Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов для учителей

283

Программы отдельных предметов, курсов должны быть представлены в содержательном разделе основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования каждой образовательной организации (далее — ОО) согласно п. 14 федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов также свидетельствуют о том, что должно обеспечиваться достижение планируемых результатов освоения ООП основного общего образования. Программы отдельных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений, включенных в структуру ООП.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: структура программы

Программы отдельных курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку;
  2. общую характеристику предмета, курса;
  3. описание места предмета, курса в плане;
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета, курса;
  5. содержание предмета, курса;
  6. тематическое планирование с определением основных видов  деятельности;
  7. описание учебно-методического и  материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
  8. планируемые результаты изучения курса.

Кроме того, рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов регламентируют и вопрос о размещении копий рабочих курсов, который регулируется ОО самостоятельно, как правило, Положением о рабочих программах1.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов тесно связаны со следующими нормативными и методическими документами:

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  2. Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования).

Ниже приводятся комментарии по содержанию разделов и макеты для оформления, требующие наполнения учителем — разработчиком программы.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: содержание и оформление

Пояснительная записка

В пояснительной записке согласно рекомендациям по составлению рабочих программ предметов (форма 1) конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования (приведенные в примерных программах по предметам) с учетом специфики обучающего курса. При формулировке задач указываются следующие сведения:

  • особенности данного класса, специфика ОО;
  • связь с программой развития универсальных учебных действий2 (далее — УУД);
  • с использованием какого учебно-методического комплекса (далее — УМК) или какой завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы;
  • особенности программы, ее отличие от аналогичных программ;
  • структура курса (с указанием разделов программы) и перечисление возможных форм организации образовательной деятельности сообразно возрасту обучающихся.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов для учителей

Общая характеристика учебного предмета как часть рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов

Эта часть определяет место предмета, курса (форма 2) в решении общих целей и задач на уровне основного общего образования. Общая характеристика конкретного курса приведена в примерной ООП основного общего образования и требует уточнения следующих пунктов:

  • особенностей конкретной ОО (учет профиля и специфики, традиций, особенностей содержания, изучения предмета и др.);
  • особенностей и форм организации образовательной деятельности;
  • форм контроля и оценки образовательных результатов;
  • возможности интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов);
  • межпредметных связей.


Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов для учителей

Место в учебном плане в части рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов

В рабочей разделе, посвященном описанию места курса в учебном плане (форма 3), приводится:

  • распределение часов на изучение предмета по классам согласно учебному плану ОО;
  • резерв свободного времени в часах и/или процентах от общего количества, который может быть использован для реализации оперативных задач образовательной деятельности.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов для учителей

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: содержание учебного предмета, курса.

Раздел «Содержание учебного предмета, курса» (форма 4) является основной частью рабочей программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, в т. ч. УМК (учебника завершенной предметной линии), с учетом (на основе авторской программы) УМК (учебника завершенной предметной линии).

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов для учителей

В описание содержания тем программы включается:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • планируемые результаты;
  • содержание учебного материала;
  • темы практических и лабораторных работ.

Тематическое планирование в соответствии с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов

Тематическое планирование состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, курса, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков.

Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов образовательной деятельности обучающихся для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП (п. 12 Методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС основного общего образования).

Тематический план, составленный в соответствии с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, может включать следующие позиции:

  • тема раздела (столбец 1 в форме 53);
  • № урока (2);
  • дата проведения (3);
  • тема урока (4);

требования к подготовке обучающихся (5) — отдельное выделение целевых установок раздела как планируемых результатов:

  • предметных (6);
  • метапредметных (7);
  • личностных (8);
  • практические, лабораторные и проектные работы (9);
  • основные виды учебной деятельности обучающихся (10);
  • интернет-ресурсы (11);
  • материально-техническое оснащение (12);
  • дидактическое оснащение (13);
  • содержание и формы контроля (14);
  • домашнее задание (15).

В связи с необходимостью организации системной работы по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) и к олимпиадам, рекомендуется дополнить тематический план еще двумя позициями: задания для подготовки к ГИА (16) и задания для подготовки к олимпиадам (17). Макет тематического планирования представлен в форме 5.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов для учителей

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение

В разделе « Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение образовательного процесса» приводится учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации:

  • основная учебная литература;
  • дополнительная учебная литература;
  • учебные и справочные пособия;
  • учебно-методическая литература для учителя;
  • дидактические материалы;материально-техническое обеспечение;
  • перечень рекомендуемых средств информационно-коммуникационных технологий;
  • дидактические материалы и цифровые образовательные ресурсы.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: результаты и аннотация

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса указываются применительно к конкретному учебному предмету, курсу, содержание которых отражено в рабочем курсе. Перечень планируемых результатов приведен в разделе 1.2.2 ООП основного общего образования. Макет раздела «Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса» включает наименование раздела или темы / или вида деятельности.

В аннотации к рабочему курсу учитель указывает:

  • место учебного предмета, курса в структуре ООП;
  • нормативно-правовые документы, в соответствии с требованиями которых разработан рабочий курс;
  • количество часов для реализации;
  • информацию о дате рассмотрения на заседании профессионального сообщества, а также номер протокола;
  • цель реализации;
  • перечень учебников (УМК) и пособий для обеспечения реализации;
  • описание системы необходимых педагогических технологий;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • методы и формы оценки результатов освоения.

1Подробнее см.: Губанова Е.В. Содержание образования в условиях совершенствования системы оценки качества образования // Справочник заместителя директора школы. 2013. № 10. С. 35–56.

2Подробнее см.: Лебединцев В.Б. Программа развития универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2015. №

3Далее цифра в скобках обозначает столбец в форме 5.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль