Как сделать успешным механизмом подотчетности публичный доклад о работе школы

64

Несмотря на то, что сегодня в российском образовании публичный доклад о работе школы не является обязательным документом, спрос на него, в частности со стороны потребителей образовательных услуг и СМИ, по-прежнему высок. Данный факт заставляет руководителей образовательных организаций и управлений образованием не просто сохранять этот жанр отчетного документа, размещая его на сайте параллельно с отчетом о результатах самообследования, но и искать новые форматы, новые подходы к его разработке и публикации.

Основная задача, которая стоит перед разработчиками публичного доклада о работе школы, — это минимизация отчетной нагрузки на школу при сохранении информативности и эффективности самого публичного доклада. Существует несколько вариантов решения этой задачи:

1. Сохранение и совершенствование традиционного, разрабатываемого с 2006 г. формата.

Минимизация отчетной нагрузки в этом случае может быть достигнута через интеграцию доклада в отчет о результатах самообследования – порядок проведения самообследования образовательной организацией, утв. приказом Минобрнауки России от  14.06.2013 № 462, предполагает наличие у отчета аналитической части.

2. Разворачивание публичного доклада о работе школы в систему презентационных мероприятий: встречи, выступления, сообщения в СМИ и в сети Интернет.

Актуальность такого подхода подтверждается высоким уровнем запроса граждан на очные формы информационного взаимодействия с образовательными организациями. Согласно исследованиям, каждый четвертый родитель при выборе школы для ребенка ориентируется на информацию, полученную на днях открытых дверей, более 90% родителей для контроля за пребыванием ребенка в школе используют родительские собрания.

Основой содержания публичного доклада о работе школы могут стать сведения, полученные в результате самообследования. Из них нужно выделить наиболее важные моменты, а затем раскрыть их в краткой, но интересной форме.

Заметим, что традиции проведения таких мероприятий в российских детских садах и школах появились задолго до возникновения самого понятия. Многие заведующие и директора проводили их еще в советские времена. Поэтому использование очных презентационных мероприятий в качестве отчетности перед общественностью можно назвать возрождением традиций.

3. Создание небольшого по объему, яркого по оформлению и насыщенного информацией доклада о работе школы.

Доклад-навигатор — это расширенный буклет о деятельности образовательной организации. Его задача заключается не только в том, чтобы дать общую информацию об организации, ее образовательном пространстве, но и в том, чтобы помочь читателям (пользователям) в нем сориентироваться.

В ситуации, когда у каждой образовательной организации есть свой официальный сайт, на котором подробно и во всех деталях представлены различные аспекты ее деятельности, формат навигатора приобретает особое значение. Благодаря нему образовательная организация может:

  1. эффективно использовать имеющиеся у нее информационные сетевые ресурсы;
  2. сократить затраты на подготовку отчетности;
  3. усилить презентационность отчетности и ее ориентацию на потребителя образовательных услуг.

При подготовке навигатора важно помнить, что это самостоятельный документ, а не сокращенная версия традиционного доклада о работе школы. Некоторые разработчики предпочитают двигаться именно таким путем: сначала написать полномасштабный традиционный документ, а потом уже из него сделать реферат — короткую тезисную версию. Теоретически такой способ возможен, однако на практике он слишком энергозатратен.

В целом навигатор должен содержать логически связанную смысловую информацию, проиллюстрированную фотографиями, диаграммами, схемами и рисунками и оснащенную гиперссылками на более подробные сведения из описываемой сферы. При этом нужно обязательно осветить наиболее значимые тенденции, результаты и перспективы деятельности организации. Это позволит сформулировать ее основные конкурентные преимущества и привлечь таким образом внимание читателей (пользователей).

К сожалению, в настоящий момент технические возможности гиперссылок авторами докладов о работе школы используются очень слабо. Несмотря на то что их создание не представляет особой сложности, активные гиперссылки встречаются не более чем в 7% текстов. Кстати, гиперссылки можно использовать не только в электронной публикации, но и в печатной версии. Для этого нужно сделать ссылку внизу страницы, указав в ней адрес сайта или реквизиты документа, где можно посмотреть более подробную информацию.

Что касается фотографий, диаграмм, схем и рисунков, то они должны быть связаны с текстом, грамотно оформлены и понятны непрофессионалам.

Эффективным методом иллюстрирования в  докладе о работе школы может стать инфографика, получившая сегодня широкое распространение в электронных СМИ. Кроме того, в  интернет-версии можно использовать небольшие анимационные фрагменты. Впрочем, слишком большое количество иллюстраций может повредить качеству. Оптимальным представляется наличие 1–3 иллюстраций на страницу. Проще говоря, иллюстрации должны занимать не более 30% рабочего пространства одной страницы.

Роль управляющего совета в подготовке доклада о работе школы

Сегодня почти в каждой образовательной организации есть управляющий совет. Этот коллегиальный орган управления должен ежегодно готовить отчет о своей деятельности, поэтому было бы логично наделить его еще и полномочием по подготовке публичного доклада. Практика показывает, что роль управляющего совета в этом вопросе может быть различной (табл. 1).

Таблица 1

Участие управляющего совета в подготовке публичного доклада о работе школы

Роль управляющего совета Функции управляющего совета
Полноправный соавтор и соразработчик Формулировка замысла (концепции); разработка проекта (плана, макета и др.); сбор данных; написание текста, его редактирование и оформление; публикация, презентация и распространение; сбор и анализ отзывов, результатов обратной связи
Эксперт Экспертиза промежуточных результатов (плана, текста, оригинал-макета); подготовка рекомендаций по совершенствованию
«Свадебный генерал» Утверждение (согласование) готового оригинал-макета

Из перечисленных в таблице ролей управляющего совета наиболее конструктивными с точки зрения участия общественности в оценке деятельности и управлении образовательной организацией, являются первые две. В этих случаях общественные управляющие могут не только высказать свое мнение, но и повлиять на текст, а следовательно, и на образовательную систему организации.

Что необходимо учесть при подготовке доклада о работе школы
Какой бы вы ни избрали формат и способ подготовки материала, необходимо позаботиться о его качестве. Существует несколько простых и универсальных правил, которые помогут вам создать интересный и содержательный текст.

Правило 1. Обеспечьте грамотное управление процессом подготовки, издания и распространения доклада о работе школы.

Любому руководителю известно, что управление тем или иным процессом предполагает постановку управленческой задачи, составление плана действий, формирование рабочей группы. Кроме этого, важной частью управления является контроль качества и сроков выполнения заданий.

Основными целями доклада являются:

  • обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;
  • обеспечение прозрачности функционирования региональной (муниципальной) системы образования и образовательных учреждений;
  • информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития региональной (муниципальной) системы образования или образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.

Подготовка доклада о работе школы начинается с момента принятия решения о его создании органом управления образовательной организации. В современных условиях органом, принимающим такое решение, может выступать орган коллегиального управления (например, управляющий совет), администрация либо учредитель образовательной организации.

Постановка управленческой задачи включает определение основных характеристик планируемого доклада о работе школы:

  • цель и задачи, которые предположительно должны быть решены с его помощью (при его подготовке и/или в результате опубликования и получения обратной связи);
  • целевая аудитория, т. е. потенциальные читатели (родители обучающихся, социальные партнеры, представители власти и общественности и др.); 
  • содержание и сроки выполнения работ;
  • основные параметры планируемого конечного продукта (объем, стиль оформления, тип публикации — печатная или электронная и др.).

Разработка плана-графика выполнения работ по подготовке доклада о работе школы предполагает четкое определение:

  • этапов выполнения;
  • содержания каждого этапа с максимально возможным вычленением отдельных видов задач;
  • сроков выполнения;
  • конкретных результатов по каждому этапу и виду.

План-график утверждается органом управления школы. Целесообразно его оформить в виде таблицы и/или диаграммы Ганта.

Существующий опыт создания докладов о работе школы позволил определить два наиболее распространенных (удобных, оптимальных) режима его подготовки:

1. Май — август отчетного года.

В этом режиме подготовительные (организационные) мероприятия, разработка предварительного макета и сбор информации осуществляются в мае — июне, а формирование и оформление текста и публикация — в августе.

2. Сентябрь — август отчетного года.

При таком режиме подготовительные (организационные) мероприятия и разработка предварительного макета осуществляются в сентябре — октябре отчетного года, сбор информации и ее обработка — в течение всего учебного года, обсуждение и коррекция макета — в мае, создание текста — в июне, оформление и публикация — в августе. Каждый из предложенных режимов имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбрать можно любой. Главное, чтобы план-график соответствовал возможностям рабочей группы и учитывал необходимость получения конечного продукта к августовским конференциям и родительским собраниям.

Правило 2. Установите критерии качества публичного доклада о работе школы и обеспечьте их достижение

Эффективность обеспечивается за счет качественного исполнения — соблюдения требований к создаваемому информационному продукту. И здесь важна не только добросовестность исполнителей и четкость соблюдения ими плана-графика выполнения задач, но и набор компетенций, которыми они обладают. Иными словами, в состав рабочей группы должны входить те, кто умеет анализировать и обобщать большой объем информации, писать грамотные тексты, работать с таблицами и диаграммами, готовить презентационные материалы и др. Исходя из специфики деятельности образовательной организации руководитель рабочей группы должен сформулировать требования к тексту, учитывая основные критерии его качества (табл. 2).

Таблица 2
Критерии качества публичного доклада о работе школы и показатели их достижения

Критерии Показатели
Объем 15–25 или, если это навигатор, 4–8 с.
Содержание Актуальность, репрезентативность, важность для основных читателей
Аналитическая часть Наличие фактов и аргументов, обоснованных выводов и заключений
Текст Структурированность, целостность, логичность, грамотность
Стиль Публицистический, простой и понятный читателю
Дизайн Соответствие формату, стилю и содержанию
Иллюстративность Наличие фотографий, диаграмм, схем и рисунков (должны занимать не более 30% рабочего пространства одной страницы)
Размещение в сети Интернет Размещение в Главном меню, наличие обложки
Связь доклада с иными информационными документами и материалами Наличие перекрестных ссылок

Основными формами презентации доклада о работе школы являются: 

  • организация специального мероприятия с приглашением представителей различных целевых групп; 
  • выступление руководителя образовательной организации на родительских собраниях и встречах с заинтересованной аудиторией; 
  • рассылка по обычной и электронной почте родителям обучающихся, потенциальным партнерам и попечителям; 
  • размещение на сайте организации или органа управления образованием.

Правило 3. Организуйте презентационную поддержку доклада о работе школы

Для того чтобы текст выполнил свои функции, нужно чтобы его прочитали те, для кого он написан. Для этого необходимо организовать презентационную поддержку, т. е. провести мероприятия по его представлению потенциальным читателям.

Важно понимать, что презентация — это не озвученный реферат со слайдами, а анонсирование и реклама. Содержание презентации, в частности, может включать следующие вопросы: история создания публичной отчетности образовательной организации, цель подготовки данного доклада, его структура, наиболее интересные моменты, информация о том, где и как можно с ним ознакомиться.

Если есть возможность, нужно обеспечить слушателей презентации раздаточным материалом (рекламками, буклетами) с информацией о содержании и месте нахождения текста.

Формирование рабочей группы по подготовке публичного доклада о работе школы

Особое внимание стоит уделить формированию рабочей группы. Как правило, в нее входят:

  • руководитель; 
  • сборщики и обработчики информации;
  • дизайнер (художник-оформитель);
  • редактор-корректор.

Руководитель группы координирует, контролирует и корректирует деятельность членов рабочей группы, организует взаимодействие с внешними экспертами и общественностью, обеспечивает качество и сроки выполнения задач.

Сборщики и обработчики информации собирают всю необходимую информацию, обрабатывают ее и формируют текст.

Дизайнер (художник-оформитель) разрабатывает дизайн-проект, подбирает иллюстративно-художественный материал (фотографии, рисунки и др.), оформляет текст.

Редактор-корректор исправляет стилистические, грамматические и пунктуационные ошибки, обеспечивая грамотное оформление каждого элемента и единство стиля.

Состав рабочей группы по подготовке публичного доклада о работе школы утверждается приказом руководителя образовательной организации. В него могут входить не только работники организации, но и внешние специалисты (представители общественности).

Заместители руководителя образовательной организации, являющиеся наиболее компетентными носителями информации, необходимой для подготовки, могут входить в состав рабочей группы в любом качестве или взаимодействовать с рабочей группой по вопросам информационного обеспечения, не являясь ее членами.

Возможности и риски публичного доклада о работе школы

Публичный доклад может стать эффективным инструментом решения текущих и перспективных задач образовательной организации. Но, как и любой проект, подготовка этого документа влечет за собой определенные риски, о которых руководитель организации должен помнить. Два самых серьезных из них — это увеличение отчетной нагрузки работников и неадекватная реакция читателей (слушателей).

Ситуацию с отчетной нагрузкой можно решить, используя приведенные выше или какие-то иные организационные решения.

Вторая группа рисков имеет более сложную природу. Можно, конечно, не говорить в докладе о недостатках в работе школы, однако следует помнить, что мы живем в век информационных технологий, поэтому тайное в любой момент может стать явным.

В связи с этим при подготовке следует исходить из того, что скрывать все проблемы и недостатки школы нецелесообразно. Скорее, нужно подумать над тем, как о них написать, чтобы эта информация работала на развитие школы и повышение ее имиджа.

В любом случае решение вопроса, о чем писать и о чем молчать, каждый раз будет требовать от вас и ваших коллег особого внимания и предварительной экспертной оценки.

В заключение заметим, что доклад о работе школы может вызвать интерес у читателей только в том случае, если он является штучным товаром — оригинальным, уникальным и неповторимым документом. Ежегодное повторение одного и того же текста с обновленными данными — это неинтересно и совершенно бессмысленно.

Создание каждый раз оригинального текста — непростая, но вполне выполнимая задача. Тем более что в настоящий момент школа не обязана ежегодно готовить публичный доклад о работе школы. Да и жестких требований к его содержанию не существует.

Из этого следуют две вещи: первая — образовательная организация, ее органы управления должны принимать решение о подготовке публичного доклада только тогда, когда они точно знают, для кого и для чего он будет создан; вторая — содержание не обязательно должно охватывать все нюансы деятельности организации, он может быть посвящен только одному школьному проекту, но с объяснением того, как реализация этого проекта отразилась на разных направлениях школьной жизни.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль