Проверка доступности образования для детей с ОВЗ

404

Скачать книгу «Социальная защита детства» в формате pdf >>>

Доступность образования для детей с ОВЗ регламентируется нормами Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 19 данного закона, государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

В соответствии с действующими нормативными документами, получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (в.т.ч. и прохождение специализированной аттестации и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования обеспечивают органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения.

В конце декабря 2012 г. приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627 была утверждена Методика, открывающая возможности для объективизации и систематизации доступности образования для детей с ОВЗ и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики (далее – Методика). В данном документе представлены порядок проведения, принципы паспортизации и классификации отраслей и предприятий социальной инфраструктуры, а также услуг в ключевых сферах жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, прочих маломобильных групп населения для точной оценки состояния инклюзивности для указанных категорий граждан, а также с целью формирования мер по устранению недостатков.

Доступность образования для детей с ОВЗ: паспортизация объектов инфраструктуры

Согласно Методике основными в число основных участников паспортизации входят:

  • потребитель услуги (граждане с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды);
  • поставщик услуги (организация или учреждение, которые предоставляют услуги в ключевых сферах жизнедеятельности, в том числе делающие образование для детей с ОВЗ доступнее);
  • координатор между поставщиком и потребителем услуги (службы, помогающие удовлетворить потребности в качественных социальных услугах,  социально незащищенным категориям граждан в удовлетворении их потребностей в соцуслугах).

Поставщик услуг (например, образовательная организация, которая несет ответственность за доступность образования для детей с ОВЗ) должен гарантировать, что отрасли и предприятия социнфраструктуры будут доступнее (здания и его частей, помещений), для этого предусматривается устранение любых физических (технических) и информационных преград, а также предоставление соответствующих услуг в альтернативной форме: либо дистанционно, либо приблизив (доставив) ее потребителю. Координатор-консультант необходим в случае наличия проблем, возникающих при взаимодействии потребителя и поставщика услуг в случае отсутствия или недостаточности информации об объектах или услугах, возникновения организационных проблем, касающихся порядка и формы предоставления услуг, и т. д.

Координатором-консультантом в данном случае становятся сотрудники учреждений социального обслуживания населения – центров соцеабилитации инвалидов и детей-инвалидов или реабилитационных подразделений центров соцобслуживания населения.

Объект социальной инфраструктуры – это организация или ее часть (структурное подразделение или филиал), которая поставляет одну или несколько заданных соцуслуг, она располагается в определенном объекте недвижимости (здании полностью или его части) с прилегающим участком (при его наличии и закреплении за организацией).

Адаптивная (адаптированная) среда – обстановка и территория, которая была приспособлена под нужды инвалида с учетом принципа «разумного приспособления» – с точки зрения соизмерения необходимости (потребностей инвалидов) и возможности (имеющихся организационных, технических и финансовых ресурсов).

Кроме того, участниками паспортизации организаций социнфраструктуры на территории субъекта РФ являются:

  • исполнительные органы государственной власти, которые несут ответственность за обеспечение доступов для детей с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности;
  • коллегиальные координирующие и совещательные органы – комиссии (советы) на уровне субъекта РФ и местные;
  • социальные службы (органы и учреждения соцзащиты населения);
  • общественные объединения инвалидов (их территориальные подразделения).

Взаимодействие исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений и организаций (в том числе и образовательных для обеспечения доступности образования для детей с ОВЗ), общественных организаций инвалидов на соответствующей территории достигается за счет создания комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта РФ (далее – территориальные комиссии). Эта функция может быть также возложена на действующий на территории субъекта РФ иной коллегиальный совещательный орган (например, Координационный совет по делам инвалидов).

Задачами территориальных комиссий, помимо прочего, являются:

  • проведение паспортизации организаций социальной инфраструктуры (в том числе и образовательных организаций, которые ответственны за доступность образования для детей с ОВЗ) на подведомственной территории, а также по представлению результатов на уровне субъекта РФ и на федеральном уровне, в т. ч. в органы государственной статистики;
  • анализ итогов паспортизации с учетом потребностей маломобильных групп населения на подведомственной территории;
  • организация дополнительной экспертизы, в т. ч. независимой, для проверки адекватности результатов паспортизации;
  • рассмотрение проектов управленческих решений, направленных на адаптацию организаций социнфраструктуры и обеспечение доступности услуг, определение приоритетов в финансировании адаптационных мероприятий.

Территориальные органы соцзащиты населения выполняют паспортизацию объектов социнфраструктуры (в том числе и образовательных учреждений, которые гарантируют доступность образования для детей с ОВЗ) на подведомственной территории с целью принятия решений по адаптации этих организаций для маломобильных групп населения. Данные органы выполняют, в частности, следующие задачи:

  1. организация формирования Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг (в том числе и обеспечивающих доступность образования для детей с ОВЗ);
  2. разработка предложений, направленных на усовершенствование хода паспортизации;
  3. оценивание доступности предприятий социнфраструктуры на основных этапах обследования и паспортизации;
  4. создание проектов управленческих решений, проектов адресных программ (планов) по адаптации организаций социнфраструктуры и обеспечению окрытости услуг на подведомственной территории и представление их на рассмотрение территориальной комиссией;
  5. осуществление контроля выполнения управленческих решений, адресных программ (планов) на подведомственной территории;
  6. представление отчетных, статистических и аналитических материалов по результатам паспортизации и адаптации организаций в вышестоящие организации;
  7. изучение и пропаганда передового опыта деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения;
  8. разработка и представление в вышестоящие структуры предложений по совершенствованию на подведомственной территории деятельности по формированию открытой среды жизнедеятельности маломобильных групп населения.

Специальная рабочая группа формируется для обследования и оценки предприятий социальной инфраструктуры (в т. ч. по решению территориальной комиссии). В нее входят:

1) постоянные участники – сотрудники территориального органа социальной защиты населения и учреждения соцобслуживания (образовательной организации, которая обеспечивает доступность образования для детей с ОВЗ);

2) привлекаемые участники:

  • представители вышестоящей организации, которые заведуют предприятиями социнфраструктуры (если присутствуют организационные проблемы доступности обследуемого предприятия);
  • представители организации социальной инфраструктуры (образовательной организации, которая обеспечивает доступность образования для детей с ОВЗ) представители потребителя (чаще всего, общественной организации инвалидов);
  • специалисты, представляющие организатора проектных и ремонтно-строительных работ (например, службу заказчика, отдел строительства местной администрации, службу строительного надзора и экспертизы).

Доступность образования для детей с ОВЗ: структура и содержание паспорта

Руководитель органа соцзащиты населения утверждает паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, в обязательном порядке указывая дату и номер решения об утверждении. Паспорт доступности объекта социнфраструктуры – это ключевой документ, в котором собрана информация об общедоступности предприятия социнфраструктуры для маломобильных групп населения.  Он формируется на основании:

  • данных поставщика услуги (например, образовательной организации, обеспечивающей доступность образования для детей с ОВЗ);
  • результатов экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующей организации.

Форма паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры приведена в приложении А.2 к Методике.

В него входят следующие разделы:

  1. Общие сведения об объекте (образовательной организации, обеспечивающей доступность образования для детей с ОВЗ)

В разделе указываются наименование (вид) предприятия, адрес, сведения о его размещении, год постройки и последнего капитального ремонта здания, сведения об организации, расположенной на предприятии, название организации согласно уставу, юридический адрес, основания для пользования им (оперативное управление, аренда, собственность), форма собственности (государственная, негосударственная), территориальная принадлежность (федеральная, региональная, муниципальная), вышестоящая организация (наименование), адрес вышестоящей организации, а также другие сведения.

  1. Характеристика деятельности организации на объекте по обслуживанию населения

В данном разделе раскрываются сфера деятельности организации, виды оказываемых услуг, форма оказания услуг (образовательные организации могут обеспечивать доступность образования для детей с ОВЗ непосредственно на предприятии; с длительным пребыванием, в т. ч. проживанием; на дому; дистанционно), категории обслуживаемого населения по возрасту (дети, взрослые трудоспособного возраста, пожилые; все возрастные категории), категории обслуживаемых инвалидов (инвалиды, передвигающиеся на коляске, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, умственного развития), плановая мощность (посещаемость (количество обслуживаемых в день), вместимость, пропускная способность), участие в исполнении индивидуального плана развития инвалида, ребенка-инвалида (да, нет).

  1. Состояние открытости объекта, оказывающего соцуслуги (гарантирующего доступность образования для детей с ОВЗ)

В этом разделе анализируются путь следования к объекту пассажирским транспортом, путь от ближайшей остановки пассажирского транспорта, организация открытости предприятия для инвалидов разных категорий, состояние открытости основных структурно-функциональных зон (территория, прилегающая к зданию (участок); вход (входы) в здание; путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации); зона целевого назначения здания (целевого посещения); санитарно-гигиенические помещения; система информации и связи (на всех зонах); пути движения к предприятию (от остановки транспорта)). Здесь же приводится итоговое заключение о состоянии доступности предприятия.

  1. Управленческое решение

Данный раздел содержит рекомендации по адаптации основных структурных элементов предприятия, в т. ч. виды работ, которые необходимо выполнить, предполагаемые периоды проведения работ, ожидаемый результат, требуемые для принятия решения согласования.

  1. Особые отметки

В этом разделе указываются реквизиты документов, на основании которых был сформирован паспорт:

  • анкета (информация о предприятии социнфраструктуры) – форма приведена в приложении А.3 к Методике;
  • акт обследования предприятия социнфраструктуры – форма приведена в приложении А.4 к Методике;
  • решение комиссии.

Решение территориальной комиссии о доступности объекта социальной инфраструктуры

Анализируя результаты комплексной оценки открытости главных функциональных зон объекта социальной инфраструктуры всем категориям инвалидов (по основным критериям доступности) территориальная комиссия выносит одно из следующих решений:

1. Доступен полностью всем.

2. Доступен полностью избирательно.

3. Доступен частично всем.

4. Доступен частично избирательно.

5. Доступен условно.

6. Временно недоступен.

7. Не предназначен для посещения инвалидами.

Каждому решению комиссии соответствует определенный шифр: например, решению «Доступен полностью всем» – шифр ДП-В, решению «Доступен частично всем» – ДЧ-В и т. д. Шифры решений, обоснования решений, а также рекомендации по обустройству и адаптации предприятия приведены в Классификаторе объектов социальной инфраструктуры по состоянию (уровню) доступности (таблица 10 Методики).

Формирование Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг

Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг создается работниками соцслужб на основе данных о предприятиях социнфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории. В нем указываются:

  • общие сведения предприятиях;
  • сведения о характере деятельности (в т. ч. услугах);
  • сведения о доступности;
  • решения об адаптации предприятий и обеспечении доступности услуг для инвалидов, а также результаты контроля исполнения этих решений.

Реестр объектов социнфраструктуры и услуг размещается в Интернете, чтобы потребители услуг могли узнать необходимую информацию о каждом из них и при необходимости выбрать нужный.

Доступность образования для детей с ОВЗ: этапы паспортизации объектов социнфраструктуры 

Проверка доступности образования для детей с ОВЗ

Организационно-распорядительный документ, который определяет ход паспортизации и адаптации объектов социнфраструктуры, участников деятельности, их задачи и обязанности, порядок взаимодействия и документооборот, принимается для организации паспортизации предприятий социальной инфраструктуры в субъекте РФ. Паспортизация объектов социальной инфраструктуры проводится поэтапно. Назовем основные из них.

  1. Этап подготовки

На первом этапе начинается формирование Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг. Орган соцзащиты населения по данным территориальных и ведомственных исполнительных органов государственной власти составляет перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры на подведомственной территории.

  1. Этап скрининга

На втором этапе руководители объектов социнфраструктуры собирают данные для классификации и определения порядка и приоритетности последующих действий: выборка предприятий для обследования и экспертной оценки; получение дополнительных сведений; выделение приоритетных предприятий с учетом потребностей инвалидов и состояния их обустройства (адаптации); решение вопроса о достаточности сведений для размещения информации на открытом информационном ресурсе (Карте доступности субъекта РФ).

  1. Этап экспертной оценки

Третий этап предполагает проведение оценки состояния открытости объектов социальной инфраструктуры по результатам обследования, социальной и при необходимости технической экспертизы, с определением мер по его адаптации (видов, объема работ, необходимых ресурсов), с разработкой проекта решения о сроках и порядке их проведения. Если возникает неоднозначная ситуация, проект решения рассматривается Комиссией по координации деятельности в сфере формирования открытой среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

  1. Этап управленческих решений

На четвертом этапе разрабатывают, утверждают и осуществляют контроль исполнения адресных программ и планов (территориальных или отраслевых) по адаптации объектов социнфраструктуры и обеспечению общедоступности услуг для инвалидов (в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий). Изменения в Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг и в Карту доступности субъекта РФ вносятся на основании результатов последнего этапа.

Нормативные документы

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Приказ Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль