Современный учитель должен вызывать доверие у учеников и родителей

143

Какой он, современный учитель? Что нового появилось в его образе за последние 20 лет? Какими качествами должен обладать первый учитель? Что нужно изменить в системе повышения квалификации педагогических работников, чтобы удовлетворить запросы учеников и их родителей? Почему педагог постоянно должен развиваться и получать дополнительное образование? На эти и другие вопросы накануне Дня учителя ответил директор одной из лучших общеобразовательных школ Москвы – центра образования № 548 «Царицыно», Народный учитель Российской Федерации Ефим Лазаревич Рачевский.

Современный учитель должен уметь работать в диалоге

Ефим Лазаревич, учитель сейчас и 20 лет назад: в чем разница?

Я никогда не думал об этом. В целом, наверно, разница невелика, но несколько моментов все-таки можно назвать. Прежде всего современный учитель благодаря Интернету и гаджетам обладает более широкой коммуникативной включенностью, чем его коллега 20 лет назад. Из-за этой сетевой включенности он в большей тепени стал одиночкой. Раньше популярны были профессиональные рефлексии – я имею в виду педсоветы, методические объединения, совещания и т. д. Сейчас их почти нет, потому что учитель активный пользователь различных ресурсов, а не живого общения.

Второй существенный момент: современный учитель (давайте договоримся, что мы имеем в виду успешного учителя) идентифицирует себя с представителем среднего класса. И не high-middle класса, а именно middle класса. Пару десятилетий назад учитель считал себя просвещенцем, т. е. человеком, который находится вне классовой стратификации, сеет разумное, доброе, вечное.

И наконец, третий момент: нынешний учитель более критичен, нежели учитель 20-летней давности. Критичен к чему? Да абсолютно ко всему: к власти, неважно какой – образовательной, политической и пр., к тем инициативам, которые спускаются сверху... Можно сказать, что учитель утратил черты безропотного исполнителя и начал размышлять над целесообразностью тех или иных решений и директив. Вот такие различия.

А каким, по Вашему мнению, должен быть первый учитель?

Первый учитель (да и не только первый) должен быть носителем высокой культуры. Те дети, кому в раннем возрасте довелось учиться у такого учителя, – счастливчики! Еще учитель должен уметь работать «в диалоге», т. е. не только говорить, но и слушать, слышать. Безусловно, учитель должен владеть навыками взаимодействия, чтобы поддерживать тесную связь с родителями своих учеников, их семьями. Без этого в начальной школе нельзя.

И конечно, первый учитель должен знать намного больше того, чему он учит детей. Впрочем, это требование входит в понятие высокой культуры.

Современный учитель должен вызывать доверие

Существует ли сейчас доверие к учителю со стороны детей и родителей?

К хорошему учителю – да, к плохому – нет. А такая формула, как доверие к учителю вообще, в целом, мне кажется, неактуальна. Существует некий иллюзорный посыл, что поскольку школа перестала быть главным и единственным источником информации и знаний, а есть еще и другие, то роль учителя якобы сильно изменилась. Она изменилась, да. Я даже могу назвать несколько штампов типа «учитель – тьютор», «учитель – навигатор» и т. д. Только без традиционных ценностей ничего у этого «тьютора», «навигатора», «коучера» не получится. Хорошо учить можно только в том случае, если тебе доверяют. А если не доверяют, то сбегут от тебя, и все. Поэтому доверие к учителю чрезвычайно актуально. Да, оно существует. Хорошему учителю доверяют, от плохого убегают.

А как стать хорошим учителем?

Никто этого не знает. Вы задали вопрос, я дал честный ответ: никто этого не знает.

Современный учитель должен регулярно повышать квалификацию

Тогда спрошу по-другому: чем можно учителю помочь?

Это хороший вопрос. Я бы сказал так: нужно, чтобы все те, кто пытается учителем управлять, руководствовались одним-единственным документом – новым Законом об образовании. Это первое.

Второе: надо понимать, что школа – это гуманитарная система, и труд учителя – это тоже гуманитарный труд, а не механический. И если у кого-то возникают какие-то инициативы, то они не могут быть реализованы немедленно. Допустим, новый образовательный стандарт. Это иллюзия, что он реализован. Мы находимся только на подступах к его реализации. Поэтому не надо учителя гнать, давить, торопить. Он сам во всем разберется и сделает так, как лучше для детей.

Чем еще можно учителю помочь? Думаю, позаботиться о его благосостоянии. Президентские указы о повышении заработной платы педагогам*, конечно, выполняются, только в разных регионах это происходит по-разному. Полагаю, нужно напрячь административные ресурсы, чтобы заработная плата педагогов не сильно разнилась между двумя соседними регионами. Ну и еще я бы дал учителям возможность самостоятельно повышать свою квалификацию. В Москве с этим, кстати, все в порядке. Сегодня московские школы получают на повышение квалификации педагогических работников определенную сумму и сами решают, куда какого учителя направлять. Учредитель финансирует эту статью расходов, исходя из наполнения школы: чем больше учеников, тем больше школа получает денег на повышение квалификации своих учителей. Норма: тысяча рублей за одного ребенка.

Давно такая практика существует?

Год. Учитель постоянно нуждается в повышении своей квалификации. Однако раньше этот ресурс проходил мимо него и мимо школы. Учитель направлялся на курсы повышения квалификации как рекрут. Я знаю случаи, когда компетентность учителя, посещающего такие курсы, превышала компетентность тех, кто занимался повышением его квалификации. Сейчас у нас все по-другому. Остальным регионам тоже нужно с этим помочь.

И завершающий вопрос: о чем мечтает учитель?

Могу предположить, что о работе с интересным ученическим контингентом. Вот, например, у нас в школе у учителей не самая высокая зарплата. Если смотреть по Москве, то мы где-то глубоко в серединке. Но я знаю, что наши учителя не уйдут в школу, где больше платят, потому что у нас интересный контингент детей.

Еще, я думаю, учитель мечтает о том, чтобы его услышали: завуч, директор и другие начальники. Но больше всего он мечтает, чтобы каждый урок заканчивался вопросами детей. Не бытовыми, политическими, а вопросами по его предмету. Учителю всегда грустно, когда он спрашивает учеников: «Вопросы есть?» – а вопросов нет.

Интервью подготовили

Оксана Зуева, Наталья Пояркова

* Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». – Примеч. ред.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль