Развитие УУД в основной школе

1206

Особенности проектирования программ развития УУД в основной школе

Ориентировочный характер развития УУД в основной школе

В пункте 18.2.1 федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897, установлены требования к содержанию программы развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования — всего 11 пунктов. Подчеркнем, что это требования не к «архитектуре», не к последовательности изложения ее разделов, а к содержимому. Поэтому возможны разные варианты ее построения. Самый непродуктивный вариант — механическое копирование примерной основной образовательной программы (далее — ООП) и фрагментов научно-методических пособий. Достоинством является не многословие, а практичность, поэтому важно сделать ее действительно рабочей.

Особенности построения, порядок разработки и принятия ООП регламентируются образовательной организацией (далее — ОО) самостоятельно. Представим один из возможных подходов к разработке структуры и содержания программы развития УУД в основной школе. Обратим внимание на три важных момента.

Во-первых, содержание во многом зависит от социокультурной специфики, статуса конкретной ОО, амбиций ее педагогического коллектива, используемых методических систем, контингента обучающихся и соответствующего опыта учителей. Образовательная организация имеет право корректировать и расширять перечень планируемых результатов обучения, делать больший акцент на ту или иную группу действий. В связи с этим в программу развития УУД  в основной школе обязательно должны вноситься необходимые изменения.

Во-вторых, нужно учитывать институциональную систему обучения, в рамках которой происходит реализация. Так, в системах обучения, основанных на индивидуальных образовательных программах1, промежуточные этапы развития УУД в основной школе соотносятся не с классами, а с этапами (в этом случае в таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД у обучающихся» слова «в  5-6-х, 7-8-х, 8-9-х классах» нужно заменить фразой «на  1-м, 2-м, 3-м этапах»). Каждому ученику ставятся разные по уровням развивающие задачи, исходя из достигнутых им результатов. Можно и в  классно-урочной системе придерживаться уровней и ставить дифференцированные развивающие задачи хотя бы для относительно разных групп учащихся. Однако далеко не каждый учитель готов и может так работать, что говорит о серьезных ограничениях классно-урочной системы в индивидуализации обучения и непрерывном образовании учебных действий — и предметных, и универсальных.

В-третьих, в ходе преломления программы развития УУД в основной школе в рабочие программы изучаемых предметов целесообразно в последние включить колонку «Образовательная деятельность (типовые задачи, методы и формы организации учебной работы учащихся)». А поскольку нужные действия складываются не за одно занятие, стоит выделять отдельную группу для серии занятий. Такое планирование позволит упорядочить постановку необходимых развивающих и воспитательных задач урока, не упускать из виду уже сформированное и продолжать его совершенствовать.

Автор выражает признательность учителям разных районов и городов Красноярского края, принявшим активное участие в обсуждении разработанной программы развития УУД в основной школе. Практика подскажет, что в ней следует изменить, дополнить, уточнить. Мы не претендуем на всю полноту охвата. Надеемся, что этот вариант будет мотивировать на новые идеи и дополнения.

Программа сопровождается пояснительной запиской. В ней можно указать:

нормативно-правовую основу разработки программы;ее цели и задачи, ее место и роль в реализации требований ФГОС;определение понятия действий, характеристику их видов и функций;перечень разделов.

Планирование главного раздела программы развития УУД в основной школе

В процессе проектирования раздела «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития универсальных УУД у обучающихся» необходимо учесть ряд особенностей.

Во-первых, детализирован состав необходимых действий — они представлены операционально, т. е. через действия учащихся, которые можно надежно опознать. При этом вначале указаны требования ФГОС основного общего образования к личностным и метапредметным результатам, сформулированные на уровне целей-ориентиров, а затем следуют формулировки конкретных действий. Не используются глаголы типа «знать», «понимать», «уметь», т. к. результаты должны быть видимыми и измеримыми.

Во-вторых, выделены этапы — они показаны в динамике усложнения от класса к классу. Это позволяет задать логику процессу достижения предполагаемых образовательных результатов. Необходимые действия соотнесены с рекомендуемыми типовыми задачами выработки и развития УДД в основной школе, методами и формами организации образовательной деятельности обучающихся, показана связь с содержанием изучаемых предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью. Табличный формат — своеобразный конструктор, из которого учитель сможет выбирать, копировать только те колонки, которые ему нужны для непосредственной работы в том или ином классе. При описании этапов формирования рекомендуем придерживаться следующего порядка:

конкретизировать планируемые результаты к окончанию основного общего образования, взятые за основу из примерной ООП;определить фактическую сформированность универсальных учебных действий к началу получения основного общего образования (это необходимо для обеспечения преемственности на разных уровнях общего образования);определить промежуточные состояния в обарзовании и развитии УУД в основной школе.

В каждой группе целесообразно выделить ядро — определить действия, первостепенные для обучающихся данного класса. Усложнение от класса к классу осуществляется по разным основаниям:

состав (планируется поэтапная отработка микроумений — операций);этапы развития:
— выполнение учебного действия по образцу;
— осуществление указанного (предложенного) способа действия при решении учебной задачи;
— выбор и применение определенного способа с ориентацией на цель и условия учебной задачи;усложнение предметного материала;усложнение приемов рассуждения;усложнение используемых средств;степень совместности выполнения (под руководством взрослого, совместно со сверстниками или индивидуально).

Выбор того или иного основания определяется особенностями УУД.

Типовые задачи для формирования и развития УУД в основной школе

Становление познавательных действий во многом связано с содержанием курсов, например, тема « 1-е, 2-е, 3-е склонение имен существительных» органично подходит для формирования умения классифицировать. Однако не стоит пытаться установить абсолютную связь с содержанием изучаемых тем. Так, становление личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется главным образом благодаря взаимодействию участников образовательной деятельности в основной школе, использованию специальных методов и форм организации учебной работы учащихся. Выполнение учащимися универсальных учебных действий не должно быть подменено их созерцанием, изучением историй чьих-либо действий (даже в самом художественном и интересном описании). Вот почему образовательным ситуациям и формам деятельности следует уделить особое внимание.

Для отражения типовых задач по формированию и развитию УУД в основной школе, связанных с содержанием школьных предметов либо с образовательными ситуациями, в таблице предназначен столбец «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Типовые задачи обозначены посредством наименования упражнений, заданий, методов и форм учебной работы.

Отдельные «мелкие» результаты, обозначенные в ООП, представлены нами в столбце «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Они являются средством достижения крупных результатов, относительно которых задана динамика их усложнения. Эта графа открыта для дополнения, в связи с чем целесообразно провести ряд методических разработческих семинаров как в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации в ОО, так и для педагогических работников разных ОО (города, региона и т. п.). Подобрать типовые задачи поможет анализ используемых учебников и дидактических материалов.

Программа развития УУД в основной школе

Пример пояснительной записки

Пояснительная записка

Программа развития УУД направлена на конкретизацию требований ФГОС основного общего образования к достижению метапредметных и личностных результатов применительно к особенностям образовательного процесса в ОО и служит основой для разработки рабочих программ всех школьных предметов, курсов.

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для формирования у учащихся, осваивающих уровень основного общего образования, способности к самостоятельному целеполаганию, планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества. В соответствии с указанной целью программа развития УУД для учащихся в основной школе, осваивающих уровень основного общего образования, определяет следующие задачи:

организация взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей по развитию УУД учащихся 5-9-х классов;реализация подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, появление у них культуры исследовательской и проектной деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в т. ч. на материале содержания школьных предметов;обеспечение преемственности и особенностей развития УУД при переходе от уровня начального общего к основному общему образованию;конкретизация УУД применительно к отдельным классам (возрастным этапам).

Общая характеристика. В широком смысле УУД — это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД — это совокупность способов действий, способствующих самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений, включая организацию этого процесса.

Функции:

обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, понимание механизмов существования предметов и явлений;являются средством постижения и понимания очередных (других, аналогичных) объектов учебного познания;обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, ставить цели, искать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В развитии УУД в основной школе выделены четыре вида:

личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в т. ч. к выбору направления профильного образования; ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);познавательные (владение основами проектно-исследовательской деятельности; практическое владение методами познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; использование знаково-символических средств, логических действий и операций: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование и др.);коммуникативные (умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного).

Описание разделов

Настоящая программа развития УУД в основной школе состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов развития универсальных учебных действий у обучающихся.
2. Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
3. Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
4. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.
6. Система оценки деятельности ОО по формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.

Планируемые результаты достижения представлены в таблице. Комментарий к таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся»:

1. В  1-й колонке таблицы указана предполагаемая сформированность универсальных учебных действий учащихся к началу обучения в  5-м классе. Это необходимо для обеспечения преемственности на уровнях начального и основного общего образования. Далее представлена динамика — учебные действия конкретизированы применительно к возрастным этапам: 5-6-м, 7-8-м и  8-9-м классам (такое усложнение является ориентировочным, примерным, т. к. в одном и том же классе могут наблюдаться значительные расхождения уровня освоения разными учащимися). Конкретный результат по  какому-либо классу можно корректировать, исходя из особенностей обучающихся и результатов сформированности универсальных учебных действий в предыдущих классах.

2. В таблице показана связь формирования и развития УУД в основной школе с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, приведены типовые задачи формирования и использования универсальных учебных действий, методы и формы организации образовательной деятельности учащихся. Этот перечень открыт, он корректируется в ходе проектирования образовательной деятельности конкретной ОО.

3. Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и обладающие более развитыми способностями. В повседневной практике обучения эта группа универсальных учебных действий не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности этих учебных действий для обучающихся данного возраста (года обучения).

4. Отдельные ячейки в таблице остаются незаполненными. Пустые ячейки в таблице свидетельствуют о том, что формирование и развитие УУД в основной школе начнется на следующем году обучения. В частности, пустые ячейки в колонке о готовности выпускников начальных классов могут свидетельствовать, что определенные универсальные учебные действия не сформированы у общей массы учащихся, учителя могут вносить оперативные уточнения в I четверти 5-го класса по итогам входного мониторинга. Наполнение программы для каждого года обучения во многом зависит от достигнутых результатов формирования универсальных учебных действий на предыдущих этапах, что требует коррекции и конкретизации универсальных учебных действий, отнесенных к тому или иному году обучения. Кроме того, ОО дано право корректировать и расширять перечень универсальных учебных действий, делать больший акцент на ту или иную их группу. Проектирование рабочей программы школы во многом зависит от особенностей ОО, опыта учителей по формированию универсальных учебных действий и т. д. В связи с этим администрацией ОО в программу вносятся необходимые коррективы.

Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся в основной школе

Развитие УУД в основной школе 

* Цели в разделе «Личностные УУД» таблицы определены на основании п. 9 приказа Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

** Формирование регулятивных УУД осуществляется на всех учебных предметах и во внеурочной работе в процессе многократного выполнения соответствующих операций: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем — самостоятельно. Обязательно организуется рефлексия выполнения этих операций. Результаты обсуждаются фронтально (в тех случаях, когда это корректно) или индивидуально с учащимся. А также организуется описание своего опыта для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
*** Цели в разделе «Регулятивные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
**** Цели в разделе «Познавательные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».


1Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. М.: Сентябрь. 2013. Подробнее см.: www.kco-kras.ru.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль