Как организовать и провести коммунарские сборы школьников в современной школе

255

Эволюция коммунарских сборов школьников

В нашей гимназии есть особенная традиция — коммунарские сборы. Во времена СССР они проводились во многих общеобразовательных учреждениях, сегодня это большая редкость.

Начало коммунарским сборам школьников было положено в далекие шестидесятые. В 1963 г. директор школы Владимир Абрамович Караковский1 отправил трех старшеклассников, в т. ч. Александра Мещерского, будущего главного редактора газеты «Аргументы и факты», во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок», где тогда проходила первая коммунарская смена. Через два года после этой поездки у нас впервые состоялись коммунарские сборы. С тех пор коммунарская идея живет в сердцах наших педагогов, учеников и выпускников.


Информация о гимназии, в которой проходят коммунарские сборы школьников:

Гимназия № 1 — старейшее общеобразовательное учреждение г. Челябинска. В 2016 г. она будет отмечать 155-летний юбилей. Изначально это было женское трехклассное училище 2-го разряда, с 1905 г. — женская гимназия, с 1935 г. — общеобразовательная школа. Сегодня здесь учатся 915 детей, работают 104 сотрудника, большинство педагогов имеет высшую квалификационную категорию. Гимназия традиционно входит в пятерку лучших школ Челябинска по результатам ЕГЭ, олимпиад, контрольных срезов, два года подряд — в  топ-500 лучших школ страны.


История коммунарских сборов школьников

В 1956 г. по инициативе педагога-исследователя Игоря Петровича Иванова в Ленинграде было создано субкультурное объединение пионервожатых «Союз энтузиастов». Члены этого объединения искали новые, неформальные пути развития отечественной педагогики, в т. ч. основанные на идеях А. С. Макаренко.

В 1958 г. в Доме пионеров и школьников Фрунзенского района г. Ленинграда коммунарская методика была внедрена в работу Школы пионерского актива. Год спустя школа была преобразована в Коммуну юных фрунзенцев. Коммунары разработали свои законы, атрибутику, новые принципы организации коллективной деятельности (инициатива снизу, творческий подход, общественная польза и др.). Позже к распространению этой методики подключился журналист газеты «Комсомольская правда» Симон Львович Соловейчик. Ему удалось заинтересовать методикой секретаря ЦК ВЛКСМ Любовь Балясную и заручиться ее поддержкой.

Движение в целом и сборы школьников в частности были классическим «оттепельным» явлением. Можно сказать, что это была проекция идеологии шестидесятников — воспрянувшая после ХХ съезда КПСС вера в социализм, возвращение к его чистым истокам, генеральная чистка красного знамени от крови и грязи сталинизма, романтизация революции и первого поколения большевиков.

Летом 1962 г. инициативная группа работников газеты «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ собрала во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» 50 старшеклассников из разных городов страны на первый Всесоюзный сбор юных коммунаров. Летом 1963 г. в «Орленок» приехали уже 500 старшеклассников, многие из которых потом привезли идеи движения в свои школы.

Где, когда и как происходят сборы школьников

Само мероприятие является главным событием и проводится в весенние каникулы в течение нескольких дней, но организационная работа ведется до и после него.

В предсборовский период, который занимает примерно два месяца, формируются разновозрастные отряды из числа учащихся 7-11-х классов и выпускников разных лет. Последние, мы их называем стариками, чаще всего студенты первых — пятых курсов, но не только. Принимают участие и те, кто уже давно окончил вуз, работает по специальности, но имеет возможность и желание работать с детьми.

Отрядами руководят комиссары — наиболее опытные, обладающие лидерскими качествами, авторитетные старшеклассники.

Безусловно, всю ответственность за организацию сборов школьников, их жизнь и здоровье несут педагоги школы, которые входят в так называемый генералитет. Это наименование имеет свою историю. Как-то на  марш-броске, чтобы согреться, мы устроили экспромтом парад разных родов войск. Взрослые играли роль генералитета, и это имя намертво прилипло к ним.

В рамках сборов школьников проводятся различные мероприятия творческого, спортивного и социального характера. Заранее выбирается общая тема: «Не хочу взрослеть», «Прозрение», «Части целого» и др.

В первый день осуществляется заезд (на весь период в кабинетах гимназии организуются спальные и отрядные комнаты), затем, как правило, проводятся мероприятия, направленные на знакомство и сплочение коллектива: «визитка» — представление отряда в форме мини-спектакля на тему дня; «зажигалка» — разогревающая беготня отрядов «по станциям» с веселыми заданиями, чтобы удивить, разбудить и настроить на тему; небольшие творческие мероприятия — например, вечер песни или танца.

Как организовать и провести коммунарские сборы школьников в современной школе

На второй день сбора школьников всегда происходит марш-бросок в горы. Челябинск расположен на восточном склоне Уральских гор, поэтому проблем с выбором туристического маршрута у нас не бывает.

Необходимые для марш-броска вещи и одежду дети берут с собой. Родителей обо всем предупреждают заранее. Перед этим проводятся собрания, на которых им раздаются памятки с отрывным талоном. На нем родители расписываются, подтверждая, что они ознакомлены с программой и согласны отпустить детей в горы.

Важная часть сборов школьников — мероприятия социального характера. Чаще всего они проводятся на третий день (иногда каждый день). Речь идет не только о сдаче макулатуры. Каждый год мы стараемся кому-то помочь — организации либо частным лицам (например, ветеранам).

Гимназия регулярно принимает участие в Конкурсе социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я — гражданин России». В 2012, 2013 и 2014 гг. она становилась победителем городского и регионального этапов. Мероприятия социального характера являются примерами таких проектов.

За долгие годы проведения сборов школьников наши отряды побывали в разных социальных учреждениях города: больницах, детских домах, домах престарелых и пр. В 2008 г. в рамках темы «Прозрение» коммунары чистили дворы и мыли подъезды в местах компактного проживания слепых и изготавливали специальные тактильные и аудиокниги со сказками для слепых и слабовидящих детей. В этом году мы проводили благотворительную ярмарку в пользу пациентов Челябинского детского онкогематологического центра. Ребята в течение двух месяцев изготавливали своими руками различные поделки: от подушек и лоскутных одеял до картин и скульптур из дерева. В результате удалось собрать около 240 тыс. руб.

Большое значение в ходе коммунарских сборов школьников придается мероприятиям, направленным на рефлексию и саморефлексию. «Разбор полетов» происходит каждый вечер в каждом отряде. Для участников это очень важный момент. Мероприятие как бы приближается к каждому ребенку, «спрашивает» именно его мнение, «интересуется» именно его душевным состоянием.

Мероприятия проводятся в разных формах. Например, на вечернем огоньке по отряду ходит листок-радуга. Каждый ребенок ставит свой крестик на том цветовом поле, которое соответствует его состоянию: красное — восторженное, оранжевое — отличное, желтое — радостное, зеленое — спокойное, голубое — грустное, синее — мрачное, фиолетовое — беспросветное. Результаты этой психологической диагностики тут же подсчитываются и оформляются в виде большой диаграммы «Настроение сбора». Соответственно, мы можем сделать вывод: если преобладает оранжево-красная гамма, значит, все нормально, а если в отряде большой разброс или пять-шесть человек выбрали холодные цвета, есть над чем подумать и поработать «старикам» и комиссарам.

В конце сбора школьников мы обязательно подводим итоги, анализируем события, говорим о результатах, отмечаем коммунаров, которые проявили себя ярче и интереснее. Дети могут назвать того, кто открылся для них с новой стороны, стал «осчастливчиком» или, наоборот, где-то не сработал. Затем происходит посвящение в «старики»: приглашение в команду единомышленников тех, чьи творческие способности и инициативность обеспечат новое чудо — новый сбор.

Новый этап коммунарского сбора школьников

За 50 лет коммунарское движение сильно изменилось. В советское время такие мероприятия были зоной свободы. В отличие от заидеологизированной пионерии и комсомола здесь ребята могли позволить себе самостоятельно мыслить, принимать решения и действовать: неформальность в противовес формальности, искренность против казенного пафоса, относительная самоорганизация вместо абсолютной централизации и, конечно же, творческий подход.

Казалось бы, после деидеологизации общества в школе должен был образоваться вакуум. Но так не случилось. Сборы школьников по-прежнему стояли на трех китах: Общение, Творчество, Самоорганизация. И  по-прежнему в первый учебный день после весенних каникул половина школы бросалась друг к другу в объятия, а дети висели на «стариках». «Послевкусие», счастье, слезы, буря эмоций — все это осталось. На первый план, стряхнув все идеологическое, вышло иное — психологическое.

Как организовать и провести коммунарские сборы школьников в современной школе

В итоге новый психологический фокус сборов школьников помог поднять на другой уровень и личностное самовыражение, и групповое сплочение. Когда нам нужно было писать об этом в официальных документах, мы, чтобы не пугать чиновников, называли мероприятие «трехдневный коммуникативно-креативный тренинг-погружение». И это была чистая правда.

Еще одно свойство, приобретенное после 1990 г., — гибкость в противовес жесткой заорганизованности. Мероприятия 1960–1980-х гг. имели одинаковую структуру: в первый день проводились линейка, защита имени, главное политическое дело, экспромты, во второй — марш-бросок, в третий — творческое дело (например, смотр солдатской песни, пляски, лирики и юмора, сокращенно — ССППЛЮ) и «Голубая лампа» (последний огонек и прием в коммунары). Сейчас событий и мероприятий намного больше, и проводятся они в разные дни.

Неизменным остался всеми любимый марш-бросок. Только в детстве, помнится, мы «бросались» в основном по дорогам, а сейчас это всегда восхождение в горы, причем «тропильщики» идут по пояс в снегу, а это настоящая мужская работа.

Все дни сбора школьников теперь имеют свои названия, свою тему: День моря, День оркестра, День Великого Обломая, День звезд, День выживания, День счастья, День Франции, День Греции, День Америки, День детектива, День национальностей, День погибших поэтов, День ретро. И «визитка» отряда тоже теперь делается в русле выбранной темы, ведь каждый из 10–12 отрядов имеет свою точку зрения, развивает свою уникальную идею!

Веревочный курс — прохождение туристического маршрута на высоте со страховкой, тренинг, направленный на улучшение навыков командного взаимодействия.

Многие наши учителя-сборовцы в 1990-е ездили по стране, посещали иногородние коммунарские мероприятия, профессиональные тренинги и накопили приличный багаж, которым обменивались и делились. Из Невинномысска и Рязани приехал «веревочный курс», из Москвы —арт-терапия, из «Орленка» — педагогический театр.

Естественно, выбирая и проводя игры, в т. ч. с помощью профессиональных психологов, мы следовали правилу «не навреди», ставя своей целью лишь помочь заработать правому полушарию через образы, метафоры, пластику и заодно заглянуть в себя и в других и, может быть, о чем-то задуматься.

Гибкость сборов школьников в «новые времена» проявилась и в том, что исчезло сито выборов. Раньше отбирали десять человек от каждого класса открытым голосованием. Сегодня в отряды записываются все желающие. Идея отсева, разделения на «нужных» и «ненужных», «достойных» и «недостойных» настолько противоречит нынешним сборовским ценностям, что буксуют даже вполне разумные попытки ввести какие-либо регуляторы. В итоге не попадают только крайне одиозные личности, и то лишь в том случае, если ни один из комиссаров не хочет взять на себя за них ответственность.

Нижняя возрастная граница участников сборов школьников — 7-й класс. Ранее существовавший отряд «микробов» из  6-х классов исчез, для них в гимназии проводятся другие мероприятия.

Резко возросло число отрядов. Раньше их было шесть, в т. ч. один «микробский», теперь — от 10 до 12, причем набрать в них 20 человек (оптимальный минимум) никогда не удается, детей всегда больше.

Комиссаров теперь по двое в каждом отряде. После 1990 г. взрослые ушли из отрядов и образовали отдельное организационно-творческое ядро. На наш взгляд, это одно из самых ярких свидетельств тенденции к демократизму. Впрочем, суть коммунарства изначально в этом и состояла: сами планируем, сами проводим, сами анализируем. И роль взрослого здесь изначально была иной: не авторитарное «над», а демократическое «вместе и впереди». В английском языке есть удачное ироничное рифмованное противопоставление этих педагогических позиций: sage on the stage (всезнающий мудрец на сцене) или guide on the side (советчик за плечом).

Место взрослых в отрядах постепенно заняли вчерашние выпускники. Не все из них в 18 лет были к этому готовы, но через два-три года «стариковства» они стали хороши в этой роли. Далеко не каждый педагог умеет то, что умеют они.

В начале 1990-х, после ухода из нашей жизни красных галстуков, возникла проблема с атрибутикой. В 1998 г. появилась замечательная идея: на посвящении 11-классников в «старики» дарить им белые галстуки. Белый лист, на котором ты можешь написать что угодно. Белый снег, по которому ты протаптываешь свою тропинку. Так появился новый символ.

Сегодня в коммунарских сборах помимо школьников каждый год участвуют примерно 60–80 выпускников (против 20–25 во времена моего детства). Они — золотой запас, в них воплотилось все лучшее, что здесь дается личности.

Конечно, самоорганизация куда труднее внешней организации, ведь саморегулируемый организм сложнее, чем хороший робот. Поэтому с уходом взрослых стали возникать конфликтные ситуации: то комиссары оказываются психологически несовместимыми; то не удается разграничить сферу влияния молодого, менее опытного комиссара и бывалого «старика»; то комиссары не справляются с труднейшей задачей притирки 25 разных людей и в отряде что-то идет не так. А иногда дети из группы риска создают ситуации, требующие быстрого вмешательства не только «стариков», но и генералитета. Но все конфликты в конце концов разрешаются.

Коммунарские сборы школьников – средство самореализации
Сегодня у детей масса соблазнов, с одной стороны, и огромный спектр возможностей применить себя — с другой. Ребята пробуют свои силы и в творчестве, и в спорте, и в благотворительности. Конечно, не всем все нравится, но это тоже хорошо. Через осмысление того, что существуют разные люди и точки зрения, что в твоем отряде тридцать человек и, значит, тридцать точек зрения, а уважать нужно всех, строится их деятельность.

Мы учим детей тому, что их «я» заканчивается там, где начинается «я» другого. Но их «я», безусловно, самоценно. Здесь множество «я», и каждый участвующий имеет возможность показать себя или в коллективе, или самостоятельно.

Одна из целей сборов школьников — найти для каждого ребенка нишу, в которой он смог бы творчески самовыражаться, новые векторы самостроительства личности. Создать такую атмосферу добра и взаимной заботы, в которой ребенок захочет раскрыться сам и раскрыть для себя других. Погрузить его в стихию и показать ему образец взаимоотношений, уровень общения и творчества. Огранить алмаз, гармонично синтезировать индивидуальное и коллективное, создать в школьном коллективе естественные «узлы», вокруг которых будет создаваться «ткань» самоорганизации. Все это присутствовало всегда, но в современном мире стало абсолютно самоценным.

Есть красивая формула условия настоящего воспитания — вызов и поддержка (challenge and support), подразумевающая создание ситуаций, в которых дети дерзают, пробуют, растут, но всегда чувствуют защиту и поддержку.

Этический аспект коммунарских сборов школьников

Многих, кто впервые знакомится с нашей традицией, интересует этот вопрос. Не конструируем ли мы теплицу с искусственным климатом, где дети начинают раскрывать лепесточки навстречу добру, а потом, выходя за порог, вянут под холодными отрезвляющими житейскими ветрами, не могут найти себе место и мучаются еще больше? Не создаем ли мы островок счастья на три дня и вместе с ним иллюзию, что на таком высоком уровне можно прожить всю жизнь?

Мы постоянно задаем себе эти вопросы, но отвечаем на них отрицательно. Приобщая детей к нравственным и культурным ценностям, мы в то же время показываем им, что общество живет по принципу жесткого индивидуализма. И вряд ли найдется хоть один ученик, который выйдет из нашей школы с  какими-то иллюзиями.

Другое дело, что совсем не обязательно подставлять ближнему подножку, когда можно подставить плечо. Более того, если очень захотеть, всегда можно найти подобных себе по мировоззрению людей. В этом случае ты никогда не останешься один. Собственно, это мы и пытаемся объяснить во время коммунарских сборов школьников.


1Владимир Абрамович Караковский (1932–2015) — доктор пед. наук, член-корреспондент Российской академии образования, народный учитель СССР. С 1963 по 1974 г. работал директором СОШ № 1 им. Ф. Энгельса г. Челябинска, с 1977 по 2011 г. — директором СОШ № 825 г. Москвы. В  1988—1991 гг. был председателем Всероссийского совета по народному образованию. Один из авторов педагогики сотрудничества.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль