Неформальное обучение как ресурс для развития обучающихся

37

Идея создания неформального обучения

После того, как на всей территории РФ были введены новые стандарты образования, появилась вполне ожидаемая потребность в появлении более высокого уровня обучения (более качественного, более востребованного). В настоящее время в рамках нового подхода к школьным занятиям требуется воспитать таких учеников, которые смогут самостоятельного мотивировать себя. Концепция развития дополнительного образования предполагает, что таких образом есть возможность сориентировать детей на возможность успешно реализоваться в будущем.

Такая идея чётко закреплена в системе ФГОС среднего образования. Кроме того, здесь прописаны некоторые моменты, которые предусматривают образовательные потребности отдельно каждого учащегося как личности. Неформальное обучение является одним из ресурсов на которые возлагается осуществление вышеописанных требовании ФГОС. Вот почему следует провести анализ методики неформального образования и понять не только идею, но и то как лучше внедрять и распространять подобное образование.

Особенности неформального обучения

Главной особенностью метода неформального образования с педагогической точки зрения можно считать возможность самостоятельного выбора учащегося (по необходимости). Такое обучение не регламентируется какими-либо сроками, местом, отчётливой формой подачи материала, не может быть связано с итоговой школьной аттестацией и выбирается учеником исключительно для удовлетворения собственных образовательных потребностей. Кроме того, оно очень похоже на методику дополнительного образования детей в школе с единственной разницей - местом проведения.

Основная цель неформального подхода - сделать более интересной конкретную тему, помочь детям активно проводить досуг, приобрести полезные навыки, заполнить пробелы в знаниях. По сути неформальное образование представляет собой мощный ресурс для становления личности, а концепция развития дополнительного образования предполагает что: у ученика меняется эмоциональная сфера, ценности, жизненные установки, психологические черты и поведение в общем. В общем случае безупречная эффективность неформального подхода определяется конкретными факторами:

  • Мотивация - обучающийся находится в постоянной активности по отношению к новым знаниям, что связано с импульсами осмысления и восприятия методов неформального обучения на эмоциональном плане (“представляем вам..”, “наверняка вы заинтересуетесь..”), а также осознания внутреннего желания знать (“я желаю!”, “мне очень интересно узнать!”).
  • Крепко сформированная позиция к самообучению -- личная активность, установка целей и достижения результатов, а также ответственность за выполняемые действия, гибкость при достижении. В конечном итоге внедрение неформального и дополнительного образования детей в школе, приводит учащегося к тому что он начинает уважать себя, осознавать свою значимость и необходимость в обществе.
  • Как преподаватель так и ученики могут выбирать средства и формы, с помощью которых будет происходить обучение (использование видео и аудио средств, интернет ресурсов, книжной продукции).

Основные принципы неформального обучения

Согласно психологической составляющей влияния неформального обучения на развитие личности школьника и исходя из итого уже существующего опыта внедрения подобного метода, профессиональными педагогами выделяются главные принципы:

  • Личностная детерминация: основным условием данного принципа является личный выбор каждого участника образовательного процесса - концепция развития дополнительного образования предполагает, что ученик должен сам выбрать себе тот предмет для изучения, который соответствует его интересам. При этом учитель должен быть настолько развитой в своём предмете личностью, чтобы суметь заинтересовать учеников, вовлечь их в процесс изучения.
  • Диверсификация: согласно данному принципу программа преподаётся на основе не одного а нескольких известных подходов. Дополнительное образование детей в школе предполагает, что на занятиях будут присутствовать как дошкольники, так и студенты, а также дети с различными наклонностями (музыкальные познания, спортивные интересы, творческие таланты, а также дети с ОВЗ).
  • Принцип отдельных направлений деятельности: ученики занимаются в художественными, спортивными, социально-педагогическими, биолого-экологическими и др. направлениями. Концепция развития дополнительного образования предполагает существование нескольких видов образовательных программ и форм учебных объединений (школа, клуб, лаборатория, мастерская и т. д.).
  • Добровольность: согласно данному принципу учащиеся не только выбирают необходимую им форму образовательного процесса, но и занимаются в нём самоопределением. Такой подход помогает воплотить право учащегося на выбор программы обучения в реальность.
  • Открытость в неформальном обучении: предполагает обеспечение организаторами доступности такого образования для тех у кого растёт потребность в развитии личности. Согласно данному принципу изначально определяются параметры связанные с временем изучения любого из предметов входящих в неформальное образование в школе.

Концепция развития дополнительного образования предполагающая соответствующую стратегию интеграции

Если исходить из европейских стандартов, то неформальное образование считается важной частью программы обучения детей. Но тот факт, что такого понятия нет в федеральном законе, фактически не даёт полноценно внедрить данный процесс во многих учебных учреждения РФ.

У руководителей при внедрении дополнительного образования для детей в школе, возникают трудности связанные с оформлением Устава ОО, программы, разработки локальных актов. Кроме того, при внедрении образования, стратегии развития программы определяется на основе существующей нормативной базы учебного учреждения. Именно поэтому, концепция развития дополнительного образования предполагает четыре возможных стратегии по которым происходит процесс ведения дополнительных уроков:

  1. Интеграция дополнительного и общего образования - когда выбранные предметы дополнительного изучения тесно перекликаются с общеобразовательными и способствуют их лучшему освоению.
  2. Развитие новаторских процессов в учебном учреждении - предполагает организацию дополнительного образования для детей в школе, с ориентацией на поиск новых форм обучения, которые основаны на индивидуальном подходе к каждому ученику.
  3. Дистанционное образование - неформальное обучение основанное на использовании электронных ресурсов и новых технологий (интернет, ПК, мобильная связь).
  4. Сетевое взаимодействие - когда администрация школы обращается к сторонним образовательным учреждениям (художественным, музыкальным, спортивным школам и т. д.) в организации дополнительного образования для учащихся.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль