Предметные недели в школе: технология организации и примеры проведения

346

Один из способов повысить интерес учащихся к обучению — провести предметные недели в школе, которые объединяют содержание учебных дисциплин и способствуют формированию картины мира (целостного, панорамного взгляда на мир и человека). Это сплачивает разновозрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Также неделя химии в школе пробуждает интерес к этой науке, выявляет одаренных учащихся, воспитывает у слабоуспевающих веру в свои силы, возможности. Предложенные рекомендации могут оказать методическую помощь заместителю руководителя ОО, курирующему естественно-математический цикл предметов, учителю.

Специфика и прогнозируемый результат предметной недели химии в школе

Очень важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься выбранным предметом на каждом уроке. У многих заинтересованность дисциплиной перерастает в глубокий и стойкий интерес к этой науке. Формирование познавательных интересов и активизация личности — процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес повышает активность, а повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Повышения познавательной активности можно достичь только при целостном подходе к урочной и внеурочной деятельности.

Предметные недели  в школе как интеграция урочной и внеурочной деятельности достаточно привычны для любой ОО. Как правило, это некий набор мероприятий с уклоном либо в гуманитарную, либо в  естественно-математическую, либо в иную образовательную область. Их проведение всегда требует усиленной подготовки от организаторов, предполагает активное участие и взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности.

Актуальность проведения предметной недели в школе заключается в том, что она способствует расширению и обогащению приобретенного учебного опыта. Создаются условия и возможности применения знаний и навыков, что обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Вырабатываются такие качества, как активность, целеустремленность, чувство ответственности. Сущностью предметной недели в школе является создание эффективной системы взаимодействия учащихся и учителей, направленной на развитие творческих способностей, изменение восприятия учебных предметов, пропаганду престижа знаний, формирование у учеников целостной картины мира.

Являясь естественным продолжением учебной деятельности обучающихся на уроках предметная неделя в школе при этом имеет свою специфику и прогнозируемые результаты. Её специфика заключается в обеспечении перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Это уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески всем ее участникам.

Прогнозируемые результаты проведения предметных недель в школе:

1. На уровне социума:

  • улучшение имиджа ОО; 
  • расширение сетевого взаимодействия.

2. На уровне ОО:

  • формирование творческой команды учеников и учителей;
  • пополнение методической базы по предмету(ам);
  • развитие банка образовательных технологий, повышающих качество образовательных результатов.

3. На уровне администрации:

  • представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы;
  • подготовка материалов к публикации.

4. На уровне обучающегося — совершенствование личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

  • умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания;
  • организовывать взаимодействие со сверстниками и учителем, с разновозрастной группой обучающихся;
  • выполнять требования к представлению работы;
  • планировать конечный результат работы и представлять ее в вербальной форме;
  • вносить коррективы в ранее принятые решения, оценивать результаты;
  • искать и находить необходимую информацию самостоятельно и др.

5. На уровне педагога:

  • совершенствование условий формирования и развития личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;
  • помощь обучающимся в проявлении своих способностей при освоении учебной дисциплины;
  • совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение мероприятий.

6. На уровне родителей:

  • формирование мотивации к сотрудничеству с педагогическим коллективом ОО;
  • повышение степени включенности родителей в образовательную деятельность.

Цели и задачи предметной недели химии в школе

К основным задачам относятся формирование познавательного интереса у обучающихся, изменение восприятия учебных дисциплин и расширение картины мира.

Формировать у школьников устойчивый познавательный интерес необходимо ради закрепления отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. Продуманная предметная неделя в школе дает прекрасную возможность изменить восприятие содержания учебных дисциплин обучающимися, показать известные учебные дисциплины не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного). Курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Седмица, посвященная конкретной дисциплине может помочь сформировать и расширить картину мира. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины (например, русский язык, физика, биология, литература, история), являются одной из необходимых составляющих предметной недели в школе.

Задачи:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • повышение интереса обучающихся к изучению учебной дисциплины;
  • формирование и развитие универсальных учебных действий (далее — УУД): целеполагания, мотивации, самоопределения, рефлексии;
  • проведение нетрадиционных уроков и внеурочных занятий творческой направленности;
  • интеграция творческих способностей учащихся и учителей через коллективные и индивидуальные виды деятельности;
  • формирование банка педагогических технологий для преподавания дисциплины;
  • формирование целостного взгляда на мир и человека.

Основные принципы предметной недели в школе

В соответствии с выбранной тематикой, целями и задачами формируется перечень мероприятий, которые должны обеспечивать реализацию следующих основных принципов проведения:

1. Принцип средового подхода. Образовательная среда — это комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате создания которых происходит развитие и становление личности. Образовательный процесс всегда проходит в определенном социальном и  пространственно-предметном окружении, качество которого влияет на развитие участников этого процесса. Именно на создание определенной образовательной среды направлена вся работа.

2. Принцип событийности. Предметная неделя рассматривается как неординарное событие для каждого школьника. Поэтому для достижения событийности необходимо включение учащихся в разработку и реализацию запланированных мероприятий.

3. Принцип универсальности ведущей проблемы. Выбираемая тема предметной недели в школе должна соответствовать следующим требованиям:

  • актуальность для современного школьника;
  • сензитивность для возраста;
  • универсальность рассмотрения ее контекстов для всех возрастов.

4. Принцип влияния на самоопределение ученика. Исходным условием самоопределения является способность к сознательному выбору цели и средств ее достижения; в качестве объекта цели выступают отдельные жизненные сферы, а на более высоком уровне — жизнедеятельность в целом. Самоопределение учащегося внутри предметной недели в школе происходит постепенно, от класса к классу. Главное в категории самоопределения — это выбор. Поэтому внутри данной деятельности ему должна быть предоставлена максимальная возможность выбирать: задание, сложность, уровень активности, степень включенности и др.

СПРАВКА
Сензитивность (от позднелат. sensitivus — чувствительный) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности.

5. Принцип значимости для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ученика. В ОО обучение по индивидуальному учебному плану в настоящий момент является актуальной задачей (например, именно построение индивидуального образовательного маршрута лежит в основе концепции профильного образования). Предметную неделю в школе следует рассматривать не только как возможность выбрать свой профиль (вертикальный образовательный маршрут), но и как возможность понять себя, свои интересы, а также культурные нормы и ценности общества (горизонтальный образовательный маршрут).

6. Принцип познавательности. Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предмет и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ученика постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам активно ищет. При этом поисковая деятельность обучающегося ведется с увлечением, обучающийся испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на мышление, воображение, память, внимание, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

7. Принцип массовости. Предусматривает активное участие в событиях недели  химии в школе всех желающих, а также родителей школьников.

8. Принцип заинтересованности. Заинтересованность на начальном этапе изучения предмета перерастает в интерес учащихся к этой науке лишь после практических занятий в  8-9-х классах. И, конечно, никогда не надо забывать о следующих вещах:

  • создание и поддержание доверительной позитивной атмосферы на каждом уроке, способствующей укреплению заинтересованности в предмете;
  • постоянное поддержание авторитета учителя.

Последнему способствует изложение материала в интересной форме (ярко, красочно, содержательно, со множеством опытов и экспериментов, использование занимательной деятельности, игр, викторин, турниров, тестов, работы в группах и т. д.), а также реализация индивидуального подхода к каждому учащемуся и обязательная похвала учащегося (учитель должен стараться найти, за что похвалить школьника, чтобы у каждого возникло желание приходить на урок снова и снова).

9. Принцип соревновательности как основа развития личности ученика реализуется при подборе и применении учителем заданий, предполагающих соревновательность, развивающих сообразительность, интуицию, смекалку, содержащих творческие элементы.

10. Принцип личной причастности. Одна из главных задач учителя — формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся во все мероприятия предметной недели по химии в школе. Очень важно предоставить возможность каждому школьнику быть сопричастным к общему делу. Каждый ученик является активным участником всех мероприятий и может проявить себя инициативным, творческим, внести свой личный вклад, почувствовать свою причастность к делам класса, школы, района.

11. Принцип доступности зависит от группировки материала мероприятий с учетом требований образовательной программы, индивидуальных особенностей обучающихся, участвующих в мероприятии, правил последовательности (от простого к сложному, от низшего к высшему, от известного к неизвестному), фактора времени и наращивания сложности теоретического и практического материала.

12. Принцип междисциплинарного подхода. Проектирование содержания событий на междисциплинарной основе создает больше возможностей для реализации междисциплинарной программы развития УУД обучающихся.

13. Принцип выбора и ответственности. Каждый учащийся имеет право выбора. При этом он должен осознавать, что это его личный выбор, что свобода выбора и ответственность тесно связаны между собой. Ученики самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие и несут ответственность за сделанный выбор.

14. Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся включаются в организацию и проведение предметной недели в школе по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие, берет на себя добровольное обязательство продолжить изучение предмета, что будет требовать от него дополнительных усилий.

15. Принцип неповторимости. Каждая предметная неделя в школе не должна повторять предыдущую, но все вместе они должны представлять целостную систему учебно-методической работы.

16. Принцип сотрудничества. В принципе сотрудничества заложено продуктивное общение всех участников образовательных отношений. Сотрудничество не является самоцелью, но налаживается для того, чтобы школьник приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Мероприятие должно объединить школьников и педагогов в коллектив. Реализуется сотрудничество в группах: ученик — учитель, старшие — младшие, ученик — родитель, учитель — родитель.

Этапы проведения предметной недели по химии в школе

Направления деятельности Ответственный
Подготовительный этап
Подготовка распорядительного акта о проведении (утверждение оргкомитета, председателей и состава жюри конкурсных мероприятий и проч.). Подготовка (корректировка) положения Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО
Подготовка плана проведения (приложение 1), сетки событий (приложение 2): формулировка основных целей и задач, содержание мероприятий, изучение опыта. Разработка (корректировка) системы оценивания конкурсов и формы поощрения и награждения. Формирование и координация работы инициативной группы из числа учащихся по организации и проведению мероприятия. Заседание инициативной группы (формулирование предложений для плана проведения событий). Анкетирование учащихся (пожелания по содержанию и формам проведения событий) Руководители методических объединений (предметных кафедр), учителя-предметники, классные руководители
Утверждение плана проведения мероприятий. Координирование планов работы методических объединений (предметных кафедр), учителей, классных руководителей, библиотекарей по проведению мероприятий Заместитель руководителя ОО
Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся за 14-21 дней о проведении событий и об участии в конкурсах (через сайт ОО, блоги учителей-предметников и т. п.). Информирование о системе оценивания конкурсов и формах поощрения и награждения Заместитель руководителя ОО, сотрудник, ответственный за размещение информации на сайте ОО
Подготовка задействованных в мероприятиях школьников к проведению мероприятий: знакомство с материалами конкурсов, отработка сцен, изучение различных сведений. Формирование команд участников (утверждение творческих групп учащихся, учителей, родителей) Учителя-предметники, классные руководители
Оформление актового зала, учебных кабинетов, рекреаций. Подготовка информационных бюллетеней, газет, наглядно-информационных материалов к мероприятиям, изготовление костюмов, подбор музыки. Изготовление бланков оценивания конкурсных мероприятий, изготовление и/или заказ грамот, дипломов, приобретение поощрительных призов. Инструктаж ассистентов по организации мероприятий
Основной этап
Торжественное открытие недели химии в школе Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО
Проведение мероприятий по плану. Фиксация и оформление промежуточных результатов в бланках оценивания конкурсов  представителями оргкомитета Руководители методических объединений (предметных кафедр), учителя-предметники
Заключительный этап
Торжественное закрытие, награждение победителей и активных участников Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО
Заседание оргкомитета, подведение итогов, внесение новых предложений школьниками. Совещание учителей по итогам, обсуждение предложений учащихся. Анализ эффективности проведенных мероприятий, их образовательного и воспитательного значения, оформление документации (в т. ч. сбор методических материалов разработанных нетрадиционных уроков и сценариев проведенных дел, формирование видео- и фотоархива) Руководители методических объединений (предметных кафедр), учителя-предметники
Популяризация проведенного мероприятия: размещение информации на сайте ОО. Подготовка публикаций в средствах массовой информации Заместитель руководителя ОО, сотрудник, ответственный за размещение информации на сайте ОО, руководители методических объединений (предметных кафедр)

Подготовка мероприятий предметной недели в школе

План должен быть выстроен таким образом, чтобы каждый день включал несколько событий. Они готовятся по следующим направлениям:

  • для каждого класса в отдельности (8-11-е классы);
  • объединенные (1–2, 3–4, 5–6, 7–8, 9-11-е классы).

При подготовке учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень достигнутых образовательных результатов, особенности ОО (малочисленность классов и учеников в них, ограниченность в наличии химических приборов и  информационно-коммуникационных технологий, слабая мотивация к учебной деятельности и т. д.). Схематически можно представить следующим образом:

1. Структура дня:
первая половина — учебные занятия по плану проведения мероприятий; вторая половина — внеурочная деятельность (конкурсы, викторины, круглые столы, диспуты, турниры, марафоны и пр.).

2. День недели:
начало недели — дается установка и определяется план-программа; конец — кульминация, проведение завершающего мероприятия (химический вечер, конференция и т. д.).

Неделя химии в школе требует особой подготовки уроков и внеурочных занятий. Учитель по своему желанию может провести нестандартный урок, заранее самостоятельно определяя специфику и особенность различных занятий:

  • урок-семинар;
  • урок-дискуссия;
  • урок-исследование;
  • урок-лекция;
  • урок-зачет;
  • урок — научная конференция;
  • урок-практикум;
  • урок — театрализованное представление;
  • урок — пресс-конференция;
  • урок-сказка;
  • урок-соревнование;
  • урок — ролевая игра.

Подготовка внеклассных событий осуществляется в соответствии с планом внеурочной деятельности1 . Воспитательные мероприятия предлагаются ученикам для осмысления событий, идей, научных фактов, нравственных коллизий; они культивируют у учащихся социально ценную реакцию на предмет мероприятия, устанавливают (декларируют) общепринятые нормы поведения и т. д.

Воспитательные мероприятия в рамках предметной недели в школе целесообразно проводить в следующих случаях:

  • когда заранее известно, что в области предметного содержания у обучающихся мало опыта и специальных знаний (например, турнир знатоков);
  • необходимо открыть неизвестные школьникам области творчества ( литературно-музыкальный вечер, встреча с  инженером-химиком);
  • организационная форма сложна для проведения, необходимо профессиональное управление большим количеством участников (праздник «Парад элементов таблицы Менделеева», игра-путешествие «Химическая страна чудес»).

В отличие от уроков внеклассная работа во время предметной недели в школе характеризуется многообразием форм и видов:

  • фестиваль (образовательный форум, конференция);
  • конкурс (конкурс плаката, баннера, буклета);
  • праздник;
  • викторина;
  • турнир;
  • бой (математические бои, химические бои и проч.);
  • аукцион знаний;
  • брейн-ринг, «Что? Где? Когда?»;
  • химический вечер; устный журнал;
  • игры (приключенческая игра (квест), игра-соревнование, игра-путешествие, деловая, интерактивная, игра-имитация и др.);
  • учебный мозговой штурм;
  • олимпиады, защита проектов;
  • выставки, экскурсия (виртуальное, заочное и другие путешествия);
  • «дискуссионные качели», круглый стол, дебаты;
  • техника аквариума, ток-шоу.

Также большое внимание следует уделять информационному сопровождению: доведение сведений о плане мероприятий предметных недель в школе до всех субъектов образовательной деятельности, реклама событий, стендовые задания, познавательный материал, специальные выпуски школьных газет, проектирование баннеров (в т. ч. для размещения на сайте) и т. д.

Подготовка вопросов к предметной неделе в школе

Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к предмету. Правильно подобранные вопросы помогают учащимся сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески. Чтобы облегчить поиск, предлагаются следующие методические рекомендации. Вопросы по классификации (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов) различаются:

  • по составу (простые, сложные);
  • логической структуре (уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые));
  • ожидаемой форме ответа (общие, риторические, проблемные);
  • уровню учебной деятельности (продуктивные, репродуктивные);
  • управлению познавательной деятельностью (отдаленно-ориентирующие, определенно-направляющие, наводящие, подсказывающие);
  • организации процесса обучения (побудительные, направляющие, тормозящие, обобщающие, наводящие, отправные, подготовительные);
  • форме (корректные (правильно поставленные), некорректные (неправильно поставленные);
  • по характеру (нейтральные, благожелательные, неблагожелательные и др.).

Примеры вопросов представлены в приложении 3.

Cоставление конкурсных заданий для предметной недели в школе

В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными. При подборе (составлении) конкурсных заданий рекомендуем обратить внимание на несколько важных аспектов. Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и об уровне развития способностей учеников. Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения. В связи с тем что предметные недели в школе нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выявление уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития. Практическое задание требует времени на его выполнение, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими и иметь различные цели:

  • испытать сообразительность (загадки, задачки);
  • выбрать требуемую информацию из предложенной;
  • продолжить фразу, текст;
  • исправить ошибки;
  • систематизировать/объединить;
  • сравнить, доказать или опровергнуть;
  • составить план действий;
  • подготовить модель, подготовить проект;
  • установить причины, определить последствия, выявить проблемы, найти решение, устранить противоречия;
  • определить новые функции;
  • сделать различные виды пересказов;
  • прокомментировать, инсценировать, проанализировать текст;
  • создать портрет и др.

Приложение 1

Примерный план проведения недели химии в школе

Мероприятие Класс Ответственный
Понедельник
Торжественное открытие Недели химии 1–11 Заместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО)
Радиопередача «Старт в страну химия» Совет старшеклассников
Просмотр мультфильма «Кролик-химик» 1–2 Классный руководитель
Занимательный час «В гостях у химии» 3
Презентация «Вещество, необходимое для жизни, — воздух» 4 Совет старшеклассников
Игра-путешествие «Здравствуй, химия!» 5–6
Урок-игра «Лаборатория на кухне» 7 Учитель
Заседание клуба знатоков «Великий сын народа М.В. Ломоносов» 8–9
Вечер «Женщины-химики России» 10
Вечер-конкурс «Химический калейдоскоп» 11
Открытый урок «Составление уравнений химических реакций» 8
Конкурс стенгазет «Виват, химия!» 5–11 Заместитель руководителя ОО
Выставка лучших рабочих тетрадей «Образцовая тетрадь» 8–11 Учитель
Книжная выставка «Химия — великая наука» 1–11 Заведующий библиотекой
Терминологический диктант 9 Учитель
Фестиваль плакатов «Химическая безопасность в быту» 1–11 Классный руководитель
Запуск проекта «Фоторепортаж предметной недели» Совет старшеклассников
Вторник

Радиопередача «Элементы таблицы Д.И. Менделеева на защите Родины»

1–11 Совет старшеклассников
Экскурсия в кабинет химии и школьную лабораторию 1–2 Классный руководитель
Классный час «Чудеса природы и науки» 3
Классный час «Забавная химия» 4
Викторина «Путешествие на яхте „Михайло Ломоносов“» 5–6
Журналистское расследование с использованием викторины «Алкогольный коллапс. Мифы о пьянстве и реальность» 7–8 Учитель
Интеллектуальная игра «Химические версты» 11
Открытый урок «Металлическая связь. Физические свойства металлов» 9
Конкурс презентаций «Химия вокруг нас и для нас» 8–11
Конкурс стенгазет «Химия в нашей жизни» 2–4 Заместитель руководителя ОО
Библиотечный урок «Знакомьтесь, это химия!» 2–5 Заведующий библиотекой
Выставка рисунков предметного содержания «Маленькая дверь в большой мир химии» 1–11 Заместитель руководителя ОО
Конкурс «Составь кроссворд сам» 8–11 Учитель
Конкурс на составление задач повышенного уровня по химии 10–11
Среда
Радиопередача « Ученые-химики в период Великой Отечественной войны» 1–11 Совет старшеклассников
Занимательный час «Химия — страна чудес» 1 Классный руководитель
Занимательный час «Наследство Прометея» 2
Праздник «В мире необычных явлений. Занимательные опыты» 3–4
Защита презентаций на тему «Химия и здоровье» 5–6
Литературно-музыкальный вечер « А.П. Бородин — композитор и химик» 7–8 Учитель
Викторина «Летопись великих открытий» 9–10
Химический турнир «Эрудиты, вперед!» 11
Открытый урок «Электронное и пространственное строение бензола» 10
Конкурс «Лучший лаборант» 8–11
Конкурс рефератов на тему «Интересные факты из жизни ученых-химиков»
Конкурс на лучший ребус, чайнворд, кроссворд 6–8 Классный руководитель
Четверг
Театрализованное представление «Сказочные химические приключения» 1–2 Совет старшеклассников
Игра-путешествие «Чудеса науки и природы» 3 Классный руководитель
Фантастический урок «Магия химии» 4
Игра «Занимательные опыты глазами сказочных героев» 5–6 Совет старшеклассников
Развлекательная программа «Работа веселой химчистки» 7 Учитель
«А.Н. Радищев как химик». Практическая конференция, подводящая итоги самостоятельной деятельности учащихся, членов химического кружка 10 Заместитель руководителя ОО
Брейн-ринг «Увлекательный химический мир» 8 Учитель
Игра-викторина «Галерея русских химиков» 9
Турнир «Кто станет магистром химии?» 11
Открытый урок «Аминокислоты»
Артстудия «Мы против наркотиков». Просмотр фильма «Черная метка» 9–11 Заместитель руководителя ОО
Игра-шоу «В гостях у химических элементов» 8–9 Учитель
Фестиваль рефератов «Планета талантов» 8–11
Пятница
Радиопередача «Химии посвящается» 1–11 Совет старшеклассников
Занимательные опыты «Знакомые нам с детства вещества» 1–2 Классный руководитель
Показательный урок «Вступление в науку» 3
Праздник «Волшебница-химия» 4
Конкурс «Химическая вечеринка» 5
Викторина «Три века металлов» 6 Учитель
Клуб веселых и находчивых «Добро пожаловать в мир химии» 7
Устный журнал «Наука ковала Победу», посвященный Победе в Великой Отечественной войне 8 Классный руководитель
Музыкальное шоу «Золотые хиты химии» 9
Интеллектуальный марафон «Химическое многоборье» 10 Учитель
Литературно-музыкальная композиция «Титан эпохи Возрождения». Научно-философское исследование в фактах и поэтических строках 11
Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм 7–9 Классный руководитель
Викторина «Химия и литература» 8–9 Учитель русского языка и литературы
Суббота
Радиопередача «Итоги недели химии в школе» 1–11 Заместитель руководителя ОО, совет старшеклассников
Театрализованное представление «В гостях у сказки. Сказки с химическими вопросами» 1–4 Учителя начальной школы
Игра-путешествие «Химия в пословицах и народных приметах» 5–6 Классные руководители
Литературный вечер «С наукой — и в шутку, и всерьез» 7 Учитель, учитель русского языка и литературы
Круглый стол «Химия и питание» 8–9 Учитель, классный руководитель
Викторина «Нобелевские лауреаты по химии» 10 Учитель
Конкурс на составление задач повышенного уровня 11
Вечер «Большой химический эксперимент для всех желающих» 1–11 Заместитель руководителя ОО
Подведение итогов, награждение участников

Приложение 2

Примерная сетка мероприятий недели химии в школе

Класс Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
1 Просмотр мультфильма «Кролик — химик» Экскурсия в кабинет химии и лабораторию «В мире необычных явлений». Занимательные опыты по химии Занимательный час «Химическая страна чудес» Театрализованное представление «Сказочные химические приключения» Занимательные опыты «Знакомые нам с детства вещества» Радиопередача «Итоги недели химии в школе»
(1-11-е классы). Театрализованное представление «В гостях у сказки. Сказки с химическими вопросами»
(1-4-е классы). Игра-путешествие «Химия в пословицах и народных приметах»
(5-6-е классы). Литературный вечер «С наукой — и в шутку, и всерьез»
(7-е классы). Круглый стол «Химия и питание»
(8-9-е классы). Викторина «Нобелевские лауреаты»
(10-е классы). Вечер «Большой эксперимент для всех желающих»
(1-11-е классы). Подведение итогов, награждение участников
(1-11-е классы)
2 Занимательный час «Наследство Прометея»
3 Занимательный час «В гостях у химии» Классный час «Чудеса природы и науки» Праздник «Мы знакомы с чудесами, можем делать их мы сами» Игра-путешествие «Чудеса науки и природы» Показательный урок «Вступление в науку химию»
4 Презентация «Вещество, необходимое для жизни, — воздух» Классный час «Забавная химия» Фантастический урок «Магия химии» Праздник «Волшебница-химия»
5 Игра-путешествие «Здравствуй, химия!» Викторина «Путешествие на яхте „Михайло Ломоносов“» Защита презентаций на тему «Химия и здоровье» Игра «Занимательные химические опыты глазами сказочных героев» Конкурс «Химическая вечеринка»
6 Викторина «Три века металлов»
7 Урок-игра «Лаборатория на кухне» Литературно-музыкальный вечер «А.П. Бородин — композитор и химик» Развлекательная программа «Работа веселой химчистки» Клуб веселых и находчивых «Добро пожаловать в мир химии»
8 Заседание клуба знатоков «Великий сын народа М.В. Ломоносов» Брейн-ринг «Увлекательный химический мир» Устный журнал «Наука ковала Победу», посвященный Победе в Великой Отечественной войне
9 Журналистское расследование «Алкогольный коллапс. Мифы о пьянстве и реальность» Викторина «Летопись великих открытий» Игра-викторина «Галерея русских химиков» Музыкальное шоу «Золотые хиты химии»
10 Вечер « Женщины-химики России» Практическая конференция « А.Н. Радищев как химик» Интеллектуальный марафон «Химическое многоборье»
11 Вечер-конкурс «Химический калейдоскоп» Интеллектуальная игра «Химические версты» Химический турнир «Эрудиты, вперед!» Турнир «Кто станет магистром химии?» Литературно-музыкальный вечер «Титан эпохи Возрождения»

Приложение 3

Примеры вопросов недели химии в школе

Вид вопроса Пример
Состав
Простые Вычислить количество вещества водорода массой 4 г
Сложные Какие углеводородные радикалы могут образоваться в качестве промежуточных частиц при монохлорировании 2-метилбутана (изопентана)? Какой продукт хлорирования наиболее вероятен?
Логическая структура
Уточняющие (закрытые) В чем сходство и различие строения клетчатки и крахмала?
Восполняющие (открытые) Какие оксиды йода существуют? Как их получают? Каковы их свойства?
Ожидаемая форма ответа
Общие Какова формула первичного одноатомного спирта, если при его сгорании образуются углекислый газ и вода в количественном отношении 5:6?
Риторические После получения спирта-сырца крепостью шестьдесят градусов его очистили перманганатом калия. После этого удалили осадок и начали вторую ректификацию. Получили спирт крепостью девяносто четыре градуса. Но вкус и запах отличается от спирта ректифицированного без очистки марганцовкой. Вопрос: Могут ли быть в полученном спирте вредные для человека вещества? Можно ли употреблять полученный спирт в пищу?
Проблемные Можно ли рассчитать молекулярную массу вещества, зная его молярную и моляльную концентрацию?
Уровень учебной деятельности
Продуктивные Осуществите следующие превращения: сахароза → глюкоза → этанол → уксусная кислота → уксусный ангидрид → диацетат глюкозы
Репродуктивные Угарный газ СО объемом 11,2 л (н.у.) имеет массу, г: а) 28; б) 14; в) 56; г) 280?
Управление познавательной деятельностью
Отдаленно- ориентирующие Строение молекул СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2, NH3 c позиций метода валентных связей. Какова гибридизация центрального атома, типы связей и углы связей в этих соединениях?
Определенно- направляющие Какая кислота в чистом виде напоминает студень, а какая — кристаллики льда?
Наводящие При помощи одного реактива определить следующие вещества: глюкозу, фруктозу, ацетон
Подсказывающие При понижении температуры: а) увеличивается скорость только экзотермических реакций; б) уменьшается скорость как эндотермических реакций, так и экзотермических реакций; в) увеличивается скорость только эндотермических реакций; г) уменьшается скорость только эндотермических реакций
Организация процесса обучения
Побудительные Подвержены ли глюкоза и клетчатка гидролизу? Ответ подтвердите уравнениями реакций
Направляющие Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель: KNO3 KOH Cr2O3 = K2CrO4 H2O
Тормозящие Какие из приведенных ниже слов можно и какие нельзя применять при описании свойств: а) вещества; б) молекулы: масса, плотность, размер, форма, летучесть, запах, вкус, температура плавления и кипения, окраска, электро- и теплопроводность, состав, твердость?
Обобщающие В трех пронумерованных пробирках содержатся растворы CuCl2, Na2SO4, Na2CO3. Как опытным путем можно определить содержимое каждой пробирки?
Наводящие Как изменится электропроводимость раствора, образующегося при постепенном добавлении к раствору серной кислоты раствора гидроксида бария?
Отправные Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти? Почему?
Подготовительные Какая кислота рождается во время грозы?
Форма
Корректные (правильно поставленные) При сжигании 15 л СH4 и C2Н6 образовалось 27 СО2. Сколько молекул С2Н6 приходится на одну молекулу СН4 в исходной смеси?
Некорректные (неправильно поставленные) Вступает ли перманганат калия KMnO4 в реакцию с бензином? Если да, то чем это может быть чревато?
Характер
Нейтральные Что нужно предпринять, если на кожу попала плавиковая кислота?
Благожелательные Почему хлор и другие галогены не встречаются в природе в свободном виде? Почему хлориды встречаются в природе в свободном виде?
Неблагожелательные Какие химические элементы вам больше нравятся?


1План внеурочной деятельности может включать в себя: план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов); план внеурочной деятельности по учебным предметам; план организационного обеспечения учебной деятельности; план работы по организации педагогической поддержки обучающихся; план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве ОО; план воспитательных мероприятий (п. 3.1.2 Примерной основной образовательной программы основного общего образования). 

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль