Государственная итоговая аттестация без репетиторов – это реально

54

Совсем скоро начнется государственная итоговая аттестация в школах. О том, как южноуральские выпускники сдают экзамены, какие предметы они чаще всего выбирают, какие результаты показывают, а также о том, можно ли учиться в старших классах без репетиторов, мы поговорили с министром образования и науки Челябинской области Александром Игоревичем Кузнецовым.

Государственная итоговая аттестация в школах на Южном Урале

В России начинается период прохождения государственной итоговой аттестации. Готовы ли южноуральские учителя и ученики к этому испытанию? Будут ли в этом году приняты какие-то особые меры контроля?

А.К.: В 2014 г. в государственной итоговой аттестации примут участие почти 15 тыс. выпускников 11-х классов и около 30 тыс. выпускников 9-х классов южноуральских школ.

Чтобы получить аттестат, девятиклассники должны сдать основной государственный экзамен, или ОГЭ, по русскому языку и математике. Остальные предметы выбираются по желанию. Каждый пятый девятиклассник Челябинской области воспользовался этим правом и будет сдавать хотя бы один экзамен по выбору.

До 1 марта с экзаменом по выбору определились и выпускники одиннадцатых классов. Традиционно среди наиболее популярных предметов в нашем регионе обществознание – его будут сдавать более 8 тыс. выпускников. Чаще других выбирают физику, историю, биологию. В прошлом году впервые был выбран экзамен по испанскому языку.

Планируется, что в этом году на территории области будут действовать 100 пунктов проведения ЕГЭ. На каждом установят видеонаблюдение, а 40 наиболее крупных пунктов выведут в онлайн-вещание. Предполагается также, что на входе в места проведения экзаменов будут стоять металлоискатели.

Каковы результаты государственной итоговой аттестации в школах по региону в прошлом и позапрошлом годах? Есть ли положительная динамика? Какие предметы сдаются лучше, какие хуже?

А.К.: В 2013 г. выпускные экзамены сдали более 16 тыс. одиннадцатиклассников и около 30 тыс. девятиклассников. Почти по всем предметам средний балл выше, чем в 2012 г., незначительное снижение мы отметили лишь по литературе. 191 выпускник получил на ЕГЭ высший балл. Больше всего «стобалльников» по химии и русскому языку. У трех выпускников максимальный результат сразу по двум предметам: Александр Ус из Озерска получил высший балл по математике и информатике, Татьяна Баркова из Кусы – по биологии и русскому языку, Полина Савченко из Челябинска – по истории и  русскому языку.

На апелляцию в прошлом году было подано чуть больше тысячи экзаменационных работ. По их количеству лидирует математика: со своими результатами по этому предмету не согласились 611 выпускников, 148 апелляций были удовлетворены.

Уровень знаний выпускников обусловлен качеством преподавания, которое, в свою очередь, зависит от того, насколько профессия учителя ценится в обществе. Выполняются ли в Челябинской области указы Президента РФ 2012 г. о повышении заработной платы педагогических работников?

А.К.: В прошлом году на повышение зарплаты педагогов из консолидированного бюджета было выделено примерно 6,8 млрд руб. При этом учитывались прогнозное значение заработной платы в Челябинской области – 24,99 тыс. руб., фактическая численность сотрудников по основному месту работы, целевые показатели соотношения заработной платы, установленные «дорожной картой» в сфере образования. На эти же цели из средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности было направлено еще более 300 млн руб., а из средств, полученных в результате реорганизации учреждений и оптимизации штатной численности персонала, – около 240 млн руб.

По итогам 2013 г. средняя заработная плата южноуральских педагогов в дошкольных учреждениях составила примерно 21 тыс. руб., в общеобразовательных учреждениях – 25 тыс. руб., причем у учителей этот показатель оказался чуть выше, чем у других педагогических работников. В целом по сравнению с 2012 г. рост заработной платы в сфере образования Челябинской области составил от 40 до 94,6%.

Сказалось ли это на привлекательности  профессии педагогического работника?

А.К.: Да, педагогов стало больше, уменьшилась текучесть. По данным на 1 января 2013 г.,

в образовательной системе региона работали примерно 47 тыс. человек, а ровно через год – 49 тыс. Более того, вырос средний балл по ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в 2013 г. в педагогические высшие и средние учебные заведения. Например, в Челябинском государственном педагогическом университете в 2012 г. средний проходной балл был 57, а в 2013 г. – 62. Это говорит о том, что статус педагогической профессии повысился.

За последние годы школы стали более самостоятельными в финансово-хозяйственной деятельности. Предполагалось, что большая часть из них будет оказывать платные услуги или зарабатывать другими законными способами. Но школы продолжают тянуть деньги с родителей – возможно потому, что не умеют грамотно организовать бизнес-процесс. Можно ли им как-нибудь в этом помочь, и если да, то каким образом?

А.К.: Помочь можно, только повышая только квалификацию директоров школ, другого пути нет. Необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу, которая позволит образовательным организациям успешнее встраиваться в рыночную экономику. Но ждать больших перемен за год-два абсурдно, поэтому директора должны сами проявлять инициативу: читать специальную литературу, посещать курсы, перенимать опыт у коллег.

С такими же руководителями, которым проще вытягивать деньги из родителей, чем самим организовывать дополнительные платные услуги, нужно расставаться.

О необходимости репетиторов для прохождения государственной итоговой аттестации в школах

Как Вы относитесь к тому, что не только организация обучения, но и само обучение все больше становится заботой родителей? Даже самые способные дети вынуждены в старших классах перед государственной итоговой аттестацией в школе заниматься с репетиторами.

А.К.: Я бы не сказал, что родители вынуждены привлекать репетиторов для работы с детьми. Школа дает базовые знания, создает условия, равные для всех. Однако сегодня от работника в любой сфере деятельности требуется высокий уровень образования. Поэтому родители, заинтересованные в будущей карьере своих детей, нанимают репетиторов, загружают старшеклассников дополнительной учебной работой, чтобы те демонстрировали результаты выше средних, стандартных.

Для этого достаточно и обычной школы, но   у ребенка не всегда есть мотивация для изучения тех или иных предметов, и родители вынуждены компенсировать ее недостаток увеличением количества занятий. В большинстве случаев репетиторов нанимают тем ученикам, у которых нет интереса к учебе.

И наоборот, мотивированному ученику репетиторы не нужны. Что же касается повышения мотивации к учебе, то над этим необходимо работать и учителям, и родителям.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль