Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Инклюзивное образование в школе

11 сентября 2014
151
Средний балл: 0 из 5

До недавнего времени образовательная система в России целиком охватывала лишь тех, кто мог обучаться по программе. Дети же с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) были отделены от своих здоровых сверстников и исключены из общего процесса преподавания. Сегодня в образовании совершается большое количество изменений, важнейшее – то, что оно делается инклюзивным, доступным. И даже не просто доступным, а ориентированным на каждого. Инклюзивное образование – процесс подготовки и воспитания, когда все без исключения дети, не обращая внимания на их особенности, включаются в процесс образования и учатся совместно с ровесниками без ОВЗ.

Инклюзивное образование по ФГОС

В современной России количество детей – инвалидов на ноябрь 2018 года составило 665 776 тысяч человек, и оно не прекращает повышаться. Это 5,3 % от общей численности инвалидов. На сегодняшний день одним из основных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации является социализация этих детей. А новое направление современного образования, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) - инклюзивное образование в общеобразовательной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для учеников с ОВЗ стартовал 1 сентября 2016 года. Он вводился поэтапно:

  • для первых классов – в 2016/2017 учебном году,
  • для вторых классов – в 2017/2018 учебном году,
  • для третьих классов – в 2018/2019 учебном году.

Следовательно, в 2019/2020 учебном году вся начальная школа должна быть охвачена ФГОС.

Цель инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС – посодействовать всем детям отыскать свое место в жизни и понять свою общественную значимость. Инклюзивное образование по ФГОС подразумевает изменение образовательной концепции школы, а не самого ребёнка

Инклюзивное образование в школе – это формирование обучения и условий работы, при котором принимаются во внимание интересы абсолютно всех учеников. У педагогов есть возможность помочь детям развиваться, пользуясь установкой – все без исключения дети способны и готовы заниматься. Инклюзивные школы – это учреждения, где все приняты и всем оказывается содействие сверстниками и педагогами.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Важную информацию про особенности организации инклюзивного обучения читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Инклюзивный творческий фестиваль: от замысла к реализации

 (с рекомендациями экспертов)

- Дети с синдромом Дауна в инклюзивном классе: советы педагога

 (с примером таблицы успешности учеников )

Инклюзивное образование в начальной и средней школе

Упоминавшийся ранее новейший подход в образовании начинается уже с начальной школы. Учреждениям следует соответствовать конкретным требованиям, а педагогам - иметь определенный навык для работы с детьми. В штате не обойтись без логопеда, психолога, специалиста – дефектолога, которые разрабатывают ребенку коррекционный план. Нагрузка зависит от индивидуальных особенностей ученика. Почти всем необходимо постоянное присутствие тьютора – специалиста, помогающего детям адаптироваться в школьной среде. Оценивается ребенок с ОВЗ тоже в индивидуальном порядке.

Инклюзивное образование в начальной школе — это огромная возможность с раннего возраста прививать детям терпимое отношение, солидарность ко всем ровесникам, не делая акцента на их особенностях.

Инклюзивное обучение по ФГОС вводят не только в начальной школе. Организация инклюзивного образования в средней школе осуществляется в соответствии с теми же принципами, что и в начальной - сформировать оптимальные условия и выстроить процесс обучения, принимая во внимание возможности каждого школьника.

При переходе особого ребенка в среднюю школу возникают новые сложности в обучении – вводятся новые предметы, появляется много учителей, каждый со своими правилами и требованиями. Детям нужно освоить и включиться в новую систему, и в этой ситуации важно, чтобы администрация, психологи, учителя и, конечно, родители, руководствовались едиными принципами. Необходимо предпринять несколько шагов по организации контакта этих детей с одноклассниками и учителями, а также ввести правила, связанные с обучением и успеваемостью:

  1. При опросе дать возможность особым детям отвечать наиболее комфортным для них образом.
  2. При проведении контрольных работ обязательно давать необходимое дополнительное время, а также не препятствовать их переписыванию.
  3. Не сравнивать особого ребенка с другими детьми и правильно оценивать его прогресс
  4. Учителям нужно уметь создавать на уроках ситуации успеха по тем предметам, где ребенок сможет хорошо себя проявить.
  5. Вовлекать особых учеников во все нюансы школьной жизни.

Отвечает Елена Кутепова, замдиректора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доцент, к. п. н.

Первостепенные условия для инклюзивного образования в школе:

  • учителям следует быть осведомленными в инклюзивных вопросах,
  • осознавать индивидуальные потребности всех детей,
  • гарантировать доступность процесса школьного обучения.

В него должны вовлекаться и прочие специалисты (логопед, дефектолог, психолог). Педагогу необходимо активно общаться с семьей особого ученика. Одна из важнейших задач учителя - формирование у всего класса терпимости к детям с ОВЗ.

Проблемы инклюзивного образования и пути их решения

Инклюзивное образование только начинает развиваться в Российской Федерации. Многочисленные заведения перешли на инклюзивное обучение и оказалось, что педагогические коллективы не готовы к работе, а материальная база недостаточна для обеспечения условий. К основным проблемам инклюзивного образования можно отнести:

  1. Не хватает специалистов – психологов, дефектологов, логопедов, тьюторов.
  2. Целый ряд физических препятствий в школах - нет обязательного обустройства строений подъездами, пандусами, поручнями. Многие образовательные учреждения устарели и не отвечают текущим требованиям.
  3. Недостаточное выделение средств на покупку учебников и материалов для особых детей.

Отдельно можно отметить психологические и преподавательские проблемы инклюзивного образования:

  • Нетерпимое отношение к детям с ОВЗ;
  • Отторжение основ инклюзивного образования;
  • Проблемы в представлении и осуществлении подходов к инклюзивному обучению;
  • Нежелание родителей обучать своих развивающихся по нормам детей совместно с детьми с ОВЗ;
  • Отрицательное восприятие обычными детьми ровесников с ОВЗ;
  • Сложности с привыканием детей с ОВЗ к новому.
Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО».

Кабинет информатики в школе

Один из путей решения проблем инклюзивного образования — активная работа по реализации общегосударственной программы «Доступная среда».

  1. Оснащение школ специальным оборудованием.
  2. Организация курсов и семинаров по работе с учениками с ОВЗ для педагогов.
  3. Подготовка тьюторов и других специалистов.

Введение инклюзивного образования в школе — процесс долгий и непростой, сегодня ещё ничего как следует не устоялось. Со временем всё встанет на собственные рельсы, однако неясно, какое количество времени на это потребуется. Но самое важное уже выполнено — взят курс на грамотный подход, который дает возможность осознать, что все без исключения дети имеют равные права, даже если их возможности не совсем одинаковые.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.