Новый порядок аттестации педагогических работников

94

23 мая 2014 г. Минюст России зарегистрировал приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, которым был утвержден новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Одновременно был признан утратившим силу приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209, которым был утвержден порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. До вступления нового порядка аттестации в силу Порядок аттестации 2010 г. Мог применяться только в части, не противоречащей ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), т. е. в части, регулирующей вопросы аттестации в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводимой на основании заявления педагогического работника.

Статус нового порядка аттестации педагогических работников

С 1 сентября 2013 г. фактически была приостановлена аттестация педагогических работников школ с целью подтверждения их соответствия занимаемым должностям, поскольку регулирующие ее проведение положения Порядка аттестации педагогических работников 2010 г. вступили в противоречие с положениями ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и применяться уже не могли. По сути, аттестационные комиссии, сформированные на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, со дня вступления этого закона в силу утратили право на ее проведение.

Комиссии образовательных организаций, проводящие также не могли с 1 сентября 2013 г. проводить аттестация педагогических работников школ с целью подтверждения их соответствия занимаемой должности из-за отсутствия установленного порядка ее проведения.

Учитывая, что положения ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» должны применяться во взаимосвязи всех ее частей, тот факт, что за образовательными организациями было закреплено полномочие по формированию аттестационных комиссий, не означает, что они одновременно получили право устанавливать и регулировать порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям.

Частью 4 указанной статьи определено, что порядок аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок аттестации педагогических работников 2014 г. был утвержден приказом Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом России и в соответствии с правилами вступления в силу федеральных ведомственных нормативных правовых актов введен в действие с 15 июня 2014 г., т. е. по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Российской газете»*.

Поскольку ни ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ни приказ Минобрнауки России не содержат указания на возможность иного регулирования проведения аттестации педагогических работников школ, в т. ч. путем принятия органами государственной

власти субъектов РФ какого-либо порядка или положения об аттестации педагогических работников, можно утверждать, что Порядок аттестации педагогических работников 2014 г. является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Сфера применения нового порядка аттестации педагогических работников

Порядок аттестации педагогических работников 2010 г. применялся не ко всем педагогам. Так, его действие не распространялось на работников:

  • негосударственных (частных) образовательных учреждений;
  • учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся государственными или муниципальными образовательными учреждениями.

Основными задачами проведения аттестации педагогических работников школ, с целью рывного повышения уровня квалификации, их методологической культуры, являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников
  • с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

П. 3 Порядка аттестации 2014 г.

Порядок аттестации 2014 г. применяется при аттестации педагогических работников школ и остальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением педагогических работников, должности которых отнесены к профессорско-преподавательскому составу. Иными словами, он распространяется на всех педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение.

Следует отметить, что в соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются осуществляющие образовательную деятельность индивидуальные предприниматели. В свою очередь, к сотрудникам, к которым применяется Порядок аттестации педагогических работников 2014 г., относятся работники, замещающие должности педагогов, поименованные в подразд. 2 разд. I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей педагогических работников организаций).

Аттестация педагогических работников школ и иных образовательных учреждений должна проводиться в отношении указанных выше педагогических работников и в случаях, когда замещение таких должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (например, наряду с основной работой в должности руководителя организации, его заместителей, руководителей структурных подразделений, а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации).

Особенности проведения аттестации педагогических работников школ в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям

Аттестация педагогических работников школ в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям должна проводиться аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее – аттестационные комиссии организаций). В такие комиссии могут, в частности, входить работники организаций, в т. ч. являющиеся представителями коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организаций.

В соответствии с законодательством аттестацию должны проходить все педагогические работники независимо от формы собственности организации, в которой они работают.

В состав комиссии по аттестации педагогических работников школ в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при его наличии). Перед тем, как узнать результаты аттестации педагогических работников, следует изучить нормативную базу этого вопроса.  Данное положение Порядка аттестации 2014 г. обусловлено требованиями ч. 3 ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) в целях защиты прав педагогических работников, поскольку результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, т. е. в случае его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации педагогических работников школ. Согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по данному основанию не является обязательным, но допускается, в случае если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

По п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение педагогических работников из числа лиц, указанных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, а именно:

  • женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 14 лет, а также иных лиц, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 14 лет без матери;
  • родителей (иных законных представителей ребенка), являющихся единственными кормильцами ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственными кормильцами ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Кроме того, по данному основанию нельзя уволить беременную женщину, т. к. согласно ч. 1 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Порядком аттестации педагогических работников 2014 г. установлены категории сотрудников, в отношении которых аттестация в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям не проводится.

К ним прежде всего относятся педагогические работники, имеющие высшую и первую квалификационные категории, а также вторую квалификационную категорию, поскольку срок ее действия у некоторых работников еще не истек.

К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся: 

  • общее собрание (конференция) работников
  • педагогический совет;
  • попечительский совет;
  • управляющий совет;
  • наблюдательный совет;
  • другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Кроме того, не может проводиться аттестация педагогических работников школ в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям тех сотрудников, которые проработали в данной должности два и менее года в организации, в которой проводится аттестация.

По этой же причине недопустимо проведение аттестации педагогических работников «на входе» в педагогическую профессию, т. е. Сразу после получения среднего или высшего профессионального образования по специальности. На это указывают нормы ТК РФ и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Так, согласно ч. 4 ст. 70 ТК РФ** в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня испытание для впервые поступающих на работу по полученной специальности не устанавливается.

В силу ч. 8 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в т. ч. занимать должности, для которых в установленном законодательством РФ порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности также не проходят следующие педагогические работники:

  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • лица, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников школ (за исключением перечисленных выше категорий работников) в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет.

Аттестация педагогических работников – женщин, находящихся в отпуске по беременности и  родам, и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после

их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников школ, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

П. 22 Порядка аттестации 2014 г.

На этапе подготовки Порядка аттестации педагогических работников 2014 г. рассматривалась возможность установления нормы, согласно которой «проштрафившийся» педагогический работник (например, при наличии жалобы на ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей) должен проходить внеочередную аттестацию. Однако она была отклонена из-за отсутствия правовых оснований.

В настоящее время работодатель в подобной ситуации может руководствоваться ч. 1 ст. 192 ТК РФ, согласно которой за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Основанием для проведения аттестации педагогических работников школ в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям является представление работодателя.

Для проведения аттестации работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором дается мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств и результатов профессиональной деятельности работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Работники, которые не согласны с оценкой работодателя, могут представить в комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности.

В отличие от Порядка аттестации педагогических работников2010 г. Порядок аттестации 2014 г. не предусматривает прохождение педагогическим работником в рамках аттестации квалификационных испытаний в письменной форме.

Аттестация педагогических работников школ проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника. Члены комиссии рассматривают представление, дополнительные сведения, представленные педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления), и принимают одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности;
  • не соответствует занимаемой должности.

Решение о соответствии педагогического работника занимаемой должности считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

Порядком аттестации педагогических работников 2014 г. не предусматривается сохранение результатов аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям, при переходе в другую организацию. Результаты аттестации являются действительными в течение пяти лет только по месту ее проведения. Исходя из этого, новый работодатель вправе осуществлять аттестацию таких педагогических работников на общих основаниях с учетом требований законодательства.

Результаты аттестации педагогических работников школ в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям оформляются протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, и хранится вместе с представлениями и дополнительными сведениями, представленными самим работником (в случае их наличия), у работодателя.

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) аттестуемого, наименование его должности;
  • дата заседания аттестационной комиссии организации;
  • результаты голосования;
  • решение, принятое аттестационной комиссией организации.

В течение трех рабочих дней после составления выписки работодатель обязан ознакомить с ней педагогического работника, а затем вложить ее в его личное дело.

Таким образом, Порядок аттестации педагогических работников 2014 г. не предусматривает оформление результатов аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям, в форме аттестационного листа.

В разд. II Порядка аттестации 2014 г., регулирующем порядок аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям, содержится п. 23, закрепляющий за аттестационными комиссиями организаций полномочие коллегиально рассматривать случаи, связанные с возможностью назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности, и давать соответствующие рекомендации работодателю***.

Особенности проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории

Одной из особенностей проведения аттестации педагогических работников школ в целях установления квалификационной категории в соответствии с Порядком аттестации 2014 г. является формирование аттестационных комиссий.

Если в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, четко определено, что их аттестация в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, то в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, а также педагогических работников муниципальных и частных организаций такой ясности нет.

Иными словами, какие органы власти, действующие на территории субъекта РФ, должны быть наделены полномочиями по формированию аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных и частных организаций (далее – аттестационные комиссии), в целях установления квалификационных категорий, однозначно не установлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решение по этому вопросу принимает орган государственной власти субъекта РФ. Он вправе наделить полномочиями по формированию аттестационных комиссий как органы государственной власти субъектов РФ, в непосредственном ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность (т. е. по принципу формирования аттестационных комиссий на федеральном уровне), так и орган государственной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, который может сформировать необходимое количество аттестационных комиссий:

  • по территориальному принципу;
  • по направлениям (профилям) деятельности аттестуемых;
  • по типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их ведомственной принадлежности и др.

В этих целях органы исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут внести в орган государственной власти соответствующего субъекта РФ согласованное предложение по формированию аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников, поименованных в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников 2014 г.

Формирование аттестационных комиссий предполагает:

  • утверждение состава комиссии;
  • установление регламента работы;
  • определение условий привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (оплаты труда, компенсации транспортных расходов и др.).

В состав таких аттестационных комиссий, как и в состав аттестационной комиссии организации, должен входить представитель соответствующего профессионального союза.

Регламент работы аттестационных комиссий должен обеспечивать педагогическим работникам реализацию права на:

  • обращение с заявлением о прохождении аттестации в аттестационную комиссию в любое время;
  • рассмотрение заявления о прохождении аттестации в срок не более 30 дней;
  • проведение аттестации в течение периода, не превышающего 60 дней, с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории.

Порядком аттестации 2014 г. определено, что аттестация педагогических работников школ в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется по их желанию на основании заявления, в котором указываются квалификационная категория и должность, по которой работник желает пройти аттестацию.

Заявление подается педагогическим работником непосредственно в аттестационную комиссию либо направляется в ее адрес по почте письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. сети Интернет (также с уведомлением). Предварительно согласовывать заявление с работодателем не требуется.

Порядком аттестации педагогических работников 2014 г. не предусматривается каких-либо оснований, по которым педагогическим работникам может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, за исключением следующих случаев:

  • работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея первой квалификационной категории;
  • обращение за установлением высшей квалификационной категории следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • обращение за установлением первой квалификационной категории либо высшей квалификационной категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении квалификационной категории, на которую претендовал педагогический работник.

Таким образом, не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации педагогических работников школ по причине:

  • несовпадения полученного педагогическим работником высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предусмотренным квалификационной характеристикой соответствующей должности (профессиональным стандартом), если они замещают соответствующие должности педагогических работников;
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности;
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы и т. п.

Также педагогическому работнику не может быть отказано в прохождении аттестации на получение первой квалификационной категории в случае отказа в установлении ему высшей квалификационной категории, в т. ч. если заявление об этом было подано в день принятия аттестационной комиссией решения об отказе.

Кроме того, не может быть отказано в приеме заявления и в прохождении аттестации педагогическим работникам, которые по каким-либо причинам до подачи заявления не воспользовались правом на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года, закрепленным за ними п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и их дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Формы дополнительного профессионального образования также устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

При этом в силу ст. 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения между работником и работодателем договора, в котором должны быть прописаны гарантии и компенсации, указанные в ст. 187 ТК РФ:

  • при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы;
  • работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Следует также отметить, что до начала аттестации педагогических работников школ, сроки которой в пределах 60 календарных дней определяются аттестационной комиссией с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории, от педагогического работника не может быть потребовано:

  • представление помимо заявления каких-либо сведений и материалов, необходимых на этапе осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности;
  • назначение каких-либо испытаний.

Аттестация педагогических работников школ в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пп. 36 и 37 Порядка аттестации 2014 г., при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

По результатам аттестации в целях установления квалификационной категории аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию по соответствующей должности;
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории по соответствующей должности.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании.

При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. Если работник непосредственно присутствовал на заседании, результаты аттестации сообщаются ему сразу после подведения итогов голосования.

Решение оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принимавшими участие в голосовании, и вступает в силу со дня его вынесения. Аттестационный лист при аттестации, проводимой в целях установления квалификационных категорий, также не оформляется.

На основании решений аттестационных комиссий соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ издают распорядительные акты об установлении со дня вынесения решения педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет.

Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации, проводимой в целях установления квалификационной категории, в соответствии с законодательством РФ, в т. ч. в суде.

Педагогический работник имеет право лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на ее заседание аттестация в целях установления квалификационной категории проводится в его отсутствие.

П. 35 Порядка аттестации 2014 г.

Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет. Срок ее действия продлению не подлежит.

Со дня вынесения решения аттестационной комиссии о присвоении квалификационной категории у педагогического работника возникает право на повышенный уровень оплаты труда, что является одной из основных задач аттестации педагогических работников школ.

Пунктом 3 Порядка аттестации 2014 г. предусмотрено, что обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом объема их преподавательской (педагогической) работы.

Закрепление непосредственно в Порядке аттестации 2014 г. положения об обеспечении оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, с учетом всего объема их преподавательской (педагогической) работы вызвано тем, что в ряде регионов повышенная оплата за наличие квалификационной категории неправомерно осуществляется только за объем преподавательской (педагогической) работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы, а также только по основному месту работы.

Для исправления ситуации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует отменить порядок оплаты труда, ущемляющий права педагогических работников, предусмотрев одновременно для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, существенные различия в оплате их труда по сравнению с педагогическими работниками, у которых они отсутствуют.

Следует также учесть, что запрет на продление срока действия квалификационной категории, предусмотренный п. 24 Порядка аттестации 2014 г., не означает, что по истечении пятилетнего срока ее действия за работником, который по каким-то причинам не стал вновь проходить аттестацию в целях установления квалификационной категории, при определенных обстоятельствах не может быть сохранен прежний уровень оплаты труда.

К примеру, в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012–2014 годы, утв. Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12 (далее – Отраслевое соглашение), содержится рекомендация о закреплении в региональных и иных соглашениях, коллективных договорах оснований, дающих педагогическим работникам, у которых истек срок действия квалификационной категории, право претендовать на сохранение (установление) уровня оплаты труда, предусмотренного для лиц, имеющих соответствующие квалификационные категории.

Порядком аттестации педагогических работников 2014 г. предусматривается, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в т. ч. расположенную в другом субъекте РФ.

К таким основаниям в целях материальной поддержки педагогических работников могут быть отнесены случаи, когда срок действия квалификационной категории истек (истекает) в период:

  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;
  • исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;
  • рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения, если обращение педагогического работника с заявлением о прохождении аттестации последовало после истечения срока действия ранее установленной квалификационной категории либо в последние дни ее действия.

В региональных и территориальных соглашениях, а также коллективных договорах могут устанавливаться и другие основания для сохранения уровня оплаты труда, соответствующего уровню оплаты по ранее имевшейся квалификационной категории, которую определяет аттестация педагогов.

Кроме того, в региональные и территориальные соглашения, а также коллективные договоры могут включаться положения, предусматривающие осуществление оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию по одной должности, за выполнение ими педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой они не имеют квалификационной категории. Для этого необходимо, чтобы совпадали предусмотренные такими должностями должностные обязанности, учебные программы и профили работы (профили деятельности) в образовательной организации.

Рекомендации о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях содержатся в приложении № 2 к Отраслевому соглашению. Перечень должностей в указанных рекомендациях не является исчерпывающим и может дополняться.

В региональных соглашениях могут также закрепляться положения о прохождении аттестации на ту же самую квалификационную категорию, для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, без осуществления всестороннего анализа их профессиональной деятельности.

* Порядок аттестации 2014 г. был опубликован в «Российской газете» 4 июня 2014 г.

** В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».

*** Случаи, а также механизм назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, рассмотрены в статье: Понкратова В. Особенности заключения трудового договора с лицами, не имеющими требуемого образования или стажа работы // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2014. № 6. С. 39.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль