Методология преподавания технологии в школе

43

Согласно действующему законодательству, существует возможность включения в учебную программу дополнительных предметов, а также факультативов для учащихся. Инициатива при этом исходит от образовательного учреждения. Важно учитывать специфическое направление, на которое ориентировано учреждение.

Новое преподавание технологии связано с постоянным сокращением количества часов преподавания предмета.  В примерной ООП основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), на изучение технологии выделяется в 5-7-х классах 2 часа, в 8-м классе — 1 час (п. 3.1. Примерный учебный план основного общего образования).

Если раньше учащиеся заканчивали обучение предмету в 9 классе  обучения, а затем направлялись на учебно-производственные комбинаты, где в течении двух лет обучения 10-11 классы получали специализированное образование, а иногда и документ о получении образования, то сейчас все большее число учебно-производственных комбинатов закрывается. Имеются трудности с учебными пособиями:

  1. Малое финансирование на закупку инструментов
  2. Отмена и ограничения уроков черчения
  3. Материальная база (металлы, дерево, ткани), часто отсутствуют или имеются в недостаточном количестве.

Данная тенденция не может положительно отразится на программе развития, ориентированной на 2020 год. Крайне трудно подготовить 25 млн. специалистов без должного уровня преподавания технологии в школе. Второй же пункт не позволяет не только качественно работать с чертежами по металлу или дереву, но и возникают определенные технические трудности при подготовке инженерного состава уже при обучении все стен школы. Пусть не все дети пойдут на рабочие специальности или выберут профессией тяжелый путь инженера. Однако знание предмета поможет ребятам в армии при освоении военной техники и оборудования, что укрепит боеспособность воинских частей.

Новое преподавание технологии в современном образовании

Преподавание технологии в школе имеет четкие цели:

  1. возможность безопасного использования бытовых приборов и их починки в случаях небольшой поломки;
  2. обучения сфере быта;
  3. безопасность в сфере общения с электричеством;
  4. экологическая безопасность;
  5. отопление и энергосбережение;
  6. способы приготовления пищи и методы обработки пищи;
  7. безопасное обращение в быту и обработка механических повреждений

Все это идет через ознакомление с медицинскими технологиями, технологиями обработки металлов, ознакомление с приборным управлением и чиповыми станками, новое преподавание технологии в школе подразумевает ознакомление и с нанотехнологиями.

Гендерное деление класса на группы для изучения предмета не предполагается.

Конечной целью обучения любой дисциплине в школе является формирование целостной личности из учащегося. Сформированной как культурно, так и подготовленной теоритически и практически встретится с современным миром.

Вариативность при составлении программ преподавания предмета “Технология” в школе

Составление программы преподавание технологии в школе подразумевает творческий подход преподавателя. Он не должен действовать исключительно по учебным методичным материалам. В первую очередь требуется заинтересовать учащихся. Во вторую необходимо учитывать место проживания и социальную среду учеников. Часто совершается две ошибки.

  1. Преподавание технологии в сельской школе с уклоном на сельское образование

В первую очередь нужно понимать собираются учащиеся в основной массе оставаться проживать в сельской местности. Во-вторых, требуется ли им такое образование. В-третьих, какое место проживания они выберут, город тоже имеет свою специфику и следовательно подбирать углублённость изучения тех или иных материалов.

  1. Преподавание в городской школе с уклоном в городское образование

Часто небольшие города районного подчинения (иногда даже областного) имеют крепкие связи с селом. Следовательно, будет крайне полезно выдать нужный объем информации по так называемой сельской культуре. Хотя ученики и проживают в городе.

Приложение 1

Планирование учебного материала для варианта «Техника и технологии»

Класс Кол-во часов в неделю Распределение учебного материала для изучения в четверти
I II III IV
5 2 Принципы технологической (преобразующей) деятельности человека. Потребности — цели производства — реализация. Технологии производства и обработки конструкционных материалов, информационно-коммуникационные технологии Графика и черчение. Технологии обработки конструкционных материалов Технологии обработки конструкционных материалов Выполнение проектов
6 Машиноведение. Технологии машиностроения Технологии обработки конструкционных материалов Культура дома. Технологии в сфере быта. Элементы кулинарии. Технологии сервиса. Технологии производства продуктов питания
7 Инженерное программирование и робототехника Технологии художественной обработки конструкционных материалов Ремонтно-строительные работы. Строительные технологии. Домашняя экономика и основы предпринимательства
8 1 Электротехника и автоматика. Технологии в сфере энергетики Транспортные технологии. Биотехнологии. Технологии сельского хозяйства. Медицинские технологии. Управленческие и социальные технологии Профпригодность и профориентация

Приложение 2

Планирование учебного материала для варианта «Технология сервиса»

Класс Кол-во часов в неделю Распределение учебного материала для изучения в четверти
I II III IV
5 2 Принципы технологической (преобразующей) деятельности человека. Потребности — цели — технологии — производство — реализация. Определение технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Технологии производства и обработки ткани и пищевых продуктов Графика и черчение. Технологии обработки ткани и пищевых продуктов Технологии обработки ткани и пищевых продуктов Выполнение проектов
6 Машиноведение. Технологии машиностроения. Технологии обработки ткани и пищевых продуктов Технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Технологии производства продуктов питания Технологии художественной обработки конструкционных материалов
7 Инженерное программирование. Робототехника Технологии художественной обработки ткани Культура дома. Технологии в сфере быта. Технологии сервиса. Ремонтно-строительные работы. Домашняя экономика и основы предпринимательства
8 1 Электротехника. Бытовые электроприборы. Технологии в сфере энергетики Биотехнологии. Медицинские технологии. Технологии сельского хозяйства. Нанотехнологии Профпригодность и профориентация

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль