Специальная оценка условий труда педагогов

1991

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий работы педагогов и иных работников представляет собой комплекс действий, направленных на выявление производственных факторов, которые не соответствуют установленным нормативам и несут риск здоровью и жизни педработников. За неисполнение предписаний инспекции, занимающейся проведением государственной экспертизы условий труда, руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности, поскольку вышеуказанным нормативным актом также были внесены изменения и в Кодекс административных правонарушений РФ.

Оценка условий труда педагогов: порядок проведения

Оценка факторов производственной среды в образовательных организациях проводится в соответствии с установленным регламентом: администрация школы обязана вызвать представителей независимой комиссии, которые проанализируют состояние рабочих мест. Данное мероприятие проводится с целью:

  • оперативного выявления вредных факторов и уровня их воздействия на педработника (при учете последнего значения осуществляется сравнительный анализ выявленных показателей с нормативными);
  • проверки применения средств коллективной и индивидуальной защиты, их эффективности.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

В случае выявления независимыми экспертами вредных или опасных производственных факторов, выполняются инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления условного класса:

  • оптимального,
  • допустимого,
  • вредного или опасного.

Класс  влияет на тарификацию страхового тарифа, вносимого работодателем в в Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР) за педработника или сотрудника ОО, которому на законных основаниях положен ранний выход на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства.

Работает формула обратной пропорции: работникам, осуществляющих профессиональную деятельность в максимально комфортных и безопасных условиях, полагаются наименьшие начисления.

В таком же порядке определяется круг компенсаций и гарантий, предоставляемых в соответствии с классами:

  1. длительность отпуска и рабочего дня,
  2. дополнительные финансовые начисления к ставке, установленной в соответствии с трудовым договором.

Обязанности работодателя по проведению оценки условий труда в школе

С целью реализации права педработников на проведение тестирования трудовых мест работодатель, представляющий интересы ОО, обязан:

  • обеспечить создание комиссии, уполномоченной проводить оценочную деятельность;
  • утвердить график работы комиссии
  • обеспечить комфортную среду для работы экспертов.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с Законом № 426-ФЗ (приложение 1). График составляется в произвольной форме и также утверждается приказом работодателя (приложение 2).

Приложение 1

Приказ
Скачать в .docx

Приложение 2

Приказ
Скачать в .docx

Рабочие места, на которых проводится оценка условий труда педагога

Специальному оцениванию подлежат все трудовые места, имеющиеся в ОО, т.е. места,  на которых работники обязаны выполнять профессиональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и которые подлежат прямой или косвенной проверке со стороны административного состава. Перечень трудовых мест, подлежащих экспертному оцениванию, а также перечень аналогичных рабочих мест, должен каждый раз утверждаться членами комиссии.

К списку аналогичных рабочих мест относятся пространства, расположенные в помещениях со схожими системами отопления, освещения, кондиционирования и отвода воздуха, в которых работники той же профессии выполняют одинаковые профессиональные обязанности с использованием соответствующего оборудования или инструментария, аналогичных средств индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Особенности проведения оценки условий труда педагогов

В соответствии с законодательными нормами, нецелесообразно проводить оценивание факторов деятельности таких групп педагогов:

  • дистанционных работников;
  • педработников, выполняющих профессиональные обязанности на территории физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями;
  • сотрудников, работающих на дому (Ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Согласно установленным нормам, оценивание среды деятельности проводится по всем пунктам из списка объектов, утвержденных экспертной комиссией. Аналогичные рабочие места проверяются выборочно, но их количество должно составлять как минимум пятую часть от общего количества (но не менее двух). При этом общие результаты работы комиссии применимы для всех сотрудников, занятых на аналогичных должностях, что подтверждает ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона № 426-ФЗ исполнительный орган государственной власти, уполномоченный Правительством РФ, устанавливает порядок проведения экспертного оценивания производственной среды для организаций, специализирующихся на проведении отдельных видов деятельности.

Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная среда профессиональной деятельности проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей». В этот список включены рабочие места:

  • сотрудников морских экипажей;
  • сотрудников летных экипажей гражданской авиации;
  • работников, выполняющих подготовку детей и взрослых к спортивным соревнованиям;
  • работников пожарных, аварийных, спасательных, ремонтных служб;
  • некоторых категорий медработников.

Кроме того, ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ указывает, что регламент проведения оценивания на рабочих местах должен быть установлен особым образом, если процесс проверки может угрожать жизни или здоровью членов экспертной комиссии. Но пока особый регламент оценочных работ не установлен, их следует проводить на общих основаниях (ч. 5 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Пример 1

Должностные обязанности школьного секретаря связаны с работой на компьютере и использованием копировально-множительной техники. Целесообразно ли осуществлять проверку факторов деятельности на данном рабочем месте в соответствии с новыми требованиями, если 1 января 2014 г. оно не подлежало аттестации по условиям труда?

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ оценивание факторов труда не проводится в отношении сотрудников, исполняющих должностные обязанности на дому или на удаленной основе, а также педработников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

П. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, было установлено, что тестирование не проводится по отношению к рабочим местам, на которых производится работа исключительно с использованием вычислительной, офисной или копировальной техники, а также быттехники, не используемой в производственных процессах. Но данный документ более не является актуальным, поскольку вступил в силу Закон № 426-ФЗ. Таким образом, экспертное оценивание в школе проводится и в отношении рабочего места секретаря образовательного учреждения наряду с другими рабочими местами.

Специальная оценка условий труда педагогов: сроки

На основании ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ тестирование состояния рабочих мест проводится не реже чем один раз в пять лет. Исчисление указанного срока проводится со дня подачи отчета проведения последнего экспертного заключения.

По срокам проведения экспертного оценивания трудовых условий в образовательной организации впервые рабочие места можно условно разделить на три группы (таблица). 

Сроки проведения плановой оценки труда впервые

Таблица
Скачать в .docx

Группа рабочих мест

Сроки

Ранее аттестовывавшиеся рабочие места

Не позднее пяти лет с даты последней аттестации

Ранее аттестовывавшиеся рабочие места, не включенные в пп. 1, 2 ч. 6 ст 10 Закона № 426-ФЗ

По 31 декабря 2018 г. включительно

Ранее не аттестовывавшиеся рабочие места, включенные в пп. 1, 2 ч. 6 ст 10 Закона № 426-ФЗ

К таким рабочим местам относятся:

1) места работников, профессии (должности, специальности) которых дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

В кратчайшие сроки

Следует заметить, что сроки проведения экспертного оценивания мест, указанных в пп. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, в отношении которых ранее не проводилась аттестация по условиям труда (например, для педагогических работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), четко не определены. Тем не менее, сделать это нужно в кратчайшие сроки.

Рабочие места, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов для сотрудников, подлежат тщательной повторной проверке каждые пять лет. Ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ Во-первых, ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрена возможность проведения специальной оценки условий труда не позднее 31 декабря 2018 г. только в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

Важно, что условия работы на данных местах считаются заведомо вредными, поэтому уполномоченные органы могут наложить на руководителя ОО административную ответственность:

  • до 1 января 2015 г. – за нарушение законодательства об охране труда в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ),
  • с 1 января 2015 г. – за непроведение тестирования на рабочих местах в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Пример 2

Аттестация рабочего места повара была проведена в 2013 г., т. е. до введения новой системы оценивания. Следует ли созывать экспертную комиссию для вынесения решения по данному рабочему месту во внеплановом режиме?

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), если тестирование состояния рабочего места было проведено до вступления в силу данного закона, экспертная комиссия может не анализировать состояние таких объектов до истечения пятилетнего срока. При этом результаты, полученные на основании выполненной проверки, могут использоваться для обеспечения сотруднику ОО законных прав и обязанностей, в том числе по начислению компенсаций и материальных гарантий.

Вместе с тем администрация образовательной организации уполномочена провести оценивание мест профессиональной деятельности в соответствии с новыми законодательными нормами до истечения установленного срока. Таким образом, вопрос о необходимости проведения данного вида проверки на рабочем месте повара решается работодателем самостоятельно.

Внеплановая специальная оценка условий труда педагога

Перед публикацией вакансий на замещение вновь созданных рабочих мест следует проверить их в соответствии с последними законодательными требованиями. В соответствии со ст. 17 Закона № 426-ФЗ специальная проверка трудовой среды во внеплановом режиме должна быть проведена в течение полугода в случае:

1) ввода в эксплуатацию новых рабочих мест;

2) получения администрацией ОО предписания ГИТ о необходимости проведения внепланового оценивания рабочей среды;

3) введения новых этапов в стандартный технологический процесс, замены производственных мощностей;

4) замену материалов, которые сотрудник использует в процессе исполнения профессиональных обязанностей;

5) изменения перечня средств индивидуальной и коллективной защиты;

6) несчастного случая, который случился на рабочем месте не по вине третьих лиц, или эпизода заболевания, вызванного воздействием вредных или опасных для жизни факторов.

7) поступления предложений от органов профсоюза, содержащих четкую мотивацию для проведения внепланового оценивания состояния рабочего места экспертными органами.

Применение результатов специальной оценки условий труда педагогов

Согласно письму Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 результаты проведения оценивания вступают в силу с момента принятия уполномоченными органами отчета экспертной комиссии. С этой же даты считается актуальным установление новой тарификации порядка начисления пенсионных взносов, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212.

Цели применения данных, полученных работодателем по результатам проведения оценочной деятельности, могут быть использованы в соответствии с целями, установленными ст. 7 Закона № 426-ФЗ. Так, если экспертная комиссия выявит на рабочем месте вредные или опасные производственные факторы, администрация ОО обязана:

  • пересмотреть тарификацию начисления взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • в кратчайшие сроки осуществить ряд мероприятий, направленных на улучшение среды выполнения профессиональной деятельности педработника;
  • позаботиться об обеспечении средств индивидуальной защиты сотрудника;
  • обеспечить реализацию компенсаций и гарантий, предусмотренных  законодательными нормами;
  • провести разъяснительные работы среди сотрудников ОО о потенциальном профессиональном риске, о мерах защиты от вредных или опасных факторов, порядке начисления денежных компенсаций.
  • Если по итогам специальной оценки среда деятельности признана безопасной, работодатель должен: организовать обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
  • регулярно осуществлять контроль за состоянием микроклимата в образовательной организации;
  • проводить мероприятия по поддержанию трудовой безопасности.

Нормативные документы:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  4. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  5. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»
  6. Письмо Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579

* Об основных этапах проведения специальной оценки условий труда см.: Справочник руководителя образовательного учреждения. № 9. 2014. С. 40.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Приказ о проведении специальной оценки рабочих мест по условиям труда.docx
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда .docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль