Работник инвалид в образовательном учреждении: трудоустройство и трудовая деятельность

368

Основным нормативным актом, определяющим правовой статус инвалидов в России, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ). Данный закон регламентирует достаточно широкий круг вопросов: разграничивает компетенцию органов государственной власти в сфере социальной защиты инвалидов, определяет порядок проведения медико-социальной экспертизы, закрепляет основные социальные гарантии, предоставляемые инвалидам, и т. д. При этом ряд положений, закрепленных в Законе № 181-ФЗ, предусмотрен и Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).

Принимаем решение о трудоустройстве работника инвалида в образовательном учреждении

Документы работника-инвалида в образовательном учреждении

Когда трудовые отношения со специалистом-инвалидом в образовательном учреждении оформляются, он должен предъявить работодателю перечень документов, предусмотренный ч. 1 ст. 65 ТК РФ. Иногда специфика работы законодательства РФ вынуждает его представлять дополнительные документы, например, сотрудникам детских учреждений согласно ч. 2 ст. 213 ТК РФ следует предоставить заключения о прохождении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.

Обязанность педагогических работников проходить предварительные при поступлении на работу, периодические медицинские осмотры и внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя закреплена также в п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Подтверждение статуса работника инвалида в образовательном учреждении должно быть не только указано в заключении о прохождении обязательного предварительного медицинского осмотра, но и подтверждено справкой об установлении инвалидности, выданной учреждением медико-социальной экспертизы.

Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н*. На оборотной стороне справки указываются группа и причина инвалидности, на какой срок она установлена, дата очередного освидетельствования и дополнительные заключения.

Индивидуальная программа реабилитации работника с ограниченными возможностями здоровья — это комплекс подходящих для него реабилитационных мероприятий, который разрабатывался согласно решению уполномоченного органа, который руководит федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Комплекс включает необходимые для осуществления профессиональных, медицинских и прочих реабилитационных мер формы, виды, объемы и сроки. Реабилитация в этом случае направлена на компенсацию и восстановление нарушенных или утраченных возможностей организма, компенсацию способностей человека к выполнению определенных видов деятельности. Ст. 11 Закона № 181-ФЗ

Если работник-инвалид начинает работать в образовательном учреждении, он должен получить индивидуальную реабилитационную программу, помимо ставки. Форма программы реабилитации утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н**. В данной программе указываются:

  • паспортные данные, группа и причины инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;
  • перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности;
  • мероприятия медреабилитации;
  • мероприятия профреабилитации;
  • мероприятия соцреабилитации;
  • перечень технических средств реабилитации и услуг по реабилитации.

Справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации хранятся непосредственно у трудящегося. Важно, чтобы условия труда соответствовали тем требованиям, которые выдвигает программа реабилитации, поэтому работодателю следует ее внимательно изучить, прежде чем брать на работу специалиста с ограниченными возможностями здоровья.

Если администрация образовательного учреждения не учитывает противопоказания к труду, зафиксированные в реабилитационной программе и прочих медицинских бумагах, которые сотрудник предоставил, руководитель может подвергнуться административному наказанию за нарушение законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

* Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления».

** Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Работник-инвалид в образовательном учреждении: группы инвалидности

П. 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее – Правила признания лица инвалидом), степень ограничения жизнедеятельности, которая обусловлена стойким расстройством функций организма, возникшего на фоне заболеваний, последствий травм или дефектов, позволяет присвоить I, II или III группа инвалидности гражданину, признанному инвалидом, а гражданам в возрасте до 18 лет – категорию «ребенок-инвалид».

Инвалидность присваивается на заданный период времени, зачастую, до 1 числа месяца, следующего за датой проведения регулярной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования), на которой инвалидность может быть утрачена. На оборотной стороне справки об установлении инвалидности, которая выдается учреждением медико-социальной экспертизы, указывается дата освидетельствования.

Пункт 9 Правил признания лица инвалидом регламентирует сроки, на которые устанавливается инвалидность: I группа – на два года, II и III группы – на один год. По истечении установленных сроков специалисту необходимо оформить новые документы, подтверждающие наличие инвалидности. В отдельных случаях, согласно п. 13 Правил признания лица инвалидом, группа инвалидности может устанавливаться без указания срока переосвидетельствования.

Группа инвалидности может быть установлена гражданину:

  1.  без ограничения способности к трудовой деятельности;
  2.  с ограничением способности к трудовой деятельности 1-й, 2-й или 3-й степени.

Степени ограничения способности к трудовой деятельности определены в подп. «ж» п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н:

1 степень – человек может участвовать в трудовой деятельности в обычных условиях с учетом снижения напряженности, тяжести, квалификации, уменьшения объема работы, он не способен продолжать выполнять должностные обязанности по основной профессии при сохранении возможности выполнять трудовую деятельность обычных условиях труда;

2 степень – человек может участвовать в трудовой деятельности, если для этого будут созданы специальные условиях с помощью вспомогательных технических средств;

3 степень – человек может участвовать в трудовой деятельности исключительно при условии значительной помощи других лиц, поскольку ограничения жизнедеятельности не позволяют ему осуществлять трудовую деятельность.

Квоты для работников-инвалидов в образовательном учреждении

Решая трудоустроить сотрудника, руководителю важно помнить о наличии квот на прием работников-инвалидов, закрепленных на законодательном уровне. Ст. 21 Закона № 181-ФЗ регулирует квоту на прием работников-инвалидов. Так, в организации, численность штата которой превышает 100 человек, квота составляет 2-4% среднесписочной численности сотрудников. Если численность сотрудников от 35 до 100 человек, на законодательном уровне установлена квота на трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья в размере не более 3% от среднесписочной численности.

Условия квотирования обязуют работодателей заключать трудовые договоры с той или иной организацией.

Индивидуальные и коллективные трудовые договоры не должны ухудшать положение инвалидов в сравнении с другими специалистами (режим рабочего дня, оплата труда, время отдыха, продолжительность основного и дополнительного отпусков и прочее)

Ч. 2 ст. 23 Закона № 181-ФЗ

Заключаем с инвалидом трудовой договор

Поскольку трудовой договор составляется и заключается на общих основаниях, важно уточнить детали процедуры.

Во-первых, в соглашении между трудящимся и работодателем следует указать должностные обязанности и место работы работника-инвалида в образовательном учреждении: трудовые функции согласно штатному расписанию, должен быть указан вид поручаемой работы, специальность, профессия. Если должность подразумевает получение льгот, компенсаций или имеет различные ограничения, должность должна соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367

Во-вторых, в соглашении должна быть дата, от которой специалист будет выполнять свои должностные обязанности, если заключается срочный договор – причины, подвигнувшие на его заключение, и срок действия.

В-третьих, в соглашении должен быть прописан размер заработной платы работника-инвалида в образовательном учреждении. Практика показывает, что чаще в документе не указывается конкретная сумма, а прописывается формулировка «оплата согласно штатному расписанию». Подобное является нарушением трудового законодательства, а работодателя могут привлечь к админответственности.   

ТК РФ требует указания в соглашении между работодателем и трудящимся следующих пунктов:

  • условия, которые регламентируют характер трудовой деятельности (подвижной, разъездной, в пути и т. п.);
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;
  • указание того, является ли данная трудовая деятельность основной или работой по совместительству;
  • сроки выплаты заработной платы;
  • размер возмещения расходов при использовании личного имущества работников.

В документ включают пункты о режиме времени отдыха и работы в том случае, когда для трудящегося он отличается от общего режима, который установлен в учреждении: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем и прочее. Если сотрудник с ограниченными возможностями здоровья выполняет тяжелый труд или берется за выполнение обязанностей в опасных или вредных условиях труда, он должен получить компенсацию, а факт выполнения подобных видов работ и условий труда следует зафиксировать в договоре. В качестве компенсации бесплатно может выдаваться молоко, лечебно-профилактическое питание, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Организуем трудовую деятельность работника инвалида в образовательном учреждении

Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья претендуют на особые условия отдыха и труда согласно действующему законодательству.

Продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (смены) регламентирует руководитель, учитывая индивидуальную реабилитационную программу и группу инвалидности специалиста.

Инвалиды I и II групп ТК РФ и Закон № 181-ФЗ должны работать 35 часов в неделю без сокращения заработной платы, которая сохраняется в полном размере. Инвалиды III группы не могут претендовать на сокращенную неделю, для них предусмотрена 40-часовая неделя.

Труд инвалидов невозможен при ряде факторов:

  • физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
  • химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны)
  • биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
  • физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
  • нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, труд в ночное время, рабочий день свыше 8 часов).

П. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»

Они могут работать в праздничные и выходные дни, ночью и в сверхурочное время только по письменному согласию и в том случае, когда подобная трудовая деятельность не противопоказана по состоянию здоровья согласно заключению врача. Важно, чтобы сотрудники были ознакомлены с правом отказаться от труда в нерабочий или выходной день и расписались в соответствующем приказе. В индивидуальной реабилитационной программе может быть прописан запрет за привлечение сотрудника с ограниченными возможностями здоровья к труду в соответствующих условиях.

Работник-инвалид в образовательном учреждении имеет право получать отпуск длительностью не менее 30 дней ежегодно. Также работодатель не имеет права отказать сотруднику с ограниченными возможностями здоровья в предоставлении отпуска длительностью 60 дней без сохранения заработной платы ежегодно.

Трудящиеся, которые получили инвалидность после аварии на Чернобыльской АЭС, согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в любое удобное время могут использовать дополнительный отпуск длительностью 14 дней, который им предоставляется с оплатой. При использовании труда нужно помимо индивидуальной программы реабилитации учитывать нормы СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30. Документ регламентирует параметры оборудования, рабочему месту, медобслуживанию и санитарно-бытовому обслуживанию сотрудников-инвалидов. Для них недопустимы условия труда при наличии опасных производственных факторов, которые превышают разрешенные гигиенические нормативы, оказывают вред организму трудящегося и его потомству, и условия трудовой деятельности, которые, воздействуя на человека на протяжении дня (рабочей смены), оказывают потенциально опасную для жизни угрозу, риск появления тяжелых форм профзаболеваний. Основные рабочие места трудящихся с ограниченными возможностями здоровья не могут находиться в цокольных или подвальных этажах, в помещениях без воздухообмена и естественного освещения. Производственное помещение на одного такого сотрудника должно быть не менее 15 м3 , площадью – не менее 4,5 м2 , высотой – не менее 3,2 м.

В указанную площадь не учитывают размеры проходов, технологическое оборудование, площадь готовой продукции и промежуточного складирования. Напольное покрытие в этих помещениях должно быть нескользким и теплым.

Также следует оборудовать помещение для отдыха (площадью из расчета 0,3 м2 на одного работника, но не менее 12 м2) с комфортной мебелью и местами для лежания. Расстояние от рабочего места до помещения для отдыха не может быть более 75 м.

В учреждении должны работать буфеты, столовые или иные места приема пищи с обязательным горячим питанием в меню, необходим медпункт с процедурным кабинетом, кабинетом врача и комнатой, в которой сотрудники с ограниченными возможностями здоровья могут пребывать в момент резкого ухудшения самочувствия.  

По информации Минтруда России в 2013 г., согласно плану содействия в трудоустройстве работников-инвалидов работодателю в среднем возмещается затраты на оборудование рабочих мест в зависимости от группы инвалидности составляет 66,2 тыс. руб.

Можно ли отказать работнику-инвалиду в приеме на работу в образовательное учреждение?

Согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ прием на работу в образовательное учреждение чаще всего производится, так как необоснованный отказ запрещен. Поэтому если руководитель образовательной организации сочтет невозможным принять на работу е, он должен корректно обосновать свое решение. В частности, сообщить причину отказа в письменной форме (в соответствии с ч. 5 ст. 64 ТК РФ). Если руководитель организации принял решение отказать в приеме на работу, исходя из деловых качеств работника, оно будет признано обоснованным (абз. 5 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Работодатель вправе отказать в трудоустройстве в случае, если согласно справке об установлении инвалидности, предъявленной претендентом, трудовая деятельность, которую он должен осуществлять, ему противопоказана. При этом в направлении службы занятости работодатель должен сделать отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу (п. 5 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Если, несмотря на наличие в медицинском заключении противопоказаний к выполнению определенной работы, трудовой договор все же был оформлен, то работодатель должен предложить такому сотруднику перевод на работу, соответствующую его индивидуальной программе реабилитации. В случае отказа от перевода трудовой договор с инвалидом должен быть прекращен по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ст. 84 ТК РФ, если иное не предусмотрено законодательством). В данном случае лучше получить письменный отказ от предложенной работы от во избежание спорных ситуаций в суде.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества. Ч. 2 ст. 179 ТК РФ

Согласно ст. 224 ТК РФ работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации, поэтому он не вправе отказать инвалиду в приеме на работу при отсутствии соответствующего рабочего места. Судебная практика также исходит из того, что если работник предъявил работодателю индивидуальную программу реабилитации, в которой определены требования к условиям труда, рабочему месту, последний обязан их соблюсти. При отсутствии соответствующего рабочего места работодатель вправе отказать в приеме на работу, но только при условии, что он не обязан трудоустроить данного инвалида в счет квоты. В противном случае работодатель обязан принять инвалида на работу и создать для него рабочее место. В то же время законодатель не запрещает устанавливать иные, не входящие в противоречия с ТК РФ условия приема на определенную должность: наличие специального образования, определенной квалификации, опыта работы и т. д. Работодатель не может отказать инвалиду в заключении трудового договора и по причинам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель вправе отказать в приеме на работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация, решается судом при рассмотрении каждого конкретного дела.

Нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления»

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы»

 Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»

СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль