Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

2815

Обучающиеся образовательной организации (далее – ОО) должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями в соответствии с реализуемыми в ней образовательными программами. Рассмотрим подробно, какие действия должен предпринять руководитель для обеспечения школы учебными пособиями и учебниками в бумажной и электронной форме.

Понятие учебного издания

Для начала определимся с понятийным аппаратом – выясним, что такое учебное издание, какие бывают виды учебных изданий и каковы основные характеристики основных видов учебных материалов в образовательной организации

Согласно ГОСТ 7.60-2003* учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и уровня обучения.

К учебным материалам в образовательной организации относятся:

1) учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

2) учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

3) учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или методике воспитания;

4) учебное наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию;

5) рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета;

6) самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя;

7) хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;

8) практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного;

9) задачник – практикум, содержащий учебные задачи;

10) учебный комплект – набор учебных материалов в образовательной организации, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

Первоочередная задача любого руководителя ОО заключается в обеспечении школы учебными пособиями и учебниками. Назовем их общие, специфические и отличительные признаки (табл. 1).

Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Правовая основа обеспечения школы учебными пособиями и учебниками

Следует заметить, что ОО может оказывать образовательные услуги не только в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования соответствующего уровня, но и за его пределами, ввиду чего также могут потребоваться дополнительные учебные материалы в образовательной организации. К таким услугам относятся:

  • подготовка к поступлению в школу;
  • подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения;
  • обучение по дополнительным общеразвивающим программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • занятия в клубах, секциях, кружках, не предусмотренных штатным расписанием ОО (т. е. сверх установленных тарификацией ставок на ведение внеурочной деятельности, дополнительного образования и внеклассной работы и др.);
  • преподавание специальных дисциплин (предметов) сверх часов и сверх программы по дисциплинам (предметам), предусмотренным программой;
  • курсы по овладению компьютерной грамотой и др.

От того, как осуществляется в ОО изучение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) – в рамках ФГОС или за его пределами, зависит и порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками.

Перечень учебных материалов в образовательной организации обязательно включается в содержательный раздел основной общеобразовательной программы с учетом преемственности по годам ее освоения. В случае если в ОО по объективным причинам происходит смена учебных изданий (по согласованию с коллегиальными органами управления ОО в установленном порядке), то в основную общеобразовательную программу вносятся изменения и (или) дополнения, которые утверждаются приказом.

Порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками регламентирован на федеральном уровне (табл. 2). Руководитель ОО должен его знать и строго соблюдать.

Таблица 2

Характеристика нормативных документов, регламентирующих обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями

Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Просмотреть полную версию таблицы вы можете ниже

Таким образом, нормативных правовых документов федерального уровня, регулирующих вопросы обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, достаточно много. Основным из них является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Рассмотрим его положения об учебных материалах в образовательной организации подробнее (табл. 3).

Таблица 3

Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Обеспечение школы учебными пособиями и учебниками

Просмотреть полную версию таблицы вы можете ниже

Деятельность образовательной организации по обеспечению обучающихся учебниками и пособиями

Вопросы обеспечения школы учебными пособиями как в рамках освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС, так и за его пределами, должны быть урегулированы на уровне ОО.

В связи с этим важна норма, закрепленная в п. 2 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047. Согласно данной норме федеральный перечень учебных материалов в образовательной организации, классифицируемых как учебники, состоит из трех частей:

1) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3) учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка в школе из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке.

Выбрать учебники из представленного перечня и проследить за тем, чтобы все обучающиеся были обеспечены необходимыми учебными материалами в образовательной организации, должен непосредственно ее руководитель. Данную работу лучше спланировать: отразить в плане работы ОО на учебный год, составить циклограмму деятельности ОО по вопросам обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, а также перспективный план по обеспечению обучающихся учебниками и учебными пособиями с учетом введения ФГОС с обязательной разбивкой по годам и источникам финансирования.

В федеральный перечень учебных материалов образовательной организации включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Минобрнауки России, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие определенным требованиям, в т. ч. имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

П. 3 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Работа по обеспечению школы учебными пособиями и учебниками включает следующие этапы:

1. Анализ действующих нормативных правовых актов различного уровня, регламентирующих обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями.

2. Внесение изменений (при необходимости) в локальные нормативные акты ОО, регламентирующие обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями.

3. Организация и проведение диагностики по определению перечня учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), которые будут изучаться обучающимися в следующем учебном году.

4. Организация работы педагогического коллектива с федеральным перечнем учебников и иными источниками с целью ознакомления и выбора учебников и учебных пособий, необходимых для реализации:

  • основной образовательной программы соответствующего уровня образования в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • дополнительных общеразвивающих программ;
  • платных образовательных услуг (при их наличии).

5. Составление списка учебников и учебных пособий, необходимых ОО в следующем учебном году и его согласование с коллегиальным органом (коллегиальными органами) управления ОО (педагогическим советом, управляющим советом и т. д.).

6. Анализ учебных материалов образовательной организации, находящихся в ее библиотеке. При отсутствии учебников и (или) учебных пособий в библиотечном фонде ОО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), осваивающимися за пределами ФГОС, должна быть организована работа по их приобретению на различных условиях, в т. ч. за счет внебюджетных средств, благотворительных пожертвований, средств родителей (законных представителей) и т. д.

7. Составление заказа учебников и учебных пособий на следующий учебный год.

8. Приобретение учебников и учебных пособий на следующий учебный год, передача их в фонд библиотеки и постановка на баланс ОО согласно требованиям бухгалтерского учета.

9. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся об учебниках, необходимых в образовательной деятельности в следующем учебном году и порядке их предоставления.

Если ОО оказывает платные образовательные услуги, то в договоре об оказании платных образовательных услуг (по каждой услуге отдельно) необходимо указать порядок обеспечения школы учебными пособиями, учебниками, средствами обучения и воспитания. При наличии учебников и учебных пособий в библиотечном фонде ОО они предоставляются обучающимся бесплатно на срок освоения программы. При отсутствии учебных материалов в образовательной организации, они могут быть:

а) приобретены родителями (законными представителями) за счет собственных средств самостоятельно либо в рамках оплаты образовательной услуги;

б) приобретены ОО за счет внебюджетных средств.

Все действия администрации, связанные с обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, должны быть нормативно закреплены, иными словами, в ОО должна быть сформирована соответствующая нормативная база.

Если до введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в ОО не был разработан порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, то это необходимо сделать.

Проект документа нужно обсудить и принять на заседании коллегиальных органов управления ОО и утвердить самостоятельным приказом или в составе приказа по утверждению ряда проектов документов, разработанных в рамках совершенствования локальной нормативной базы ОО.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Помимо указанного порядка, в ОО также могут быть приняты иные локальные нормативные акты, которые помогут руководителю решать вопросы обеспечения школы учебными пособиями и учебниками:

  • приказ о распределении функциональных обязанностей по обеспечению школы учебными пособиями и учебниками;
  • приказ об определении перечня учебных материалов в образовательной организации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые осваиваются обучающимися в рамках реализации ФГОС в ОО;
  • приказ об определении перечня учебных материалов в образовательной организации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые осваиваются обучающимися за пределами ФГОС и (или) в рамках платных образовательных услуг в ОО;
  • приказ об утверждении перечня учебников и учебных пособий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) на учебный год;
  • порядок пользования обучающимися учебными материалами образовательной организации;
  • положение о библиотечном фонде ОО;
  • правила пользования библиотечными ресурсами в ОО и др.

Разрабатывая и принимая данные акты, нужно помнить о норме, закрепленной в ч. 3 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников ОО, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

* ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль