Оплата труда педагогов: дифференцированный подход

714

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда педагогов государственных и муниципальных учреждений (далее – Рекомендации).

Согласно ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений создается на федеральном уровне и состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ, ее задачей является контроль за реализацией права педагогов на оплату труда и внедрением нововведений, направленных на совершенствование системы.

Нововведения по оплате труда педагогов

Ежегодно комиссия принимает новые документы, в т. ч. решения, однако они не имеют силы нормативных правовых актов. Так, органы государственной власти и местного самоуправления должны их учитывать в своей работе, но не обязаны исполнять.

Порядок учета мнения в таких случаях установлен ст. 372 и 373 ТК РФ и по сути представляет собой процедуру оценки, принятия или обоснованного непринятия (отклонения) соответствующих рекомендаций или предложений. При этом сама по себе процедура учета является обязательной, поскольку предписана законом.

Правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяет Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

То, что положения Рекомендаций являются лишь рекомендуемыми для исполнения, подтверждает и сам текст документа. Согласно пп. 2, 3 Рекомендаций они должны учитываться:

  1. Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при расчете объемов финобеспечения деятельности муниципальных и госучреждений и разработке законодательных и нормативных актов по оплате труда педагогов;
  2. Трехсторонние комиссии, регулирующие социально-трудовые отношения, созданные в субъектах РФ и муниципальных образованиях, в ходе разработки соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда педагогов государственных и муниципальных учреждений в 2014 г. Так, содержащиеся в Рекомендациях положения имеют стратегическое значение для формирования общепринятых подходов к регламентированию заработной платы сотрудников организаций бюджетной сферы, включая специалистов государственных и муниципальных образовательных организаций. Именно для этого положения и были приняты и утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Норма, указанная в ч. 2 ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда преподавателей, регламентирует размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, включая работу в тех условиях, которые не соответствуют норме, а также систему дополнительных выплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются:

  • коллективными договорами;
  • соглашениями;
  • локальными нормативными актами.

Подобная норма содержится в ст. 144 ТК РФ, которая был создана, чтобы акцентировать внимание на системе оплаты труда педагогов государственных и муниципальных учреждений. Ч. 1 данной статьи гласит, что зарплата педагогов государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Важно, что Правительство РФ имеет право формировать базовые ставки и оклады заработной платы по профессиональным квалификационным группам, которые являются минимальными окладами (ставками).

Из содержания ст. 135 и 144 ТК РФ становится ясно, что заработная плата педагогов в конкретной образовательной организации устанавливается самой организацией в колдоговоре или любом ином локальном нормативном акте, включая, в положении об оплате труда педагогов, которое было принято администрацией, учитывая решение представительного органа трудящихся в порядке, который установлен ст. 372 ТК РФ. Кроме коллективного договора и локальных актов в обеих статьях (135 и 144 ТК РФ) упоминаются «соглашения», которые аналогично могут формировать систему заработной платы педагогов государственных и муниципальных организаций. Важно пояснить перечень правовых документов, которые регламентируют эту систему.

Думается, что соглашение – это самый малоприемлемый правовой инструмент для установления систем оплаты труда педагогов, т. к. по логике его определения в ТК РФ оно должно распространяться на тот или иной круг учреждений, т. е. быть единым для всех.

В части 1 ст. 45 ТК РФ под соглашением понимается правовой акт, который регламентирует социально-трудовые отношения и определяет принципы регулирования экономических отношений, связанных с ним. Соглашение заключается полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Исходя из этого определения соглашение имеет право заключать не работодатель – образовательное учреждение, а полномочный представитель работодателей, каковым в случае, например, с муниципальными образовательными учреждениями является вышестоящий орган управления образованием. При этом соглашение должно приниматься как минимум на территориальном уровне.

Соответственно в условиях государственной политики совершенствования системы оплаты труда педагогов установление соглашением конкретной системы оплаты труда для педагогов подведомственных учреждений вряд ли приемлемо хотя бы в силу того, что в нем не могут быть учтены разнообразные условия труда в разных учреждениях.

Так, Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда педагогов в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда), а также в рассматриваемых Рекомендациях предусматриваются положения, реализуемые исключительно в заданных условиях конкретного учреждения:

  1. обеспечение условий для выплат заработной платы педагогам, согласно результатам и качеству работы, заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
  2. повышение ставки педагогов, которые работают в опасных, вредных или особых условиях, выплаты за осуществление работы в условиях, которые не соответствуют норме;
  3.  самостоятельное формирование фонда оплаты труда педагогов на календарный год за счет средств бюджетных субсидий на выполнение государственного или муниципального задания (для казенных учреждений – за счет средств лимитов бюджетных обязательств);  
  4. нормирование трудовой деятельности, которое регламентируется работодателем (государственным или муниципальным учреждением) на основе типовых норм;
  5. формирование показателей и критериев эффективности трудовой деятельности для каждого специалиста.

Подобные вопросы решаются централизовано, что подтверждает положение п. 35 Рекомендаций, которое требует от учреждения создания и применения положения об оплате труда педагогов, которые будут свойственны только сотрудникам данного учреждения.

Применение коллективного договора для установления системы оплаты труда педагогов в государственном или муниципальном учреждении также представляется недостаточно гибким правовым механизмом. В соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой договор может заключаться в учреждении в целом, в его филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

К сожалению, разработка и принятие коллективного договора представляет собой достаточно сложную процедуру, включая регистрацию в государственных органах труда. Кроме того, ТК РФ содержит четкие требования к его структуре и содержанию.

Оптимальным вариантом документа, которым может устанавливаться система оплаты труда педагогов в государственном или муниципальном учреждении, является локальный нормативный акт (положение об оплате труда), утвержденный руководителем учреждения с учетом мнения профкома (при его наличии). Такой вариант установления и (или) изменения условий оплаты труда педагогов, конкретных показателей для каждого работника и др. наименее затратен в организационном плане, поскольку действующее законодательство (ст. 8 и 74 ТК РФ) требует для принятия локального нормативного акта лишь письменного уведомления работников, которых он касается, не позднее чем за два месяца до введения изменений, согласия работников на продолжении работы в новых условиях, а также предварительного (до утверждения) запроса мнения представительного органа работников (т. е. профкома учреждения).

Рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда педагогов государственных и муниципальных учреждений принимаются каждый год. Документ этого года содержит ряд новаций. Назовем некоторые из них.

Рекомендации предусматривают заключение более полных и содержательных трудовых договоров с работниками.

В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

П. 24 Рекомендаций

Согласно п. 13–14 документа в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору) необходимо указывать:

  • фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленной ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
  • размеры выплат компенсационного характера в случае выполнения им работ в следующих условиях:
  • на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • на работах в местностях с особыми климатическими условиями;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречивание и рассекречивание, а также за работу с шифрами.

В подпункте «е» п. 35 Рекомендаций прописана важность внесения правок в трудовые договоры (включая досоглашения) в тех случаях, когда размеры и условия оплаты труда меняются, включая переход на новые системы расчета заработной платы, расчете и изменении тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которые установлены специалистам за исполнение ими трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера.

При заключении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 36 Рекомендаций следует использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда педагогов, а также рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н.

Рекомендации также содержат требования к положению об оплате труда педагогов государственного или муниципального учреждения:

согласно п. 12 в данном локальном нормативном акте запрещена терминология «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемой в примерных положениях об оплате труда педагогов учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Рекомендации по сути запрещают начислять заработную плату педагогам, основываясь на должностных окладах, а не на ставках, в том числе и тем, для которых регламентированы нормы преподавательской либо педагогической нагрузки в неделю (в год) за ставку заработной платы.

На данный момент около половины субъектов РФ применяют окладную систему оплаты труда педагогов в сочетании с почасовой оплатой, руководствуясь нормами ТК РФ вместо норм ведомственных подзаконных актов. Почасовая оплата (т. е. ставка за число часов в неделю или год) не согласуется с ТК РФ, нуждается в отмене либо приведении в соответствие с законом. Разработки окладной системы оплаты труда педагогов в настоящее время проводятся Минобрнауки России.

Оценивая эффективность работы заданных категорий специалистов подп. «д» п. 35 Рекомендаций подразумевается выбор демократических путей принятия решений о назначении выплат стимулирующему характера, в том числе посредством формирования комиссии с участием представительного органа работников.

Приложение

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (извлечения)

На заметку

Платить, нельзя задерживать

Минтруд России внес на рассмотрение Правительства РФ законопроект, который предлагает поднять размеры штрафов за задержку зарплаты. Сегодня они не превышают отметку в 5 тыс. руб. для должностных и 50 тыс. руб. для юридических лиц. Законопроект предлагает повысить пределы до 30 и 100 тыс. руб. соответственно, если же нарушение прав работников повторится, дисквалифицировать виновных на срок от одного года до трех лет. Также предлагается увеличить срок обращения в суд для решения вопросов невыплаты до 1 года (сейчас он составляет три месяца). По данным Росстата, на 1 декабря 2013 г. суммарная задолженность по заработной плате в стране достигла 2,9 млрд руб. За прошлый год цифры выросла практически в два раза, чем аналогичные показатели на 1 января 2013 г., когда задолженность равнялась 1,5 млрд руб. 88 тыс. работников не получили зарплаты вовремя, что составляет менее 1% занятых в обследуемых отраслях. Это связано с отсутствием собственных средств у организаций, почему эксперты сомневаются, что административные меры изменят ситуацию. Тем не менее законопроект планируется весной внести на рассмотрение в Госдуму России, а осенью окончательно принять.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год .docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль