Междисциплинарный характер современной музейной педагогики

56

Многие музеи сегодня создают программы, в которые интегрированы музееведение, педагогика, психология, история, мировая художественная культура и другие отрасли науки и культуры. Это связано с развитием культурно-образовательных аспектов музейной коммуникации, интенсивностью диалоговых процессов, направленных на формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога культур. Музейная педагогика по объекту все больше совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу — с педагогикой и шире — с психологией (Е.М. Краснова).

СПРАВКА

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными организациями (далее — ОО) и т.д. Она возникла в XIX в., но как особая область знаний и исследований начала формироваться с  60-х гг. XX в. Основная цель современной музейной педагогики— приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Центральным здесь является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации.
В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения.

Большое значение в музейно-педагогической работе приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Музейная педагогика основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии.

Привлекательность междисциплинарности современной музейной педагогики

Междисциплинарный характер музейной педагогики отслеживается в методологическом инструментарии, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте для повышения эффективности общения музея с аудиторией. В частности, это проявляется в использовании следующих терминов: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление», «экскурсионная деятельность».

Междисциплинарность современной музейной педагогики привлекательна с точки зрения развития межпредметных образовательных программ в ОО. Перенос акцента с содержательной стороны учебного предмета (при сохранении ее важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса, усиление развивающего потенциала общего образования отражены в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования. В соответствии с п. 18.2.1 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №  1897, программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования должна быть ориентирована в т. ч. на формирование у обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Обратим внимание также на пункт п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования, посвященный внеурочной деятельности в образовательных учреждениях

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Формы реализации:

  • художественные,
  • культурологические, филологические, хоровые студии;
  • сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции;
  • юношеские организации;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики;
  • военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Музейные занятия являются эффективными инструментами внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (например, при реализации духовно-нравственного или общекультурного направления развития личности). А дополнительная информация, которой обеспечивает школьника урок в музее, — может быть использована для подготовки междисциплинарного проекта.

Это значит, что в процессе комплектования и дальнейшей презентации экспозиции музея его сотрудникам необходимо ориентироваться на существующие потребности участников образовательных отношений, т. к. именно современная музейная педагогика занимается проблемами анализа потребностей различных социальных и возрастных групп посетителей, изучением особенностей восприятия экспозиции и разработкой дифференцированных методик по ее представлению.

Взаимодействие с музеем при организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях

План внеурочной деятельности ООМеждисциплинарный характер современной музейной педагогики может включать в себя следующие документы:

  • план организации деятельности ученических сообществ, в т. ч. ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
  • план внеурочной деятельности по учебным предметам (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, олимпиады);
  • план музейных лекционных программ.

Существует достаточное количество вариантов взаимодействия музеев и ОО, учитывающих различные направления планирования внеурочной деятельности в образовательных учреждениях:

  • экскурсии;
  • интерактивные занятия в экспозиции музея;
  • лекционные занятия;
  • изучение методической литературы для учащихся и педагогов;
  • творческие конкурсы и конференции с участием обучающихся разных возрастов и т. д.

Представление экспозиций музея существует в контексте реализации репрезентативной функции культуры. Художественная культура передается в рамках определенных общественных отношений и конкретной эпохи («по горизонтали»), а также последующим эпохам и поколениям людей («по вертикали»). Способность наиболее полно выразить суть современной художественной культуры и передать последующим этапам общественного развития определяется как репрезентативность. В план музейного мероприятия закладывается логика усвоения определенного репрезентативного содержания, а также мотивации его предъявления обучающемуся.

СПРАВКА

  • Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
     каждое посещение музея — это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
  • учитель и ученики должны осознавать, что посещение музея — не развлечение, а серьезная работа, поэтому нужно готовиться к нему;
  • посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда учащиеся не устали и готовы к восприятию;
  • отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов учащихся;
  • итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).


Занятия в музее должны органично вписываться в систему мероприятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.

Поэтому педагогу ОО, который занимается проектированием программы внеурочной деятельности, важно выяснить, что конкретно будет составлять содержание и результат того или иного посещения музея. Это могут быть фактические знания, умение взаимодействовать с музейной культурой, система отношений и (или) суждений, сформированные на основе музейного материала; опыт посетителя музея.

Московский Кремль в современной музейной педагогике

Памятники Музеев Московского Кремля (древние иконы и фрески кремлевских храмов, шедевры из царской сокровищницы — Оружейной палаты) и сам архитектурный ансамбль Кремля, его стены и башни, дворцы и соборы являются подлинной энциклопедией русской истории и культуры.

Московский Кремль, который многие столетия служил резиденцией правителей России, был свидетелем церемоний царского и императорского двора (венчаний на царство и коронаций, праздничных шествий, посольских приемов и пиров). Предметы из царской сокровищницы, связанные с этими церемониями прошлого, хранятся сегодня в собрании Оружейной палаты. Это драгоценные знаки власти, роскошные одеяния монархов, золотая и серебряная посуда, созданная русскими златокузнецами, и удивительные по ценности и художественным достоинствам дипломатические дары царям от иностранных послов. Богатство коллекции посольских подарков русским государям из стран Западной Европы и Востока (она является лучшей в мире и включает более 500 предметов XVII в.) позволяет использовать это собрание музея для изучения внешней политики России в  XVI—XVII вв., торговых, дипломатических и культурных контактов с западноевропейскими государствами, Турцией и Персией. Памятники парадного придворного церемониала: символы власти, драгоценная утварь для царских пиров, роскошное конское убранство — дают возможность рассказать учащимся о традициях старинного посольского обряда московской Руси, проследить его эволюцию в  XVI—XVII вв.

Например, специально для учащихся 7-х классов Музеи Московского Кремля предлагают лекционные программы. Такое предложение целесообразно использовать во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.

Приложение

Темы лекционных программ:

«Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.».«Посольские дары русским царям: торговые и дипломатические отношения с Голландией, Данией, Польшей, Священной Римской Империей и странами Востока в  XVI—XVII вв.».«Из Лондона в Москву: дипломатические и торговые отношения России и Англии в XVI—XVII вв.».«Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.».

Порядок проведения лекционных программ выстроен таким образом, чтобы последовательно знакомить учащихся с тенденциями развития и фактами внешней политики России, начиная со времен великого князя Ивана III и заканчивая событиями конца XVII в.

Каждая лекционная программа включает лекцию продолжительностью 45 мин и интерактивное занятие в экспозиции Оружейной палаты. Общая продолжительность программы — 2 ч 15 мин. Подобное сочетание лекционной части и экскурсии многократно апробировано в работе с разновозрастной аудиторией и позволяет подробно раскрыть заявленную тему. Во время лекционного занятия учащиеся получают общую информацию о внешней политике русского государства в XVII в. и парадном церемониале царского двора. В качестве иллюстраций исторического материала используются:

  • географические карты;
  • портреты монархов и выдающихся личностей эпохи;
  • дипломатические документы;
  • гравюры со сценами приемов и пиров в царских дворцах.

Построение занятий современной музейной педагогики в школе

Знакомясь с экспонатами, обучающиеся изучают предметы из собрания музея, которые имеют непосредственное отношение к заявленной тематике, и рассматривают их как исторические памятники и художественные произведения.

Во время занятия важен диалог учащихся и сотрудника музея, ведь одной из задач программы является стремление научить юных посетителей не только любоваться красотой старинных произведений искусства, но и видеть в них источник знаний и интересной информации по истории России. Познавательный аспект программы сочетается с эмоциональной составляющей — внимание обучающихся акцентируется на мастерстве создания рассматриваемых предметов: музейный педагог называет имена златокузнецов, если они известны, рассказывает о бытовании этих вещей в старину. Диалог с учащимися включает не только традиционные вопросы и ответы, но и различные интеллектуальные задания, игровые моменты, обмен мнениями и художественными впечатлениями.

Стоит заметить, что программы современной музейной педагогики в школе не ставят своей целью быть иллюстрированным учебником по русской истории. Целью программ является интегрирование лекций и занятий в экспозиции в образовательный процесс и превращение музейного пространства в площадку для образования и эстетического воспитания обучающихся. Лекции и занятия в музее позволят учащимся 7-х классов лучше понять и закрепить исторический материал, запомнить имена правителей и даты, представить карту Европы с точки зрения сфер влияния и интересов разных государств. Знакомство с произведениями европейских мастеров-серебряников позволит понять тенденции развития стилей искусства и культуры Западной Европы. Интерактивное занятие сделает восприятие материала более эмоциональным и ярким.

Так как лекционные программы включают материал XVI и XVII вв., целесообразно их проведение во второй половине учебного года, т. е. после изучения материала по внешней политике России в эпоху первых Романовых. Если программы выбраны для организации кружковой работы или факультативных занятий в структуре плана внеурочной деятельности учащихся 8-11-х классов, то период проведения не имеет значения.

Программа современной музейной педагогики в школе «Посольский прием при дворе русских царей…»

Рассмотрим подробнее содержание лекционных программ. Программа «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.» посвящена формированию посольского обряда в России, его особенностям и эволюции. Развитие дипломатического церемониала было тесно связано с политическим становлением русского государства: утверждением сословно-представительной монархии в годы правления Ивана Грозного и расцветом Московского царства при первых Романовых. Учреждение приказов, в т. ч. Посольского в 1549 г., способствовало появлению образованных, хорошо подготовленных профессионалов: дипломатов, секретарей, переводчиков.

Рассказ об истории и разных сторонах деятельности Посольского приказа включает информацию о видных русских дипломатах и главах приказа — посольских дьяках, которые играли заметную роль во внутренней и внешней политике государства. Подчеркивается мысль о том, что традиции русского посольского обряда формировались в русле норм международных дипломатических отношений, а Россия в  XVI—XVII вв. вела активную внешнеполитическую деятельность. Яркой и красочной частью лекции является описание торжественной церемонии приема иностранных послов в царском дворце и парадного застолья в их честь.

Изучение этого материала продолжается внеурочной деятельностью в образовательных учреждениях в экспозиции музея, где учащиеся знакомятся с коллекцией царских регалий — драгоценных венцов, тронов и других знаков власти. Также они рассматривают одежды государей, золотую и серебряную столовую утварь, богато украшенное конское убранство — те предметы, которые использовались в посольском приеме. Занятие в зале музея сочетает познавательную и интерактивную части программы: учащиеся отвечают на вопросы, подготовленные сотрудником музея, и выполняют задания на закрепление материала (вопросы и задания по содержанию лекции «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.» представлены в приложении).

«Посольские дары русским царям из стран Западной Европы» в качестве внеурочной деятельности в образовательных учреждениях

Программа «Посольские дары русским царям из стран Западной Европы» посвящена основным сюжетам российской внешней политики XVI—XVII вв. Коллекция дипломатических подарков русским царям, хранящаяся в Оружейной палате, включает подношения из двенадцати стран Европы и Востока. Это уникальное собрание служит основой для увлекательного рассказа о главных соперниках, торговых партнерах и союзниках России в допетровское время. Так как в эпоху средневековья и раннее Новое время обычай преподнесения даров был общепринятой международной практикой и соблюдался монархами всех государств, то богатство и разнообразие даров свидетельствовало об интенсивности контактов с той или иной страной. А приезд посольской миссии без подарков от своего монарха или немногочисленный и скромный по составу подарочный комплекс говорили о сложных отношениях и незаинтересованности одной из сторон. Учащиеся получают представление о том, с какими государствами Россия поддерживала выгодные торговые связи, кто из ближайших соседей Московии являлся давним соперником и потенциальным врагом, как менялись приоритеты во внешней политике в эпоху первых Романовых. Эта тема изучается на примере посольств из Голландии, Дании, Речи Посполитой и других стран, изобилует интересными сюжетами и яркими личностями русских государей и европейских монархов, талантливых дипломатов и торговых агентов. Старинные портреты знаменитых правителей и государственных деятелей, которые демонстрируются на лекции, позволят рассказать о личных качествах и характере выдающихся людей того времени.

В экспозиции музея (зал западноевропейского серебра) происходит последовательное знакомство с дарами из Голландии, Дании, Польши и т. д. Каждая коллекция включает подарочные комплексы разных лет, и каждый визит — это целая группа вопросов, которые обсуждались на переговорах в Москве. Богатые подарки помогали найти решение сложных межгосударственных проблем или заключить выгодный союзный или торговый договор. В процессе занятий на современной музейная педагогике в школе учащиеся, уже знакомые с нюансами средневековой дипломатии, могут по количеству и роскоши даров судить о том, насколько важной была та или иная посольская миссия.

Среди заданий для обучающихся могут фигурировать игровые моменты:

  • составить собственный подарочный комплекс для нейтрального дипломатического партнера;
  • подготовить подарочный комплекс важному союзнику;
  • определить порядок преподнесения даров во время аудиенции;
  • дать материальную оценку подношениям иноземцев.

Эти задания строятся на основе знаний, полученных на лекции.

Домашним заданием может быть подготовка несколькими учащимися описания предмета, наиболее запомнившегося им. Подобные описания когда-то составляли дьяки и подьячие Казенного приказа перед передачей в казну.

«Из Лондона в Москву…». Еще одна программа для внеурочной деятельности в образовательных учреждениях

Программа «Из Лондона в Москву: дипломатические и торговые отношения России и Англии в XV—XVII вв.» посвящена контактам России и Англии со времен Ивана Грозного до  60-х гг. XVII в. Эта тема позволит остановиться на проблемах внешней политики и торговли при царе Иване IV, экономическом развитии русского государства и культурных контактах с европейскими странами. Англия стала первым привилегированным торговым партнером русского государства. Торговые и дипломатические отношения с Лондоном сыграли важную роль в становлении посольского обряда и деятельности Посольского приказа в XVI в. Обучающиеся узнают, почему русско-английские отношения были столь актуальны в правление Ивана Грозного и как контакты двух стран развивались при царе Борисе Годунове и первых Романовых.

Занятие в экспозиции познакомит учащихся с великолепной коллекцией английского серебра эпохи Тюдоров и Стюартов, где представлены редкие предметы парадной дворцовой утвари, созданные в Лондоне лучшими серебряниками того времени. Эти произведения позволят рассказать юным посетителям о стилях искусства, ювелирных техниках и бытовании драгоценной посуды при королевском дворе. Обучающиеся, опираясь на полученные на предыдущих занятиях знания, смогут сравнить традиции торжественных застолий в России и Западной Европе и убедиться в том, что в подарок царю привозили дорогие и редкие вещи, различные модные новинки, следуя традиционным взглядам средневековой дипломатии: официальный дар монарху — это символ дружбы и взаимного интереса двух держав.

«Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.» как современная музейная педагогика в школе

Программа «Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.» раскрывает сложности русско-шведских отношений в период расцвета Швеции, когда это государство называли «королевой Балтики». Программа рассказывает о событиях Ливонской войны, о первых попытках России получить выход к Балтийскому морю и причинах поражения в Ливонской войне. Учащиеся повторяют материал, связанный с событиями Смутного времени, заключением Столбовского мира, узнают, как развивались контакты с мощной соседкой — Швецией в XVII в. Важной частью лекции является информация о преддверии Северной войны, т. е. событиях конца XVII в. Лектор объясняет, какой расклад сил существовал в то время в Северной и Центральной Европе, и рассказывает о сложной внешнеполитической игре, в которую включилась Россия, стремясь получить выход к Балтийскому морю. Конечно, будет уделено внимание двум ярким личностям того времени и двум соперникам: Петру I и Карлу XII. В экспозиции учащиеся знакомятся с подарками шведских королей русским государям, которые иллюстрируют взаимную заинтересованность в торговле, активные контакты двух стран в XVII в. и историю приезда в Москву последнего посольства 1699 г. от Карла XII.

Программы, посвященные связям России с Англией и Швецией, дают возможность повторить материал, связанный с историей этих государств, вспомнить правящие там королевские династии, имена монархов и их внешнюю политику. Широкое знакомство с произведениями серебряников, где присутствуют фигуры мифологических персонажей и античных героев, позволит учащимся проявить свои знания по античной истории и культуре.

На заключительной встрече во время занятия в экспозиции с учащимися проводится викторина по тематике всех программ. Опираясь на полученные знания, обучающиеся отвечают на вопросы о задачах и направлениях русской внешней политики XVI—XVII вв., ее успехах и неудачах. На примере посольских даров от шведского короля Карла XII в. 1699 г. рассказывают, какие внешнеполитические задачи Россия намеревалась решать в Новое время. Это также неплохой вариант внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.

Книга для семейного чтения «Дела посольские» может помочь педагогам и учащимся в освоении исторического и художественного материала. Содержание книги включает вопросы становления посольского обряда в русском государстве, проблемы взаимоотношений и торговли со странами Западной Европы. Издание иллюстрировано изображениями шедевров из собрания Оружейной палаты и портретами монархов.

Лекционные программы, основанные на собраниях Музеев Московского Кремля, могут получить дальнейшее развитие при заинтересованности педагогов и учащихся в такой форме освоения материала по курсу истории. Например, учащимся 8-го класса может быть предложена программа, посвященная правителям династии Романовых, парадным церемониям и празднествам императорского двора и культуре России XVIII—XIX вв.

Приложение

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ по содержанию лекции «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.»

Вопросы и задания Ответ
При каком царе был учрежден Посольский приказ в России? Как можно определить политический строй русского государства при этом монархе? При царе Иване Грозном. Политический строй — сословно-представительная монархия
Представители какого сословия служили в приказе? Кто и почему мог возглавлять великое и полномочное посольство за рубеж? Служилое сословие: дети боярские, дворяне, выходцы из духовенства ( т. е. незнатные и небогатые, заинтересованные в карьере и высоком жалованье). Великое посольство возглавлял знатный боярин или окольничий, т. к. он олицетворял персону монарха во время зарубежного вояжа
Какими делами ведал Посольский приказ и кто входил в штат этого ведомства? Приказ ведал документацией, отправкой миссий за рубеж, приемом иностранных дипломатов в России и т. д. В штат входили дьяки, подьячие, переводчики, толмачи
Что такое посольский обряд? Какой синоним можно использовать для нашего времени? Посольский обряд — это свод правил приема иностранных дипломатов в России, который включал правила пересечения границы, проезда по территории государства, проживание, питание, аудиенцию у государя и т. д. Сегодня это международный дипломатический этикет
Какие виды посольских документов существовали в  XVI—XVII вв.? Как называется свод документов по отношениям с разными странами? Договорные и перемирные грамоты, торговые договоры, статейные списки послов. Свод документов — это посольские книги
Перечислите страны, с которыми Россия поддерживала наиболее интенсивные контакты. Укажите на карте пути продвижения посольских кортежей из разных стран к Москве. Какие русские города служили «воротами» для въезда английских, польских и шведских послов? Англия, Голландия, Швеция, Польша, Османская империя. «Воротами» служили Архангельск, Псков и Новгород, Смоленск
Почему въезд иностранных послов в крупные города назначался на утренние часы в выходной день, а жителям приказывали выходить на улицы всей семьей в лучших одеждах? Власти хотели показать иностранцам, что Россия богатое и многолюдное государство
Какие действия русских властей могли показать иностранному посольству, что их страны находятся в плохих отношениях и переговоры будут трудными? Назначение небольшого «корма» — выдачи провизии послам, скромная резиденция для проживания на окраине столицы и долгое ожидание аудиенции
Каких монархов Европы русский царь считал «братьями» и почему? Правителей, которые унаследовали свою власть, и государей сильных влиятельных стран. Выборных монархов русские цари не считали равными и не называли братьями. В России в  XVI—XVII вв. сохранялись средневековые представления о законности власти правителя, которая подтверждалась наследственным правом и обладанием общепризнанными символами власти, полученными от предков
Как титулы русских царей были связаны с расширением границ государства и укреплением власти правителя? Покажите на карте земли и города, вошедшие в состав России в  XVI—XVII вв. Государь, царь и великий князь всея Великие Малые и Белые Руси Самодержец, князь Владимирский, царь Казанский и Астраханский, царь Сибирский и т. д.
Какие знаки власти и одеяния использовали цари на торжественной аудиенции? Кто из придворных чинов помогал царю проводить торжественную встречу с послами? Драгоценный венец, трон, держава, скипетр, платно — парадное одеяние государя. По правую и левую руку от трона государя находились: глава посольского приказа и окольничий (высокий придворный чин)
В каких случаях царь задавал вопрос о здоровье монарха, приславшего посольство? Какое значение это имело? Каким образом царь мог показать свое расположение главе посольства? Царь спрашивал о здоровье другого монарха, если страны находились в дружественных отношениях. Если посол был знатного рода или не первый раз приезжал в Россию и нравился государю (оказывал ему важные услуги в торговых делах, выступал консультантом или посредником на переговорах с другим государством), то царь мог разрешить ему поцеловать свою руку — «позвать к руке»
Какая церемония завершала торжественную аудиенцию и какое значение она имела? Почему подарки от монарха другой страны русскому царю назывались «любительными поминками»? Церемонию завершало преподнесение подарков царю от монарха, приславшего посольство, и от самих послов. Дары дипломатов назывались челобитьем, т. к. преподносились не от равного, а от подданных другого монарха. «Любительными поминками» называли дары от правителя другой страны, т. к. они, согласно дипломатическому этикету передавались бескорыстно, т. е. в знак «любви», и символизировали уважение и политическое равенство



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль