Основные задачи и методы работы при организации взаимодействия школы с КДН и ЗП

1440

Опыт сотрудничества школы и КДН

В нашей школе, как и в любой другой, учатся дети так называемой группы риска: из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных семей, дети, находящиеся под опекой, и т. д. Есть и учащиеся, которые за плохое поведение, прогулы, другие проступки стоят на внутришкольном учете. Для того чтобы вовремя оказать им помощь, не допустить беды, на протяжении многих лет школа сотрудничает с КДН и ЗП (комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) района Свиблово.

В 1959 г. в составе Дзержинского района г. Москвы была открыта восьмилетняя школа № 297. В 1963 г. она стала общеобразовательной, а затем вошла в состав Бабушкинского района столицы. Около 18 лет она сотрудничала с экономическим факультетом ВГИКа. Здесь снимались фильмы «Москва — Кассиопея», «Крыша», а также многие серии детского журнала «Ералаш». Сегодня она является отделением гимназии № 1565 «Свиблово». В ней обучаются около 500 детей, работают 46 педагогических работников, открыты классы с углубленным изучением английского языка, в старших классах реализуется профильное обучение.

Основными задачами совместной работы школы и КДН являются:

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определение причин и условий, которые этому способствуют, принятие мер по их устранению;
  • выявление фактов жестокого обращения с детьми и подростками, принятие мер по их устранению;
  • оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • организация досуга и занятости в летний период школьников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, внутришкольном учете, на учете в отделе по делам несовершеннолетних ОМВД России по району Свиблово, а также школьников группы риска.

Взаимодействие школы и КДН и ЗП осуществляется в соответствии с планом совместной работы, который ежегодно утверждается заведующей отделением, руководителем социальной службы и председателем комиссии по делам несовершеннолетних. Назовем его основные пункты.

Согласование данных школы и КДН

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Два раза в год школа и КДН и ЗП согласуют данные о школьниках, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. От комиссии этим вопросом занимается ответственный секретарь, от школы — методист, курирующий вопросы социального и воспитательного направлений.

По запросу от комиссии по делам несовершеннолетних методист вместе с классными руководителями готовит на учащихся, состоящих на учете, характеристики по следующему плану:

  • успеваемость,
  • поведение,
  • ситуация в семье,
  • мероприятия, проведенные в отношении учащегося за полугодичный период.

Затем на заседании комиссии по делам несовершеннолетних проходит обсуждение каждого учащегося и совместно с представителями Отдела по делам несовершеннолетних решается вопрос о снятии его с учета либо о продолжении профилактической работы. Методист получает рекомендации и проводит корректировку плана мероприятий.

Также школа передает в КДН и ЗП данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Они предоставляются методистом три раза в год (в начале, в середине и на момент окончания) по требуемой форме.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних —система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, причина постановки на учет; сведения об учащемся (дата рождения, адрес проживания, информация о родителях и т. д.).

Согласование данных школы и КДН по учащимся в группе риска

Два раза в года школа предоставляет в КДН и ЗП списки учащихся группы риска (алгоритм такой же, как и при подаче списков учащихся, состоящих на внутришкольном учете).

К каждому заседанию комиссии по делам несовершеннолетних по учащемуся группы риска методист готовит материалы:

  • характеристику на учащегося; 
  • информационную справку о занятости учащегося во внеурочное время; 
  • справку о постановке учащегося на учет в Отделе по делам несовершеннолетних; 
  • справку об  административно-педагогических мероприятиях, проведенных в отношении учащегося; справку о результатах взаимодействия образовательной организации с другими социальными учреждениями и т. д.

Методист школы также участвует в заседаниях КДН и ЗП по учащимся группы риска.

Проверка условий жизни учащихся представителями школы и КДН

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей утверждены приказом Минобрнауки России от  14.09.2009 № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

По согласованию с родителями назначается дата и время посещения семьи, формируется комиссия представителей школы и КДН, состоящая из классного руководителя, представителя администрации образовательной организации, школьного педагога-психолога (по необходимости) и инспектора полиции (по необходимости). Осматриваются условия проживания ребенка, проверяется наличие рабочей зоны, места отдыха, санитарно-гигиеническое состояние квартиры. Проводится беседа с родителями учащегося в неформальной обстановке. По результатам проверки составляется акт.

Организация досуга учащихся представителями школы и КДН

С целью привлечения учащихся, состоящих на учете, и учащихся группы риска к занятиям спортом представители школы и КДН и ЗП организуют встречи школьников со специалистами по спорту управы района Свиблово, тренерами спортивно-досуговых учреждений.

Управой района Свиблово заключены соглашения о сотрудничестве с учреждениями и организациями по спорту и досугу, в т. ч. коммерческими, об организации совместной деятельности по развитию физической культуры и спорта, культурно-массовой работы на территории района Свиблово. 

Учащиеся школы по направлению КДН и ЗП зачисляются в секции и кружки на бесплатной основе.

Для школьников, состоящих на учете, совместно со специалистами по спорту управы района Свиблово, Центра спортивного и творческого развития «Радуга-Свиблово» регулярно организуются и проводятся соревнования по бильярду, пейнтболу, мини-футболу, дартсу, стрельбе из лука, городкам. Дети и подростки этой категории постоянно приглашаются к участию в спортивных праздниках и массовых соревнованиях: в турнирах по пейнтболу, футболу, настольному теннису, районных первенствах по бильярду, городошному спорту, пулевой стрельбе, а также в соревнованиях по прикладным видам спорта (сборка-разборка оружия, стрельба из пневматического оружия).

Обеспечение трудовой занятости учащихся представителями школы и КДН

Работа по обеспечению трудовой занятости учащихся, состоящих на учете, и учащихся группы риска в нашем районе ведется круглогодично, но особенно активно — летом. Восьмой год подряд на базе Центра спортивного и творческого развития «Радуга-Свиблово» организуется летний трудовой лагерь добровольного посещения для подростков группы риска в количестве 12–15 человек.

Набор в лагерь учащихся школы осуществляется через КДН и ЗП. На заседании комиссии ответственный секретарь сообщает представителям образовательных организаций дату и место проведения родительского собрания по организации трудового лагеря и просит передать эту информации заинтересованным семьям.

Работа с подростками проводится по нескольким направлениям: досуговое, социально-воспитательное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное и трудовое.

Школа и КДН проводят совместные профилактические мероприятия

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны:

  • оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо школьникам, имеющим проблемы в обучении;
  • выявлять школьников, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимать меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
  • выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;
  • обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них школьников;
  • осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения школьников. П. 2 ст. 14 Федерального закона от  24.06.1999 №  120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Большой пласт совместной работы — это проведение мероприятий, направленных на профилактику употребления наркотических средств и психоактивных веществ, правовое просвещение школьников, противодействие экстремистской и террористической деятельности.

Так, в сентябре 2014 г. прошла Неделя правовых знаний для школьников с  1-го по  11-й класс. В ее организации приняли участие представители школы, КДН и ЗП, Отдела по делам несовершеннолетних.

В феврале — марте 2015 г. начальник Отдела по делам несовершеннолетних Е. Г. Яновская провела цикл лекций для восьмиклассников в рамках работы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Основные темы — «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Детский алкоголизм в России», «Я — гражданин России», «Что такое закон? Главный закон страны», «Гражданин и обыватель. Твои права и обязанности. Воинская обязанность».

В октябре 2014 г. в рамках сотрудничества школы и КДН психоневролог-нарколог Е.В Кипнис провела профилактическое мероприятие антинаркотической направленности с учащимися 9-х классов. Ее результатом стало социально-психологическое тестирование школьников, достигших 15-летнего возраста, с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которое прошло на базе наркологического диспансера № 3 — филиала Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы.

В феврале — апреле 2015 г. специалисты социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возрождение» в рамках программы сотрудничества школы и КДН провели: 12 лекций для 4-11-х классов по темам:

  • «Личность и индивидуальность», 
  • «Самоуважение», 
  • «Психоактивные вещества и последствия их употребления», 
  • «Как отказаться от предложенных наркотиков», 
  • «Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ», 
  • «Здоровье и вредные привычки» и т. д.

Также были организованы родительские собрания:

  • «Особенности родительских отношений в подростковый период: конфликты, агрессия, стресс» для родителей учащихся 5-7-х классов;
  • «Стиль воспитания, ошибочные цели в поведении детей и их переориентация, физическое наказание и его последствия» для родителей учащихся 8-9-х классов.

В апреле 2015 г. в школе под патронажем КДН и ЗП для старшеклассников было проведено профилактическое мероприятие в рамках городского антинаркотического месячника «Москва — территория здоровья». В нем приняли участие ребята всей гимназии. Мероприятие было направлено на формирование здорового образа жизни и нетерпимого отношения к психоактивным веществам среди подростков.

В течение прошедшего учебного года специалисты школы обеспечивались видеоматериалами от КДН по профилактике наркомании, токсикомании, методическими рекомендациями для занятий по темам нравственно-этического и антинаркотического воспитания. В декабре 2014 г. КДН и ЗП провела межведомственный координационный выездной семинар-совещание по обмену информацией и опытом работы как образовательных организаций, так и всех структур, участвующих в работе с несовершеннолетними «Формы и методы работы комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав с учреждениями образования, досуга, спорта и культуры».

В мае 2015 г. прошло расширенное заседание совета профилактики правонарушений с участием различных служб: Центра психологической помощи «На Снежной», отдела опеки, попечительства и патронажа района Лосиноостровский и т. д.

В заключение хочу заметить, что я как методист школы № 297 являюсь членом КДН и ЗП и регулярно принимаю участие в ее заседаниях, поэтому хорошо знаю проблемы, которые возникают в процессе работы с несовершеннолетними и их семьями. Самая главная из них — это отсутствие возможности реального воздействия на родителей, страдающих алкогольной, наркотической зависимостью, различными формами психических расстройств, при решении трудной ситуации в семье. У представителей комиссии нет полномочий по освидетельствованию родителей, а также по применению к ним адекватного наказания (действует только система штрафов).

Тем не менее с каждый трудным ребенком мы работаем с максимальной отдачей: собираем данные, проводим их анализ и вместе с учреждениями системы профилактики разрабатываем комплекс мер по оздоровлению семейной обстановки, оказанию ребенку и членам его семьи правовой, материальной, медицинской и психологической помощи.

Два раза в год согласно утвержденному графику школа отчитывается перед КДН и ЗП о проделанной работе по социальному направлению.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль