Управление качеством образования через профессиональное управление ресурсами

1420

Одной из приоритетных задач в сфере государственной политики в области образования в РФ является обеспечение высокого качества. Новые требования к качеству общего образования в современной России определяются следующими факторами:

  • развивающаяся организационная структура социальной сферы, общественного и материального производства, которая требует формирования и развития у обучающихся способности к постоянному овладению разнообразными компетенциями, обучению в течение всей жизни;
  • ориентация социальной политики российского государства на всестороннее развитие человеческого капитала, что требует введения новых активных форм организации образовательного процесса, основанных на  системно-деятельностном подходе;
  • всестороннее внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление экономическими и социальными объектами, что неизбежно влечет за собой потребность в достижении обучающимися необходимого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями;
  • решение задачи создания равных стартовых возможностей для обучения детей из семей, имеющих разный социальный статус, а также для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.

Все это определяет необходимость единых требований к качеству общего образования и эффективности профессионального управления ресурсами и процессами, обеспечивающими выполнение в полном объеме предъявленных требований.

Профессиональное управление человеческими ресурсами ОО

Управление качеством серьезно повышает функциональность всей системы руководства — регламентацию коммуникаций, взаимодействие между руководителем, работниками образовательной организации (далее — ОО), всеми участниками образовательных отношений. При этом все более серьезные требования предъявляются к профессиональной компетентности всех работников ОО, управленцев и педагогов, чья деятельность подвергается анализу, системной и объективной оценке.

Анализ состояния кадрового ресурса системы образования г. Москвы указывает на значительный профессиональный потенциал московского учительства. В последние годы был скомплектован стабильный учительский коллектив столицы. Однако данный факт стал входить в противоречие с механизмами управления, в которых до недавнего времени (до 2010 г.) отсутствовала прозрачность образовательной системы, ясность взаимоотношений родителей и работников ОО и их мотивация — те основные позиции, которые в значительной мере определяют успешность использования существующего кадрового ресурса ОО. Ведь не секрет — профессиональное управление педагогическим коллективом
администрацией ОО определяет качество образования. Выше профессионализм администрации, эффективнее руководство кадрами, выше качество работы.

Качество образования конкретного ученика в первую очередь зависит от его мотивации. Главное — потребность человека научиться. В этом контексте качество следует рассматривать как степень соответствия полученных образовательных результатов существующим потребностям. Говоря о мотивации, отметим, что она зависит от очень многих факторов. Мотивировать учащегося может грамотный педагог, заинтересованный в образовательных результатах обучающихся. Поэтому важно, чтобы в каждой ОО были высококвалифицированные и ориентированные на успех ученика учителя. Профессиональное управление ресурсами определяет качество работы педагогического коллектива и обеспечивает высокий уровень образовательных результатов учеников.

Составляющие системы профессионального управления ресурсами

Что же следует понимать под профессиональным управлением ресурсами? На наш взгляд, это процесс, который необходим и ориентирован на реализацию поставленных образовательных целей и задач, достижение планируемого за счет оптимального использования имеющихся ресурсов. В данном случае ресурсы (кадровые, учебно-методические, материально-технические, финансово-экономические и др.) — это условия, позволяющие с помощью ряда преобразований получить желаемый результат. 

Составляющие процесса:

1. Руководитель ОО. В масштабах ОО профессиональное управление ресурсами осуществляет ее руководитель. Сегодня он является специалистом по политике качества образования в школе с высокой ответственностью за результат своей деятельности и деятельности работников ОО, профессионалом, умеющим создать условия для развития структуры управления, а также эффективным организатором работы управленческой команды. Хотелось бы подчеркнуть, что руководитель нового поколения — это еще и генератор всех идей по развитию своей ОО или организатор такой генерации. Он руководит большим количеством людей, большими ресурсами, сложными процессами, публичной информацией и, что самое важное, результатами организации.

Говоря о развитии руководящих кадров в столичном образовании, важно отметить, что сама система образования г. Москвы является средой для роста профессиональных управленцев нового поколения. Сегодня ключевая цель московского образования — это увеличение вклада системы в рост конкурентоспособности г. Москвы. Реализация такой цели возможна лишь при условии авторитетности системы образования в городе.

Обращаясь к этимологии понятия «авторитет», мы выходим на ключевой признак этого понятия — влияние. То есть в широком смысле авторитет — это общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Такие сущностные характеристики понятия «авторитет» могут стать ядром параметров, которыми можно, например, измерять авторитетность1:

  • результативность или качество образовательной системы в целом;
  • солидность, многофункциональность, масштабность ОО, составляющих систему;
  • узнаваемость, публичность людей, работающих в системе образования;
  • самостоятельность образовательных организаций. Синонимом слова «самостоятельность» могут быть понятия «зрелость», «взрослость»;
  • надежность, устойчивость организаций, составляющих образовательную систему в целом.

2. Профессиональный коллектив. Безусловно, в современной ОО должен быть профессиональный коллектив единомышленников, каждый из которых решает отдельную задачу, но все они ориентированы на достижение совместного результата. Результат — это продукт взаимодействия обучающегося со всем педагогическим коллективом ОО, образовательной средой. Чтобы быть современным учителем, необходимо уметь организовать учебное занятие с использованием эффективных технологий и инновационного оснащения, сформулировать учебную проблему так, чтобы она стала мотивирующим фактором для побуждения обучающегося к учению и дальнейшему развитию. Важно, что педагоги имеют доступ к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам.

3. Методическая служба, сопровождающая профессиональное развитие педагога и способная оказать адресную помощь. Такой подход более эффективен по сравнению с тем, когда учитель сидит в группе обучающихся на курсах повышения квалификации, и та проблема, в которую его погружают, не является его личной профессиональной проблемой. Профессиональный коллектив крупного комплекса — это самообучающаяся организация. Педагоги учатся друг у друга, у руководителей, у партнеров, овладевают навыками в специальных ОО или приглашают внешних специалистов для обучения сотрудников комплекса. Только профессиональный управленец (руководитель) способен сформировать такую команду, которая, в свою очередь, станет важнейшим ресурсом для развития ОО и достижения высокого качества образования.

4. Единый центр управления. Подчеркнем, что сегодня ОО — это, кроме всего прочего, юридическая и  финансово-хозяйственная структура. В таком комплексе формируется единый центр управления, консолидирующий все новые возможности для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Но важнейшим элементом системы остается управленческая команда. Не только директор, а именно команда, имеющая систему сдержек и противовесов в лице управляющих советов и профсоюзов.

5. Родительская общественность, безусловно, является значимым ресурсом. Мотивация родителей — фактор, обеспечивающий конкурентоспособность ОО. Управляющие советы, в состав которых входят родители, получают полномочия рассмотрения кандидатур будущих руководителей ОО. Их мнение учитывается Департаментом образования г. Москвы при назначении руководителя на должность. Вместе с полномочиями появляется и ответственность за качество управления.

Специальные организации для профессионального управления ресурсами образования

В столице постепенно формируется механизм подготовки управленческого корпуса нового поколения с высокой степенью ответственности за результат своей профессиональной деятельности, складывается система повышения квалификации руководителей.

С сентября 2015 г. в системе городского образования на базе ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования» начал функционировать Центр решения управленческих задач. Основные направления его работы:

  • анализ деятельности и оценка рабочих результатов руководителей ОО;
  • анализ профессиональной деятельности и оценка рабочих результатов управленческих команд;
  • выявление профессиональных дефицитов руководителей ОО и управленческих команд;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов управленцев.

Такой гибкий учебный ресурс поможет руководителям, управленческим командам и кадровому резерву точно и в краткие сроки восполнить свои профессиональные дефициты.

Еще одним инструментом формирования управленческих кадров нового поколения, который доказал свою надежность и результативность в системе столичного образования, стал клуб директоров московских ОО.

Клубная работа является фактически моделью неформального образования, которая в данном случае может рассматриваться в качестве инструмента повышения эффективности профессиональной деятельности управленцев, это наглядная модель профессионального управления ресурсами. Руководители или кандидаты в руководители ОО г. Москвы имеют возможность непосредственного профессионального общения в рамках тематических клубов (клуба молодых директоров школ, клуба «Будущий директор», клуба действующих директоров со стажем и опытом, которые по отношению к молодым выступают в роли экспертов).

Форма проверки руководителей для профессионального управления ресурсами

Абсолютная открытость и прозрачность образовательной системы г. Москвы требует особой формы аттестации руководителей ОО. Данная процедура проводится с целью подтверждения соответствия занимаемой должности руководителя и включает в себя три основных этапа:

  • анализ аттестационных материалов;
  • квалификационные испытания в автоматизированной системе;
  • вынесение решения аттестационной комиссией.

В соответствии с Порядком руководители и кандидаты на должность проходят квалификационные испытания в форме тестирования.

Тестирование проводится по пяти модулям инвариантной и вариативной частей:

Инвариантная часть:

  • «Государственная политика в сфере образования»;
  • «Правовые основы управления»;вариативная часть:
  • « Финансово-экономические основы управления»;
  • «Деловое администрирование»;
  • «Образовательные технологии»;
  • «Функциональные обязанности в административной команде ОО»;
  • «Обеспечение безопасности образовательного процесса»;
  • «Организация образовательного процесса»;
  • «Использование информационных систем в управлении ОО»;
  • «Организация финансово-хозяйственной деятельности ОО».

Набор вариативных модулей не является постоянным. Квалификационные испытания действующих руководителей и кандидатов проходят в автоматизированной системе.

Далее руководители и кандидаты на эту должность приглашаются на открытое заседание государственной аттестационной комиссии. Трансляция заседания в сети Интернет обязывает выступающих к серьезной аргументации и обоснованию своих профессиональных амбиций.

Такое профессиональное управление ресурсами на уровне ГО Москва уже демонстрирует результаты. Приказом департамента образования г. Москвы от  30.04.2015 № 201 утвержден новый порядок проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных ОО, подведомственных департаменту образования г. Москвы (далее — Порядок). Порядок вступил в силу с  01.09.2015. 


СПРАВКА
Ежегодный рейтинг составляется на основе данных о результатах деятельности ОО столицы, содержащихся в информационных системах ДО г. Москвы, поэтому не требует дополнительного сбора информации. Критерии рейтинга ежегодно утверждаются Экспертным советом по Государственной программе г. Москвы на среднесрочный период (2012—2016 гг.) «Развитие образования города Москвы („Столичное образование“)».


Изменения направлены на оптимизацию процедуры аттестации, сокращение временных затрат и регламентацию действий всех участников данного процесса, начиная с подачи заявления на аттестацию и заканчивая собеседованием с аттестационной комиссией. Целенаправленно повышается ответственность руководителя за свою аттестацию и соответственно за ее итоги.

В ходе аттестационных процедур профессиональная деятельность руководителя анализируется по результатам деятельности ОО, отраженной в представлении работодателя. Аттестационная справка формируется после подачи заявления на основе информации, полученной из  информационно-аналитических систем департамента образования г. Москвы, и информации, внесенной самим аттестуемым. Показатели результативности деятельности ОО рассматриваются в соответствии с критериями построения рейтинга московских ОО

Для руководителей, входящих в рейтинг и занимающих с  1-го по  300-е места, установлены некие преференции:

  • с  1-го по  20-е место — без тестирования;
  • с  21-го по  70-е место — тестирование по одному модулю «Государственная политика в сфере образования»;
  • с  71-го по  170-е место — тестирование по двум модулям: «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления»;
  • с  171-го по  300-е место — тестирование по трем модулям: «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления» и по одному из вариативных модулей.

Основные принципы профессионального управления ресурсами образования

Управление качеством образования не ограничивается внутренними механизмами профессионального управления ресурсами. Помимо самостоятельности ОО в управлении образовательным процессом, система образования г. Москвы строится на принципах:

  • Равнодоступность ресурсов для развития.
  • Совместная ответственность департамента образования г. Москвы и ОО, ориентированная на новые результаты.
  • Открытость и прозрачность системы.
  • Единица управления — ОО.
  • Выбор ОО — за московской семьей.

Реализация этих принципов уже сегодня обеспечила новые результаты столичного образования и подтверждает, что профессиональное управление ресурсами эффективно. Об этом свидетельствуют результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах. Если в 2010 г. количество московских ОО, подготовивших призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее — ВсОШ), было 74, то в 2014 г. их стало 145, а 2015 г. дал рекордные показатели — 181 ОО. Команда московских школьников в 2015 г. на ВсОШ по 21 предмету принесла 583 диплома, 124 человека из числа учащихся заняли первые места. Каждый третий победитель ВсОШ в 2015 г. — московский школьник, что составляет 33,4% (таблица).

Результаты ВсОШ

Таблица
Скачать в .docx

Результаты ВсОШ Период
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Всего победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ 278 319 333 320 369 583
Количество ОО, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ 74 86 126 128 144 181
Количество победителей заключительного этапа ВсОШ 73 76 74 84 123 124
Доля ОО, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ 5% 6% 10% 12% 17% 28%
Доля ОО, подготовивших победителей и призеров регионального этапа ВсОШ 27% 33% 39% 56% 75% 95%

Нельзя обойти вниманием тот факт, что в рейтинг Минобрнауки России (топ-500) лучших ОО страны2 в 2013 г. вошли 83 московские ОО, а в рейтинг 2014 г. — 126.

Оценка эффективности профессионального управления ресурсами

Завершая разговор об управлении качеством образования через профессиональное управление ресурсами ОО, скажем несколько слов об оценке эффективности такого управления. Как оценить эффективность управления образовательным комплексом? Эта задача по силам триединому коллективу: администрации, педагогам и родительской общественности. Интегративным показателем эффективного управления является увеличение количества учащихся, которые желали бы учиться именно в этих ОО. Сегодня доля московских жителей, выбирающих ОО в микрорайоне, продолжает расти. Так, например, если в 2012 г. эта доля составила 32%, то в 2015 г. она достигла 74%. Этот показатель убедительно свидетельствует о том, что московские семьи выбирают учебные заведения в районе своего проживания, т. к. широкий перечень их потребностей удовлетворяется многомерным спектром предложений крупных ОО.

Возможность выбора обучающимися ОО меняет содержание стратегических мероприятий педагогических коллективов: на педагогических советах уже не будут обсуждать, как избавиться от учащихся, имеющих низкие показатели качества образования. Главным вопросом повестки дня педсовета станет реализация механизма привлечения обучающихся в образовательный комплекс. Так появляется новый характер взаимоотношений микрорайона и ОО. Образовательная организация — открытая система, и оценивать ее должны не только чиновники, не только педагогическое сообщество, но и общественные организации, родители, дети.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ОО получили больше свобод. Кроме того, что ОО свободны в определении содержания, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими программам, руководитель ОО несет персональную ответственность за принятые им решения финансово-экономического, кадрового характера и т. д. Свобода без профессионализма — это безответственность не только в образовательном процессе, но и в управлении ресурсами. Свобода действий и ответственность за результаты — главный вектор деятельности руководителя ОО нового поколения.

Завершая статью, хочется подчеркнуть, что повышение качества образования — это ответ на вызовы нашего времени, растущие потребности государства, общества, семьи в сфере образования. Решить эту задачу можно только совместно, объединяя усилия органов исполнительной власти, педагогических коллективов, общественности, родителей в оптимизации органов управления в сфере образования. В этом залог успеха общей работы по достижению нового качества образования в каждой ОО.


1Калина И.И. Пять параметров авторитетности образовательных организаций г. Москвы // Из стенограммы выступления на встрече с руководителями образовательных организаций г. Москвы. 15.01.2015.

2Ежегодно НОУ «Московский центр непрерывного математического образования» при  информационной  поддержке Группы РИА Новости и «Учительской газеты», при содействии Минобрнауки России представляют перечень 500 лучших ОО, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль