Инклюзивное образование в школе

137

В 2012 г. в средней общеобразовательной школе № 198 г. Москвы по инициативе родителей появился класс для детей-аутистов. За два года инклюзивного образования в школе дети успели освоить школьное пространство, адаптироваться к учебному процессу, привыкли к учителям, тьюторам и другим ученикам. О том, как проходит их школьная и творческая жизнь, какие трудности им вместе с родителями и педагогами удалось преодолеть, а какие только предстоит в новом учебном году, рассказывает директор школы Галина Васильевна Милосердова.

Галина Васильевна, два года назад Вы решили создать класс для детей-аутистов. Как возникла эта идея инклюзивного образования в школе?

Г.М.: Совершенно неожиданно для нас. Мы никогда не думали, что будем этим заниматься. Можно сказать, просто счастливая случайность. Мне позвонил начальник окружного управления образования Алексей Евгеньевич* и сказал: «Галина Васильевна, Вы работаете по модели “Школа здоровья”. Есть интересный проект в этой области. К Вам придут родители – поговорите, подумайте, может быть, из этого что-нибудь выйдет». Я ответила: «Хорошо, пусть приходят». И вот в конце мая 2012 г ко мне пришли родители с предложением создать класс для детей-аутистов.

В принципе, такие ребятишки у нас уже учились, но по программе индивидуального обучения. Родителям же хотелось, чтобы они, как и остальные дети, ходили каждый день в школу и принимали участие во всех мероприятиях.

Как начиналось инклюзивное образование в школе

Вы сразу согласились на инклюзивное образование в школе?

Г.М.: Я тогда ничего в этом не понимала и даже не представляла, что нужно будет делать, но согласилась попробовать.

Когда-то в нашей школе была мастерская. Некоторое время помещение, в котором она размещалась, пустовало, а потом в нем было что- то вроде маленького тренажерного зала. Нам повезло – летом 2012 г. шел ремонт первого этажа школы, и мы договорились с рабочими, чтобы они отремонтировали и это помещение.

Сначала в новый класс поставили обычные парты, стулья, шкафы. Однако в июле 2012 г. было принято решение о реализации в нашей школе проекта по созданию модели обучения и социализации школьников с расстройствами аутистического спектра. Под этот проект нам выделили 735 тыс. руб. Когда поступили деньги, мы поменяли обычные парты на специальные, купили шкафчики покрасивее, доску, оборудовали спортивный уголок, поставили компьютеры, синтезатор и т. д.

Но это был только первый шаг. Дальше надо было подготовить учителей.

И как Вы решали эту проблему?

Г.М.: Мы заключили договор о сотрудничестве с Институтом проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета. В августе для учителей, которые должны были работать с особыми детьми, прошли шестидневные семинары. Специалисты института поговорили с родителями, познакомились с детишками, дали рекомендации.

Инклюзивное образование в школе началось 1 сентября?

Г.М.: Я работаю в школе больше 40 лет, но два года назад 1 сентября у меня дрожали коленки. Было страшно: вдруг новеньких кто-нибудь обидит, вдруг мы обманем доверие их родителей. Ведь до сих пор кто-то из этих детей обучался вне школы, кто-то приходил после уроков, но у них не было, как у всех, 1 сентября, первого в учебном году урока, классного часа. А потом я увидела глаза родителей и поняла, что у них появилась надежда...

В общем, 1 сентября 2012 г. на линейке стоял новый класс из четырех человек: три мальчика и одна девочка. Они стояли вместе со всеми, классный руководитель держал табличку. В первый раз школа их увидела. Я тогда сказала: «Ребята, в нашей семье прибавление, у нас теперь есть ученики 5 “Б”, мы рады их приветствовать». А потом началось самое сложное. Мы тогда не понимали, что такое аутизм, но знали, что с такими детьми должны заниматься особенные учителя.

Тьюторы и учителя в инклюзивном образовании в школе

А какие учителя, по Вашему мнению, должны работать с детьми-аутистами?

Г.М.: Мы подбирали учителей, прежде всего, по человеческим качествам. Все учителя, приходя в класс, улыбаются, но к одним дети тянутся, а к другим нет. Доброту учителя не объяснишь и не измеришь. Вот, например, Татьяну Александровну, выпускницу нашей школы, дети любят. В 2012 г. она была учителем начальных классов, но я попросила ее стать классным руководителем 5 «Б».

Все лето мы сидели в Интернете, читали об аутизме, решали, как будем таких детей учить. По сути, нам предстояло для каждого ребенка составить индивидуальную программу. Начитались, пополнили свой багаж знаний, но жизнь есть жизнь, поэтому никто не представлял себе, как все будет на самом деле. Хорошо, что рядом были специалисты Института инклюзивного образования в школе – они посещали уроки, после чего мы вместе анализировали то, что получилось.

Но, конечно, наша основная задача была не столько научить, сколько социализировать детей, потому что они… Вы можете представить себе 13–14-летнего ребенка, который не знает, что такое деньги, что цветок надо сначала посадить, а потом поливать?

А вот внешне они ничем не отличаются от остальных детей. Если вы посмотрите на их фотографии, – это красавцы! Хрустальные дети! И семьи интеллигентнейшие. Когда мы познакомились с родителями, семьями, то уже не могли отступить, потому что эти люди делали все, что могли. Я однажды подумала: «Неужели ребенок должен быть больным, чтобы родители так внимательно к нему относились?» Когда ребенок здоров, родители с легкостью все воспринимают… Вот сейчас наши дети в Грузии, представляете? Там есть общество родителей детей-аутистов, и наши ребята уже второй год ездят в Грузию и встречаются там с такими же семьями.

Родители оказывают финансовую поддержку для инклюзивного образования в школе?

Г.М.: Мы с самого начала договорились, что школа сделает все, что сможет, но денег у нас не так много и мы, к сожалению, не все, что хотелось бы, можем себе позволить. Поэтому тьюторов оплачивают родители. Если тьюторов нет, то приходят бабушки. К примеру, с Лериком все время находится бабушка. В общем, в чем-то родители помогают нам, в чем-то мы им. Получается семья.

Можно сказать, что процесс адаптации инклюзивного образования в школе прошел успешно?

Г.М.: Думаю, что новый класс был испытанием на толерантность для всех наших учеников. Честно говоря, мы боялись, как ребята к этому отнесутся. Скажем, на переменах ученики часто спускаются на первый этаж, где стоят два дивана, отдыхают здесь, общаются. Мы волновались, что они испугаются детишек из 5 «Б», станут показывать на них пальцем. Но ничего подобного не было. Сначала им было просто интересно – они заглядывали в класс, потом некоторые стали вместе играть.

Мы сразу старались, чтобы ученики 5 «Б» выходили на перемену, общались с остальными ребятами и между собой. Они же этого не умели. Семьи знали друг друга очень давно и, как оказалось, ездили вместе отдыхать в Подмосковье, однако ребята были сами в себе и общались очень тяжело. Но постепенно они стали не то что бы привыкать, а понимать, что они вместе. Нельзя сказать, что это дружный класс, нет, что вы! У них такого понятия нет. Но если им нравится или не нравится, как кто- то себя ведет, они уже умеют это показать. Первый год ребята учились ходить в школьную столовую. У них – свой столик, они садились за него, вместе завтракали, потом поднимались в библиотеку. Мы сразу решили, что они, как и ученики других классов, будут ходить в специализированные кабинеты. Если биология, надо подняться на пятый этаж. Физкультура? Пожалуйста, в спортивный зал. Мы поставили их точно в такие же условия, как и других детей.

Программа обучения в инклюзивном образовании в школе

Галина Васильевна, Вы говорили, что дети-аутисты учатся по индивидуальной образовательной программе. А насколько она отличается от обычной?

Г.М.: Дело не только в программе. Они в принципе находятся на индивидуальном обучении. Учителям за это нужно поставить памятник. В прошлом году особых учеников у нас стало шестеро. Они все вместе ходили на уроки.

При этом каждый учитель знал, как ту или иную тему воспримет Лерик, как Саша и т. д. В целом ребята занимаются по общеобразовательной программе, изучают все до единого предметы, пишут контрольные. Но если сравнивать их с учениками из параллельного класса, то становится ясно, что программа осваивается мало.

И все же это большой прогресс. Нашим детям идти в жизнь, они должны быть в обществе, поэтому им нужно привыкать работать вместе, находиться в ситуации, когда вокруг много людей.

Я не хочу сказать, что у этих детей нет способностей или что их ничего не интересует. Вот, например, Гоша – симпатичный мальчик, добрый, и у него замечательная память. Он читает наизусть стихи, поэмы. Помню, однажды подошел ко мне и спросил: «А кто такая Ирина Игоревна?» Я отвечаю: «Это наш завуч, она работала здесь семь лет назад. Как ты о ней узнал?»«В архивах, – говорит, – я залез в Интернет». То есть его интересовала информация о нашей школе, и он ее получил.

А как проходят в таких классах уроки физкультуры?

Г.М.: Очень сложно. Таким детям нельзя просто дать мяч, они не могут сами пойти играть, нужно, чтобы учитель за ними наблюдал, иногда требуется помощь родителей. Весь урок кто-то играет с мячом, кто-то – с обручем… Однако в пробежке они все участвуют с удовольствием. Дело в том, что детям-аутистам периодически нужна разрядка. Если ее нет, они могут, например, внезапно закричать.

Они так проявляют свои эмоции?

Г.М.: Да. И, конечно, они редко сидят весь урок тихо-мирно. Иногда им нужно выплеснуть свои эмоции. Тогда они выходят с тьютором в коридор – подвигаться, покричать. Класс находится на первом этаже, поэтому остальные ребята не слышат. А чтобы дать детям разрядку, тьюторы – они у нас молодые – придумали на больших переменах одеваться и бегать вместе с ними вокруг школы. Это здорово помогает организовать учебный процесс.

В конце каждой четверти мы проводим линейки, подводим итоги и награждаем лучших, в т. ч. и учеников этого класса. Они участвуют во всех праздниках, мероприятиях.

Дети-аутисты принимают участие в мероприятиях при инклюзивном образовании в школе?

Г.М.: Конечно! Они не могут участвовать, скажем, в каких-то спектаклях, но при этом Гоша обязательно читает стихи, а Лерик рисует. К Новому году мы обычно готовим большой праздник, который длится целый день. В прошлом году ученики 6 «Б» поставили сказку и показали ее в детском саду.

У нас есть замечательный кружок мультипликации, который каждый вторник ведут ребята из кино школы, дети делают вместе с ними маленькие мультфильмы. Этот кружок посещают разные ученики – и из обычных классов, и из «Б».

Как Вам кажется, произошли ли за два года с детьми какие-то изменения?

Г.М.: Думаю, да. Они освоили пространство школы. Учителя стараются, чтобы уроки в этом классе были направлены на социализацию. Скажем, на уроке биологии они занимаются цветами – поливают их, пересаживают. И так по каждому предмету учителя их немного приближают к жизни. Поэтому они хорошо знают всех своих учителей, у них есть к ним какое-то личностное отношение. А вот, например, кто я такая, они не знают и не понимают. Директор у них абсолютно ни с чем не ассоциируется: ну директор и директор. Это не страшно. Главное, чтобы директор их понимал, ведь ведут они себя по-разному. Например, у меня на столе всегда стоят конфеты, и они об этом знают. Гоша придет, поздоровается, спросит, можно ли их взять, Костя будет стоять и никогда не возьмет, а Лерик просто подходит и берет.

Сейчас, когда завершился первый этап адаптации, дети привыкли к школе, у родителей, естественно, увеличились запросы, ожидания. Наша задача – довести всех учеников до девятого класса и подготовить к аттестации. Как они будут сдавать экзамены, как пройдут эту гребенку под названием ГИА, еще никто не знает. Я надеюсь, что к тому времени на уровне государства или города появятся документы, регулирующие аттестационные испытания для таких детей.

Вы учитываете опыт других стран в инклюзивном образовании в школе?

Г.М.: В прошлом году из Канады приезжал учитель, который работает по специальной программе для детей-аутистов. На встрече он мне рассказывал, как их ребята заканчивают колледж, получают работу, и вдруг через переводчика спросил: «Галина, почему ты такая печальная?» Я ответила: «Джон, посмотри, как у вас все хорошо. А когда мои ученики закончат школу, куда они пойдут?» Но он успокоил меня, заверив, что через 20 лет и у нас тоже все будет хорошо! (Смеется.) Канаде понадобилось 20 лет, чтобы внедрить эту программу.

Весной 2012 г. я была в Дюссельдорфе и видела школы, детские сады с такими детишками. Еще, помню, обратила внимание: идет урок, дверь в кабинет открыта, и в коридоре сидят ученик с тьютором. Но я тогда даже представить себе не могла, что в нашей школе будет так же. Если бы я сейчас туда поехала, то уже смотрела бы на все по- другому. Между прочим, у них такие дети не аттестовываются, а просто по окончании школы получают справку о том, что прослушали соответствующие курсы. Родители рады, что дети ходят в школу, обучаются, живут обычной жизнью. Все происходит спокойно, нет такой ситуации, в которой родители и дети волновались бы из-за двоек.

У Вас есть какие-то планы на новый учебный год по инклюзивному образованию в школе?

Г.М.: В апреле этого года по случаю Дня аутиста по телевидению показали маленький сюжет о нас. Вы не представляете, сколько звонков было в школу! Но мы не можем распространять наш опыт, пока не пройдем с учениками весь путь «от и до».

У нас еще много забот, нужны специалисты – дефектологи, логопеды, профессиональные тьюторы для каждого ребенка. Конечно, я уже говорила, мы сотрудничаем с Институтом инклюзивного образования, состояние наших учеников отслеживает психолого-медико-педагогическая комиссия, но этого недостаточно. Кроме того, мы планируем объединяться с другой школой, потому что на этот проект нужны деньги и нашей школе в одиночку сложно его реализовать.

Честно скажу: чем больше мы работаем, тем больше проблем открывается. Главное же, что я за это время поняла, – успех во многом зависит от личностных качеств учителей. Методику инклюзивного образования в школе можно освоить, но в сердце учителя должна быть любовь к таким детям. И только в этом случае все сложится.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль