Дети-аутисты в школе: особенности обучения

1323

Дети-аутисты в школе вполне могут получать образование. Все без исключения аутичные дети могут учиться и развиваться, если им оказывать помощь и поддержку. Степень нарушения обучения у таких детей может быть разной: одни способны осваивать учебный материал самостоятельно, хотя и не без специальной подготовки, другим нужно, чтобы кто-нибудь все время находился рядом – родители, педагог-психолог, тьютор.

Где учить детей-аутистов в школе?

Дети-аутисты по типу аутистических расстройств* условно классифицируются в четыре группы.

Дети 1-й группы отличаются самыми тяжелыми формами дисфункции психического тонуса и произвольной деятельности. Им дают наихудший прогноз развития, а потому такие аутичные дети должны пребывать под постоянным надзором и уходом. Несмотря на то, что они могут получить базовые навыки самообслуживания, соцадаптация таких подростков крайне затруднена. Интенсивная психолого-педагогическая работа поможет им освоить простейший счет, письмо и чтение про себя.

Дети 2-й группы могут побороть тревогу и страхи, которые мешают им адаптироваться в окружающей среде, они помогают себе сенсорными, двигательными и другими стереотипиями, заглушающими негатив, поступающий извне. Такие подростки будут готовы к обучению в школе при правильной, но длительной коррекции.

Дети 3-й группы лучше могут противостоять аффективной патологии, страхам, которые им свойственны. Они выделяются развернутой речью, достаточным уровнем когнитивного развития. Несмотря на то, что подростки этого типа аффективно зависят от матери, в примитивном контакте они не нуждаются. Если оказать им профессиональную медико-психолого-педагогическую помощь, коррекция позволит им подготовиться к учебе в образовательном учреждении.

У детей 4-й группы слабо выражена патология аффективной и сенсорной сфер. Они отличаются исключительно неврозоподобными расстройствами, которые проявляются в форме пугливости, робости, тормозимости, чувстве собственой несостоятельности, которые провоцируют социальную дезадаптацию. Участники этой группы нередко имет парциарную одаренность, они учатся в массовой школе.

Если наблюдается глубокая дисфункция умственного развития, малыша на психолого-медико-педагогической комиссии могут признать необучаемым. Однако чаще практика показывает, что аутичных детей отправляют на домашнее обучение по программам вспомогательной или массовой школы. В этом случае обучением должны заниматься родители, что неизменно приводит к снижению качества образования и лишь формальному усвоению общеобразовательной программы. Дети-аутисты в школе получают необходимые навыки соцадаптации и эмоционального развития, которых им недостает при домашнем обучении.

Если аутичный подросток попадает в обычный класс специальной или массовой школы, для него в нем не будут создаваться специальные условия, а потому для детей-аутистов в школе подобные попытки учиться часто приводят к поведенческим проблемам и последующему переводу на домашнее обучение. Если ученик-аутист все же адаптируется в классе, его отстраненность и замкнутость позволяет ему продолжить обучение, он не сможет освоить необходимые умения и знания для общения с другими людьми без помощи психологов и педагогов.

Следовательно, аутичным детям следует отдавать предпочтение правильно организованному школьному обучению, родителям и учителям важно прикладывать максимум времени и сил для того, чтобы дети-аутисты в школе были социально адаптированы.

КАК ПРАВИЛЬНО: адаптировать или адоптировать Слова адаптировать и адоптировать являются омофонами, т. е. произносятся одинаково, но имеют разное написание и значение. Адаптировать (адаптироваться) значит «приспособить (приспособиться) к изменяющимся внешним условиям». Адоптировать значит «усыновлять, удочерять». 

ПРАВИЛЬНО: в значении «приспособить» – адаптировать, в значении «усыновлять, удочерять» – адоптировать

Дети-аутисты в школе сталкиваются с проблемой социального развития, которая практически не решается в специальных образовательных учреждениях, предназначенных для детей с особыми потребностями, и совершенно исключается при обучении на дому. В общеобразовательной школе педработники имеют необходимую информацию о школьнике и могут помочь детям-аутистам в школе приспособиться к занятиям и коллективу, они содействуют учащимся в получении навыков и знаний, которые компенсируют нарушения развития.

Педагоги, работающие в классах с детьми-аутистами в школе, получают необходимые навыки, общаясь с ними, так они совершенствуют педагогическое мастерство, что позволяет им лучше находить общий язык с другими учащимися.

Учебные трудности детей-аутистов в школе

Аутичный ученик (как и другие школьники) может испытывать сложности в выполнении школьных заданий из-за банальной усталости или отсутствия интереса к учебе.

Однако в отличие от остальных детей детям-аутистам в школе подобные проблемы нужно решать гораздо чаще и дольше. Что еще ждет аутистов в классе?

Аутисту сложно сконцентрироваться на задании, эмоциональный контакт не помогает ему усвоить предмет, потому часто формируется мнение, что дети не желают идти на контакт с учителем. Желательно не спешить обращаться к нему напрямую, особенно при знакомстве, лучше, что он сперва освоился, а после проявлять инициативу.

Учебная деятельность детей-аутистов в школе должна быть организована опосредованно, для этих целей подойдет игрушка или предмет, который подтолкнет его к выполнению задачи. Чтобы найти взаимопонимание, стоит дать аутисту задание на сортировку, дополнение, конструирование, а после подстроиться под их действия и включить в них моменты произвольности.

Нельзя забывать, что даже простые задания аутист может выполнять неумело и неуклюже, несмотря на ловкость спонтанных движений. Для него не составляет труда воспроизвести сложные фразы, которые он случайно увидел или заучил, но простые вопросы могут вызывать затруднения. Учителю важно воспринимать это не как сопротивление, а как невозможность действовать и повторять действия произвольно.

Давно известно, что дети-аутисты в школе с трудом переносят приобретенный навык в другую ситуацию, во взаимодействие с другим человеком. Педагогу следует контролировать ситуацию и в случае необходимости участвовать в дополнительной работе с учеником. Важно узнать у родителей, что делает дома малыш, чтобы эти умения эффективно перенести в школьную жизнь.

Особенностью детей-аутистов в школе является и то, что при малейшем затруднении, неуверенности в успехе они могут отказаться выполнять задание. Более того, неудача может спровоцировать у них негативные поведенческие реакции, вспышки ярости. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо использовать следующий прием: сначала учитель помогает ученику выполнить новое задание и создает у него впечатление успеха, убеждает его в том, что он это умеет делать, а потом уже начинает действительно обучать его новому навыку.

Дети-аутисты в школе известны своими поведенческими проблемами – истериками, которые проявляются в виде приступов агрессии, самоагрессии, негативизма или углубления аутизма. Истерики запускаются реакцией «бежать или сражаться», когда в ответ на крайний стресс происходит выброс адреналина, что приводит к сильной тревожности и заставляет ребенка инстинктивно вести себя так, как будто его жизнь находится под угрозой. К основным причинам, по которым у ребенка-аутиста может произойти срыв в классе, относятся: изменения в расписании занятий, появление новых звуков, шумов или запахов в классе; трудности в понимании заданий и инструкций учителя; проблемы взаимодействия со сверстниками; сенсорная перегрузка, усталость; сильное удивление, впечатление.

Стадии развития приступов: дети-аутисты в школе

Первая стадия – предвестники приступа.

На этом этапе можно наблюдать поведенческие изменения, которым нередко не придают значения. Важно получить внимание взрослого до наступления эскалации. Предвестниками приступа может стать напряженность мускуслов, грызение ногтей, затруднения речи, заикание, сложности в ответах на простейшие вопросы, нарастание самостимулирующего поведения (резкие движения руками, хождение взад-вперед).

Что делать: увести ребенка в спокойное место, где он чувствует себя комфортно, отвлечь и занять его чем-то успокаивающим или интересным. Это поможет ему восстановить контроль над собой при минимальной поддержке со стороны взрослых.

Вторая стадия – ярость.

Этот этап становится следствием проблем на стадии приступа. Если предвестники не были разрешены, аутист начинает действовать эмоционально, несдержанно, взрывным образом. Поведение выходит за рамки обычного: дети-аутисты плачут, пинают и ломают вещи, щипаются, самоповреждаются либо же замыкаются в себе, становятся интернализованными.

Что делать: в первую очередь нужно обеспечить безопасность малыша, его сверстников и взрослых, а также постараться защитить школьное, домашнее или личное имущество. Важно помочь аутичному ребенку восстановить контроль над собой и сохранить достоинство. Можно привлечь на помощь психолога или педагога, обученного работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. Желательно удалить аутиста с места действия, допустимо физическое удерживание.  

Третья стадия – восстановление.

Когда стадия срыва проходит, малыш нередко не может вспомнить, что он делал, часто это провоцирует угрюмость и замыкание в себе. Нередко они отрицают произошедшее, а также ощущают истощенность, сонливость.

Что делать: на стадии восстановления ребенок, как правило, не готов продолжать учиться, поэтому учителю необходимо помочь ему вернуться в нормальное состояние. Для этого ребенка можно замотивировать задачей, которую легко выполнить, например, связанной с его специальным интересом. После того как ребенок успокоится, инцидент можно вместе с ним проанализировать.

Дети-аутисты в школе: советы педагогам

Педработникам, которые работают с аутистами в классе следует свести к минимуму стрессогенные факторы. Поскольку детям-аутистам в школе непросто дается каждый шаг, следует педантично подойти к организации из школьной жизни. Желательно провести экскурсию по помещениям образовательного учреждения, пояснить, что можно делать в каждом из них: это снизит тревожность и растерянность.

Чтобы ученик-аутист получал визуальную поддержку, на стену возле парты или на обложку дневника можно прикрепить план образовательного учреждения. Освоить расписание уроков поможет наглядность и точное описание. Педагогическая помощь зависит от степени дезадаптации учащегося. Учителю достаточно использовать надписи, фотографии или рисунки, которые можно внести в записную книжку, дневник или наглядно на стену возле парты, чтобы донести разъяснение до ученика-аутиста.   

Дети-аутисты в школе часто нуждаются в дополнительном времени, которое им требуется на выполнение учебного задания, сбор материала и ориентирование при переключении с одного занятия на другое. Необходимо давать им это время или менять требования так, чтобы они могли все успеть сделать. Ни в коем случае нельзя торопить аутичного ребенка – для него это стресс, который может спровоцировать «отключение» или срыв. Поскольку сама ситуация обучения для аутичного ребенка должна быть максимально структурированной, лучше составить для него план подготовки к учебному дню, уроку. В этом случае может пригодиться наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов и последовательности подготовительных действий.

В течение урока ребенку-аутисту во избежание пресыщения или утомления важно своевременно переключаться и отдыхать. Можно разрешить ему ненадолго включить плейер с той или иной музыкой либо текстом или позволить выйти из класса. Для таких случаев в школе должно быть специальное тихое место – кабинет для сенсорной разгрузки или просто спокойный уголок, где можно посидеть, отдохнуть, а при желании продолжить выполнять задание, полученное в классе.

В процессе обучения детей-аутистов в школе педагогу следует дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка (завершение уже начатого действия, дополнение недостающей детали, сортировка по образцу и т. п.). Последовательность операций тоже должна быть представлена ребенку наглядно. Детям-аутистам в школе в силу их моторной неловкости сложно писать от руки. Эту проблему можно решать различными способами. Например, разрешать им пользоваться ноутбуками, письменные ответы заменять устными, а когда это невозможно, вместо развернутых ответов записывать только ключевые слова (фразы), подчеркивать нужное и т. д.

Программа обучения аутичного ребенка должна быть индивидуальной и строиться на основе его избирательных интересов, способностей и дарований. Это может быть музыкальная одаренность, способности к рисованию, счетным операциям, конструированию, освоению иностранных языков, накоплению энциклопедических знаний в отдельных областях и др. Акцент необходимо сделать на развитии и расширении уже существующих навыков. В то же время очень важно работать над теми областями, которые являются его слабостью, поощрять к выполнению все более разнообразной работы.

Дети-аутисты в школе часто фиксируются на чем-то одном, поэтому очень важно работать над расширением их интересов. Для всех детей-аутистов в школе большое значение имеет освоение навыков чтения, письма и счета, поскольку для них это новые инструменты коммуникации, новые каналы получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми. Как правило, аутичный ребенок чрезвычайно гордится этими достижениями и переживает, если у него возникают трудности. Хорошее средство для активизации коммуникации детей-аутистов в школе – изучение иностранного языка. Начиная осваивать его, они оказываются в равном положении с одноклассниками – те тоже мало что могут и знают. В этом случае аутичный ребенок, как правило, становится более активным, включается в отработку социальных умений – обращений, диалогов, новых речевых форм.

Расширение знаний детей-аутистов в школе об окружающем мире и других людях происходит в ходе изучения предметов гуманитарного и естественного направлений. Развитию эмоциональности и социализации, пониманию себя и других способствует литература. Физкультура в школе очень важна для детей-аутистов из-за их патологического напряжения, трудностей моторной организации и чрезмерной активности. Однако ребенку-аутисту необходима специальная индивидуальная программа физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной форме.

Ребенку с аутистическим расстройством проще усваивать новую информацию по схеме не «от части – к целому», а «от целого – к частям». Поэтому в процессе обучения ему нужно сразу, без промежуточных этапов, давать образец, готовый к использованию. Например, сначала показать простые слова, а потом учить их читать, или прежде научить писать слово, а потом – буквы, из которых оно состоит.

Специалисты отмечают, что дети-аутисты в школе способны усвоить программу, хотя бы формально. Но главное для них – это так называемое обучение жизни: одеться, помыться, приготовить поесть, пойти куда-нибудь самостоятельно, провести досуг или завести друзей. Основная работа в этом направлении осуществляется дома родителями, но школа тоже должна принимать в ней участие. Моменты школьного дня, когда ребенок раздевается и одевается, приходя в школу и уходя из нее, переодевается на физкультуру, завтракает в столовой, должны рассматриваться как ситуация обучения. С аутичными детьми всегда нужно быть щедрым на похвалу. В течение учебного дня лучше находить возможность рассказать аутичному ребенку, что им сделано верно. Следует отмечать как его успехи, так и предпринятые попытки. При похвале нужно быть конкретным, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят.

Право на экзамен

Минобрнауки России в письме от 09.04.2014 № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» разъяснило полномочия психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) по определению категорий детей, имеющих право на прохождение государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Согласно данному документу обучающиеся, находящиеся на обучении по состоянию здоровья на дому на основании справки врачебной комиссии для сдачи ГИА или ЕГЭ в форме ГВЭ имеют право пройти обследование и получить заключение ПМПК, подтверждающее статус ограниченных возможностей здоровья, а также рекомендации, в т. ч. по форме итоговой аттестации. ПМПК рекомендуется принимать решения по выдаче заключения самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Данное заключение носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.


* Баенская Е.Р., Либлинг М.М, Никольская О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи. М.: «Теревинф», 1997.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль