Повышение эффективности закупок в школе с использованием контрактной системы

77

С 1 января 2014 г. вступили в силу основные положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». О том, насколько повысится эффективность закупок в школе, готовы ли руководители образовательных организаций к его нововведениям и требованиям, в том числе и к изменению профстандартов, правил планирования, проведения процедуры, и какие действия они должны предпринять, чтобы грамотно организовать закупочную деятельность, рассказывает директор Института менеджмента Московского городского педагогического университета Михаил Львович Левицкий.

Сможет ли контрактная система повысить эффективность закупок в школе?

Михаил Львович, Закон о контрактной системе был принят больше года назад, однако споры о его пользе и вреде для общества не утихают. Наша редакция проводила опрос директоров школ: большинство из них считает, что введение контрактной системы только усложнило процесс закупок. Вы с согласны с этим мнением?

М.Л.: На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Конечно, с введением контрактной системы объем документации, которую придется готовить, и количество бюрократических процедур, которые придется проходить образовательным организациям, существенно возросли. Однако и возможностей для того, чтобы эффективно организовать закупочную деятельность, у них стало больше. В частности, бюджетные образовательные организации теперь могут применять для определенного вида закупок положения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Кроме того, в законодательство введены новые положения об ответственности поставщика, установлены более серьезные требования к приемке товара и т. д. В целом Закон о контрактной системе дает заказчикам немало полезных инструментов, только нужно научиться правильно их применять.

А насколько реально понять и выполнить все требования Закона о контрактной системе?

М.Л.: Думаю, что у руководителей образовательных организаций нет другого выхода. Самое главное – они должны учитывать, что требования к закупочной деятельности регламентируются не только Законом о контрактной системе, но и уже упомянутым Законом № 223-ФЗ, а также различными постановлениями Правительства РФ, приказами Минэкономразвития России и другими подзаконными нормативными актами. Я бы, кстати, посоветовал руководителям внимательно изучить Федеральный закон № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, установил новые нормы административной ответственности за нарушения в сфере закупок.

Что касается выполнения требований, то для этого в них нужно сначала хорошо разобраться. При ближайшем рассмотрении они, возможно, окажутся не такими уж страшными. Скажем, Закон № 223-ФЗ обязывает бюджетные образовательные организации публиковать всю информацию о своей закупочной деятельности в сети Интернет. Однако закупку без публикации информации все же можно проводить – в ситуации, когда закупается товар, работа или услуга на сумму не более 100 тыс. руб. Об этом нужно знать.

Существуют ли возможности для повышения эффективности закупок в школе при помощи контрактной системы в регионах?

Вы часто бываете в регионах и обсуждаете на местах актуальные вопросы реализации Закона о контрактной системе. Обеспечены ли, по Вашему мнению, руководители муниципальных образовательных организаций необходимой информационной поддержкой?

М.Л.: Спасибо за вопрос. Мне кажется, что это как раз одна из ключевых проблем реализации Закона о контрактной системе. Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что уровень профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций в сфере закупок не очень высок. Впрочем, прежде чем поставить окончательный диагноз, нужно ответить на вопрос: какими компетенциями должен обладать руководитель образовательной организации? Думается, только общими, т. е. в целом и поэтапно представлять процесс закупок в школе. Все нюансы и тонкости должны знать контрактный управляющий, работники контрактной службы либо другие специалисты.

Поскольку создание контрактной службы по закону необходимо только в случае, если объем закупок превышает 100 млн руб., большинство руководителей образовательных организаций, скорее всего, назначат (а многие уже назначили) контрактного управляющего. В соответствии с нормой закона сегодня контрактный управляющий должен иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов. Так что первая задача руководителя – проверить у претендента на эту должность документы, подтверждающие наличие специального образования. Хотя, конечно, нужно учитывать и личностные качества кандидата. Я бы не советовал назначать на должность контрактного управляющего человека, для которого данная функция будет «проходной». Этой работе надо отдаваться полностью или, по крайней мере, быть очень глубоко в нее включенным.

Разумеется, органы управления образованием должны обеспечить руководителей образовательных организаций информационной поддержкой. Работа в этом направлении ведется, но хотелось бы ее ускорить. Тем более что полностью устраниться от процесса закупок руководителям все равно не удастся. Даже если предположить, что обязанности по ведению закупочной деятельности они переложат на какие-то специально созданные для этого органы, все равно у них остается функция оценки качества закупаемых товаров, работ и услуг.

Планирование шагов по повышению эффективности закупок в школе

Какие действия должны предпринять руководители образовательных организаций, чтобы грамотно планировать и осуществлять закупочную деятельность?

М.Л.: Для начала – и я уже об этом говорил – следует внимательно изучить Закон о контрактной системе, Закон № 223-ФЗ и другие нормативные документы.

Затем самостоятельно либо с помощью специалиста нужно составить план закупок школы и план-график. При составлении плана-графика необходимо заранее продумать, какими способами будут осуществляться закупки.

Сразу могу сказать, что Закон о контрактной системе позволяет образовательным организациям осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. по одному лоту. Правда, есть и ограничения: в частности, совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, не должен превышать 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год.

На мой взгляд, это очень хорошая новация. Благодаря ей в план закупок образовательного учреждения могут быть, например, внесены закупки преподавательских услуг, а также услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. Далее необходимо обосновать закупки, т. е. установить соответствие планируемых закупок целям их осуществления и требованиям нормативных правовых актов о контрактной системе, а также определить начальную (максимальную) цену контракта. Для этого следует как минимум ознакомиться с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России № 567.

Для руководителя очень важно также решить организационные задачи: назначить контрактного управляющего в школе, других специалистов, отвечающих за проведение закупок, сформировать комиссию по осуществлению закупок...

И последний вопрос. Как Вы думаете, поможет ли введение контрактной системы повысить качество получаемых товаров, работ, услуг?

М.Л.: Я обязан ответить, что да. Но здесь надо добавить, что полностью федеральная контрактная система будет введена в действие только в 2017 г. Сейчас мы находимся в начале пути, и все трудности нам еще неизвестны. Тем не менее надеюсь, что закон пойдет всем на пользу и благодаря ему нам удастся сделать процесс закупок в сфере образования более прозрачным и эффективным.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль