Компенсация за неиспользованный отпуск в образовательной организации

385

О том, что работники часто бывают недовольны компенсацией за неиспользованный отпуск при увольнении, в судах знают не понаслышке. Одна из распространенных ошибок работодателя – неверный подсчет отпускных дней. Какой период трудовой деятельности следует в этом случае брать за основу: календарный год или рабочий?

Дело о выплате компенсации за неиспользованный отпуск

Резюме

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Перми (далее – Школа) на решение Ленинского районного суда г. Перми от 2 июля 2013 г., которым постановлено: Взыскать со Школы в пользу Б. <…> руб. в качестве суммы недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, руб. в качестве компенсации морального вреда. В оставшейся части иска Б. отказать. Взыскание суммы недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <…> руб. в пользу Б. осуществить с учетом обязанности Школы выполнить функции налогового агента Б. Взыскать со Школы в доход бюджета госпошлину в размере <…> руб.

Слово заявителю апелляционной жалобы

В апелляционной жалобе заявитель просит решение Ленинского районного суда г. Перми от 2 июля 2013 г. отменить, полагая его незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права. По мнению заявителя, обязанности по выплате Б. соответствующих компенсаций за отпуск выполнены согласно действующему законодательству. Суд не учел, что документы, составленные Рос трудом по Пермскому краю, а также платежные и иные документы Школы свидетельствуют о выполнении Школой обязательств перед Б. Указанным документам в нарушение ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации/ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) судом не дана правовая оценка. Установленный судом размер и порядок начисления спорных компенсаций является необоснованным.

Исследование доказательств в суде

В судебном заседании установлено следующее. Б. обратилась в Ленинский районный суд г. Перми с иском к Школе о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме  <…>  руб., компенсации морального вреда педагогу в размере <…>  руб. Заявленные требования Б. мотивировала следующим: в период с 22 мая 2007 г. по 14 января 2013 г. она являлась работником Школы, замещала должность бухгалтера; при увольнении ей была недоплачена денежная компенсация за 28 дней отпуска в сумме <…> руб.; впоследствии по результатам проверки, проведенной в отношении Школы, ответчиком была доплачена компенсация за часть неиспользованных дней отпуска в размере <…> руб. Б. полагает, что виновными действиями ответчика ей был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях по поводу длительного нарушения прав ее как работника на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск педагога. В судебном заседании Б. настаивала на иске в полном объеме, пояснив, что спорным периодом неоплаченного отпуска является период, который образовался в результате неправильного расчета ответчиком продолжительности отработанного периода, за который следует выплатить компенсацию. В соответствии с условиями трудового договора ей причитался основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. Ответчик при подсчете необоснованно исключил из сроков работы, дающих право на компенсацию за отпуск, периоды ее работы с 22 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г. (10 дней) и с 1 января 2013 г. по 14 января 2013 г. (14 дней). Б. также пояснила, что расчет среднего дневного заработка в сумме <…> руб., произведенный ответчиком, признает. Представитель ответчика З. иск не признала. По ее мнению, расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск выполнен ответчиком правильно, поскольку в соответствии с положениями п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169 (далее – Правила об очередных и дополнительных отпусках), при исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются.

из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца. Поскольку периоды работы Б. с 22 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г. (10 дней) и с 1 января 2013 г. по 14 января 2013 г. (14 дней) не превышают 15 дней, они были исключены из подсчета. З. считает, что спорный период работы Б. для расчета компенсации образовался в связи с неправильным применением Б. положений п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, поскольку Б. исчисляет периоды работы не в календарных месяцах, а с момента заключения трудового до- говора, т. е. с 22 мая 2007 г. Ленинский районный суд г. Перми 2 июля 2013 г. принял при- веденное выше решение.

Решение о выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

Обоснование позиции суда

Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Согласно ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) при увольнении выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск педагогам. Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В соответствии с п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца. Представленный ответчиком расчет при определении периода времени, дающего право на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск, основан на неправильном применении и толковании положений п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках в совокупности с другими нормами трудового законодательства, регулирующими порядок расчета компенсации за неиспользованный отпуск. Ответчиком при исчислении рабочего периода необоснованно исключены отработанные истцом периоды времени, дающие право на получение компенсации с 22 мая 2012 г. по 31 мая 2012 г. и с 1 января 2013 г. по 14 января 2013 г. Ответчиком не учтено, что отпуск предоставляется работнику не за календарный, а за рабочий год. Первый рабочий год начинается с первого дня работы по трудовому договору. Число дней отпуска, положенное работнику за каждый месяц работы, умножают на количество отработанных им месяцев. Если последний месяц расчетного года работник отработал не полностью, применяют методы округления, установленные п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках: менее 15 дней исключают, а более 15 дней округляют до полного месяца. Таким образом, правило округления, установленное п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, применяется к последнему месяцу и используется после определения всего расчетного периода, а не до него. Иной порядок расчета, в т. ч. примененный ответчиком, ведет к нарушению трудовых прав работника, в связи с чем судом первой инстанции при рассмотрении данного дела была обоснованно взыскана компенсация морального вреда.

Решение суда

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Перми от 2 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Школы – без удовлетворения.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль