Права и обязанности педагогов: опоздания как нарушение трудовой дисциплины

2934

Сегодня работники опаздывают на работу по разным причинам, но все они либо вызваны чрезвычайными обстоятельствами, либо связаны с неправильной организацией личного времени. И если первые встречаются крайне редко (не каждый день падают метеориты, обрываются ЛЭП), то вторые — это исключительно вопрос дисциплины и степени мотивации работников. Можно ли этот вопрос решить?

Трудовой кодекс Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ (далее — ТК РФ) не содержит понятия «опоздание», зато в нем используются такие понятия, как «дисциплина труда» («трудовая дисциплина») и «дисциплинарный проступок». Дисциплина труда — это обязательный критерий в части прав и обязанностей педагогов и других работников, определяемый ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ). Согласно перечисленному, дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Применение к работнику штрафов за опоздания на работу, равно как и закрепление возможности их применения в трудовом договоре с работником, является незаконным, поскольку данный вид ответственности не предусмотрен действующим трудовым законодательством.

Права и обязанности педагогов и работников других отраслей свидетельствуют о том, что когда работник устраивается на работу, ему устанавливается определенная продолжительность рабочего дня (рабочего времени). Данное условие трудовой деятельности целесообразно закрепить в трудовом договоре. Кроме того, режим работы разных категорий работников в зависимости от должности можно указать в правилах внутреннего трудового распорядка.

В силу ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда и др. Кроме того, права и обязанности педагогов и других работников свидетельствуют, что опоздание на работу является нарушением режима рабочего времени, трудовой дисциплины и может рассматриваться как дисциплинарный проступок, за который к работнику можно применить меру дисциплинарной ответственности.

Обратите внимание, данные меры должны применяться к работникам в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 193 ТК РФ.

Прежде всего, факт опоздания работника на работу следует зафиксировать: актом, служебной запиской, свидетельскими показаниями и т. д. После того, как опоздание зафиксировано, необходимо затребовать у работника письменные объяснения. Если в течение двух рабочих дней он такие объяснения не представит, нужно составить акт.

Далее необходимо разобраться, является ли причина отсутствия работника на рабочем месте уважительной. Если у работника отсутствуют уважительные причины для нарушения режима рабочего времени, что прописано в правах и обязанностях педагогов и работников других сфер, к нему может быть применена мера дисциплинарной ответственности.

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае прогула, т. е. отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).Подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Также права и обязанности педагогов и работников иного труда утверждают, что с целью минимизации числа опозданий среди членов трудового коллектива нужно, чтобы в организации действовали понятные и однозначные правила внутреннего трудового распорядка, четкое и закрепленное в соответствующих документах понятие «рабочее время» и, соответственно, не формальный, а действительный табель его учета. Помимо прочего, это поможет привлечь нарушителя к ответственности.

Применение мер воспитательного характера в части прав и обязанностей педагогов

Поскольку в образовательных организациях такой подход, как и наказание в виде увольнения, — не цель (ведь ценность педагогического коллектива значительно превышает опасность единичных нарушений), руководитель должен уметь применять к работникам меры воспитательного (мотивационного) характера. Дадим по этому поводу несколько рекомендаций.

Разовые случаи опоздания, а также случаи опоздания, когда работник предупредил коллег, можно и следует простить, отметив только устно необходимость впредь приходить вовремя. Если речь идет о повторном нарушении режима работы, права и обязанности педагогов и других специалистов предполагают серьезный разговор. Сделать это руководитель может сам либо поручить непосредственному руководителю провинившегося работника.

Целесообразно разделять опоздания на урок и опоздания на рабочие совещания и встречи. Опоздавших на рабочее совещание (особенно в случае систематических опозданий) можно не пустить, попросив подождать в коридоре. Это очень резкий и болезненный метод, и его, конечно, стоит применять с осторожностью.

Если опоздания — общая проблема педагогического коллектива, об этом следует говорить на собраниях. Педагоги — люди, умеющие не только учить, но и учиться, поэтому обозначение проблемы может способствовать улучшению ситуации.

Телефонный звонок руководителя за час до встречи с пожеланием доброго утра и уточнением времени начала мероприятия — разовый способ мотивации, который можно применять для постоянно опаздывающих.

Факты опоздания ненавязчиво, но демонстративно необходимо фиксировать любыми доступными в образовательной организации способами, в т. ч. с помощью электронной системы прохода, о чем свидетельствуют права и обязанности педагогов. Осознание того, что опоздание так или иначе будет зафиксировано, дисциплинирует.

Некоторые директора школ практикуют периодические, но не предсказуемые утренние встречи обучающихся и сотрудников на входе. Данная мера также оказывает положительное воздействие на нарушителей трудовой дисциплины.

Собственный пример руководителя и управленческого персонала всегда мотивирует работников прийти на работу хотя бы за минуту до их появления. Этот момент они должны учитывать, выстраивая свой распорядок дня, что прописано в правах и обязанностях педагогов.

В заключение заметим, что какой бы из способов вы ни выбрали, опоздание работника — дело индивидуальное и требует персонального подхода. Общее правило говорит лишь о том, что взрослые люди способны контролировать время своего прихода на работу, если график работы нормирован и удобен для соблюдения. Необходимо лишь иногда им об этом напоминать.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль