Основные требования к размещению публичного доклада о работе школы на сайте ОО

547

В части обновления нормативно-правового поля информационной открытости внимание следует обратить на изменение ее вектора в сторону регламентации официальных сайтов ОО.

В 2010 г. в рекомендациях по подготовке публичных докладов, направленных письмом Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13–312 «О подготовке публичных докладов» (далее — Рекомендации по подготовке публичных докладов), наличие «сайта учреждения» включалось в содержание раздела «Общая характеристика учреждения» наряду со сведениями о типе, виде, статусе, структуре управления ОО и др.   Отдельных требований к содержанию сайта ОO и размещаемому на нем материалу на тот момент не было.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013  № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в   информационно-телекоммуникационной  сети „Интернет“ и обновлении информации об образовательной организации» дублировало ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ  по перечню сведений, размещаемых на официальном сайте ОО, и задало векторы дальнейших регламентов официальной информации (структура сайта, способы подачи, обновление данных и др.). Также устанавливались требования к языку размещаемой информации, технологическим и программным средствам (доступ к информации; защита от уничтожения, модификации и блокирования доступа к информации; возможность копирования на резервный носитель для восстановления; защита от копирования авторских материалов).

В 2013 г. со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) были установлены основные позиции информационной открытости ОО, и за этим последовало несколько нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию содержания и структуры данных, размещаемых на официальном сайте ОО. Прежде всего это постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в  информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновлении информации об образовательной организации» (далее — Правила размещения информации на официальном сайте ОО).

Специальный раздел сайта ОО

Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 были утверждены требования к структуре официального сайта ОО в  информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем данных. Требования к структуре официального сайта были разработаны в соответствии с позициями Правил размещения информации на официальном сайте ОО и уже детально определяли его структуру и содержание, например, наличие специального раздела сайта «Сведения об образовательной организации», который должен состоять из следующих подразделов:

  • «Основные сведения»;
  • «Структура и органы управления ОО»;
  • «Документы»; 
  • «Образование»; 
  • «Образовательные стандарты»;
  • «Руководство, педагогический (научно-педагогический) состав»; 
  • «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»; «Стипендии и иные виды материальной поддержки»;
  • «Платные образовательные услуги»; 
  • «Финансово-хозяйственная деятельность»;
  • «Вакантные места для приема (перевода)».

Если принять во внимание необходимые элементы информации по каждому из подразделов, то можно заключить, что по отдельным позициям они повторяют структурные компоненты публичного доклада . К примеру, сведения о  материально-техническом обеспечении ОО, оснащении образовательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности и др.

Обязательная и иная информация на сайте ОО

Вместе с тем, несмотря на широту регламентированной Требованиями к структуре официального сайта информации специального раздела сайта ОО, обязательная информация, во-первых, не перекрывает объема информации, рекомендованной ранее для включения в публичный доклад, а  во-вторых, имеет специфическое назначение. Это официальная информация, предназначенная для структурирования и содержательного наполнения сайта ОО в соответствии с действующим законодательством.

Доступ к обязательной для размещения информации согласно Требованиям к структуре официальных сайтов должен осуществляться с главной страницы сайта и из основного навигационного меню. Страницы специального раздела сайта ОО должны быть доступны в   информационно-телекоммуникационной  сети Интернет без дополнительной регистрации, содержать указанную в пп. 3.1–3.11 Требований к структуре официальных сайтов информацию, а также доступные для посетителей сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.

Что касается иной информации, то в п. 2 Требований к структуре официального сайта сказано, что она допускается для размещения «по решению образовательной организации и (или) в соответствии с законодательством РФ».

Публичный доклад о работе школы на сайте ОО

В отличие от отчета о самообследовании, который является обязательным для размещения на сайте ОО, публичный доклад школы, исходя из логики п. 2 Требований к структуре официального сайта, следует относить именно к иной информации, которая размещается, публикуется по решению ОО и (или) ее размещение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Если соотнести создавшуюся нормативно-правовую ситуацию в области информационной открытости ОО с определенной Федеральным законом № 273-ФЗ компетенцией ОО по «разработке и утверждению по согласованию с учредителем программы развития ОО, если иное не установлено настоящим федеральным законом»  , то наиболее очевидным назначением доклада становится отражение результатов.

Независимая оценка качества образования в школе

Значимость доклада в указанном статусе усиливается тенденциями развития независимой оценки качества образования, определенными в письме Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО. Именно в нём, как следует из Методических рекомендаций по проведению НОКО, представители НОКО планируют черпать информацию для проведения необходимых процедур и подведения их итогов в форме рейтингов, ренкингов, таблиц лиг и др.

В Методических рекомендаций по проведению НОКО отмечены следующие формы представления результатов независимой оценки качества образования в школе:

  • рейтинг — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (ОО, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу «от лучших — к худшим»;
  • ренкинг — форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. 

Очевидно, что продуманный и грамотно оформленный доклад может повлиять на выгодные для ОО итоги НОКО. Он должен стать не просто средством диалога участников образовательных отношений, но и инструментом формирования положительной оценки деятельности ОО общественностью, а следовательно, и выводами в рамках процедур независимой оценки качества образования в школе.

Публичный доклад о работе школы

Утверждая отнесенность этого документа к программе развития ОО, примем во внимание, что уже изначально он определялся как «аналитический публичный документ в форме периодического отчета <…> образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения».

Из Рекомендаций по подготовке публичных докладов о работе школы следовало, что доклад отражает основные позиции плана развития ОО и должен содержать:

СПРАВКА

Поэтому в процессе подготовки публичного доклада о работе школы следует руководствоваться принципом аутентичности и изначально определять объем специфической для ОО информации. Под специфической следует понимать информацию, отражающую стратегию и тактику развития ОО в соответствии с ее особыми запросами и возможностями. Специфическая информация, как правило, отражается в миссии ОО.

В каждой из эффективных ОО, как показывает опыт, имеется ясная и сфокусированная цель для всего педагогического коллектива, выражаемая в ее миссии. Согласованное видение коллективом поставленных задач— основа разработки и реализации соответствующих программ. Диктуемая миссией цель позволяет администрации ОО спрогнозировать перспективы и выбрать необходимые управленческие тактики, а партнерам и органам ГОУ — понять место, которое стремится занять ОО на рынке образовательных услуг.

ПРИМЕР

«Наша школа учитывает интересы каждого ученика и создает условия для его самореализации. Мы строим образовательные отношения на принципе конструктивного диалога мотивированных учащихся и талантливых педагогов. Наши выпускники — это самоценные и ответственные люди, имеющие опыт участия в социальных практиках и способные быть активными гражданами своей страны».

Такая миссия будет актуальной в ОО, ориентированных на создание условий для социальных проб учащихся, становления их гражданской идентичности и формирования навыков активной гражданской практики.

Массовый вариант подготовки публичного доклада о работе школы

Такой вариант предполагает, что отдельные содержательные элементы, предложенные Рекомендациями по подготовке документов, «подгоняются» под генеральное направление. Покажем это на примере направления «интеллектуальное развитие и интеллектуальное творчество» (табл. 1).

Таблица 1

Пример содержания публичного доклада о работе школы, подготовленного с сохранением структуры, предложенной Рекомендациями по подготовке публичных докладов

Раздел публичного доклада* Рекомендованные содержательные элементы раздела** Аутентичное содержание согласно генеральному направлению
Общая характеристика ОО Экономические и социальные условия территории нахождения. Характеристика контингента обучающихся (в т. ч. процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; далее — ОВЗ) Внешние факторы определения генерального направления плана развития и факторы информационно-образовательной среды ОО. Результаты изучения запросов и потребностей участников образовательных отношений в части генерального направления ОО
Особенности образовательного процесса Реализуемые образовательные программы***. Содержание части  ООП, формируемой участниками образовательных отношений. Педагогические технологии, формы и методы обучения. Приоритетные направления внеурочной деятельности. Наличие сектора дополнительного образования Связь с ООП определенного уровня общего образования. Краткая характеристика дисциплин и курсов части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, отражающих реализацию генерального направления программы развития. Используемые педагогические технологии. Программы внеурочной деятельности и дополнительные общеразвивающие программы
Условия осуществления образовательного процесса Согласно п. 3.7 Требований к структуре официального сайта**** Акценты на условиях, обеспечивающих реализацию генерального направления программы развития. Дорожная карта и результаты развития отмеченных условий (кадровых, материально-технических)
Образовательные достижения учащихся***** Результаты освоения учащимися ООП общего образования и дополнительных общеразвивающих программ******. Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг Достижения учащихся в рамках генерального направления программы развития. Аналитическая справка по итогам индивидуальных образовательных достижений учащихся
Социальное партнерство, внешние связи ОО Проекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества. Партнеры, спонсоры ОО. Благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает ОО Акценты на социальном партнерстве и внешних связях, обеспечивающих реализацию генерального направления программы развития
Финансово-экономическая деятельность Согласно п. 3.10 Требований к структуре официального сайта с дополнением информации по платным образовательным услугам
Решения, принятые по итогам общественного обсуждения Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются ОО с учетом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего публичного доклада
Заключение. Перспективы дальнейшего развития Подведение итогов реализации плана развития ОО за отчетный год. Задачи реализации плана развития ОО на следующий год и в среднесрочной перспективе. Новые проекты, программы и технологии. Конкурсы, гранты, в которых планируется принять участие в предстоящем году Акценты на итогах и перспективах, соответствующих генеральному направлению программы развития

Экспериментальный вариант подготовки публичного доклада о работе школы предполагает полную самостоятельность в подходах к его структуре. С учетом складывающегося сегодня статуса этого документа его структура должна максимально полно раскрывать деятельность ОО в рамках генерального направления плана развития и детализировать деятельность по обслуживающим ее подпрограммам. Модель обновленного (экспериментального) варианта структуры публичного доклада о работе школы представлена в табл. 2.

Таблица 2

Модель обновленного (экспериментального) варианта структуры публичного доклада

Структурный блок Содержательные элементы
Пояснительная записка Название программы развития ОО и сроки ее реализации. Генеральное направление согласно миссии ОО
Анализ факторов, обуславливающих генеральное направление программы развития ОО Социокультурная и  финансово-экономическая ситуация развития ОО. Характер потребностей участников образовательных отношений и возможности их учета в программе развития. Особенности контингента обучающихся; учет указанных особенностей в содержании программы развития
Ключевые показатели реализации программы развития ОО Основные направления программы развития. Планируемые результаты по каждому направлению. Параметры оценки достижения планируемых результатов
Основные задачи по достижению планируемых показателей Задачи по достижению планируемых результатов. Краткая характеристика выполнения каждой задачи
Результаты реализации программы развития в части изменения материально-технических и кадровых условий образовательного процесса Конкретные достигнутые результаты (фиксируются с использованием количественного и качественного способов предоставления информации). Акценты на результатах, иллюстрирующих реализацию генерального направления программы развития ОО
Социальные эффекты программы развития Описание социальных эффектов в порядке, соответствующем перечню задач программы
Динамика образовательных достижений учащихся Сравнение стартовых (на начало реализации программы развития) и итоговых (на выходе из периода реализации) результатов диагностики образовательных достижений учащихся*
Выполнение плана финансово-экономических работ по обеспечению программы развития Объем и источники финансирования программы развития. Распределение объема финансирования по срокам и направлениям реализации. Сравнительный анализ индивидуальных образовательных достижений учащихся на входе и выходе из периода реализации
Заключение Уровень достижения результатов программы развития (краткая качественная характеристика). Социальные эффекты реализации программы развития:
• эффекты для микросоциума (коллектива ОО);
• эффекты для информационно-образовательной среды ОО (включая условия осуществления образовательного процесса). Дальнейшие перспективы развития ОО, вытекающие из полученных результатов. Наиболее значимые перспективные мероприятия. Очередные направления и задачи развития ОО

* Делается выборка определенного контингента обучающихся, актуальная с точки зрения генерального направления программы развития ОО.

Итак, подготовка публичного доклада о работе школы — необходимый с точки зрения развития ОО аналитический документ, размещаемый на официальном сайте ОО; сроки размещения публичного доклада — не позднее 1 августа (в соответствии с Рекомендациями по подготовке публичных докладов);публичный доклад согласуется с учредителем ОО и органом ГОУ; согласно Требованиям к структуре официальных сайтов этот документ размещается как «иная информация»; его технические характеристики размещения на сайте ОО такие же, как у информации, обязательной для размещения.

В качестве вывода еще раз подчеркнем, что в сложившейся ситуации нормативно-правового регулирования информационной открытости ОО (особенно с позиций Требований к структуре официальных сайтов) разработка и размещение на сайте ОО публичного доклада обязательны настолько, насколько обязательным руководство ОО считает ее развитие, поступательно осуществляемое с учетом внешней среды и специфики образовательной системы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль