Заказ товаров, услуг для школы: сравнительная характеристика процедур

158

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) упорядочивал все отношения, которые были связаны с заказами на поставку товаров для школы (работ и услуг) и иные государственные и муниципальные, бюджетные организации, регламентируя единый порядок создания заказов для

  • формирования единого экономического пространства на территории РФ для создания заказов;
  • правильного расхода бюджетные и внебюджетных средств для финансирования для оплаты заказов изделий для школы;
  • роста возможностей и стимулирования участия физический и юридических лиц в создании заказов;
  • стимулирования здоровой конкуренции в сфере заказа товаров, услуг для школы;
  • развития деятельности государственных органов власти и местного самоуправления в плане создания заказов;
  • обеспечения гласности и прозрачности заказов на поставки товаров для школы;
  • борьбы с коррупцией и предупреждения любых злоупотреблений при создании заказов.

Вступивший в силу 1 января 2014 г. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – № 44-ФЗ) упорядочивает отношения, связанные с обеспечением муниципальных и госнужд для роста эффективности выполнения поставок товаров для школы (работ), достижения политики прозрачности и гласности их выполнения, предупреждения коррупции и любых злоупотреблений, в том числе касающихся:

  1. планирования заказов товаров, услуг для школы;
  2. выбора поставщиков школы (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки товаров для школы;
  3. составления гражданско-правового договора, определяющего поставки товаров (выполнение работы, оказание услуги) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии;
  4. особенностей исполнения контрактов по заказам товаров, услуг для школы;
  5. анализа закупок изделий (работ);
  6. аудита в сфере поставок товаров для школы (работ);
  7. контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок изделий (работ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Стоит подчеркнуть, что законодатель вводит сокращение «далее – контракт». Это значит, что в этом документе под гражданско-правовым договором, предметом которого являются поставки товаров для школы (выполнение работы, оказание услуги), заключаемым от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом, понимается контракт. Следовательно, Законом № 44-ФЗ утверждено, что заключение соглашений (контрактов) входит в сферу его регулирования. В нем подобного положения не было, несмотря на то, что аспекты создания документации о поставке изделий для в нем все же освещались.

Сравним процедуры, связанные с договором, урегулированные Законом № 94-ФЗ и № 44-ФЗ.

Поставки товаров для школы: определение контракта

Сперва следует сравнить определение государственного и муниципального договора в обоих нормативных актах.  

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ:

  • под муниципальным или госконтрактом принято понимать соглашение, которое заключается заказчиков от имени РФ или ее субъекта, субъекта муниципального образования для осуществления муниципальных или госнужд; 
  • под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку изделий (выполнение работ) принято понимать документ, который заключается от имени бюджетной организации.

Договор жизненного цикла заключается в случаях, которые предусмотрены Правительством РФ, и подразумевает закупку услуг или товаров с последующим обслуживанием, ремонт, эксплуатацию и в случае необходимости утилизацию объекта, созданного в результате выполнения работ, или изделий.

Ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

П. 8 ст. 3 нормативно-правового акта № 44-ФЗ под понятием государственного (муниципального) контракта предлагает понимать соглашение, которое заключается от имени Российской Федерации, субъекта РФ (госконтракт), муниципального образования (муниципальное соглашение) государственным или муниципальным заказчиком для осуществления муниципальных или госнужд.

П. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ регламентирует предмет гражданско-правового документа, которое составляется от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, бюджетной организацией или другим юрлицом согласно рассматриваемого нормативного документа, являются поставки товаров для школы (выполнение работы, оказание услуги).

Следовательно, в нем фигурируют понятия «государственный контракт», «муниципальный контракт», «контракт» и гражданско-правовой договор (соглашение). Таким образом, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений должны заключаться на тех же основаниях, что и государственные и муниципальные договоры.

Изменение условий контракта по заказу товаров, услуг для школы

Закон № 44-ФЗ фиксирует некоторые послабления для заказчиков в части изменения условий контракта по заказу товаров, услуг для школы.

В ч. 4.1 ст. 9 № Закона 94-ФЗ установлено, что цена договора на поставку товаров для школы не может быть изменена в процессе выполнения.

Товары (работы) оплачивают по цене, которая указана в договоре по заказу товаров, услуг для школы, исключение составляют случае составления документации на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ. Допускается снижение цены договора по согласию сторон, если при этом количество изделий, объем услуг и работ, а также других условий документа не будет изменено.

Правительство РФ имеет право принять в некоторых случаях решение о целесообразности добавления в документ на поставки изделий для дополнительных условий. На это указывает норма ч. 17 ст. 34 Закона № 44-ФЗ: в случае если Правительством РФ в отношении закупки принято решение о целесообразности указания в соглашение дополнительных условий его исполнения, в том числе тех, которые не связаны с предметом договора, в документации о закупке следует указать информацию об этих условиях.

Ч. 6 ст. 9 Закона № 94-ФЗ регламентирует случаи, которые указаны в конкурсной документации и позволяют заказчику при совместном решении с исполнителем (подрядчиком) в процессе выполнения условий соглашения на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических, аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, ценных и редких документов, которые входят в библиотечные фонды, на оказание аудиторских и медуслуг не более чем на 10% изменять объем вышеперечисленных работ в следующих случаях:

  • если потребность в работе (услугах), выполнение которых предусмотрено договором, изменилась;
  • если появилась потребность в дополнительном объеме работ (услуг) и необходимости повторного заказа товаров, услуг для школы, которые не предусмотрены соглашением, но взаимосвязаны с работами, которые предусмотрены соглашением.

Если аукционная или конкурсная документация предусматривает, а также при размещении заказа у одного поставщика, согласовав с поставщиком, заказчик в процессе осуществления договора на поставки изделий для школы может изменять количество изделий, прописанных в документе, не более чем на 10%

При дополнительных поставках изделий для школы, выполнении дополнительного объема работ или оказании услуг заказчик, согласовав действия с исполнителем (поставщиком, подрядчиком) может изменить цену договора пропорционально числу изделий, объему услуги ил работ. Указанным образом заказчику следует изменить цену договора при сокращении потребности в поставке изделий для школы (выполнении работ, оказании услуг). При дополнительном заказе товаров, услуг для школы, стоимость единицы изделий при сокращении или увеличении потребности в нем должна считаться частным от деления изначальной цены договора на то количество данного изделия, которое было указано в соглашении.

Теперь рассмотрим аналогичные положения в Законе № 44-ФЗ.

Ч. 2 ст. 34 регламентирует цену договора, которая остается неизменной и определяется на весь срок выполнения соглашения, а в тех случаях, которые предусмотрены Правительством РФ, следует указать приблизительное значение цены договора на поставки товаров для школы либо формулы цены и ее максимальное значение, зафиксированное заказчиком в документах о закупке.

При составлении соглашения и выполнении его условий по заказу изделий, услуг для школы, не предусмотрено изменение его пунктов, исключение составляют случаи, которые изложены в ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ. Так, п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ фиксирует, что существенные изменения условий договора по заказу изделий, услуг для школы в ходе его выполнения невозможны, исключение составляют правки, которые вносятся по согласию сторон тогда, когда изменение условий соглашения предусмотрено документами о закупке и договором, а при закупке у одного поставщика (исполнителя) контрактом:

  • если цена договора на поставки товаров для школы была снижена, а количество изделий, объем работ и услуг, предусмотренное документом, не было изменено, как и другие условия соглашения;
  • если по желанию заказчика, прописанные в договоре объемы работ и изделий, увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%. Бюджетное законодательство РФ в этом случает по согласию сторон разрешает корректировку цены соглашения, которая вводится пропорционально числу дополнительных изделий, услуг и работ соотносимо изначально установленной цене не более чем на 10%. Сторонам необходимо снизить цену договора согласно стоимости единицы работы, указанной в документе, при уменьшении объемов услуг или работ, относительно указанных в документе. Если предусмотрена поставка дополнительного изделия или уменьшение прописанного в документе количества, цена должна рассчитываться как частное от деления исходной цены на поставки товара для школы, указанной в документе.

Следовательно, Закон № 44-ФЗ расширяет права заказчика по заключению дополнительных соглашений к акту: если по Закону № 94-ФЗ это было возможно в строго определенных случаях, то в по № 44-ФЗ – при заключении договора с любым объектом закупки.

Ответственность сторон контракта поставки товара для школы

Как Закон № 94-ФЗ, так и Закон № 44-ФЗ устанавливают ответственность сторон контракта по заказу изделий, услуг для школы.

Согласно ч. 10 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в документ включают пункты, регулирующие меры ответственности поставщика (исполнителя) и заказчика, которые предусмотрены за ненадлежащее исполнение или неисполнение указанных в договоре обязательств.

Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения обязательств лицом, осуществляющим заказ товаров, услуг для школы, которые указаны в контракте, или других случаев ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательств поставщик (исполнитель) может требовать выплату неустойки (штрафа).  

На следующий день после того, как истек срок выполнения обязательств, указанный в документе, начинает начисляться пеня. Она формируется в размере 1/300 действующей на момент уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Если поставки были выполнены ненадлежащим образом, обязательства, указанные в соглашении, не были исполнены, начисляются штрафы (исключение составляют просрочки исполнения). Размер штрафа указывается в контракте и представляет собой точную сумму, которая определяется порядком, регламентированным Правительством РФ.

Следовательно, нормативно-правой акт № 44-ФЗ устанавливает четкое отличие пени от штрафа: при просрочке исполнения обязательств предусмотрена пеня, а в других случаях ненадлежащего исполнения обязательств – штраф.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 зафиксированы Правила определения размера штрафа, который начисляется при ненадлежащем выполнении  лицом, осуществляющим заказ товаров, услуг для школы, исполнителем или поставщиком возложенных на него обязательств (исключение составляют случаи просрочки выполнения обязательств заказчиком) и размер пени, которая начисляется за дни просрочки выполнения обязательств поставщиком (исполнителем) (далее – Правила определения размера штрафа и пени).

В п. 4, 5 данного документа определены размеры штрафов для поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиков при осуществлении закупок, которые зависят от изначальной (максимальной) стоимости договора. За ненадлежащее исполнение обязательств лицом, осуществляющим поставки изделий для школы (исполнителем), за исключением случаев просрочки, предусмотрен фиксированный размер штрафа, который определяется по формуле:

  1. 10 % цены соглашения, если она не превышает 3 млн руб.;
  2. 5 % цены соглашения, если она равна от 3 млн руб. до 50 млн руб.;
  3. 1 % цены соглашения, если она равна от 50 млн руб. до 100 млн руб.;
  4. 0,5 % цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.

Контракт по заказу товаров, услуг для школы по решению суда или требования контрольного органа сферы закупок может быть признан недействительным в том случае, когда зафиксирована личная заинтересованность представителя руководящих должностей в организации заказчика или госструктур в составлении и выполнении контракта на поставки. Заинтересованность выражается в получении должностными лицами финансового поощрения, ценностей и другого имущества или имущественных права, услуг имущественного характера, различных выгод.

Ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

Если обязательства по соглашению выполнялись ненадлежащим образом (исключение составляет просрочка обязательств), штраф определяется в виде фиксированной суммы и рассчитывается по схеме:

а) 2,5 % цены контракта, если она не превышает 3 млн руб.;

б) 2 % цены, если она равняется от 3 млн руб. до 50 млн руб.;

в) 1,5 % цены, если она равняется от 50 млн руб. до 100 млн руб.;

г) 0,5 % цены, если она превышает 100 млн руб.

Пунктами 6, 7, 8 Правил определения размера штрафа и пени устанавливается порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, которое зафиксировано документом поставки товаров для школы.

Важно подчеркнуть, что ч. 6 ст. 34 вышеуказанного документа регулирует порядок направления требования на оплату неустойки (пени, штрафа), которое заказчик отправляет исполнителю обязательств (поставщику) в случаях, которые предусмотрены в документе, а также при ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств.

Данная норма аналогична норме ч. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, согласно которой:

•          неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательным актом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения;

•          по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Нормы ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и ч. 9, 11 ст. 9 нормативно-правового акта № 94-ФЗ тождественны. Согласно данным пунктам сторона (поставщик или заказчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы либо по вине другой стороны.

Частью 11 ст. 34 нормативно-правового акта № 44-ФЗ федеральные органы исполнительной власти наделяются правом разработки и утверждения типовых контрактов (типовых условий контрактов), которые должны размещаться в единой информационной системе и составлять библиотеку типовых контрактов. Порядок их подготовки, а также случаи и условия применения устанавливаются Правительством РФ.

В любой контракт включается обязательное условие о порядке и сроках:

1.         оплаты изделий (работы);

2.         осуществления заказчиком приемки поставленного изделия, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом на поставки товаров для школы;

3.         оформления результатов приемки.

Ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

Частью 12 ст. 34 вышеизложенного документа вводится обязательное условие, которое должен содержать документ в случае, если он заключается на срок более трех лет и его цена превышает 100 млн руб.: в такой документ должен быть включен график его исполнения.

В случае если соглашение заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в него включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой соглашения. Аналогичные положения закреплены в ч. 12 ст. 9, п. 4.2 ч. 4, ч. 5 ст. 22 Закона № 94-ФЗ.

В нем, так же, как и в нормативном документе № 94-ФЗ, предусмотрено право заказчика на включение в соглашение условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения в случаях, установленных законодательством РФ.

Установление начальной (максимальной) цены контракта

Необходимо обратить особое внимание на нормы ч. 23–25 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Они определяют, что в случае если начальная (максимальная) цена документа при осуществлении закупки изделий (работы) превышает размер, установленный Правительством РФ, в документе должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях (субподрядчиках), заключивших с ним документы, цена которого (общая цена которых) составляет более чем 10% цены.

Указанная информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение 10 дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком). При этом в документе должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление такой информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены договора, заключенного им с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с ч. 24 ст. 34. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В случае непредоставления заказчику этих сведений поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. В то же время их непредоставление не влечет за собой недействительность заключенного соглашения по этому основанию.

Данный вопрос дополнительно регламентируется постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены соглашения при осуществлении закупки товара, работы, при превышении которой в документе устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» (далее – Постановление № 775).

Так, в п. 2 Постановления № 775 определены размеры начальной (максимальной) цены акта, при превышении которых в него должна быть включена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях (субподрядчиках), заключивших с ним договор, цена которого (общая цена которых) составляет более чем 10 % цены:

•          1 млрд руб. – при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

•          100 млн руб. – при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.

Банковское сопровождение соглашения 1 июля 2014 г. вступила в силу норма, установленная ч. 26 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, которая предусматривает включение в документ в определенных случаях условия о его банковском сопровождении: «В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 настоящего Федерального закона».

Ст. 35 Закона № 44-ФЗ, в свою очередь, содержит следующие положения:

1.         Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения соглашений, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия актов, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

2.         Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения договоров, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов.

3.         Осуществление расчетов в ходе исполнения соглашения, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.

Впрочем, по мнению начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой, осуществление банковского сопровождения нецелесообразно распространять на все государственные (муниципальные) соглашения. По ее словам, «банковское сопровождение должно осуществляться для социально значимых проектов, стоимость которых, например, превышает 1 млрд руб. как дополнительное страхование исполнения контракта»*.

Согласно ч. 27 ст. 34 документ должен содержать обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения акта (если такая форма обеспечения исполнения условий применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)). 

Нормативные документы

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера

начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»

* Татьяна Демидова: «Банковское сопровождение должно осуществляться для социально значимых проектов» // ФАС России : официальный сайт. 2014 г. 11 февраля. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35233.html.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль