Средства обучения в образовательных организациях

414

Современную образовательную организацию (далее – ОО) невозможно представить без средств обучения – они крайне важны для выполнения образовательных программ, независимо от их уровня. Задействование средств обучения в ОО, как и другие сферы ее деятельности, законодательно регламентировано, т. е. имеет определенные правовые основы, и участники процесса образования должны их хорошо знать.

Выбор средств обучения в образовательных организациях

Основным документом в этом вопросе, конечно, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Согласно п. 26 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под средствами обучения в образовательной организации принято понимать:

  • приборы;
  • оборудование (в том числе и спортинвентарь);
  • инструменты (включая музыкальные);
  • учебно-наглядные пособия;
  • ПК;
  • информационно-телекоммуникационные сети;
  • аппаратно-программные и аудиовизуальные средства;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы;
  • иные материальные объекты, необходимые для организации учебной деятельности.

Ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регулирует требования, которые выдвигаются к электронным и печатным инфоресурсам, которые используются в ОО.

Выбор конкретных средств обучения в образовательной организации при осуществлении образовательного процесса относится к компетенции ОО. Как указано в ст. 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных госстандартов, стандартов образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны бесплатно предоставлять на временное пользование:

Средства на обеспечение учебными пособиями и книгами, учебно-методическими пособиями, средствами воспитания и учебы учреждения, которые осуществляют образовательную деятельность, получают из федерального бюджета в форме ассигнований, из местных и бюджета РФ.

ОО устанавливает порядок, в ходе которого учащиеся, которые осваивают курсы, учебные предметы, дисциплины за пределами федеральных госстандартов образования или которые получают платные образовательные услуги, пользуются учебными пособиями и учебниками.

Следовательно, для правильного понимания того, какие средства обучения требуются на той или иной ступени образования, администрации ОО необходимо в первую очередь обратиться к соответствующему стандарту образования. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, содержатся требования к материально-техническим условиям выполнения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО). Данные условия предполагают, что:

  1. ОО имеет необходимое количество учебников или учебников с электронными приложениями, которые являются их составной частью, материалов и учебно-методических пособий по всем учебным предметам ООП НОО на определенных учредителем ОО языках обучения и воспитания;
  2. 2) ОО имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т. ч. к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных электронных ресурсов образования;
  3. 3) библиотека ОО имеет печатные и электронные образовательные ресурсы по всем учебным предметам в достаточном количестве и имеет фонд дополнительной литературы, который включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ООП НОО.

Выбирая средства обучения и воспитания в школе, важно учесть психологические особенности и возраст учащихся, педагогические цели и задачи использования данных средств, требования безопасности

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, ОО, реализующая основную образовательную программу основного общего образования (далее – ООП ООО), должна иметь необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), ИЗО, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). 

Информационно-образовательная среда ОО обязана содержать спектр информационных ресурсов, нацеленных на образование, включая цифровые ресурсы и технологические средства коммуникационных и информационных технологий, среди которых стоит выделить компьютеры, ИКТ-оборудование, каналы коммуникации, современные педагогические технологии, которые упрощают обучение.

Учебно-методическое и информационное обеспечение выполнения ООП ООО должно обеспечивать:

1) информационную поддержку образования учащихся и профессиональных обязанностей педработников, основываясь на современных информационных технологий в области библиотечных услуг (формирование и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, представление доступа к электронным учебным материалам и прочим ресурсам Интернета в сфере образования);

 2) снабжение электронными и печатными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в т. ч. учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП ООО на определенных учредителем ОО языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы ОО должен включать:

  • отечественную литературу;
  • зарубежную литературу;
  • классическую и современную художественную литературу;
  • научно-популярную и научно-техническую литературу;
  • издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
  • справочно-библиографические и периодические издания;
  • собрание словарей;
  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего (полного) образования (далее – ООП СОО) обязаны предоставить возможность достичь заявленных федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, критериев предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы.

Организация, реализующая ООП СОО, обязуется снабдить учреждение необходимыми для  обучения учащихся, административной и хозяйственной деятельности, выдав комплекты технического оснащения и оборудования, в том числе расходные материалы, которые необходимы для изучения учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности.

Выполнение ООП СОО невозможно без формирования информационно-библиотечного фонда, читального зала, лабораторий, кабинетов для учебы, админпомещений, школьного сайта и сервера, локальной и глобальной сети, что должно быть ориентировано на учебно-методическое и информационное обеспечение учебной деятельности, а также предоставление доступа к информации, необходимой для реализации образовательной программы и достижения ожидаемых результатов.

Кроме того, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП СОО предполагает:

1) информационное обеспечение учебной деятельности школьников и профессиональных обязанностей педагогов, посредством предоставления информационных технологий в сфере библиотечных услуг (предусматривается создание электронных каталогов, баз данных, поиска документов по любому критерию, доступа к электронным учебным материалам и ресурсам образования сети Интернет);

2) обеспечение электронными и печатными ресурсами по всем курсам учебного плана: книгами, печатными и учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП СОО на определенных учредителем ОО языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

  • отечественную литературу;
  • произведения зарубежных авторов;
  • классику и современную художественную литературу;
  • научно-популярную и научно-техническую литературу;
  • издания по ИЗО, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
  • справочно-библиографические и периодические издания;
  • собрание словарей;
  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Следует подчеркнуть, что ни один из существующих сегодня федеральных государственных стандартов образования не содержит конкретного перечня необходимых средств обучения в школе, поскольку он напрямую зависит от той программы обучения, которую выбирает для себя ОО. К примеру, если в ОО, расположенной в сельской местности, есть свое пришкольное хозяйство, то для проведения уроков трудового обучения ей понадобятся такие средства обучения, как лопаты, носилки, ведра, мотыги, сельхозтехника и др. При этом городской ОО скорее пригодится столярное или слесарное оборудование для мальчиков и швейные машинки для девочек.

Обеспечение безопасности средств обучения в образовательных организациях

Общеизвестный факт, современные средства обучения в образовательной организации способны не только улучшить процесс усвоения обучающимися учебного материала, но и нанести вред их здоровью. Компьютеры, интерактивные доски, телевизоры, аудио- проигрыватели и прочее оборудование, в основе работы которого лежат визуализация, излучение и звук, должны применяться ОО на занятиях исключительно в целях обучения и воспитания и притом строго дозировано.

Реализуя программы образования, средства и методы получения обучения и воспитания, технология образования, которые наносят вред психическому и физическому здоровью детей, запрещены. Ч. 9 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Здесь на помощь ОО приходят санитарные нормы и правила, регламентирующие использование потенциально вредных средств обучения в образовательной организации. В качестве примера приведем санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).

Так, в п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлены требования к продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения (см. таблицу) 

Средства обучения в образовательных организациях

Кроме того, в СанПиН 2.4.2.2821-10 содержатся требования к оборудованию учебных помещений, кабинетов, мастерских, игровых комнат, а также к инструментам и инвентарю, которые используются во время трудового обучения и организации общественно полезного труда. Их также нужно учитывать при выборе средств обучения в ОО для обучающихся разных классов.

Требования, обязывающие соблюдать СанПиН, прописаны в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 28 которого устанавливает, что использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Большинство физико-химических показателей безопасности детских игр и игрушек могут быть определены лишь при лабораторном исследовании их образцов, в связи с чем судить о соответствии требованиям безопасности закупаемых для образовательной организации игр и игрушек можно лишь на основании сертификата соответствия, представленного поставщиком.

Помимо СанПиН 2.4.2.2821-10 администрация ОО должна учитывать в своей работе:

  • санитарные правила и нормативы «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02.2.4.7» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002);
  • санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. СанПиН 2.4.7.960-00» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000).

Необходимо также обращать внимание на государственные стандарты и технические регламенты, устанавливающие требования к тем или иным товарам, используемым ОО в образовательном и воспитательном процессах.

Так, все игры, игрушки и дидактические пособия, находящиеся в ОО (в структуру многих ОО сейчас входит дошкольное отделение), должны соответствовать:

  • техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности игрушек. ТР ТС 008/2011» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798);
  • техрегламенту Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. ТР ТС 007/2011» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797);
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003).

Естественно, что при приобретении игрушек у поставщиков в рамках государственного (муниципального) заказа ответственность за соблюдение установленных требований ложится на них. А вот в случае, если игрушки приносят (или даже изготавливают) сами родители, ответственность за их использование несет сама ОО.

Следует отметить, что в отношении ОО законодательно предусмотрен гигиенический контроль средств обучения  в образовательной организации, а также их использования в процессах обучения и воспитания, в котором должны принимать участие специалисты отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в ОО. Такое требование содержится в п. 12 Положения об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (приложение № 1 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утв. приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н).

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Говоря о безопасности средств обучения в образовательной организации, нельзя не сказать и о том, что многие из них являются носителями определенной информации, что требует от ОО соблюдения норм действующего законодательства в области информационной безопасности несовершеннолетних. В данном случае следует опираться на Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ), который, как следует из его названия, регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включая ту, что имеется в информационной продукции.

Информационная продукция – это результат работы средств массовой информации, печатная и аудиовизуальная продукция, программы и базы данных, информация, которая распространяется посредством телекоммуникационных сетей, сети Интернет, и которая предназначена для использования на территории РФ.

Согласно Закону № 436-ФЗ вся печатная, а также аудио- или видео- продукция, используемая ОО в образовательном и воспитательном процессах, должна соответствовать требованиям обеспечения безопасности детей в образовательных учреждениях, включая информационную. То же самое касается и функционирующих в ОО информационных сетей (в т. ч. сети Интернет), а также зрелищных мероприятий, на которых присутствуют обучающиеся (концерты, спектакли, киносеансы и т. д.). Российское законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, также включает:

  • Конституцию Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • иные нормативные правовые акты.

Руководителю ОО необходимо знать, что действующее законодательство во многих случаях предусматривает ответственность как самой ОО, так и ее должностных лиц за нарушение правил использования средств обучения  в образовательной организации.

Так, ответственность за нарушение требований, запрещающих распространение среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ). В частности, ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. за неприменение в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль