Формы учета индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС

590

Формы учета индивидуальных достижений обучающихся 

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ — это новая компетенция образовательных организаций (далее — ОО) общего образования, утв. п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Совокупность индивидуальных образовательных достижений, будучи предметом индивидуального учета, должна мыслиться широко и иметь вариативный характер, отражающий связь каждого индивидуального достижения с потребностями и возможностями конкретного обучающегося.

Вариативность форм учета индивидуальных достижений обучающихся может быть реализована, если есть следующие составляющие:

  • количественные выражения достигнутых результатов (балл, процент);
  • качественные выражения достигнутых результатов (личная характеристика, рейтинг, топ и др.);
  • наглядно-документальные выражения достигнутых результатов (единица портфолио , стендовая наглядность предметно-пространственной среды ОО ).

Индивидуальный учет количественных выражений образовательных достижений обучающихся традиционен и на сегодняшний день не претерпел значительных изменений, за исключением практики перевода процентных показателей результатов оценочных процедур в традиционную балльную шкалу.

В количественном исчислении форм учета индивидуальных достижений обучающихся текущего контроля, промежуточной аттестации, итогового оценивания в части освоения обучающимися программ учебных предметов, курсов, модулей и дисциплин учебного плана ООП каждого из уровней общего образования. Также количественной обработке подвергаются результаты комплексных контрольных работ, оцениваемых в процентном измерении. Перевод процентных показателей в балльную шкалу осуществляется по усмотрению ОО.

Сложнее обстоит дело с индивидуальным учетом образовательных достижений обучающихся, подвергаемых качественной оценке. Предметом оценивания и учета здесь выступает ряд личностных образовательных достижений обучающихся, связанных с их ценностно-смысловыми установками, нравственными ориентирами, опытом творческой самореализации во внеурочной деятельности, результатами социальных практик и т. п.

Характеристика обучающегося в школе

В массовой практике для этого используются характеристики обучающегося, создаваемые по утвержденному ОО регламенту, который частично должен быть закреплен Положением о ВСОКО и детализирован в Положении об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся.

Характеристика обучающегося  в школе как форма индивидуального учета должна отвечать следующим требованиям:

  • отражать индивидуальные психовозрастные особенности обучающегося (информация готовится педагогом-психологом или лицом, исполняющим его обязанности);
  • содержать исчерпывающую информацию об особенностях познавательной мотивации обучающегося, наиболее явных чертах его индивидуального познавательного стиля;
  • суммировать основные результаты личностного развития ученика за период освоения ООП того или иного уровня образования (констатация достижений ученика в творческой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и других видах внеурочной деятельности);
  • составляться по единотипной схеме;
  • быть легко читаемой и понятной для лиц, не знакомых с учеником, на которого дается характеристика.

Процесс составления характеристики обучающегося в школе не должен быть трудоемким. При составлении характеристики обучающегося и дальнейшем ее использовании участниками образовательных отношений важно соблюдать требование конфиденциальности личной информации, защиты персональных данных и требование ненанесения вреда психическому здоровью обучающегося.

Локальным нормативным актом может быть установлен порядок создания характеристик обучающихся, ответственные лица и исполнители, лица, которым может быть доступно содержимое характеристики обучающегося, а также порядок выдачи характеристик заинтересованному лицу (физическому или юридическому).

В отличие от характеристики обучающегося в школе, где индивидуальные достижения фиксируются внешней по отношению к нему стороной, портфолио представляет собой технологию аутентичного учета. В формате портфолио собственные образовательные достижения обучающийся систематизирует самостоятельно, пользуясь рекомендациями и шаблонами, разработанными в ОО.

Использование технологии портфолио является двухуровневым. На первом уровне обучающийся осуществляет самостоятельный учет, на втором — учет осуществляется представителями администрации ОО при содействии классных руководителей. Второй уровень учета возможен при условии разработки соответствующих организационных механизмов и их отражении в технологии портфолио.

Роль портфолио в качестве формы учета индивидуальных достижений обучающихся нельзя недооценивать. Портфолио позволяет реализовать права обучающихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования и соблюсти права и свободы в части осваиваемого обучающимися содержания образования.
Особое значение имеет индивидуальный проект обучающегося. Предпосылкой использования индивидуального проекта как формы учета индивидуальных достижений обучающихся являются позиции ФГОС общего образования в части требований к системе оценки образовательных достижений обучающихся.

Индивидуальный проект  обучающегося целесообразно вводить в содержание процедур оценки и учета образовательных достижений обучающихся начиная с 4-го класса. На уровне начального общего образования он, соответственно, будет выполняться в течение одного года. На уровне основного общего образования можно ввести в практику выполнение двух индивидуальных проектов за период освоения ООП основного общего образования: 5-7-е классы и 8-9-е классы, причем в последнем случае важно соотнести содержание проектной деятельности с последующим выбором профиля обучения. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в единственном числе за период освоения ООП среднего общего образования, который будет отражать выбор профессии.

Подпункт 5 п. 19.9 ФГОС начального общего образования указывает на необходимость использовать в процессе оценки «разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизованные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка)».

ФГОС основного общего и среднего общего образования усиливает роль проектов в системе оценки, подчеркивая необходимость включать в систему оценки результаты проектной деятельности обучающихся (подп. 6 п. 18.1.3 ФГОС основного общего образования).

Поскольку нецелесообразно подвергнуть учету весь объем проектной деятельности обучающихся, а результаты проектной деятельности оценивать (и учитывать) необходимо, то индивидуальный проект обучающегося вполне может выступить решением проблемы. При условии, что ему будет отведен соответствующий статус в локальных нормативных актах ОО, а в рамках ВСОКО будут разработаны критерии и параметры оценки его результатов, включая качество презентации индивидуального проекта (приложение 1).

Оценочные данные по индивидуальному проекту обучающегося, если таковой будет предусмотрен в рамках ВСОКО, следует фиксировать как самостоятельный элемент учетной документации.

Приложение 1

Формы учета индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС 

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль