Организация обучения детей с ОВЗ

226

Роль растрового редактора в организации обучения детей с ОВЗ

Если задать поисковый запрос «компьютерная графика» в сети Интернет, то можно ознакомиться с целым рядом документов, которые расскажут любому пользователю о популярности данного направления. Чаще всего под компьютерной графикой понимают автоматизацию процессов подготовки, преобразования, хранения и воспроизведения графической информации с помощью компьютера. Графическая информация — модели объектов и их иллюстрации. Самым главным правилом, которое реализуется во взаимодействии с компьютерной графикой, можно назвать следующее: чем ярче компьютерная графика, тем больше шансов привлечь к себе внимание в любой сфере (реклама, мультфильмы, печатные издания, сайты, оформление документов, странички в социальных сетях и т. п.). Это же правило реализуется в образовательной деятельности любого обучающегося и детей с овз.

В статье речь пойдет о возможностях использования модульной программы «Работа в растровом редакторе Gimp» в качестве примера организации обучения детей с ОВЗ, а именно для конструирования:

программы дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ); внеурочной деятельности — организации проектной деятельности обучающихся (в информационных, социальных, творческих проектах) и формирования компонентов компетенции в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в процессе реализации развития универсальных учебных действий (далее — УУД).

Растровый редактор

Для графических файлов можно использовать GIMP (расшифровывается как GNU Image Manipulation Program) — многоплатформенную программу, относящуюся к свободному программному обеспечению, которое легко можно использовать в проекте обучения детей с ОВЗ.

СПРАВКА

Свободное программное обеспечение (англ. free software, также software libre или libre software) означает обеспечение, пользователи которого имеют права («свободы») на его неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) и распространение копий и результатов изменения. Если на него есть исключительные права, то свободы объявляются при помощи свободных лицензий.
Движение в поддержку свободного программного обеспечения зародилось в 1983 г., когда Ричард Столлман сформировал идею о необходимости дать программную свободу (англ. software freedom) пользователям. В 1985 г. Р. Столлман основал фонд, чтобы обеспечить организационную структуру для продвижения своей идеи.

В проектной деятельности обучающихся, в том числе для организации обучения детей с ОВЗ, можно использовать множество функций работы с графическими файлами. Изменять их, ретушировать фотографии, делать коллажи разного уровня сложности (от использования простых геометрических фигур до техники скрапбукинга), преобразовывать формат и т. п. Поисковый запрос «Гимп» в Интернете даст возможность понять самое главное — «это свободный графический редактор, который поддерживает больше тридцати форматов графических файлов, умеет использовать слои, маски, фильтры и режимы смешивания. Его арсенал удобен для цветокоррекции и прочей обработки.  Благодаря удобному интерфейсу и приятным особенностям, научиться использовать этот редактор очень легко». Сайты www.gimp.ru и www.progimp.ru помогут не только понять, насколько он полезен, но и скачать его для установки на свой персональный компьютер.

Как учителю использовать растровый редактор в организации обучения детей с ОВЗ

Существует несколько профессионально обусловленных причин для учителя освоить растровый редактор:

графическое сопровождение открытых мероприятий: открытый урок, занятие внеурочной деятельностью, мастер-класс на семинаре и т. п. Для таких мероприятий чаще всего необходимо подготовить буклет, презентацию, раздаточный материал присутствующим коллегам;оформление конкурсных презентаций любого уровня: начиная от презентаций обучающихся (представление которых тоже чаще всего сопровождается презентацией, особенно если конкурс предполагает защиту на очном этапе) и завершая профессиональными конкурсами для педагогов, участие в которых предполагает представление опыта профессиональной деятельности или портфолио, презентации (визитки и т. п.), приложения в виде методических разработок конкурсанта, а также хорошей портретной фотографии конкурсанта, которую можно ретушировать с помощью редактора графики.

Это минимальный набор причин. Можно назвать и еще одну: в ряде регионов для прохождения аттестации педагогом готовится материал на бумажных носителях, демонстрирующих различные направления его деятельности. Весь аттестационный материал можно эстетично оформить с помощью графического редактора.

Безусловно, возникает вполне закономерный вопрос о том, зачем тратить усилия и делать коллажи самостоятельно, если можно воспользоваться готовыми шаблонами (используя, например, MO PowerPoint и МО Publisher)? В этой ситуации целесообразно вспомнить простое правило, которое реализуется в подготовке любых материалов, в том числе и проектов по обучению детей с ОВЗ, для экспертной оценки: чем ярче компьютерная графика, тем больше шансов привлечь к себе внимание в любой сфере. Под словом «яркая» (применительно к компьютерной графике) можно понимать следующее значение: выразительная, производящая сильное впечатление; выдающаяся в  каком-либо отношении, наглядная, убедительная. Безусловно, можно предложить учащимся воспользоваться коллекцией шаблонов и тем для Office Online (презентаций, публикаций, листов MO Word и т. п.). Учитывая, что конкурсные презентации представляет не один учитель, шансы посмотреть десятки одинаково оформленных материалов у экспертов, оценивающих профессиональный конкурс, значительно увеличиваются. Индивидуальность, эксклюзивность оформления с точки зрения графики приветствуется при проведении любых конкурсных мероприятий и дает педагогу (их автору) шанс быть замеченным. Может возникнуть и другой вопрос: зачем использовать простой графический редактор (вероятно, он  кому-то покажется достаточно примитивным в сравнении с Corel или Adobe Systems Incorporated), если есть возможность оформления в более профессиональном? Использование Adobe Photoshop онлайн или установка Adobe Photoshop на персональный компьютер поможет решить проблему. Но если у автора конкурсных материалов во время их подготовки нет качественного доступа в сеть Интернет или нет возможности приобрести лицензию, то стоит задуматься о свободно распространяемом аналоге.

Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ

Касаясь вопроса организации образовательной деятельности обучающихся и направлений деятельности учителя по организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ, стоит рассмотреть процесс разработки и реализации курса дистанционного обучения с использованием растрового редактора.

Дистанционное обучение

Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий регламентируется ст. 16 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые <…> с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся, что особенно удобно в рамках реализаций проектов по обучению детей с ОВЗ.

Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) представляет собой систему, к которой относятся:

самостоятельное изучение электронных материалов в процессе использования персонального компьютера, планшета, мобильного телефона и проч.;консультирование у удаленного эксперта; объединение сообщества пользователей для виртуальной учебной деятельности, использование электронных учебников (при этом общение с преподавателем не исключается).

Электронное образование отличается свободой доступа к обучающим материалам, неограниченным временем доступа, максимальной адаптацией под возможности обучающегося содержательной части обучающих материалов. Также дистанционное обучение абсолютно не зависит от расстояния между обучающимся и учителем (обучающими материалами). Именно по этим причинам дистанционное обучение становится все более популярным, в т. ч. для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

Дистанционный проект обучения детей с ОВЗ

Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ в дистанционной форме учитель может организовать следующим образом:

как систему онлайн-занятий;дистанционный курс;интеграцию очной и дистанционной форм обучения.

Выбор модели онлайн-занятий определяется целями, задачами и спецификой деятельности участников. Онлайн-модель предполагает использование программ для общения в сети Интернет, например Skype. Для организации офлайн-занятий и при использовании дистанционных курсов часто используют систему управления обучением Moodle.

Реализация технологии обучения детей с ОВЗ «Работа в растровом редакторе GIMP» проходит дистанционно с помощью программы Skype и не предполагает самостоятельного изучения обучающимся с ОВЗ каких-либо тем, т. к. на каждом занятии отрабатываются практические навыки обращения с разными функциями, и во время их обработки педагогу лучше видеть рабочий стол обучающегося (для этого используется функция «демонстрация экрана» в Skype). Кроме онлайн-занятий, обучающемуся требуется подготовка к проектной работе, которая включает поиск информации и графических файлов для ее последующего оформления во время занятия.

В структуре дистанционного обучения подобные занятия можно классифицировать как онлайн-занятия или систему «дистанционный репетитор» («дистанционный учитель», «онлайн-репетитор», «учитель онлайн» и др.).  Такая система отлично подходит для организации обучения детей с ОВЗ. Занятие проводится индивидуально с каждым учащимся. Во время онлайн-занятия вместе с обучающимся с ОВЗ (по желанию или необходимости) присутствует его родитель (законный представитель).

Обращаем внимание, что для реализации курса используется достаточно простое программное обеспечение, находящееся в свободном доступе, — GIMP и Skype.

Программа курса «Работа в растровом редакторе GIMP» была реализована в течение трех лет (с 2013 по 2015 г.) на базе ГОУ «Тульский областной центр образования».

С целью внедрения дистанционного образования обучающихся с ОВЗ (направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование») в 2009 г. в Тульской области на базе ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» был основан «Центр дистанционного образования детей-инвалидов» (выделены средства бюджета области и привлечены средства федерального бюджета). По состоянию на  01.01.2015 в ГОУ «Тульский областной центр образования» обучается 336 детей-инвалидов.

Прием обучающихся с ОВЗ в ГОУ «Тульский областной центр образования» осуществляется на основании заявления родителей (или законных представителей) с предоставлением следующих документов: свидетельства о рождении ребенка; заключения отдела областной психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ ТО ТОЦ ДиК «Помощь»; заключения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» о признании ребенка инвалидом; справки об обучении на дому, выдаваемой организацией здравоохранения; справки о разрешении использовать компьютерную технику в образовательном процессе на дому, выдаваемой организацией здравоохранения. Между ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» и родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ заключается договор об организации обучения на дому с применением дистанционных образовательных технологий3 и выдается необходимая для этого компьютерная техника. Также компьютерная техника выдается учителям, реализующим образовательные программы.

Курс «Работа в растровом редакторе GIMP» для обучающихся с ОВЗ реализован как дополнительная общеобразовательная программа4. Образовательная деятельность в рамках освоения этого курса направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ (подготовка иллюстраций разного размера и формата); профессиональную ориентацию учащихся (существует возможность дальнейшего освоения различных форм работы с компьютерной графикой и (или) выбора профессии, связанной с компьютерным дизайном); обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда учащихся. Курс представлен для учащихся с ОВЗ, имеющих сохранный интеллект. Примерное тематическое планирование представлено в приложениях 1–3.

Проектная деятельность как часть организации обучения детей с ОВЗ

Содержание онлайн-занятий с использованием Skype в рамках данного курса можно разделить на три блока:

1-й блок — поисковый. Включает:

знакомство с понятием «свободное программное обеспечение»;поиск сайтов, где можно скачать последнюю версию, а также сайтов, где можно скачать файлы для оформления; поиск информации для содержания проектной работы (если в ее структуре предполагается включение достаточно большого текстового фрагмента).

2-й блок — технический. Связан с установкой и настройкой. Включает:

информацию об интерфейсе; информацию, необходимую для понимания правил оформления коллажа: знание сочетаемости цветов и оттенков (формирование понимания контрастных и аналоговых цветов), цветовых схем (комплиментарной триадной цветовой схемы, двойной разделенной контрастной) и др.

Для реализации содержания технического блока можно использовать (выборочно) информацию сайта www.lookcolor.ru (названия оттенков цвета и образцы иллюстраций) и любые таблицы сочетания цветов.

3-й блок — проектный. Посвящен планированию и подготовке проектов. Краткое описание содержания каждого из них представлено в таблице.

Примеры организации проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ на  онлайн-занятиях

Проект

Комментарии к оформлению и содержанию проекта

Календарь

Лист формата А4 в альбомном развороте, на котором размещены изображения (фотографии, декоративные элементы, фон и т. п.) и календарная сетка.
Тематическую подборку элементов календаря определяет учащийся. Примеры:
• город, в котором я живу (любимый город, Тула оружейная и т. п.);
• мои друзья;
• мой домашний питомец (кот, собака и др.);
• герои любимых мультфильмов;
• породы собак и кошек;
• техника (космические корабли, автомобили, мотоциклы и др.)

Открытка

Два листа формата А4 в альбомном развороте, каждый из которых разделен направляющими на две части (открытка складывается вдвое, изображение печатается на каждой из сторон).
Примеры тем:
• День России;
• Новый год;
• День защитника Отечества;
• Международный женский день;
• Первый день весны;
• День смеха (1 апреля)

Буклет, складывающийся втрое

Два листа формата А4 в альбомном развороте, разделенные направляющими по предполагаемым линиям сгиба буклета. Буклет оформляется в течение IV четверти, поэтому его содержание целесообразно посвятить Великой Отечественной войне. Конкретную тему буклета формулирует учащийся, исходя из собственных интересов.
Примеры тем буклетов, подготовленных учащимися:
• «Брестская крепость»;
• «Знамя Победы»;
• «Тот самый длинный день в году…" (посвящен творчеству К. М. Симонова);
• «Военная песня» (песни времен Великой Отечественной войны, их авторы);
• «Т-34 — танк-легенда»;
• «Собаки-саперы»

Страницы фотоальбома

Несколько листов формата А4 (ориентация страниц по выбору обучающихся (портрет или альбом), оформленных семейными фотографиями и декоративными элементами, подобранными в соответствии с временами года (весна, лето, осень, зима)). Для оформления используются скрап-наборы (архивы с текстурами, виньетками, цветами, лентами, листьями, архитектурными объектами или предметами интерьера в едином стиле). Учащиеся работают в технике скрапбукинг, перенесенной из области рукодельного искусства по изготовлению и оформлению семейных или личных фотоальбомов в графический редактор

Рекламная листовка

Два листа формата А5 (для последующей двусторонней печати).
Тематика определяется обучающимися. Примеры:
• реклама группы «ВКонтакте», популяризирующая любимых актеров театра и кино;
• реклама хобби (бисероплетение, оригами, уход за домашними животным и т. п.);
• привлечение внимания общественности к проблемам граждан с ОВЗ (например, листовка о Всемирном дне распространения информации о проблеме аутизма) и т. п.

Ретуширование фотографии

Учащийся самостоятельно подбирает фотографию для ретуширования по следующим критериям: наличие на фотографии лица человека крупным планом, возрастных изменений кожи (морщины, пигментация, акне и т. п.), наличие на изображении замятий и царапин, порванная и склеенная со смещением фрагментов фотография и др.

Страницы портфолио

Возможно оформить портфолио в GIMP, подготовленное в течение двух лет освоения программы использования растрового редактора, а также оформить портфолио работ и достижений в образовательной деятельности, в области дополнительного образования (танцы, кружок актерского мастерства и др.). Направление портфолио определяет учащийся вместе с родителями (законными представителями). Для оформления страниц используются скрап-наборы

Шаблон презентации

Проект совмещает использование растрового редактора (оформление слайдов для шаблона, оформление отдельных слайдов как коллажей) с работой в редакторе презентаций (выбор редактора зависит от программного обеспечения персонального компьютера обучающегося). Содержание презентации целесообразно (по согласованию с обучающимся и его родителями (законными представителями) определить в соответствии с учебным предметом и темой, в рамках которых необходимо подготовить презентацию (например, «Внутренние воды Евразии»))

Визитная карточка

Цели создания и назначение визитной карточки. Ошибки в оформлении визиток. Правила оформления визитных карточек

Предлагаемое примерное тематическое планирование (приложения 1–3) дает возможность конструировать содержание курса в зависимости от целей учителя, понравившихся направлений деятельности учащихся и количества часов, отведенных на реализацию курса. Например, при планировании программы внеурочной деятельности.

Приложение 1

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ проекта обучения детей с ОВЗ - курса «Работа в растровом редакторе GIMP», 1-й год обучения (35 ч)

1. Первое знакомство с GIMP (2 ч). Понятие свободного программного обеспечения. Обзор сайтов, посвященных растровому редактору. Скачивание последней версии GIMP и установка на персональный компьютер. Запуск программы. Главные окна. Панель инструментов. Создание черно-белого изображения с выделенным цветным объектом. Поиск фонов и клипарта для того, чтобы сделать коллажи в сети Интернет. Формат изображения. Разрешение. Сочетаемость цветов. Таблицы сочетаемости цветов. Многообразие оттенков и их названий.

2. Проект «Календарь» (14 ч). Поиск изображений для подготовки проекта «Календарь» по выбранной учащимся тематике. Создание новых файлов в GIMP (формат А4, ориентация: портрет, альбом). Поставка изображений (скопировать и вставить и т. п.). Инструменты преобразования (перемещение, выравнивание, вращение, масштаб). Слои (свойство слоя, перемещение слоев). Инструменты кисти (ластик и др.). Импорт шрифтов. Текст (с использованием календарной сетки). Экспорт файла в формат tiff. Печать без полей.

3. Проект «Поздравительная открытка» (6 ч). Выбор тематики открытки. Поиск фонов и клипарта для создания коллажей в сети Интернет. Работа с декоративными рамками в формате png. Создание новых файлов в GIMP. Поставка изображений (перетащить и бросить, скопировать и вставить и т. п.). Инструменты преобразования (перемещение, выравнивание, вращение, масштаб, искривление, перспектива, отражение). Слои (группировка и перемещение слоев). Инструменты кисти (параметры инструмента ластик, параметры инструмента штамп). Текст. Импорт шрифтов. Инструменты выделения (прямоугольное выделение, эллиптическое выделение, свободное выделение (лассо), выделение связанной области (волшебная палочка), умные ножницы). Экспорт файла в формат tiff и jpeg. Печать без полей.

4. Проект «Буклет, складывающийся втрое» (13 ч). Подготовка двустороннего буклета в графическом редакторе. Определение содержания. Разметка страницы для буклета (сетка и направляющие, выравнивание объекта по направляющим). Создание фона в GIMP (текстуры, градиенты, палитры). Инструменты цвета (цветовой баланс, тон, насыщенность, яркость, контрастность). Диалоги о содержании изображения (диалог выбора цвета фона и переднего плана, диалог выбора кисти, диалог выбора текстуры, диалог выбора градиента, диалог выбора палитры, диалог выбора шрифта). Копирование текста. Набор текста. Размещение текста на страницах буклета. Иллюстрирование буклета. Обработка изображений с помощью фильтров. Экспорт файла в формат tiff.

№ занятия

Содержание

1. Первое знакомство с GIMP (2 ч)

1

Свободное программное обеспечение. Скачивание и установка растрового редактора GIMP. Запуск программы. Главные окна. Панель инструментов

2

Создание черно-белого изображения с выделенным цветным фрагментом

2. Проект «Календарь» (14 ч)

3

Поиск изображений в сети Интернет для коллажа «Календарь» (фоны)

4

Поиск изображений в сети Интернет для коллажа «Календарь» (элементы для создания коллажа в формате png)

5

Создание новых файлов в GIMP. Поставка изображений

6

Композиция коллажа «Календарь». Перемещение слоев

7

Перемещение слоев, изменение размера, вращение (работа с композицией)

8

Удаление областей цвета из активного слоя (инструмент ластик)

9

Размещение декоративных элементов (изменение размера, масштабирование слоев, перспектива)

10

Цветовой баланс элементов календаря, изменение слоя (зеркало)

11

Поиск шрифтов в сети Интернет для создания календарной сетки. Загрузка и установка шрифтов

12

Создание календарной сетки. Инструмент текст

13

Создание календарной сетки (размер шрифта, сглаживание, цвет)

14

Корректировка календарной сетки (оформление названий месяцев)

15

Корректировка календарной сетки (цвет шрифта, выключка, сглаживание)

16

Завершение работы с календарем. Экспорт файла в формат tiff. Печать (выбор режима печати)

3. Проект «Поздравительная открытка» (6 ч)

17

Поиск клипарта для создания открытки в сети Интернет

18

Работа с декоративными рамками. Поставка изображений

19

Инструменты преобразования слоев (работа с композицией открытки)

20

Работа с композицией открытки (плоская заливка слоя, трансформация по рамке, наклон, вращение слоя)

21

Слои. Инструменты кисти. Заливка фона, выбор текстуры

22

Ластик. Инструменты выделения (удаление областей цвета из активного слоя). Экспорт файла в формат tiff или jpeg. Печать открытки

4. Проект «Буклет, складывающийся втрое» (13 ч)

23

Двусторонний буклет А4, складывающийся втрое. Создание файла. Разметка (сетка и направляющие)

24

Поиск графического материала в сети Интернет

25

Поиск текстового материала в сети Интернет

26

Подготовка текста буклета (работа с содержанием)

27

Набор, копирование, вставка и форматирование текста

28

Создание фона (заливка, режим заливки, тип заливки), поставка текстуры

29

Размещение текста. Инструмент текста

30

Размещение текста (цвет шрифта, выключка, сглаживание)

31

Иллюстрирование буклета (расстановка слоев)

32

Иллюстрации и декоративные элементы (стопка слов, прозрачность)

33

Обработка изображений (тон, насыщенность, яркость, контрастность)

34

Размещение декоративных элементов (рамок, подложек, виньеток) в соответствии с содержанием

35

Экспорт файла в формат tiff или jpeg. Печать буклета

Приложение 2

Примерное планирование тем проекта обучения детей с ОВЗ в рамках курса «Работа в растровом редакторе GIMP», 2-й год обучения (35 ч)

1. Панель инструментов в GIMP (2 ч). Запуск программы. Панель инструментов. Знакомство с основными инструментами выделения фигур (прямоугольное, эллиптическое, смежных областей, по цвету), изменение масштаба изображения, перемещение, выравнивание — расстановка слоев или объектов, вращение слоя, масштабирование слоя, наклон, перспектива, отражение, деформация, создание текста, заливка цветом, градиентная заливка, стирание кистью, рисование планшетных штрихов, работа штампом и т. д.)).

2. Проект «Страницы фотоальбома» (14 ч). Использование техники скрапбукинг для работы в растровом редакторе. Поиск скрап-объектов для коллажа «Страницы фотоальбома» в сети Интернет. Создание новых файлов в GIMP (формат А4, ориентация: портрет, альбом). Поставка изображений (скопировать и вставить и т. п.). Инструменты преобразования. Слои. Импорт шрифтов. Работа с декоративными скрап-объектами в формате png. Композиция коллажа — размещение слоев ( скрап-объектов и фотографий) на странице фотоальбома. Экспорт файлов в формат tiff, выбор настроек печати.

3. Проект «Рекламная листовка» (10 ч). Поиск изображений для подготовки проекта «Рекламная листовка» по выбранной учащимся тематике. Подготовка текста для рекламы объекта. Создание фона в GIMP (текстуры, градиенты, палитры). Инструменты цвета. Диалоги о содержании изображения. Копирование текста. Набор текста. Размещение текста на страницах рекламной листовки. Иллюстрирование рекламной листовки. Обработка изображений с помощью фильтров. Экспорт файла в формат tiff, печать.

4. Проект «Ретуширование фотографии» (9 ч). Выбор объекта для ретуширования ( черно-белой или цветной фотографии с дефектами — царапинами, пятнами, эффектом красных глаз и т. п., выбор для ретуширования фотографии человека с возрастными изменениями (морщинами, пигментными пятнами и проч.)). Сканирование изображения. Поставка изображений. Инструменты преобразования. Слои. Инструмент штамп, параметры инструмента штамп. Маска слоя. Экспорт файла в формат tiff или jpeg, печать.

№ занятия

Содержание

1. Панель инструментов GIMP (2 ч)

1

Работа с основными инструментами GIMP (выделение фигур, изменение масштаба изображения, перемещение, выравнивание, вращение слоя)

2

Масштабирование слоя, наклон, перспектива, отражение, деформация, создание текста, заливка цветом, градиентная заливка, стирание кистью, рисование планшетных штрихов, работа штампом

2. Проект «Страницы фотоальбома» (14 ч)

3

Техника скрапбукинг. Поиск скрап-объектов для создания коллажа «Страницы фотоальбома» в сети Интернет

4

Создание новых файлов в GIMP (формат А4, ориентация: портрет, альбом). Поставка изображений (скопировать и вставить и т. п.)

5

Слои коллажа «Страницы фотоальбома» (свойство слоя, перемещение слоев)

6

Работа с элементами коллажа. Инструмент зеркало

7

Масштабирование слоев в коллаже

8

Трансформация слоев для оформления страницы коллажа

9

Функции инструментов (наклон и вращение) в коллаже

10

Способы выделения частей изображения (прямоугольное, эллиптическое, свободное) и удаление фрагментов

11

Градиентная заливка фона

12

Коррекция с помощью штампа

13

Штамп по перспективе

14

Выборочное осветление и затемнение изображения

15

Фильтры: тень

16

Коррекция недочетов при подготовке коллажа «Страницы фотоальбома». Экспорт файлов в формат tiff, печать

3. Проект «Рекламная листовка» (10 ч)

17

Поиск изображений для подготовки проекта «Рекламная листовка» по выбранной учащимся тематике

18

Подготовка текста для рекламы объекта

19

Создание фона в GIMP (текстуры, градиенты, палитры)

20

Инструменты цвета (цветовой баланс, тон, насыщенность, яркость, контрастность)

21

Диалоги о содержании изображения (диалог выбора цвета фона и переднего плана, диалог выбора кисти)

22

Диалог выбора текстуры

23

Размещение текста на страницах рекламной листовки

24

Обработка изображений с помощью фильтров

25

Фильтры: выделение края, шум, декорация

26

Коррекция недочетов при подготовке коллажа «Рекламная листовка». Экспорт файла в формат tiff, печать

4. Проект «Ретуширование фотографии» (9 ч)

27

Основные критерии выбора фотографий для ретуширования

28

Работа с затемненными изображениями

29

Цветокоррекция кожи на фотографии

30

Сглаживание морщин в портретной ретуши

31

Удаление царапин с фотографии

32

Коррекция и восстановление склеенных фотографий

33

Изменение цвета губ в портретной ретуши

34

Изменение цвета глаз в портретной ретуши

35

Коррекция эффекта красных глаз

Приложение 3

Примерное планирование тем проекта обучения детей с ОВЗ в рамках курса «Работа в растровом редакторе GIMP», 3-й год обучения (35 ч)

1. Панель инструментов и окна в GIMP (2 ч). Запуск программы. Панель инструментов. Работа с основными инструментами (выделения фигур (прямоугольное, эллиптическое, смежных областей, по цвету), изменение масштаба, перемещение, выравнивание — расстановка слоев или объектов, вращение слоя, масштабирование, наклон, перспектива, отражение, деформация, создание текста, заливка, стирание кистью, рисование планшетных штрихов, работа штампом и т. д.)). Окна. Слои. Стыкуемые диалоги

2. Проект «Страницы портфолио» (14 ч). Использование техники скрапбукинг. Понятие «портфолио» и определение его цели. Поиск скрап-объектов для того, чтобы сделать коллаж «Страницы портфолио» в сети Интернет. Создание новых файлов в GIMP. Поставка изображений. Инструменты преобразования (перемещение, выравнивание, вращение, масштаб, искривление, перспектива, отражение). Слои. Импорт шрифтов. Работа с декоративными скрап-объектами в формате png. Композиция коллажа — размещение фотографий и текста на страницах портфолио. Работа с текстом. Экспорт файлов в формат tiff, печать.

3. Проект «Шаблон презентации» (14 ч). Понятие «презентация». Программы для того, чтобы делать презентации. Возможности растрового редактора для подготовки презентации. Поиск изображений для подготовки проекта «Шаблон презентации» по выбранной учащимся тематике. Подготовка текста для презентации. Оформление слайдов в GIMP. Инструменты цвета. Поставка изображений. Инструменты преобразования. Слои. Особенности размещения текста на слайде. Копирование текста. Набор текста. Иллюстрирование слайда. Экспорт файла в формат tiff. Создание презентации и выбор подготовленных учащимся коллажей для оформления фона слайдов.

4. Проект «Визитная карточка» (5 ч). Цель визитной карточки. Особенности оформления. Основные ошибки в оформлении визитной карточки. Поиск шаблонов оформления в сети Интернет. Разработка шаблона оформления самостоятельно. Поставка изображений. Инструменты преобразования. Слои. Экспорт файла в формат tiff и jpeg, печать.

№ занятия

Содержание

1. Панель инструментов GIMP (2 ч)

1

Панель инструментов. Параметры инструментов.

2

Окна. Стыкуемые диалоги

2. Проект «Страницы портфолио» (14 ч)

3

Техника скрапбукинг. Поиск скрап-объектов для коллажа «Страницы портфолио» в сети Интернет

4

Титульный лист портфолио. Создание файла в GIMP и поставка изображений

5

Работа со  скрап-объектами для создания титульного листа (проектирование композиции)

6

Работа со  скрап-объектами для создания титульного листа (обработка фотографий, рамки)

7

Работа со  скрап-объектами для создания титульного листа (фон, заливка, подложка, рамки)

8

Оформление страниц портфолио (размещение информации об авторе, текста и фотографий)

9

Обработка фотографий на страницах портфолио (инструменты: перемещение, изменение размера, перспектива и др.)

10

Обработка фотографий на страницах портфолио (грамот, похвальных листов: масштаб, трансформация, цветовой баланс)

11

Размещение фотографий (трансформация, наклон, зеркало)

12

Размещение текста. Выбор шрифтов. Форматирование

13

Размер шрифта, сглаживание, цвет, выключка

14

Подготовка проектных работ (слайдов презентаций, коллажей) для размещения в портфолио

15

Подготовка комментария (текста) для проектных работ. Размещение на страницах портфолио

16

Экспорт страниц портфолио в tiff или jpeg. Печать страниц

3. Проект «Шаблон презентации» (14 ч)

17

Понятие «презентация» и программы для ее создания. Возможности растрового редактора для оформления слайдов презентации

18

Поиск изображений для проекта «Шаблон презентации» по выбранной учащимся тематике

19

Подготовка текста проекта

20

Особенности оформления слайда в растровом редакторе и в программе для создания презентации

21

Создание шаблона слайда. Работа со слоями

22

Текстуры и их роль для создания фона слайда

23

Создание схем в GIMP и программе для подготовки презентации

24

Использование цветовых схем программы для создания слайдов

25

Коррекция изображений в GIMP и программе для создания слайдов

26

Инструмент штамп в GIMP

27

Размещение текста: возможности GIMP и программы для создания слайдов

28

Художественное оформление заголовков слайдов в GIMP и программе для создания слайдов

29

Корректура текста. Возможности проверки орфографии в программе для создания слайдов

30

Сохранение файлов в GIMP и программе для создания слайдов в формате tiff или jpeg. Возможности печати слайдов

4. Проект «Визитная карточка» (5 ч)

31

Размеры изображения. Правила оформления визитной карточки

32

Поиск шаблонов визитных карточек в сети Интернет. Разработка шаблона визитной карточки

33

Предотвращение основных ошибок при размещении текста и оформлении

34

Размещение текста. Параметры инструмента текст

35

Коррекция содержания. Сохранение файла в формате tiff или jpeg. Печать


1В 2009 г. — ГОУ «Тульская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида». 
2Приказ департамента образования Тульской области от  05.08.2009 № 1070 «Об организационных мероприятиях по созданию центра по организации дистанционного образования детей-инвалидов» и постановление администрации Тульской области от  21.10.2009 № 817 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Тульской области». Подробнее см.: http://education.tularegion.ru/Деятельность/Приоритетный/Развитие/. 
3 Там же;
4Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утв. приказом Минобрнауки России от  29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль