Сетевое взаимодействие образовательных организаций в рамках единой информационной образовательной среды

175

Игорь Белозеров, зам. министра образования и науки Удмуртской Республики

Наталия Медведева, директор автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования»

Галина Сычева, зам. директора автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования»

Правовая основа сетевого взаимодействия образовательных организаций

О сетевом взаимодействии образовательных организаций, а точнее, о сетевой форме реализации образовательных программ говорится в ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ч. 1 данной статьи сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. К таким организациям относятся научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой после заключения соответствующего договора.

В Удмуртской Республике внедрению сетевой формы взаимодействия образовательных организаций уделяется особое внимание.

В систему общего образования республики входит 636 общеобразовательных школ, из них 464 (73%) находятся в сельской местности, 111 (17,5%) являются малокомплектными. Нарастающий разрыв между условиями функционирования разных организаций: городских и сельских, крупных сельских и малокомплектных – затрудняет решение задачи обеспечения равных условий и возможностей получения образования жителями республики. Очевидно, что нужна такая форма организации образовательной деятельности, которая позволит сконцентрировать технические, информационные, кадровые и другие ресурсы, объединит школы, пространственно их сблизит, поможет слабым школам использовать преимущества сильных.

Создание единой информационно-образовательной среды для организации сетевого взаимодействия образовательных организаций

Говоря о новых подходах к сетевому взаимодействию образовательных организаций, важно отметить, что такое взаимодействие возможно только при определенных условиях. Наиболее важным из них является создание и развитие региональной единой информационно-образовательной среды (ЕИОС). Для того чтобы создать такую среду, необходимо, во-первых, сформировать телекоммуникационную, аппаратно-программную и информационную инфраструктуры.

Формирование телекоммуникационной инфраструктуры предполагает создание в образовательных организациях локальных сетей, установку серверного оборудования, обеспечение доступа в Интернет, организацию технической поддержки образовательного портала и официальных сайтов организаций.

Для формирования аппаратно-программной инфраструктуры необходимо установить в образовательных организациях периферийное и проекционное оборудование, компьютерные и программные средства обучения в образовательных организациях, обеспечить техническое сопровождение аппаратно-программных средств информатизации.

Формирование информационной инфраструктуры невозможно без построения аналитических информационных систем, основанных на создании баз данных и сравнительном анализе информации, содержательного наполнения образовательного портала и официальных сайтов образовательных организаций методическими материалами, информационными образовательными ресурсами в виде электронных библиотек, электронных обучающих средств и т. д.

Во-вторых, для создания ЕИОС необходимо решить организационные вопросы: обеспечить координацию деятельности субъектов ЕИОС и разработать соответствующую нормативно-правовую документацию.

И, наконец, в-третьих, для успешного функционирования ЕИОС нужно повысить компетентность участников образовательного процесса, прежде всего педагогов, в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечить их активное участие в сетевых сообществах и т. д.

Рассмотрим названные выше этапы создания ЕИОС подробнее. В рамках модернизации общего образования в Удмуртской Республике были реализованы несколько проектов, направленных на формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры. В результате во всех школах были созданы локальные вычислительные сети, установлено серверное оборудование с настроенным специализированным программным комплексом и возможностью удаленного администрирования.

С целью мониторинга работоспособности сети было приобретено специальное программное обеспечение, позволяющее оперативно выявлять проблемные сервера и устранять имеющиеся неисправности.

Сегодня телекоммуникационные технологии являются основой для развития сетевых форм взаимодействия образовательных организаций республики. В распоряжении участников образовательного процесса – электронная почта, чаты, форумы, блоги, сайты и наиболее популярные в последнее время социальные сервисы, поддерживающие групповые формы общения.

Разумеется, формирование телекоммуникационной инфраструктуры было бы невозможно без оснащения образовательных организаций компьютерным оборудованием. Вопросы оснащения были также успешно решены благодаря реализации в республике комплекса мер по модернизации системы общего образования. На поставку в школы компьютерной, мультимедийной и интерактивной техники и программного обеспечения были выделены средства из федерального и республиканского бюджетов. В результате в республике значительно улучшился показатель количества учащихся на один компьютер: в 2011 г. – 17,5; в 2012 г. – 10,0; в 2013 г. – 8,3.

Параллельно с формированием в образовательных организациях современной телекоммуникационной и аппаратно-программной инфраструктур началось (и по настоящий день продолжается) создание образовательного портала Удмуртской Республики.

Портал отражает состояние всей системы образования в регионе: от дошкольного до профессионального. С главной страницы можно перейти на сайты образовательных организаций, а также на сайты муниципальных органов управления образования.

Основной целью создания образовательного портала Удмуртской Республики было обеспечение информационной открытости образовательных организаций. В настоящее время эта цель достигнута: ежедневно портал посещают более 2000 человек, что говорит о востребованности предоставленной на нем информации.

Что касается повышения компетентности педагогических работников в области ИКТ, то для решения этой задачи в республике была разработана инновационная модель многоступенчатого повышения квалификации, включающая:

  • обучение педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования и других учреждениях, ведущих образовательную деятельность в сфере ИКТ;
  • участие педагогов в районных, городских и республиканских семинарах и конференциях, в т. ч. в дистанционной форме, а также в республиканских, российских и международных конкурсах в области ИКТ;
  • создание базы данных педагогов, профессионально владеющих ИКТ (победителей конкурсов, новаторов и др.), и их привлечение к обучению других педагогов на местах.

Опыт показывает, что значительную роль в повышении ИКТ-компетентности педагогов играют конкурсы IT-мастерства. В 2013 г. в республике прошло девять таких конкурсов, их участниками стали более тысячи педагогов общего и дополнительного образования. В 2014 г. конкурсов IT-мастерства стало на четыре больше, теперь в них участвуют не только педагоги, но и обучающиеся.

Необходимым условием успешного внедрения сетевой формы взаимодействия в сфере образования является также создание разветвленной сети инновационных школ. В число таких школ в Удмуртской Республике входят:

  • 37 базовых школ, в которых проводится апробация проектов по ИКТ;
  • 13 центров по работе с одаренными детьми в рамках подготовки к всероссийской олимпиаде школьников;
  • 40 пилотных площадок по внедрению ФГОС в 5–6-х классах;
  • 59 центров дистанционного обучения.

Для развития сетевого взаимодействия важны в первую очередь базовые школы и центры дистанционного обучения. Базовые школы по апробации проектов по ИКТ – это школы, не только оснащенные современным цифровым оборудованием, но и эффективно использующие данное оборудование в образовательном процессе, а также имеющие собственные разработки в области информатизации. В настоящее время они выполняют роль ресурсных центров для других школ своего муниципального образования. Благодаря этому выравниваются возможности обучающихся в получении качественного образования. Функцию координаторов сетевого взаимодействия школ внутри муниципалитета выполняют органы управления образования.

Центры дистанционного обучения также выполняют роль ресурсных центров для других школ своего муниципального образования, но уже по внедрению дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение осуществляется на основе комплексной информационно-образовательной платформы «Интернет-школа “Просвещение”». Координатором работы по организации дистанционного обучения является Региональный центр информатизации и оценки качества образования.

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий используются четыре модели обучения:

  • «Профильная школа»;
  • «Малокомплектная школа»;
  • «Одаренные дети»;
  • «Дистанционное образование детей-инвалидов».

Модель «Профильная школа» используется с целью предоставления обучающимся возможности дистанционно изучать предметы, выбранные ими в рамках профильного обучения, в той школе, в которой для этого созданы максимально благоприятные условия: работают высококвалифицированные учителя, разработаны специальные программы, методики и т. д. Как правило, в ее реализации участвует несколько школ муниципального образования.

Модель «Малокомплектные школы» разработана для удовлетворения образовательных запросов обучающихся, которые проживают в сельских и труднодоступных местностях. Она строится на основе интеграции нескольких малокомплектных школ вокруг базовой школы, обладающей значительными материально-техническими и кадровыми ресурсами.

Модель «Одаренные дети» применяется с целью максимальной индивидуализации процесса обучения одаренных детей независимо от места их проживания и по форме представляет собой взаимодействие сетевых педагогов и группы обучающихся – победителей и призеров муниципального и республиканского этапов всероссийской олимпиады школьников. Реализация модели осуществляется на основе интеграции нескольких школ вокруг ресурсных центров по работе с одаренными детьми.

Модель «Дистанционное образование детей-инвалидов» используется с целью расширения возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным программам на дому, на получение доступного и качественного образования. В ее реализации участвуют Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, который является структурным подразделением общеобразовательной школы-интерната Удмуртской Республики, и 14 образовательных организаций.

Применение всех перечисленных выше моделей в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций позволяет более грамотно выстроить образовательный процесс для обучающихся, проживающих в разных районах республики, способствует позитивным изменениям в региональной системе образования, значительно повышает ее эффективность.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль