Гранты школам: особенности и возможности

1390

В июле 2013 г. в ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) были внесены поправки, изменившие порядок предоставления грантов школам.

Гранты – это денежные и иные средства, передаваемые органами власти или другими грантодателями (структурами, обладающими правом распределять финансовые средства) безвозмездно и безвозвратно, чаще всего на конкурсной основе, организациям или частным лицам для выполнения работ, представляющих научную, технологическую, культурную и социальную значимость, т. е. на осуществление конкретных программ, мероприятий, исследований и т. п.

Гранты школам могут распределяться на конкурсной основе, а также носить целенаправленный характер, т. е. направляться определенному коллективу на осуществление готовых к реализации проектов или в целом на развитие образовательной организации, за нецелевое использование выделенных средств, руководство учреждения может быть привлечено к уголовной ответственности.

Участники конкурса на предоставление грантов школам

Исходя из положений БК РФ и письма Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843 «Об особенностях предоставления грантов образовательным учреждениям в форме субсидий юридическим и физическим лицам» грант может получить:

  • коммерческая и некоммерческая организация, в т. ч. государственное (муниципальное) учреждение;
  • индивидуальный предприниматель;
  • физическое лицо – производитель товаров, работ, услуг.

 Конкурсы на получение грантов школами могут проводить органы власти всех уровней (федерального, субъектов РФ, муниципального), если в соответствующем законе о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий, в т. ч. предоставляемых на конкурсной основе: 

 1) юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (п. 7 ст. 78 БК РФ);

 2) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Предоставление гранта бюджетным и автономным учреждениям.

Предоставление гранта школам

Таким образом, гранты могут получать как физические лица – работники образовательной организации, так и в целом образовательная организация, являющаяся бюджетным или автономным учреждением. При этом если средства на предоставление грантов в принятом бюджете, например органа местного самоуправления, на территории которого осуществляет свою деятельность образовательная организация, не отражены, то и реализация конкурса для органа власти и получение дополнительного грантового финансирования из данного бюджета для организации невозможны. Иными словами: если не заложено финансирование, то не проводится конкурс и, соответственно, не выделяются гранты школам.

Для отражения в законах о бюджетах средств на осуществление грантовой поддержки Минфин России скорректировал порядок применения бюджетной классификации РФ, издав Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации*. Кроме того, этим документом были установлены новые виды расходов бюджетов**:

* Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. ** Применяются с 2014 г.

  • 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» – предоставление грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям;
  • 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям» – предоставление грантов в форме субсидий автономным учреждениям.

Зная данные коды, руководитель образовательной организации может самостоятельно определить, будет осуществляться конкурс на субсидирование в форме грантов на уровне муниципалитета (субъекта РФ, РФ) или нет. Для этого ему необходимо заглянуть в соответствующий закон о бюджете.

Важным моментом нового порядка грантовой поддержки образовательных организаций является заложенная в БК РФ возможность их участия в конкурсах, проводимых не только органами власти, которые являются учредителями данных организаций, но и другими органами, т. е. независимо от подведомственности.

Так, муниципальное образовательное учреждение может участвовать в конкурсах на получение гранта, которые проводятся:

  • органами местного самоуправления городского поселения, на территории которого оно работает;
  • органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит это городское поселение;
  • органами власти субъекта РФ, в который входит муниципальный район;
  •  государственными органами власти в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ.

Это значит, что если образовательная организация активно участвует в конкурсных процедурах, то она имеет реальный шанс получить дополнительные финансовые средства на собственное развитие даже в условиях ограниченных возможностей того уровня бюджета, из которого осуществляется финансирование ее основной деятельности. Законодательство устанавливает определенные требования к образовательным организациям, желающим участвовать в конкурсах на предоставление грантов школам в форме субсидий. В частности, если организация собирается участвовать в конкурсе, который проводит орган власти, не являющийся ее учредителем, она должна получить согласие своего учредителя. Такое согласие необходимо оформить на бланке учредителя в произвольной форме. На нем должна стоять подпись руководителя органа-учредителя либо иного лица, уполномоченного им на принятие таких решений.

Образовательным организациям, победившим в конкурсе на получение гранта, необходимо учитывать нормы положения о конкурсе, связанные с требованиями контроля за использованием гранта. В зависимости от этих требований грантовые средства классифицируются для грантодателя и по-разному отражаются в планах финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций.

Если в положении о конкурсе на предоставление гранта школам установлено требование об осуществлении контроля органом-учредителем за использованием гранта организацией-победителем, то организатор конкурса обеспечивает передачу соответствующих бюджетных ассигнований органу-учредителю, а он, в свою очередь, передает их организации по коду вида расходов бюджетов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» или 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели».

В этом случае поступление гранта в школу отражается по ст. 180 «Прочие доходы» КОСГУ на лицевых счетах образовательной организации для учета операций с целевыми субсидиями. Если положением о конкурсе на предоставление гранта школе требование об осуществлении контроля органом-учредителем за использованием гранта не установлено, то грант предоставляется организатором конкурса (иным государственным (муниципальным) органом – не органом-учредителем) организации-победителю напрямую по коду вида расходов бюджетов 613 «Гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям», независимо от подведомственности. В этом случае поступление гранта отражается по ст. 180 «Прочие доходы» КОСГУ на лицевых счетах образовательной организации для учета операций с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания.

Образовательные организации не могут участвовать в конкурсах на предоставление грантов, объявленных органами нижестоящего уровня (федеральные организации – в конкурсах, объявленных субъектами РФ и муниципалитетами, организации субъектов РФ – в конкурсах, объявленных муниципалитетами), если условием конкурса является требование контроля за использованием гранта.

Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов нижестоящего уровня в бюджеты вышестоящего уровня невозможно, поэтому образовательные организации не могут принимать участие в конкурсах на предоставление грантов школе в форме субсидий, проводимых органом, который относится к более низкому уровню власти, чем его учредитель, если в положении о конкурсе содержится требование об осуществлении контроля органом-учредителем за использованием гранта организацией- победителем. Кроме того, образовательные организации не могут принимать участие в конкурсах на предоставление грантов школам, если в условиях конкурса на получение гранта установлены ограничения – только для организаций, созданных, соответственно, муниципальным образованием, субъектом РФ или РФ.

Направления расходования финансовых средств, получаемых образовательной организацией в виде гранта, определяются главным распорядителем бюджетных средств – организатором конкурса. Происходит это чаще всего в соответствии с представляемым в рамках конкурсной заявки проектом плана (сметы) расходования средств. Поскольку победитель заранее неизвестен, то и конкретные виды расходов по выделяемому гранту школе могут быть определены только после завершения конкурса. Тем не менее утверждаемое целевое направление расходования средств должно быть учтено в плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.

Предоставление гранта школе казенным учреждением

Казенное образовательное учреждение также может участвовать в конкурсах на получение гранта. Если оно будет определено победителем конкурса, то финансовое обеспечение реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться: во-первых, в пределах бюджетных ассигнований, определенных ст. 70 БК РФ «Обеспечение выполнения функций казенных учреждений» (оплата труда, уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей, оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг), и, во-вторых, на основании бюджетной сметы, с учетом ограничений, установленных ст. 161 БК РФ «Особенности правового положения казенных учреждений». Поскольку финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы, то:

  • если грантодатель является органом-учредителем казенного образовательного учреждения – победителя конкурса, он как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств до данного учреждения;
  •  если грантодатель не является для казенного образовательного учреждения главным распорядителем бюджетных средств, грант (соответствующие бюджетные ассигнования) передается организатором конкурса в установленном бюджетным законодательством порядке главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится данное учреждение, а он обеспечивает доведение соответствующих лимитов бюджетных обязательств до указанного учреждения.

В результате у казенного образовательного учреждения должны измениться лимиты бюджетных обязательств, выделяемые для него главным распорядителем бюджетных средств. Кроме того, для него должна быть переоформлена смета доходов и расходов. Временной срок использования гранта школой не может превышать установленные для него сроки лимитов бюджетных обязательств.

Предоставление гранта школе

В соответствии с п. 2 ст. 78.1 БК РФ в законах о бюджетах различного уровня могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) образовательными учреждениями. Таким образом, частные образовательные учреждения также могут претендовать на получение гранта. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий (так же как и субсидий для бюджетных, автономных и казенных учреждений) из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Прежде чем составлять конкурсную заявку на получение гранта, руководитель образовательной организации должен внимательно изучить порядок предоставления грантов в форме субсидий, утвержденный соответствующим нормативным правовым актом.

Гранты в форме субсидии могут быть выделены только при условии прохождения образовательной организацией конкурсной процедуры. Ее непременным условием является заполнение и подача заявки. В заявке обычно указываются:

  •  проблема, на решение которой направлен проект, его цель и задачи;
  • целевая аудитория;
  •  кадровое обеспечение;
  • этапы и сроки реализации проекта;
  • результаты проекта и критерии оценки его эффективности. В настоящее время единого подхода к формированию критериев отбора проектных заявок на получение гранта, который можно было бы использовать для различных муниципальных образований или субъектов РФ, не существует. Как правило, заявка оценивается по следующим позициям:

  1. Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект. Учитываются соответствие уставной деятельности участника конкурса приоритетам социально-экономического развития территории, на которой он осуществляет свою деятельность, а также понимание участником конкурса сути проблемы, которую он собирается решить в процессе реализации проекта.

  1. Реалистичность способа достижения цели и решения задач проекта. В данном случае рассматриваются:

  • перспектива деятельности участника конкурса после получения гранта школой;
  • количество граждан, которые будут принимать активное участие в реализации проекта; измеряемость предполагаемых улучшений в уставной деятельности участника конкурса в результате получения гранта (наличие в заявке показателей, позволяющих оценить результаты субсидирования);
  •  определение краткосрочных и долгосрочных результатов проекта (перспективы деятельности участника конкурса после окончания финансирования по гранту).

3. Надежность участника конкурса.

Рассматриваются:

  • результативность деятельности в предыдущие годы;
  •  наличие квалифицированного персонала и возможностей для привлечения лиц на договорных и других основаниях для реализации проекта;
  •  возможность вложения в проект собственных средств либо средств, привлеченных из иных источников.

Для оценки заявки может использоваться балльная система. Такая система, например, используется Департаментом образования города Москвы при отборе школ – получателей грантов мэра Москвы. Согласно п. 2.1 Порядка отбора получателей грантов мэра Москвы в сфере образования по итогам 2012/2013 учебного года, утвержденного приказом Департамента образования города Москвы от 19.07.2013 № 367 (далее – Порядок), критерием отбора претендентов на получение гранта мэра Москвы за достижение высоких результатов в образовательной деятельности является суммарный показатель результатов образовательной деятельности, который формируется с учетом:

  • рейтинга образовательных учреждений, показавших высокие образовательные результаты;
  • результатов дополнительных диагностик (по желанию образовательного учреждения). Результаты дополнительных диагностик при отборе претендентов на получение гранта мэра Москвы учитываются по желанию учреждения и состоят из следующих показателей: результаты образовательной деятельности и итоги участия в общегородских диагностиках по результатам обучения (в 4-х и 7-х классах);
  •  реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

По результатам дополнительных диагностик начисляются баллы:

  1. 0,01 балла – по каждому предмету за каждого обучающегося, про- диагностированного по этому предмету в течение 2012/2013 учебного года в 4-х и 7-х классах и преодолевшего установленный порог;
  2.  0,03 балла – за каждого ребенка, освоившего в данном учреждении в течение 2012/2013 учебного года основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Согласно п. 2.7 Порядка гранты присуждаются учреждениям, занявшим первые места по суммарному показателю результатов образовательной деятельности.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. П. 1 ст. 306.4 БК РФ.

При получении гранта школой обычно заключается договор между грантодателем и грантополучателем, в котором определяются его предмет, права, обязанности и ответственность сторон, иные условия. В договоре также может быть указана обязанность грантополучателя предоставить грантодателю в определенный срок отчет об использовании полученных средств. Полученные средства гранта школой должны расходоваться на основании плана доходов и расходов. Проект этого плана, как было отмечено выше, обычно входит в пакет документов, предоставляемых на конкурс. В проекте должна быть обоснована потребность участника конкурса в материальных, трудовых и технических ресурсах, программных средствах и т. д. Кроме того, он должен составляться с учетом условий, определенных порядком предоставления гранта для школы. Например, могут предусматриваться ограничения в процентном отношении от объема выделяемого гранта средств, направляемых на оплату труда исполнителей, накладных расходов и оплату услуг сторонних организаций. В целом грантовую систему финансирования можно рассматривать как механизм стимулирования проектной активности образовательных организаций, который позволяет органам власти различного уровня осуществлять поддержку передовых педагогических коллективов, а образовательным организациям – получать дополнительное финансирования на собственное развитие.

Нормативные документы

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Федеральный закон от 02.07.2013 № 181-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов»

 Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Письмо Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843 «Об особенностях предоставления грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам»

Приказ Департамента образования города Москвы от 02.09.2013 № 566 «Об утверждении порядка отбора получателей грантов Правительства Москвы в сфере образования по итогам 2012/2013 учебного года»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль