Бронхиальная астма у школьников

87

Определение эффективных методов лечения бронхиальной астмы у школьников у школьников у школьников и взрослых является глобальной проблемой здравоохранения. Сейчас в мире насчитывается примерно 300 млн больных бронхиальной астмой, в России – 7 млн. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), от этого заболевания ежегодно умирают около 250 тыс. человек, намного больше вынуждены постоянно посещать больницу.

Существуют факторы риска развития бронхиальной астмы у школьников, которые можно условно разделить на внутренние (обусловливающие развитие астмы) и внешние (провоцирующие появление симптомов). К внутренним факторам относятся наследственность и некоторые заболевания (например, ожирение), к внешним – экология (грязный воздух, наличие аллергенов, в т. ч. клещей домашней пыли, шерсти домашних животных), неправильное питание, курение, частые инфекции (прежде всего вирусные) и др.

Диагностика бронхиальной астмы у школьников

По данным Роспотребнадзора, распространенность бронхиальной астмы у школьников в нашей стране составляет менее 1%, по данным эпидемиологических исследований, – более 9%, а в некоторых регионах – до 17%. Подобные расхождения объясняются ошибками в диагностике заболевания.

Дело в том, что в клинической практике бронхиальную астму у детей часто не диагностируют, подменяя диагноз понятиями «обструктивный синдром», «обструктивный бронхит», «рецидивирующий обструктивный бронхит» и т. п. Между тем в международных согласительных документах по диагностике и лечению бронхиальной астмы у школьников рекомендуется избегать неопределенных терминов применительно к диагностике данного заболевания. Это необходимо для того, чтобы можно было своевременно разработать стратегию противоастматической терапии.

При постановке диагноза «бронхиальная астма» у школьников учитываются следующие ключевые моменты: жалобы (на периодически возникающие приступы удушья, затруднение дыхания при выполнении физической нагрузки и др.), клинические симптомы, данные физикального осмотра, результаты исследования функции легких и оценки аллергологического анамнеза. Рассмотрим их подробнее.

Бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся периодическими приступами затрудненного дыхания, удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции.

Синдром бронхиальной обструкции – это клинический симптомокомплекс, связанный с нарушением бронхиальной проходимости. Характерные признаки: одышка, удлинение выдоха, слышимые на расстоянии свистящие хрипы.

Клинические симптомы бронхиальной астмы у школьников

К наиболее распространенным симптомам бронхиальной астмы у школьников относятся: эпизоды одышки; свистящие хрипы; кашель; заложенность в грудной клетке.

Вместе с тем существует так называемый кашлевой вариант бронхиальной астмы у школьников, когда у пациентов главным, а иногда и единственным проявлением заболевания является кашель. Кашлевая бронхиальная астма у школьников считается особо распространенной, ее симптомы обычно отмечаются в ночное время.

Огромное значение для диагностики бронхиальной астмы у школьников имеет выявление таких фактов, как появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие в семейном анамнезе случаев астмы или аллергических заболеваний.

Еще один важный аспект в постановке диагноза – связь между появлением симптоматики и физической нагрузкой. Бронхоспазм вследствие физической нагрузки обычно развивается через 5–10 мин после прекращения нагрузки, иногда – во время нагрузки.

Межнациональные различия в трактовке диагностики и лечения бронхиальной астмы у школьников привели к тому, что в 1993 г. Национальный институт сердца, легких и крови США совместно с Всемирной организацией здравоохранения разработали Глобальную стратегию лечения и профилактики бронхиальной астмы, которая получила название GINA (Global Initiative for Asthma).

Согласно GINA при подозрении на бронхиальную астму у школьников врач может использовать следующий опросник:

1. Бывают ли у пациента эпизоды свистящих хрипов, в т. ч. повторяющиеся?

2. Беспокоит ли пациента кашель по ночам?

3. Отмечаются ли у пациента свистящие хрипы или кашель после физической нагрузки?

4. Бывают ли у пациента эпизоды свистящих хрипов, заложенности в грудной клетке или кашля после контакта с аэроаллергенами или поллютантами (загрязняющими веществами)?

5. Отмечает ли пациент, что простуда у него «спускается в грудную клетку» или продолжается более 10 дней?

6. Уменьшается ли выраженность симптомов заболевания после применения соответствующих противоастматических препаратов?

Ежегодно в первый вторник мая во многих странах мира, в т. ч. в России, проводится Всемирный день борьбы с бронхиальной астмой. Он был учрежден ВОЗ с целью привлечения общественности к решению проблем астматиков, повышения информированности населения об особенностях заболевания, рисках его возникновения, а также улучшения качества медицинской помощи.

Физикальное обследование

Физикальное обследование – это комплекс медицинских диагностических мероприятий, выполняемых с целью постановки диагноза. Все методы, относящиеся к физикальному обследованию, – осмотр, пальпация (ощупывание), аускультация (выслушивание), перкуссия (выстукивание) – осуществляются непосредственно врачом с помощью органов чувств.

У детей, больных бронхиальной астмой, при аускультации часто выявляют свистящие хрипы, подтверждающие наличие бронхиальной обструкции. Однако у некоторых детей свистящие хрипы могут отсутствовать или обнаруживаться только во время форсированного выдоха даже при наличии выраженной бронхиальной обструкции. У таких детей обычно имеются другие клинические признаки, обусловленные дыхательной недостаточностью: сонливость; затруднения при разговоре; вздутая грудная клетка; тахикардия; участие вспомогательных мышц в акте дыхания; втяжение межреберных промежутков.

Исследование функции легких

В настоящее время существуют два основных метода оценки степени бронхиальной обструкции, которые используются у пациентов в возра сте старше пяти лет:

1)спирометрия – применяется для определения объема форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ) и форсированной жизненной емкости легких; 2) пикфлоуметрия – измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ).

2)Объем форсированного выдоха за первую секунду – один из основных показателей, характеризующих вентиляцию легких. Он снижается при любых нарушениях. Форсированная жизненная емкость легких – объем воздуха, который можно выдохнуть как можно резче после максимального вдоха. Пиковая скорость выдоха – наибольшая скорость форсированного выдоха после глубокого вдоха, которая позволяет объективно судить о проходимости бронхов. Общепринятым критерием диагностики служит прирост ОФВ ≥ 12% (или ≥ 200 мл) по сравнению со значением до ингаляции бронхолитика.

Оценка аллергического статуса

Существует четкая взаимосвязь между бронхиальной астмой и аллергией, поэтому наличие аллергических реакций, аллергических заболеваний (прежде всего аллергического ринита) увеличивает вероятность бронхиальной астмы у школьников с симптомами заболевания дыхательных путей.

Проводить оценку аллергического статуса нужно еще и потому, что выявление у больных бронхиальной астмой аллергии, подтвержденной с помощью кожных проб или определения специфических иммуноглобулинов – IgE в сыворотке крови, может помочь в установлении факторов риска развития бронхиальной астмы у школьников.

Современные портативные пластиковые пикфлоуметры (аппараты для измерения пиковой скорости выдоха) стоят относительно недорого и идеально подходят для ежедневной оценки выраженности бронхиальной обструкции в домашних условиях.

Проявления бронхиальной астмы у школьников раннего возраста

У детей раннего возраста с бронхиальной астмой в силу анатомофизиологических особенностей одышка чаще бывает смешанного характера и подчас сопровождается повышением температуры тела. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой, вязкой мокроты. В связи с этим таким больным часто необоснованно ставится диагноз ОРЗ и назначаются антибиотики.

Во время астматического приступа ребенок из-за сильной одышки не может лежать (вынужденное ортопноэ). Отмечается раздувание крыльев носа, набухание шейных вен, бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника и акроцианоз (синюшная окраска кожи, связанная с недостаточным кровоснабжением капилляров). При физикальном обследовании в легких на фоне неравномерно проводимого дыхания выслушиваются диффузные сухие, свистящие хрипы, а также разнокалиберные влажные хрипы (так называемая влажная астма).

Приступы часто возникают после контакта с аллергеном и обостряются в результате ОРИ.

Классификация бронхиальной астмы у школьников

В зависимости от выраженности симптомов, тяжести бронхиальной обструкции и вариабельности показателей функции легких выделяют четыре степени тяжести бронхиальной астмы у школьников (табл. 1).

Бронхиальная астма у школьников

Данную классификацию бронхиальной астмы по степени тяжести целесообразно использовать при первичной диагностике и выборе начальной терапии, поскольку она не учитывает того, что степень тяжести астмы зависит не только от тяжести основного заболевания, но и от ответа на терапию.

Контроль и лечение бронхиальной астмы у школьников

Термин «контроль» в медицине может обозначать предотвращение заболевания или его излечение, однако при бронхиальной астме эти цели пока недостижимы, поэтому контроль бронхиальной астмы у школьников означает устранение проявлений заболевания.

Обычно выделяют следующие критерии контроля над бронхиальной астмой: 1) отсутствие дневных симптомов (< 2 эпизодов в неделю); 2) отсутствие ограничений ежедневной активности, включая физические упражнения; 3) отсутствие ночных симптомов или пробуждений из-за астмы; 4) отсутствие потребности в препаратах, купирующих симптомы (< 2 эпизодов в неделю); 5) нормальные или близкие к нормальным показатели функции легких; 6) отсутствие обострений.

Минздрава России от 20.12.2012 № 1086н. 22 июня 2013 г.вступил в силу стандарт скорой медицинской помощи при астме, утвержденный приказом Минздрава Росси от 20.12.2012 №1086н

В зависимости от наличия тех или иных критериев выделяют три степени контролируемости бронхиальной астмы у школьников (табл. 2).

Бронхиальная астма у школьников

Наиболее простой способ выявления неконтролируемой астмы – частое применение препаратов неотложной помощи: пользование ингалятором «спасательной терапии» более двух раз в неделю или расход более двух баллончиков короткодействующего бронходилататора за год.

Подтвердить диагноз можно с помощью теста по контролю над астмой (или АСТ от англ. Asthma Control Test), который рекомендован к использованию Союзом педиатров России и Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов. Тест существует в двух вариантах: для детей 4–11 лет (приложение 1) и для детей от 12 лет и взрослых (приложение 2).

Краеугольным камнем лечения бронхиальной астмы у школьников является ингаляционная терапия. Практически все школьники могут научиться правильно пользоваться ингаляторами. Тип ингалятора выбирается индивидуально (табл. 3).

К препаратам, контролирующим течение бронхиальной астмы у школьников относятся: ингаляционные и системные глюкокортикостероиды (ГКС); антилейкотриеновые препараты; ингаляционные β2-агонисты длительного действия, теофиллин, кромоны и пероральные β2-агонисты длительного действия.

Бронхиальная астма у школьников

Примечания:

ДАИ – дозирующий аэрозольный ингалятор.

ДПИ – дозирующий порошковый ингалятор.

Небулайзер – устройство для проведения ингаляции. Механизм действия небулайзера основан на дисперсном распылении лекарственного средства, которое через маску или дыхательную трубку подается больному. Поскольку вещество распыляется на сверхмалые частицы, лекарственное средство попадает во все отделы дыхательной системы и быстро усваивается.

Спейсер – дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки (реже другой формы), которое предназначено для улучшения доставки лекарства в дыхательные пути.

При обострении бронхиальной астмы у школьников наблюдаются одышка, кашель, свистящие хрипы, заложенность в грудной клетке, а также комбинации перечисленных симптомов. Обострение можно измерить и оценивать в динамике с помощью исследования функции легких (ПСВ или ОФВ).

Если применение ингаляционного β2-агониста быстрого действия полностью купирует приступ (ПСВ возвращается к значению, превышающему 80% от должной или наилучшей индивидуальной величины), и это улучшение сохраняется в течение 3–4 ч, то нет необходимости в дополнительных лекарственных препаратах.

При легком и среднетяжелом обострениях оптимальным методом быстрого устранения бронхиальной обструкции является многократное применение ингаляционных β2-агонистов быстрого действия (от 2 до 4 ингаляций каждые 20 мин в течение первого часа). После первого часа необходимая доза β2-агонистов будет зависеть от степени тяжести обострения. Легкие обострения купируются 2–4 дозами каждые 3–4 ч, обострения средней тяжести потребуют 6–10 доз каждые 1–2 ч.

В случае отсутствия положительного эффекта на проводимую терапию ребенка необходимо направить в лечебно-профилактическое учреждение.

Для купирования обострения бронхиальной астмы у школьников можно использовать ингаляции бронхолитика с помощью ДАИ (лучше со спейсером), что обеспечивает, по меньшей мере, такое же улучшение функции легких, как аналогичная доза, введенная с помощью небулайзера.

Администрация и педагогические работники школы должны знать, кто из учащихся болеет бронхиальной астмой, и владеть техникой оказания первой доврачебной помощи при приступе астмы у детей разного возраста.

Ниже приведена краткая инструкция для работников образовательных организаций о том, как нужно действовать, если начался приступ бронхиальной астмы у школьника:

1. Усадите ребенка в вертикальном положении и постарайтесь его успокоить.

2. Сделайте два толчка через ингалятор с бронхолитиком (вентолин, сальбутамол) через каждые 4–6 вдохов ребенка, лучше через спейсер.

3. Подождите 4 мин. Если дыхание ребенка за это время не нормализовалось, сделайте еще два толчка через ингалятор.

4. Если после выполнения предыдущих действий дыхание ребенка не улучшилось, вызывайте неотложную помощь. Обязательно скажите, что у ребенка приступ бронхиальной астмы. Ожидая неотложную помощь, делайте два толчка через ингалятор каждые 4 мин.

5. Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного.

В школе должны быть средства для оказания первой доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы у школьников, включая лекарства, которые могут потребоваться в экстренном случае.

Тесты по контролю над астмой у детей вы можете скачать в приложенных файлах

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль