Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

3851

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Обучающиеся образовательной организации (далее – ОО) должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями в соответствии с реализуемыми в ней образовательными программами. Рассмотрим подробно, какие действия должен предпринять руководитель для обеспечения школы учебными пособиями и учебниками в бумажной и электронной форме.

Понятие учебного издания

Для начала определимся с понятийным аппаратом – выясним, что такое учебное издание, какие бывают виды учебных изданий и каковы основные характеристики основных видов учебных материалов в образовательной организации

Согласно ГОСТ 7.60-2003* учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и уровня обучения.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

К учебным материалам в образовательной организации относятся:

  1. учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
  2. учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
  3. учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или методике воспитания;
  4. учебное наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию;
  5. рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета;
  6. самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя;
  7. хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;
  8. практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного;
  9. задачник – практикум, содержащий учебные задачи;
  10. учебный комплект – набор учебных материалов в образовательной организации, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

Первоочередная задача любого руководителя ОО заключается в обеспечении школы учебными пособиями и учебниками. Назовем их общие, специфические и отличительные признаки (табл. 1).

Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Правовая основа обеспечения школы учебными пособиями и учебниками

Следует заметить, что ОО может оказывать образовательные услуги не только в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования соответствующего уровня, но и за его пределами, ввиду чего также могут потребоваться дополнительные учебные материалы в образовательной организации. К таким услугам относятся:

  • подготовка к поступлению в школу;
  • подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения;
  • обучение по дополнительным общеразвивающим программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • занятия в клубах, секциях, кружках, не предусмотренных штатным расписанием ОО (т. е. сверх установленных тарификацией ставок на ведение внеурочной деятельности, дополнительного образования и внеклассной работы и др.);
  • преподавание специальных дисциплин (предметов) сверх часов и сверх программы по дисциплинам (предметам), предусмотренным программой;
  • курсы по овладению компьютерной грамотой и др.

От того, как осуществляется в ОО изучение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) – в рамках ФГОС или за его пределами, зависит и порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками.

Перечень учебных материалов в образовательной организации обязательно включается в содержательный раздел основной общеобразовательной программы с учетом преемственности по годам ее освоения. В случае если в ОО по объективным причинам происходит смена учебных изданий (по согласованию с коллегиальными органами управления ОО в установленном порядке), то в основную общеобразовательную программу вносятся изменения и (или) дополнения, которые утверждаются приказом.

Порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками регламентирован на федеральном уровне (табл. 2). Руководитель ОО должен его знать и строго соблюдать.

Таблица 2

Характеристика нормативных документов, регламентирующих обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями

Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Просмотреть полную версию таблицы вы можете ниже

Таким образом, нормативных правовых документов федерального уровня, регулирующих вопросы обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, достаточно много. Основным из них является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Рассмотрим его положения об учебных материалах в образовательной организации подробнее (табл. 3).

Таблица 3

Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Просмотреть полную версию таблицы вы можете ниже

Деятельность образовательной организации по обеспечению обучающихся учебниками и пособиями

Вопросы обеспечения школы учебными пособиями как в рамках освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС, так и за его пределами, должны быть урегулированы на уровне ОО.

В связи с этим важна норма, закрепленная в п. 2 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047.

Согласно данной норме федеральный перечень учебных материалов в образовательной организации, классифицируемых как учебники, состоит из трех частей:

  1. учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;
  2. учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
  3. учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка в школе из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке.

Выбрать учебники из представленного перечня и проследить за тем, чтобы все обучающиеся были обеспечены необходимыми учебными материалами в образовательной организации, должен непосредственно ее руководитель. Данную работу лучше спланировать: отразить в плане работы ОО на учебный год, составить циклограмму деятельности ОО по вопросам обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, а также перспективный план по обеспечению обучающихся учебниками и учебными пособиями с учетом введения ФГОС с обязательной разбивкой по годам и источникам финансирования.

В федеральный перечень учебных материалов образовательной организации включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Минобрнауки России, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие определенным требованиям, в т. ч. имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

П. 3 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Работа по обеспечению школы учебными пособиями и учебниками включает следующие этапы:

1. Анализ действующих нормативных правовых актов различного уровня, регламентирующих обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями.

2. Внесение изменений (при необходимости) в локальные нормативные акты ОО, регламентирующие обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями.

3. Организация и проведение диагностики по определению перечня учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), которые будут изучаться обучающимися в следующем учебном году.

4. Организация работы педагогического коллектива с федеральным перечнем учебников и иными источниками с целью ознакомления и выбора учебников и учебных пособий, необходимых для реализации:

  • основной образовательной программы соответствующего уровня образования в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • дополнительных общеразвивающих программ;
  • платных образовательных услуг (при их наличии).

5. Составление списка учебников и учебных пособий, необходимых ОО в следующем учебном году и его согласование с коллегиальным органом (коллегиальными органами) управления ОО (педагогическим советом, управляющим советом и т. д.).

6. Анализ учебных материалов образовательной организации, находящихся в ее библиотеке. При отсутствии учебников и (или) учебных пособий в библиотечном фонде ОО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), осваивающимися за пределами ФГОС, должна быть организована работа по их приобретению на различных условиях, в т. ч. за счет внебюджетных средств, благотворительных пожертвований, средств родителей (законных представителей) и т. д.

7. Составление заказа учебников и учебных пособий на следующий учебный год.

8. Приобретение учебников и учебных пособий на следующий учебный год, передача их в фонд библиотеки и постановка на баланс ОО согласно требованиям бухгалтерского учета.

9. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся об учебниках, необходимых в образовательной деятельности в следующем учебном году и порядке их предоставления.

Если ОО оказывает платные образовательные услуги, то в договоре об оказании платных образовательных услуг (по каждой услуге отдельно) необходимо указать порядок обеспечения школы учебными пособиями, учебниками, средствами обучения и воспитания. При наличии учебников и учебных пособий в библиотечном фонде ОО они предоставляются обучающимся бесплатно на срок освоения программы. При отсутствии учебных материалов в образовательной организации, они могут быть:

  • приобретены родителями (законными представителями) за счет собственных средств самостоятельно либо в рамках оплаты образовательной услуги;
  • приобретены ОО за счет внебюджетных средств.

Все действия администрации, связанные с обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, должны быть нормативно закреплены, иными словами, в ОО должна быть сформирована соответствующая нормативная база.

Если до введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в ОО не был разработан порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, то это необходимо сделать.

Проект документа нужно обсудить и принять на заседании коллегиальных органов управления ОО и утвердить самостоятельным приказом или в составе приказа по утверждению ряда проектов документов, разработанных в рамках совершенствования локальной нормативной базы ОО.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Помимо указанного порядка, в ОО также могут быть приняты иные локальные нормативные акты, которые помогут руководителю решать вопросы обеспечения школы учебными пособиями и учебниками:

  • приказ о распределении функциональных обязанностей по обеспечению школы учебными пособиями и учебниками;
  • приказ об определении перечня учебных материалов в образовательной организации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые осваиваются обучающимися в рамках реализации ФГОС в ОО;
  • приказ об определении перечня учебных материалов в образовательной организации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые осваиваются обучающимися за пределами ФГОС и (или) в рамках платных образовательных услуг в ОО;
  • приказ об утверждении перечня учебников и учебных пособий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) на учебный год;
  • порядок пользования обучающимися учебными материалами образовательной организации;
  • положение о библиотечном фонде ОО;
  • правила пользования библиотечными ресурсами в ОО и др.

Разрабатывая и принимая данные акты, нужно помнить о норме, закрепленной в ч. 3 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников ОО, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

* ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль