Перевозка группы детей: основные правила

716

1 января 2014 г. вступили в силу Правила организованной перевозки школьников автобусами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 (далее – Правила перевозки группы детей). Одновременно с их принятием постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1176 были внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения РФ).
Основная цель нововведений – повышение безопасности передвижения, сохранение жизни и здоровья детей во время выездных мероприятий, доставки их в места проведения культурно-массовых мероприятий, в аэропорты, на железнодорожные вокзалы и т. д. Руководитель, а также другие работники образовательной организации, отвечающие за обеспечение безопасности учащихся, обязаны знать и выполнять требования по перевозке группы детей.

Школа Менеджера образования

Актуальные темы месяца

Мы подготовили для Вас четыре ознакомительных курса, 18 часов.

бесплатно в сентябре


Перевозка школьников: основные понятия

Организованная перевозка школьников – это четко спланированная перевозка группы детей (часто с обеспечением питания) в транспортном средстве (автобусе), не относящемуся к разряду маршрутных.
В п. 2 Правил перевозки группы детей даются определения основных понятий, которые применяются в нормативных правовых актах, регулирующих безопасность дорожного движения при перевозке школьников. Так, понятия «фрахтовщик» и «фрахтователь» используются в Правилах перевозки группы детей в значениях, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

  • фрахтователь – физическое или юридическое лицо, обязующееся по договору фрахтования оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; 
  • фрахтовщик – физическое или юридическое лицо, принявшие на себя по договору обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Пассажир – это физическое лицо, заключившее договор перевозки, или в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
Понятие «должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения» используется в Правилах перевозки группы детей в значении, предусмотренном Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В пункте 4 ст. 20 данного нормативного правового акта сказано, что физические и юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность. Таким образом, лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, в образовательной организации может быть как ее руководитель, так и педагог или другой работник.

Понятия «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение» и «организация, осуществляющая образовательную деятельность» используются в Правилах перевозки группы детей в значениях, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых она создана;
  • организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, в т. ч. индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Образовательная организация может осуществлять перевозку группы детей в городском, пригородном или междугороднем сообщении автобусами, находящимися у нее на балансе, или автобусами, арендованными у транспортной организации на основании договора фрахтования.

Документы, необходимые для организации перевозки школьников

Организованная перевозка учащихся должна планироваться поэтапно, чтобы руководитель школы или ответственный педагогический работник имел возможность в полной мере обеспечить безопасность детей. Без своевременной подготовки пакета документов, позволяющих подтвердить законность перевозки, запрещается организовывать выездные мероприятия любого типа. К списку таких документов следует отнести:

1. Договор фрахтования, в который следует обязательно включить положение об обязательном присутствии в транспортном средстве сопровождающего лица из числа педагогических работников.

2. Документ, подтверждающий квалификацию медицинского работника, сопровождающего группу детей (необходим при условии организации междугородних перевозок школьников, если общая длительность переезда превышает 3 часа).

Положительный или отрицательный ответ на заявку, поданную в органы Госавтоинспекции РФ с просьбой обеспечить сопровождение транспортного средства, в котором едут дети.

Согласно п. 12 Инструкции по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции, утвержденной приказом МВД России от 31.08.2007 № 767 (далее – Инструкция по сопровождению транспортных средств), руководитель ОО или ответственный педагогический работник обязан подать такую заявку в органы Госавтоинспекции не позднее, чем за 10 календарных дней до планируемой даты выезда. Срок рассмотрения заявки — до пяти календарных дней.

3. Перечень составляющих набора пищевых продуктов, который следует составлять с учетом требований Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением (необходим, если общая длительность переезда превышает 3 часа).

4. Полный список школьников, которые находятся в транспортных средствах, и сопровождающих лиц с указанием ФИО, номера телефона, по которому следует обратиться в случае возникновения чрезвычайно ситуации.

Следует отметить, что сопровождающие лица должны находиться в салонах на протяжении всего пути следования: от момента посадки школьников в автобус до момента полной высадки. При этом педработники обязаны оказывать посильную помощь детям-инвалидам.

Количество сопровождающих лиц должно соответствовать количеству рабочих выходов из салона транспортного средства. При этом один из ответственных педагогических работников обязан исполнять роль координатора, который обеспечивает слаженные действия всех водителей колонны и сопровождающих лиц. С целью выполнения этого указания, в случае, если для передвижения школьников используется более двух транспортных средств, руководитель ОО обязан заблаговременно:

  • присвоить каждому из зафрахтованных автобусов порядковый номер (не позднее, чем за два дня до даты выезда);
  • назначить педработника, который будет координировать действия водителей и сопровождающих лиц;
  • позаботиться о том, чтобы в автобусе, замыкающем колону, было отведено место для медработника.

5. Список водителей, осуществляющих перевозку группы детей, с указанием ФИО, номера телефона.

6. Руководство, в котором указан порядок посадки школьников в автобус, если иное не предусмотрено договором фрахтования.

7. График движения с перечнем место остановки, общей длительности пути, схемой маршрута.

Оригиналы данных документов должны храниться в образовательной организации в течение трех лет после поездки.

Требования к транспорту, задействованному для перевозки школьников

Автобусы, зафрахтованные представителем ОО, перед началом движения следует укомплектовать:

  • знаком аварийной остановки;
  • противооткатными упорами (2 шт.);
  • огнетушителями: один должен находиться в рабочей зоне водителя, второй – в салоне;
  • дорожными аптечками (3 шт.).

Данные требования указаны в стандартах П. 4.7.15 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности техническому состоянию и методы проверки», утв. постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 № 47-с.

Согласно п. 3 Правил перевозки образовательные организации имеют право использовать автобусы, соответствующие таким требованиям:

  • срок эксплуатации которых не превышает 10 лет;
  • конструкция которых была разработана специально для перемещения пассажиров, а не грузов;
  • прошедшие все необходимые процедуры, разрешающие принимать участие в дорожном движении;
  • оснащенный тахографом, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Требования к квалификации водителя, осуществляющего перевозку школьников

К водителю автобуса, который работает на зафрахтованном автобусе, также предъявляются определенные требования. Такой сотрудник должен:

  • иметь непрерывный стаж вождения автобуса (категории D) не менее 12 месяцев;
  • не иметь за последние 12 месяцев приводов в суд за административные правонарушения, касающиеся сферы дорожного движения.

В соответствии с п. 2.3.1 Правил дорожного движения РФ водитель автобуса перед выездом обязан убедиться в исправном техническом состоянии транспортного средства. Разумеется, он не должен управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Напоминаем, что согласно ст. 12.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств — в размере 20 000 руб.;
  • на юридические лица – 100 000 руб.

Водителю запрещается продолжать путь при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. 

В процессе перевозки группы детей водитель автобуса обязан выполнять Правила дорожного движения РФ, а также требования Инструкции по сопровождению транспортных средств, а именно: 

  • не пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (п. 2.7 Правил дорожного движения РФ);
  • соблюдать дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения (п. 9.10 Правил дорожного движения РФ); 
  • не превышать скоростной режим. Вне населенных пунктов скорость движения транспортного средства, осуществляющего организованные перевозки групп детей, должна составлять не более 60 км/ч (п. 10.3 Правил дорожного движения РФ);
  • следить, чтобы окна в салоне автобуса были закрыты (подп. «б» п. 33.5 Инструкции по сопровождению транспортных средств);
  • не осуществлять высадку детей до полной остановки автобуса, не выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, не осуществлять при этом движение задним ходом (подп. «в» п. 33.5 Инструкции по сопровождению транспортных средств).

Порядок осуществления перевозки школьников

Перед началом поездки руководитель образовательной организации (ответственный педработник) должен проинструктировать детей о правилах поведения во время поездки, рассказать, что во время движения:

  • запрещено отвлекать водителя, подниматься со своего места и перемещаться по салону, высовывать из окна любые части тела;
  • следует держаться за поручни и упираться ногами в пол во время торможения или поворота автобуса.

После этого необходимо обеспечить безопасную посадку детей в автобус – со стороны тротуара или обочины строго по количеству посадочных мест, а затем убедиться в том, что все дети заняли свои места и им удобно сидеть. 
Следует помнить, что в ночное время (с 23 до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей только к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика (задержке в пути).
Число детей при перевозке школьников не должно превышать количества оборудованных в салоне автобуса мест для сидения.  Если во время движения возникла неисправность в работе двигателя и систем автобуса, водитель должен съехать на обочину дороги и остановиться. Продолжить движение можно только после устранения неисправности.
При неблагоприятном изменении дорожных условий (ограничение скорости, появление временных препятствий и др.) и (или) иных обстоятельствах, влекущих изменение времени отправления, руководитель образовательной организации (ответственный педработник) должен оповестить об этом родителей (законных представителей) учащихся, сопровождающих, медицинского работника (при наличии медицинского сопровождения) и соответствующее подразделение Госавтоинспекции (при сопровождении автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции).
Если во время поездки произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП), в результате которого ребенок (дети) получил(и) травму, руководитель образовательной организации (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения) обязан сообщить об этом по мобильному телефону или с ближайшего пункта связи сначала в скорую медицинскую помощь и МЧС России, а затем в подразделение Госавтоинспекции и в администрацию образовательной организации. 

При совершении ДТП причастный к нему водитель обязан:

  • остановить (не трогать с места) автобус, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, в экстренных случаях — отправить пострадавших на попутном транспорте, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.  

По прибытии в пункт назначения водитель автобуса должен подъехать к месту доставки и открыть дверь (двери).  Дети должны выходить из автобуса только после его полной остановки с разрешения руководителя образовательной организации (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) в сторону тротуара или обочины дороги. После окончания высадки руководитель (ответственный педработник) должен проверить по списку наличие всех детей.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль