Реализация проектов в сфере образования в Удмуртии

59

За последние годы уровень общего образования в Удмуртской Республике значительно вырос. По итогам прошлого учебного года восемь удмуртских школ, в т. ч. три сельских, вошли в топ-500 лучших образовательных организаций страны. В республике идет активный процесс реализации проектов в сфере образования, в особенности создаются образовательные комплексы, модернизируется школьная инфраструктура, успешно реализуются программы помощи молодым педагогам. Об этом, а также о других направлениях развития общего образования рассказывает министр образования и науки Удмуртской Республики Андрей Леонидович Кузнецов.

Особенности реализации проектов в сфере образования в Удмуртии

Сфера образования каждого российского региона имеет свои особенности. В зависимости от них разрабатываются целевые программы, реализуются проекты. Какие направления развития образования Удмуртской Республики Вы бы назвали главными?

А.К.: Для нашей республики развитие образования было, есть и остается приоритетом. Последние 15 лет ежегодно не менее четверти бюджета расходуется на нужды этой сферы.

В сентябре 2013 г. была утверждена государственная программа Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013-2015 гг.* Ее основные задачи – модернизация образования, развитие инфраструктуры с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, повышение престижа и привлекательности профессии педагога, обеспечение доступности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

Одно из главных направлений нашей политики в области образования – сохранение сельской школы. Мы понимаем: если удалось сохранить школу – значит, удалось сохранить и село. Сейчас уже видны плоды этой политики – у нас растет население, в т. ч. и за счет прироста на селе. Последние шесть лет мы являемся лидерами по рождаемости в Приволжском федеральном округе. Думаю, что это как раз результат продуманной взвешенной политики по отношению к образованию.

Наш регион одним из первых в России приступил к оптимизации расходов на социальные объекты. Относительно недавно Президентом РФ было заявлено о целесообразности строительства комплексов детский сад – школа. В Удмуртии детские сады и школы под одной крышей существуют уже более пяти лет. В результате такого объединения укрепляется материальная база, появляется преемственность образовательных программ, эффективнее используются имеющиеся ресурсы.

Большое внимание мы уделяем развитию системы школьного питания. На сегодняшний день 93,5% учащихся получают полноценное горячее питание, учащиеся с первого по пятый класс обеспечены бесплатными завтраками. Для того чтобы это стало возможным, были открыты три школьных комбината питания, бизнес Удмуртии построил современный завод по производству пакетированного молока с добавлением витаминов и полезных веществ.

Реализация проектов в сфере образования невозможна без поддержки молодых педагогов

Существует ли в Удмуртии система поддержки педагогов? Помогают ли местные органы власти молодым и сельским учителям?

А.К.: Безусловно. Помощь педагогам оказывается как на муниципальном, так и на республиканском уровнях. Достаточно сказать, что в республике ежегодно вручаются премии лучшим педагогам, и среди номинантов немало молодых учителей, тех, кто в совершенстве освоил, например, информационные технологии в образовании. Премия Президента Удмуртской Республики составляет 50 000 руб.

Молодые сельские учителя имеют право на дополнительные выплаты заработной платы, так называемые подъемные – от 2000 до 10 000 руб. ежемесячно в зависимости от района и условий работы. Им также бесплатно на три года предоставляется жилье – как правило, дом со всеми удобствами, который впоследствии можно приобрести. Сохраняются и льготы по коммунальным платежам.

Мы первыми в России реализовали программу «Учительский дом». В прошлом году в Ижевске были построены и заселены сто квартир первого дома. В ближайшие дни сдается еще один дом на 60 квартир, также в Ижевске. Однако эта программа будет реализована и в других городах республики.

Ясно, что работу по обеспечению педагогов жильем мы должны продолжать. Уже подано более 1500 заявлений из разных населенных пунктов и городов на участие в программе. Помимо учителей приобретать жилье по льготной цене, т. е. примерно на 15–20% ниже рыночной, имеют право воспитатели детских садов и преподаватели ссузов. Одним словом, это не просто учительские дома, это дома для всех работников сферы образования.

Критерии отбора для участия в программе согласованы с профсоюзами, социальными партнерами, общественностью, педагогическими коллективами. Назову основные: стаж от 10 лет, наличие трудового договора на замещение должности педагогического работника и соответствующей записи в трудовой книжке, ходатайство от работодателя и первичной профсоюзной организации, документы, подтверждающие, что работник нуждается в улучшении жилищных условий. Помимо этого учитываются заслуги в профессиональной деятельности, случаи, когда оба супруга работают в сфере образования, многодетность. Конечно, большое значение имеет и такой критерий, как платежеспособность. Это коммерческий проект, и поэтому его участники либо должны сразу иметь необходимую сумму, либо оформить ипотечный кредит.

Все это мы делаем не только для того, чтобы закрепить имеющиеся кадры, но и создать условия для притока молодых специалистов как в городские, так и в сельские школы.

Можете привести данные, на сколько выросло количество педагогов в отрасли?

В прошлом году к нам пришли почти 2000 молодых специалистов, за счет их притока число открытых вакансий за год сократилось на 30%. Сейчас доля молодых педагогов в отрасли составляет почти 11%. Все это говорит о том, что профессия педагога становится востребованной.

Обеспечение безопасности при реализации проектов в сфере образования

Согласно письму МВД России и Минобрнауки России «О безопасности образовательных организаций»** субъекты РФ должны до 1 августа 2014 г. провести межведомственные комиссионные обследования состояния безопасности детских садов, школ и других организаций. В Удмуртии с 2010 г. реализуется целевая программа «Безопасность образовательного учреждения». Что было сделано за прошедшие три года?

А.К.: Вопросам безопасности образовательных организаций в Удмуртии уделяется самое пристальное внимание, и соответствующая программа образцово исполняется. Мы первыми в Приволжском федеральном округе установили во всех школах автоматическую систему пожарной сигнализации с выводом на единый пункт диспетчерского контроля.

Перед началом учебного года в зданиях ремонтируется электропроводка, чердачные помещения обрабатываются специальным противопожарным составом. Два раза в год – в сентябре и мае – мы организуем месячники безопасности, во время которых отрабатываем эвакуацию, причем обязательно соблюдая норму отведенного на нее времени. Во время учебного года с учащимися проводятся инструктажи по правилам безопасности дорожного движения, правилам поведения на воде, детей учат, как правильно вести себя в различных потенциально опасных условиях и ситуациях. В планах – строительство ограждений и установка системы видеонаблюдения по периметру территорий детских садов и школ.

Программа «Безопасность образовательного учреждения» приоритетна с точки зрения финансирования, она почти никогда не секвестируется, и все средства полностью идут на мероприятия по повышению безопасности образовательного процесса.

Правительством РФ утвержден план реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013– 2020 гг. В соответствии с ним до 31 мая 2014 г. планируется провести конкурс лучших региональных моделей программ дополнительного профессионального образования. Какой, на Ваш взгляд, должна быть такая модель для сферы дополнительного профессионального образования педагогов?

А.К.: В первую очередь она должна учитывать те новые требования, которые предъявляются к работникам сферы образования: это и повышение квалификации не реже, чем раз в три года, и обязательное знание одного из иностранных языков, и умение работать с разными категориями учащихся.

Вообще, по моему мнению, к повышению квалификации педагогов следует подходить более дифференцированно. Ведь есть педагоги-новаторы, которых не нужно подгонять – они и так ежедневно занимаются самообразованием, участвуют в различных семинарах, конкурсах, разрабатывают и вводят различные новации, служат примером для коллег. Для них я бы упростил не только процедуру повышения квалификации, но и аттестации, и рассматривал бы ее как форму самоподготовки.

Уверен, что большинство педагогов понимают, что квалификацию необходимо повышать, но у них нет на это времени. Основная причина – огромное количество бумажных отчетов. Его, конечно, нужно уменьшать, чтобы у педагогов высвободилось время для творческого и профессионального роста. А так бумажная рутина отнимает очень много времени, физических и эмоциональных сил.

Реализации проектов в сфере образования требует физической подготовки учеников

2014-й – год зимней Олимпиады. Проводятся ли в удмуртских школах мероприятия, приуроченные к этому событию?

А.К.: Удмуртия – спортивная республика, с давними, в т. ч. олимпийскими, традициями. Мы гордимся легендарной лыжницей, трехкратной олимпийской чемпионкой Галиной Кулаковой, призером этапов Кубка мира, чемпионом мира и Олимпийских игр в биатлоне Валерием Медведцевым, двукратным призером Олимпийских игр – тоже биатлонистом – Иваном Черезовым. Этой зимой вся республика следила за выступлением в Сочи нашего земляка, лыжника Максима Вылегжанина – он завоевал для нашей страны три серебряные медали. Кроме того, подрастает талантливая молодежь, и, думаю, очень скоро мы увидим победы фигуристки Елизаветы Туктамышевой и других замечательных спортсменов.

Для того чтобы растить чемпионов, нужна база, интерес к спортивному образу жизни, поэтому мы активно развиваем массовый спорт. На протяжении последних 15 лет в республике ежегодно проводятся не только традиционные летние и зимние Всероссийские спортивные игры школьников, но и спортивные сельские игры. К этому празднику в районных центрах строятся стадионы с полноценным искусственным покрытием и подогревом, спортивные залы и вся необходимая инфраструктура. В этом году открыт уже 13-й стадион. Соревнования проводятся на очень высоком профессиональном уровне, в них охотно участвуют известные спортсмены. Каждую зиму строятся новые лыжные базы, хоккейные катки. Недавно мы открыли в районном центре первый в республике ледовый дворец и 25-метровый бассейн. На этот год запланированы также бассейн и крытый лед в еще одном райцентре.

Все эти спортивные сооружения в конечном счете работают на благо наших детей, поскольку расположены поблизости от школ. Результат – достойные выступления наших учащихся на всероссийских и международных соревнованиях.

А как лично Вы относитесь к спорту?

А.К.: Со спортом я дружу с самого детства и до сих пор, если время позволяет, с удовольствием катаюсь на равнинных и горных лыжах, занимаюсь волейболом, плаванием. Это помогает мне в работе, повышает настроение, приводит в тонус.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова

* Постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.09.2013 № 391 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики “Развитие образования” на 2013–2015 годы». – Примеч. ред.

* Письмо МВД России от 09.10.2013 № 1/9427, Минобрнауки России от 11.10.2013 № МК-1397/12 «О безопасности образовательных организаций».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль