Формы организации процесса обучения школьников, нуждающихся в длительном лечении

133

Центр образования «Технологии обучения» г. Москвы (далее — Центр) начал свою деятельность по организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских учреждениях, на основании приказа Департамента образования города Москвы от  21.08.2013 № 48 «Об обеспечении права на получение общего образования детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях». В соответствии с приказом Центру было поручено организовать соответствующую работу.

Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, происходит в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.Ч. 6 ст. 41 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Содержание акта определяет нормативы по созданию условий для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования детьми, нуждающимися в длительном лечении в медицинских организациях; ведению электронного учета движения контингента обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях; реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также реализации адаптированных образовательных программ; определению списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.

В качестве основного исполнителя по данным видам работ Центр был выбран не случайно. На протяжении многих лет его сотрудники реализуют организацию процесса обучения школьников с ОВЗ и детей-инвалидов. При этом приоритетом в обучении школьников является обеспечение индивидуального подхода к осуществлению образовательного процесса в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка. Многолетний опыт работы с особой категорией учащихся, в т. ч. с использованием дистанционных технологий, позволил Центру в короткие сроки организовать обучение школьников, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях г. Москвы.

Правовая основа организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении

Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные учреждения, в т. ч. санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, может быть реализована образовательными учреждениями на дому или в медицинских учреждениях.

Основанием для организации обучения на дому детей-инвалидов или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).Ч. 5 ст. 41 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время к различным формам организации процесса обучения школьников, находящихся в больницах, привлечены более 250 сотрудников Центра, большая часть из них — это педагогические работники. Всего обучением охвачено около 2500 детей в 26 больницах федерального, регионального и областного уровней: в Российском онкологическом научном центре им.  Н. Н. Блохина, Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им.  Г. Е. Сухаревой, Московской областной детской клинической травматолого-ортопедической больнице, Московском городском научно-практическом центре борьбы с туберкулезом и др.

Взаимные обязательства Центра и медицинских организаций по обучению детей, нуждающихся в длительном лечении определяются заключенным между ними договором. Договор составляется в письменной форме с учетом требований законодательства и устанавливает права и обязанности каждой из сторон.

Почти все больницы города, имеющие пациентов школьного возраста, заключили с Центром такие договоры. Исключением стала Морозовская детская городская клиническая больница, руководство которой мотивировало свой отказ небольшим сроком пребывания детей на больничной койке.

Особенности организации процесса обучения школьников, находящихся на длительном лечении

Учебные планы, по которым ведется обучение в медицинских учреждениях, разработаны на основе индивидуального учебного плана Центра и отличаются от учебных планов, по которым обучаются школьники в обычных общеобразовательных школах. Количество часов, выделенное на изучение предметов в учебном плане, определяется условиями, созданными в конкретной медицинской организации, и рекомендациями медицинских работников (заведующего отделением и лечащего врача) в зависимости от состояния здоровья детей. Ежедневная учебная нагрузка для каждого ребенка не превышает 3–3,5 ч в день.

Организация процесса обучения школьников, находящихся в медицинских учреждениях, предполагает проведение не только учебных занятий, но и внеклассных мероприятий. Дети, которые долгое время не могут общаться со одноклассниками и друзьями, тоже хотят участвовать в неформальной школьной жизни. В связи с этим педагогами Центра с учетом состояния здоровья детей проводятся различные внеклассные мероприятия, в т. ч. экскурсии.

Организация процесса обучения школьников, находящихся в медицинским организациях может происходить как в групповой, так и индивидуальной формах. В некоторых медицинских организациях (Московском городском научно-практическим центре борьбы с туберкулезом, Детском нефрологическом санатории № 9, Детском санатории № 45 для детей с гастроэнтерологической патологией и др.) обучение происходит в  мини-классах по 4–12 человек. В Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им.  Н. Н. Приорова занятия проводятся индивидуально в палатах, поскольку дети не могут сами передвигаться. Организация процесса обучения школьников, находящихся на длительном лечении, включает в себя проведение выпускных экзаменов. Сотрудники Центра заранее решают организационные вопросы, проводят разъяснительную работу с учащимися и их родителями.

Пункт приема экзаменов организуется на территории больницы. Все мероприятия проводятся в соответствии с регламентом проведения экзаменов для детей, которые не смогут покинуть пределы медицинской организации по состоянию здоровья в период основных и дополнительных экзаменов, разработанным сотрудниками Центра совместно со специалистами управления государственного контроля и надзора в сфере образования Департамента образования города Москвы.

В организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, применяются инновационные технологии.

Образовательная деятельность Центра построена на принципах интеграции передовых педагогических и информационных технологий. Методы и технологии обучения, которые используют педагоги Центра на занятиях с детьми, постоянно обновляются.

Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать длительно болеющих детей как дистанционно, так и очно. Виртуальные уроки мало чем отличаются от реальных: учащиеся могут слушать объяснения учителя, смотреть физические и химические опыты, выполнять задания.

В начале 2015 г. Департамент образования города Москвы выделил средства на приобретение планшетов и проекционного оборудования. Решение перейти на организацию процесса обучения длительно болеющих школьников с использованием новых технологий было принято, чтобы охватить как можно больше пациентов и сделать образовательный процесс более индивидуализированным.

Теперь на уроке учитель может раздать всем учащимся планшеты и предложить выполнить индивидуальные задания. Если ребенок уже обучается индивидуально (такие пациенты есть, например, в  Научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы), он может работать самостоятельно, а в необходимых случаях подключаться к работе мини-класса.

Для реализации новых педагогических идей в организации процесса обучения длительно болеющих школьников педагоги регулярно повышают свою квалификацию. Для этого сотрудники Центра организуют семинары, круглые столы, проводят курсы «Основы и практика работы в информационной среде для учителей». В случае необходимости им оказывает помощь методическая служба Центра.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль