Как происходит аттестация директоров школ в Алтайском крае: из первых уст

465

Каковы особенности процедуры аттестации директоров школ в Алтайском крае? Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестационные испытания? Должны ли отличаться квалификационные категории для руководителей и педагогических работников? На эти и другие вопросы отвечает директор гимназии № 40 г. Барнаула Александр Георгиевич Овсиевский.

Александр Георгиевич, расскажите, пожалуйста, как часто в Алтайском крае проходит аттестация директоров школ и какие основные этапы она включает?

А.О.: В Алтайском крае аттестация директоров школ на соответствие занимаемой должности проходит один раз в пять лет. Сначала директор должен подать заявление о том, что хочет аттестоваться, и либо написать самоанализ реализации программы развития школы, либо пройти тестирование на компьютере.

После того как самоанализ либо тестирование будут зачтены, члены специальной комиссии, которая формируется при органе управления образованием в городе или сельском районе, проводят с директором собеседование. Собственно говоря, это и есть второй этап. Последний этап – это заседание аттестационной комиссии, на которой в отношении директора выносится решение: «соответствует занимаемой должности» или «не соответствует занимаемой должности».

Заседания комиссии, как правило, проводятся четыре раза в год, т. е. каждый квартал. На любом из них директор может пройти аттестационное испытание. Начинающие директора должны проходить аттестацию в обязательном порядке – в течение двух-трех месяцев после назначения на должность.

Вы упомянули о такой форме аттестации директоров школ, как компьютерное тестирование. Как оно обычно проходит?

А.О.: Компьютерное тестирование директоров школ проводится в Алтайском крае и, в частности, в Барнауле уже давно. Кстати, совсем скоро в кабинете информатики нашей гимназии работники городского Комитета по образованию будут тестировать 14 директоров, у которых подошел срок аттестации. Вопросы обычно касаются приоритетных направлений развития российской системы образования, требований охраны труда и пожарной безопасности, защиты прав детей и, конечно, ведения хозяйственной деятельности образовательной организации.

Программа тестирования содержит около 400 вопросов. Приведу несколько примеров: «Укажите, кто не относится к участникам контрактной системы в соответствии со ст. 3 Закона № 44-ФЗ?», «На какой срок может заключаться срочный трудовой договор?», «Вправе ли работодатель в лице администрации образовательной организации самостоятельно проводить проверку знаний педагогических работников по требованиям охраны труда?». Случайным образом компьютер выбирает аттестующемуся 30 вопросов. По каждому из них предлагается несколько вариантов ответов. У аттестующегося есть три попытки по 45 мин.

Что бы Вы изменили в процедуре аттестации директоров школ?

А.О.: Я бы вернул для директоров высшую и первую квалификационные категории. Раньше так и было, что, по-моему, справедливо, ведь результаты работы у всех разные. Но затем Минобрнауки России решило всех сделать формально равными, и теперь директора аттестуются просто на соответствие занимаемой должности. Для педагогов пока сохраняются три ступени аттестации: сначала высшая категория, затем первая и, наконец, «соответствие занимаемой должности». Думаю, что и среди директоров школ соответствие занимаемой должности должно быть самой низкой ступенью квалификации.

Недавно Вы сами прошли аттестацию директора школы. Было трудно?

А.О.: Трудно не было, потому что я стараюсь отслеживать изменения в законодательстве: как в федеральном, так и в региональном. Кроме того, наша гимназия сотрудничает с известной справочно-правовой системой. Ее специалисты не только информируют нас о новых нормативных документах в сфере образования, но и консультируют по разным вопросам, выполняют сравнительный анализ законов – например, старого и нового законов об образовании.

Посоветуйте, пожалуйста, своим коллегам, как лучше организовать подготовку к аттестации директоров школ.

А.О.: Рекомендую постоянно вести портфолио: в конце дня тратить всего несколько минут, чтобы систематизировать положительную и отрицательную информацию о своей работе. Но, конечно, самое главное – директора должны хорошо знать законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, административно-хозяйственную, оздоровительную работу, а также трудовое, гражданское, административное, бюджетное и налоговое законодательство в части, которая регулирует деятельность образовательных организаций и органов управления образованием.

Знакомы ли Вы с порядком проведения аттестации педагогических работников, подготовленным Минобрнауки России? Если да, то в чем, по Вашему мнению, его плюсы и минусы?

А.О.: Да, знаком, потому что на протяжении 33 лет лично занимаюсь вопросами аттестации учителей и других педработников: сначала как заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а затем – как директор.

Плюсов, честно говоря, не вижу никаких. А вот минус есть: аттестация на соответствие занимаемой должности отдана на откуп школе, внешняя экспертиза по этому направлению не предусмотрена. Это значит, что, если у администрации школы и педагога напряженные отношения, педагог рискует аттестацию не пройти.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль