или научно-методических статей.
  • Подготовка и проведение мастер-класса.
  • Подготовка и проведение открытого занятия.

Практическая часть методического занятия «Профессиональная компетентность педагога образовательной организации»

Слушателям предлагается сделать перерыв на 10 мин., после чего начинается практическая часть методического занятия «Профессиональная компетентность педагога образовательной организации», посвященная оценке эффективности деятельности педагога. Одним из главных критериев оценки эффективности деятельности педагога в соответствии с порядком аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от  07.04.2014 № 276), становится результативность участия педагога в конкурсах профессионального мастерства.

Для педагогов дополнительного образования таких конкурсов с каждым годом становится все больше и больше, но основными, признанными на федеральном уровне, остаются «Сердце отдают детям» и «Воспитать человека». Для организации методического занятия дополнительного образовании педагогических работников мы остановили свой выбор на конкурсе «Сердце отдаю детям».

1. Работа с кейсами.

Командам раздаются кейсы со следующими материалами:

  • положение о Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям»;
  • методическая разработка «Как педагогу дополнительного образования подготовиться к конкурсу?» (по книге Л. Б. Малыхиной «Конкурс? Конкурс… Конкурс! Подготовка к профессиональному конкурсу педагога дополнительного образования»);
  • методическая разработка «Психологическая готовность к конкурсам педагогического мастерства».

2. Дидактическая игра (квест). 

После работы с кейсами предлагается описать свой путь к победе на конкурсе как некий квест. Успешность прохождения различных станций напрямую зависит от целого ряда факторов, например, таких как поддержка команды или финансирование (оплата командировочных расходов и т. п.). Это как путешествие с героем Дж. Барри Питером Пэном по острову Нет- и-не-будет (таблица).

Квесты для дидактической игры «Путь к победе»

Название Задание
Бухта пиратов Подготовка визитной карточки и описания опыта работы (основные разделы и аннотации к ним)
Лагуна русалок Подготовка самопрезентации «Мое педагогическое кредо»
Утес Череп Защита дополнительной образовательной программы
Стоянка индейцев Разработка технологической карты открытого занятия
Дом потерянных мальчишек Разработка технологической карты мастер-класса

Итогом работы команды становится защита проекта. Одна команда иллюстрирует путь к победе в виде карты, другая — изображает звезду на крыше королевского замка и описывает свой путь от подножия (подготовки визитной карточки, эссе и пакета документов для заочного тура) до вершины центральной башни (финала конкурса и победы). Участники третьей команды (если в ее составе есть педагоги с техническим складом ума) описывают свой путь в виде пошагового алгоритма, не изобилующего визуальными образами, или же, как коллеги из биологического центра, изображают путь к победе в виде цикла роста дерева, на сук которого встает конкурсант и дотягивается до звезды на небе (до победы).

Какой бы образ ни выбрали участники командной игры — любой приветствуется и помогает в решении следующих задач:

  • развитие мотивации к творческой реализации личности;
  • знакомство с положением о конкурсе «Сердце отдаю детям»;
  • обмен опытом между слушателями (в т. ч. участниками конкурсов профессионального мастерства);
  • развитие коммуникативной компетентности педагогов;
  • развитие компетентности в области проведения нетрадиционных учебных занятий (методики помогает освоить дополнительное профессиональное образование педагогических работников).

Для подведения итогов дидактической игры участникам предлагается ответить на вопросы:

  • Какой квест кажется наиболее сложным для прохождения?
  • Какой квест кажется наиболее простым? Почему?
  • Стали бы вы обращаться за помощью при подготовке к конкурсу?
  • Кого бы вы попросили помочь?
  • Какую дополнительную поддержку вы бы хотели получить при подготовке к конкурсу?

3. Рефлексия эмоционального состояния завершает занятие.

Проводится с помощью картинки «Инь и Ян»Конкурентные преимущества дополнительного образования педагогических работников (рис. 4.). Инструкция: внимательно посмотрите на эту сложную фигуру. Постарайтесь, глядя на картинку, отрешиться от всех мыслей и полностью расслабиться. Ваша задача — уловить движение, присущее этой фигуре. В какую сторону она движется? Нарисуйте стрелку. Возможно, вы не уловите никакого движения, такое мнение тоже имеет право на существование.

Конкурентные преимущества дополнительного образования педагогических работников

Рис. 4. Материалы для рефлексии эмоционального состояния участников занятия

Подводя итоги работы с картинкой, ведущий предлагает слушателям ознакомиться со следующим ключом к нему:

  • Если вы считаете, что фигура пребывает в состоянии покоя, т. е. не движется, то это признак затишья, наступившего в вашей жизни. Вы можете и сами не подозревать о том, что замерли на месте в раздумьях, куда идти дальше. Определитесь, к чему вы стремитесь, и сделайте шаг вперед.
  • Если вы считаете, что фигура двигается влево, т. е. день надвигается на ночь, то это значит, что вы полны надежд и светлых планов на будущее, в вас кипят силы, ваша жизненная энергия бьет ключом.
  • Если фигура движется вправо, т. е. ночь надвигается на день, то это говорит о затруднениях, которые вы испытываете в данный момент жизни. Вероятно, для вас наступил не самый лучший период, вас мучают сомнения, вы подолгу обдумываете каждый свой шаг на жизненной тропе. Вы боитесь сделать ошибку, но не волнуйтесь, как бы ни была темна ночь, день все равно наступит, наберитесь терпения.
  • Если вам кажется, что фигура движется вверх, то это говорит о вашем желании что-то исправить в своей жизни. Вероятно, вы считаете, что совершили в  чем-то ошибку и переживаете из-за этого. Однако ваши страдания очистят вашу душу и дадут вам возможность начать все заново.
  • Если фигура движется вниз, то это признак того, что вам непременно нужно отдохнуть и почерпнуть энергию из мира вокруг вас.
  • Если вы уверены в том, что данная фигура раскачивается из стороны в сторону или вращается (танцует), т. е. движется то вправо, то влево, это признак гармоничной, развитой натуры. Ваша чувственность наполняет вашу жизнь бодростью и оптимизмом, вы никогда не унываете долго, предпочитая действие размышлению. Ваша личность привлекает к вам людей, и потому вас не страшит одиночество.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль