Об отказе в возложении обязанности обеспечить учащегося рабочими тетрадями в школе

2380

Рабочие тетради и  дополнительные учебники в школе необходимы по многим предметам, но логичным будет предположить, что далеко не каждая семья может позволить себе купить для ребенка полный комплект рабочих тетрадей для школы. Таким образом, в Республике Коми возник спор касательно того, должна ли образовательная организация обеспечить учащегося рабочими тетрадями в школе.

Статьей 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального, регионального и местных бюджетов, образовательными организациями бесплатно предоставляются на время получения образования учебники и учебные пособия. Однако подпадают ли под действие указанной статьи рабочие тетради в школе?

По материалам Верховного Суда Республики Коми

Резюме

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Сыктывкара «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2014 г., которым были удовлетворены требования прокурора г. Сыктывкара о возложении на Школу обязанности обеспечить учащегося ______________ учебными пособиями, в т. ч. рабочими тетрадями, в одном экземпляре по каждому предмету, а именно: ______________.

Слово заявителю апелляционной жалобы

В апелляционной жалобе Школа просит решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2014 г. отменить как не соответствующее закону.

Данная позиция основана на следующем.

 Государство гарантирует бесплатность образования в рамках установленных минимальных стандартов и требований. Рабочие тетради не включены в перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования, а, следовательно, образовательная организация не вправе за счет государства производить их закупку (иное привело бы к необоснованным, нецелевым расходам).

Рабочие тетради не предназначены для многократного использования и не отвечают признакам учебных пособий, поэтому не могут являться предметом заказа и не должны использоваться для пополнения библиотечного фонда Школы и выдачи на возвратной основе.

Исследование доказательств в суде

В судебном заседании установлено следующее. Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с заявлением о возложении на Школу обязанности по обеспечению учащегося ____________________ бесплатными учебными пособиями, в т. ч. рабочими тетрадями: ____________________.

 По мнению прокурора, приобретение рабочих тетрадей осуществляется родителями учеников самостоятельно, что противоречит требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), гарантирующего бесплатное предоставление учащимся учебников и учебных пособий.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар», министерства образования Республики Коми и Минобрнауки России. Ответчиком иск не признан.

Третьи лица требования прокурора не поддержали, выступили на стороне ответчика. Судом постановлено вышеуказанное решение. Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что рабочая тетрадь является обязательным учебным пособием, дополняющим используемые образовательной организацией учебники.

Из материалов дела также усматривается, что рабочие тетради не предусмотрены учебными программами Школы в качестве обязательного учебного издания. Такие учебные издания, как ____________________, в рабочих программах Школы не отражены.

Обоснование позиции суда

Проверив материалы дела, судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу пп. 3, 8 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования – это обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Рос- сийской Федерации» уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в т. ч. цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год, утверждены приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в т. ч. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п. 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность образовательной организации печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в т. ч. учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью; учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения; дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Приведенные нормы корреспондируют ст. 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах. Стороны расходятся в понимании сути и назначения рабочей тетради.

Прокурор настаивает на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику. Школа полагает, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на санитарные правила и нормативы «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования.

 СанПиН 2.4.7.1166- 02.2.4.7» относит их к практикумам. Суд первой инстанции согласился с позицией прокурора. Судебная коллегия исходит из следующего. Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

В соответствии с СанПиН 2.4.7.1166-02.2.4.7 издания в зависимости от функционального назначения в процессе обучения подразделяются на учебник, учебное пособие и практикум. Учебные издания нового поколения – учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. – следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02.2.4.7 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы. Следовательно, оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя.

Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания. Образовательная организация самостоятельна в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий. Заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется образовательной организацией с учетом утвержденных перечней, в которые рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от самой организации.

Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом, поэтому вывод суда об удовлетворении иска не соответствует обстоятельствам дела и противоречит закону.

Педагогическими работниками образовательной организации в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Также судебная коллегия отмечает, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку учащиеся работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.

Таким образом, на образовательную организацию не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями.

Решение суда

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

Решение Сыктывкарского городского суда от 31 января 2014 г. отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать прокурору г. Сыктывкара в удовлетворении заявления о возложении на Школу обязанности обеспечить учащегося ___________________ рабочими тетрадями. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль