Отказ в приеме учителя на работу в связи с отсутствием вакансий

242

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ запрещен отказ в приеме учителей на работу  по обстоятельствам, не связанным с их деловыми качествами. В то же время заключение трудового договора с соискателем является правом, а не обязанностью работодателя. Каким образом решаются в суде дела о необоснованном отказе в приеме учителя на работу? Можно ли добиться взыскания денежной компенсации?

По материалам Костромского областного суда

Дело об отказе в приеме учителя на работу: резюме

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.Т.А. на решение Павинского районного суда Костромской области от 24 декабря 2012 г., которым оставлены без удовлетворения исковые требования К.Т.А. к МБОУ «Пыщугская средняя общеобразовательная школа Пыщугского муниципального района Костромской области» (далее – Школа) о признании незаконным отказа в приеме на работу, возложении обязанности на директора Школы заключить трудовой договор и взыскании денежной компенсации морального вреда в размере руб.

Дело об отказе в приеме учителя на работу: слово заявителю апелляционной жалобы

В апелляционной жалобе К.Т.А.: выражает несогласие с решением суда; указывает, что в обязанности директора Школы входит организация труда работников таким образом, чтобы каждый работал по своей специальности и квалификации, подтвержденной документом об образовании; считает, что дело рассмотрено необъективно и предвзято, с нарушением принципа равенства сторон; полагает, что суд при рассмотрении дела действовал в интересах ответчика; обращает внимание, что при приеме на работу главным вопросом был вопрос о ее возрасте, что подтвердил в ходе предварительного судебного заседания директор Школы, а также суд при рассмотрении дела по существу; полагает, что о необъективности суда свидетельствует наличие в материалах дела копий судебных решений, которые суд приобщил к материалам дела по собственной инициативе, в интересах и без ходатайства со стороны ответчика, в то время как ходатайства представителя истца суд отклонял; также указывает, что суд давал оценку ходатайствам стороны истца, в т. ч. ходатайству о приобщении к материалам дела заявления родителей учеников в департамент образования и науки без удаления в совещательную комнату.

Дело об отказе в приеме учителя на работу: слово ответчику по апелляционной жалобе

В возражениях на апелляционную жалобу директор Школы П.Н.П. полагает доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

О взыскании денежной компенсации: исследование доказательств в суде

 К.Т.А. обратилась в Павинский районный суд Костромской области с иском к Школе о признании незаконным отказа в приеме на работу. В обоснование указала, что работает в Верхнеспасской общеобразовательной школе в должности учителя английского и немецкого языков, имеет высшее образование по данной специальности, высшую квалификационную категорию, является руководителем муниципального методического объединения учителей иностранного языка школ Пыщугского района. После того как К.Т.А. стало известно, что учитель иностранного языка Школы Г.М.В. «___» ________ 20__ г. уходит с работы, она дважды обращалась к директору Школы П.Н.П. с заявлением о приеме ее на работу на должность учителя иностранного языка на предстоящий учебный год. На первое заявление ответа не последовало. На второе заявление был дан ответ об отказе в приеме на работу. На должность учителя иностранного языка в среднем и старшем звене Школы была принята библиотекарь Т.Е.В., которая имеет квалификацию «учитель начальных классов» по специальности «преподавание в начальных классах». Истице известно, что часы Г.М.В. были предварительно распределены Т.Е.В. в мае 2012 г.

С учетом изложенного К.Т.А. просила признать отказ в приеме на работу в Школу незаконным и обязать ответчика заключить с ней трудовой договор.

В ходе рассмотрения дела К.Т.А. уточнила основания и предмет иска. Указала, что с 2005 г. она не может трудоустроиться в Школу, которая расположена по месту ее проживания в с. Пыщуг. В 2012 г. она дважды подавала заявление на имя директора Школы П.Н.П. о приеме на работу, однако в этом ей было отказано из-за отсутствия вакансии. При этом директор Школы П.Н.П. устно ей сообщил, что она не подходит по возрасту. К.Т.А. полагает, что отказ в приеме на работу не был связан с ее деловыми качествами и носил дискриминационный характер. При этом необоснованные отказы в приеме на работу причинили ей моральные страдания. С учетом этого К.Т.А. просит признать отказ в приеме на работу в Школу незаконным, обязать директора Школы заключить с ней трудовой договор, взыскать с ответчика денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размере руб. В качестве правового обоснования заявленных требований К.Т.А. сослалась на ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Дело об отказе в приеме учителя на работу: обоснование позиции суда

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Разрешая возникший спор, суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих, что отказ К.Т.А. в приеме на работу в Школу имел место по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ст. 1 Конвенции № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в Женеве 25 июня 1958 г.) термин «дискриминация» включает всякое различие, исключение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения, имеющее результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, а также всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

В силу ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.

Статья 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при за ключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в т. ч. наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в т. ч. женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 2 и 3 ст. 64 ТК РФ), а также работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Установив указанные выше обстоятельства по делу, суд пришел к верному выводу о том, что основанием для отказа К.Т.А. в приеме на работу послужило отсутствие у работодателя вакансии учителя иностранного языка. При этом судом обоснованно учтено, что на момент подачи истицей заявления о приеме на работу от «___» ________ 20__ г. должность учителя иностранного языка, на которую претендовала истица, не была вакантной. Указанную должность занимала Г.М.В. На момент подачи истицей заявления о приеме на работу от «___» ________ 20__ г. на эту должность после увольнения Г.М.В. уже была принята Т.Е.В.

Вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) истицей не представлено суду бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что ей было отказано в приеме на работу по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, и в период наличия у работодателя соответствующих вакансий.

При таких условиях суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований К.Т.А. о признании незаконным отказа в приеме на работу и возложении на ответчика обязанности заключить с ней трудовой договор. С учетом этого требования истицы о взыскании денежной компенсации причиненного морального вреда удовлетворению также не подлежали.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного решения в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

В связи с изложенным апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Взыскание денежной компенсации: решение суда

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

решение Павинского районного суда Костромской области от 24 декабря 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Т.А. – без удовлетворения.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль