text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Аннотация к рабочей программе

  • 16 октября 2015
  • 2217

Особенности составления Аннотации к рабочим программам по ФГОС содержат информацию о связи преподаваемой дисциплины с будущей профессиональной деятельностью выпускников. В задачи преподавателя химии входит формирование у школьников рационального отношения к процессам окружающей среды, логического мышления. Что еще должна содержать качественная аннотация по рабочим программам? Школа самостоятельно разрабатывает дополнительные пункты, которые указывает в своих рабочих программах педагог.

Например, помимо количества часов в каждом классе за учебный год, указывается количество контрольных, практических, лабораторных работ по физике (химии). Аннотация к рабочей программе по русскому языку предполагает указание количества диктантов, изложений, проводимых в полугодии, за год.

Кроме того, для любой учебной дисциплины, включая и гуманитарные предметы, обязательно указывают соответствие программы федеральному учебному плану. Аннотация к рабочей программе по русскому языку предполагает и указание полного учебно-методического комплекта, которым будет пользоваться в своей работе педагог.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов также свидетельствуют о том, что должно обеспечиваться достижение планируемых результатов освоения ООП основного общего образования. Программы отдельных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений, включенных в структуру ООП.

Аннотация к рабочей программе

Программы отдельных курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку;
  2. общую характеристику предмета, курса;
  3. описание места предмета, курса в плане;
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета, курса;
  5. содержание предмета, курса;
  6. тематическое планирование с определением основных видов  деятельности;
  7. описание учебно-методического и  материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
  8. планируемые результаты изучения курса.

Кроме того, рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов регламентируют и вопрос о размещении копий рабочих курсов, который регулируется ОО самостоятельно, как правило, Положением о рабочих программах1.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов тесно связаны со следующими нормативными и методическими документами:

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  2. Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования).

Ниже приводятся комментарии по содержанию разделов и макеты для оформления, требующие наполнения учителем — разработчиком программы.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: содержание и оформление

Пояснительная записка

В пояснительной записке согласно рекомендациям по составлению рабочих программ предметов (форма 1) конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования (приведенные в примерных программах по предметам) с учетом специфики обучающего курса. При формулировке задач указываются следующие сведения:

  • особенности данного класса, специфика ОО;
  • связь с программой развития универсальных учебных действий2 (далее — УУД);
  • с использованием какого учебно-методического комплекса (далее — УМК) или какой завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы;
  • особенности программы, ее отличие от аналогичных программ;
  • структура курса (с указанием разделов программы) и перечисление возможных форм организации образовательной деятельности сообразно возрасту обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета как часть рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов

Эта часть определяет место предмета, курса (форма 2) в решении общих целей и задач на уровне основного общего образования. Общая характеристика конкретного курса приведена в примерной ООП основного общего образования и требует уточнения следующих пунктов:

  • особенностей конкретной ОО (учет профиля и специфики, традиций, особенностей содержания, изучения предмета и др.);
  • особенностей и форм организации образовательной деятельности;
  • форм контроля и оценки образовательных результатов;
  • возможности интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов);
  • межпредметных связей.

Место в учебном плане в части рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов

В рабочей разделе, посвященном описанию места курса в учебном плане (форма 3), приводится:

  • распределение часов на изучение предмета по классам согласно учебному плану ОО;
  • резерв свободного времени в часах и/или процентах от общего количества, который может быть использован для реализации оперативных задач образовательной деятельности.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: содержание учебного предмета, курса.

Раздел «Содержание учебного предмета, курса» (форма 4) является основной частью рабочей программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, в т. ч. УМК (учебника завершенной предметной линии), с учетом (на основе авторской программы) УМК (учебника завершенной предметной линии).

В описание содержания тем программы включается:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • планируемые результаты;
  • содержание учебного материала;
  • темы практических и лабораторных работ.

Тематическое планирование в соответствии с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов

Тематическое планирование состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, курса, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков.

Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов образовательной деятельности обучающихся для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП (п. 12 Методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС основного общего образования).

Тематический план, составленный в соответствии с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, может включать следующие позиции:

  • тема раздела (столбец 1 в форме 53);
  • № урока (2);
  • дата проведения (3);
  • тема урока (4);

требования к подготовке обучающихся (5) — отдельное выделение целевых установок раздела как планируемых результатов:

  • предметных (6);
  • метапредметных (7);
  • личностных (8);
  • практические, лабораторные и проектные работы (9);
  • основные виды учебной деятельности обучающихся (10);
  • интернет-ресурсы (11);
  • материально-техническое оснащение (12);
  • дидактическое оснащение (13);
  • содержание и формы контроля (14);
  • домашнее задание (15).

В связи с необходимостью организации системной работы по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) и к олимпиадам, рекомендуется дополнить тематический план еще двумя позициями: задания для подготовки к ГИА (16) и задания для подготовки к олимпиадам (17). Макет тематического планирования представлен в форме 5.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение

В разделе « Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение образовательного процесса» приводится учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации:

  • основная учебная литература;
  • дополнительная учебная литература;
  • учебные и справочные пособия;
  • учебно-методическая литература для учителя;
  • дидактические материалы;материально-техническое обеспечение;
  • перечень рекомендуемых средств информационно-коммуникационных технологий;
  • дидактические материалы и цифровые образовательные ресурсы.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов: результаты и аннотация

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса указываются применительно к конкретному учебному предмету, курсу, содержание которых отражено в рабочем курсе. Перечень планируемых результатов приведен в разделе 1.2.2 ООП основного общего образования. Макет раздела «Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса» включает наименование раздела или темы / или вида деятельности.

В аннотации к рабочему курсу учитель указывает:

  • место учебного предмета, курса в структуре ООП;
  • нормативно-правовые документы, в соответствии с требованиями которых разработан рабочий курс;
  • количество часов для реализации;
  • информацию о дате рассмотрения на заседании профессионального сообщества, а также номер протокола;
  • цель реализации;
  • перечень учебников (УМК) и пособий для обеспечения реализации;
  • описание системы необходимых педагогических технологий;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • методы и формы оценки результатов освоения.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.