Аттестация руководителей образовательных организаций в Москве: мифы и реальность

406

С каждым годом требования к профессиональным знаниям и навыкам руководителей образовательных организаций становятся все серьезнее. Сегодня они должны не только эффективно решать текущие административно-хозяйственные задачи, организовывать деятельность педагогического коллектива, но и уметь разрабатывать стратегию развития организации, осуществлять инновационные проекты, устанавливать партнерские отношения с различными социальными институтами. Соответствует или нет руководитель этим и другим требованиям, помогает установить процедура аттестации руководителей образовательных организаций.

Аттестация руководителей образовательных организаций: слово закона

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридически закрепил обязательность прохождения аттестации кандидатами на должность руководителя образовательной организации и лицами, занимающими эту должность. Согласно ч. 4 ст. 51 данного нормативного документа кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, которые назначаются Президентом РФ и Правительством РФ) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации руководителей образовательных учреждений 2016 устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

В Москве проведение аттестации руководителей образовательных организаций и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций регламентируется Положением о порядке проведения аттестации руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, утвержденным приказом Департамента образования города Москвы от 23.09.2013 № 602.

 Организационно-методическое и техническое сопровождение процедуры аттестации руководителей образовательных организаций осуществляет Московский центр качества образования (далее – МЦКО). В его функции входит:

  • разработка критериев, измеряемых показателей и формы представлений на аттестацию руководителей и кандидатов на должность руководителя с учетом образовательных программ, реализуемых образовательной организацией; разработка методических рекомендаций по проведению процедуры аттестации;
  • консультирование аттестуемых по вопросам организации и проведения процедуры аттестации; организация приема и регистрация аттестационных документов и материалов;
  • обеспечение защиты персональных данных аттестуемых в установленном законом порядке;
  • проведение технической и содержательной экспертизы аттестационных материалов;
  • привлечение специалистов для разработки вопросов и заданий для квалификационных испытаний и их представление на общественно-государственную экспертизу;
  • формирование графиков проведения тестирования, доведение их до сведения работодателей аттестуемых, информирование об этом всех заинтересованных лиц через сайт МЦКО;
  • обеспечение проведения тестирования; организация информационно-аналитического и организационно-технического сопровождения деятельности аттестационной комиссии;
  • представление отчетной документации по итогам проведения аттестации.

За этим перечнем стоит кропотливая работа сотрудников МЦКО по созданию образовательной инфраструктуры, которая призвана стимулировать повышение квалификации руководителей образовательных организаций, их личностный и профессиональный рост, а также повышение эффективности и качества управления образовательной организацией.

Мифы об аттестации руководителей образовательных организаций

Процедура аттестации руководителей образовательных организаций, как и любое испытание, требующее от человека мобилизации всех внутренних ресурсов, обросла множеством слухов и мифов, которые часто направлены на оправдание тех, кто по тем или иным причинам не смог доказать свою профессиональную состоятельность и успешно пройти аттестацию. Попробуем в них разобраться.

Миф первый: процедура аттестации требует заполнения отчетных форм с огромным количеством цифр, за которыми невозможно увидеть реального человека.

На самом деле цифры в отчетных формах объективно (в измеряемых величинах) отражают деятельность руководителя образовательной организации по реализации государственной политики в области образования.

Так, в представлении руководителя на аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо указать количество выпускников 11-х классов, получивших по итогам сдачи трех экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации 220 и более баллов. Динамика показателей по годам отражает уровень компетентности руководителя в вопросах обеспечения качества образовательных результатов обучающихся. Реализация современных требований к кадровым условиям функционирования образовательной организации, и в частности в вопросах повышения заработной платы педагогических работников, отражается в показателях децильного коэффициента дифференциации заработной платы.

Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальный уровень заработной платы 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает максимальный уровень заработной платы 10% наименее оплачиваемых работников.

 Миф второй: аттестация включает в себя квалификационное испытание, которое требует знания ответов на несущественные вопросы.

Действительно, одним из компонентов аттестационной процедуры является квалификационное испытание, которое проводится в форме компьютерного тестирования. Его цель – определить уровень владения руководителем профессиональными знаниями в самых разных областях управленческой деятельности. Круг вопросов, включенных в контрольно-измерительные материалы тестирования, ориентирован на мотивирование руководителей к повышению уровня своей теоретической подготовки и совершенствованию управленческих компетенций.

 В целях преодоления заблуждений среди аттестуемых по поводу целесообразности тех или иных вопросов председатель аттестационной комиссии И.И. Калина предложил членам комиссии пройти тестирование и высказать свое мнение об этом квалификационном испытании.

Вердикт членов комиссии был однозначен: предлагаемые вопросы охватывают максимальный спектр знаний, необходимых для оценки управленческих компетенций руководителя образовательной организации. Кроме того, был проведен опрос руководителей, которые успешно прошли тестирование. Им задавали вопрос, насколько эффективна данная процедура. Приведем для примера несколько ответов.

Руководитель образовательной организации Северного административного округа, результат тестирования – 91%: «Подготовка к тестированию заставила меня обратиться к изучению тех нормативных документов, которые я каждодневно использую в работе, но на знакомство с которыми у меня никогда не хватало времени».

Руководитель образовательной организации Юго-Западного административного округа, результат тестирования – 85%: «Я получил удовлетворение от процесса познания и обрел второе дыхание в тот момент, когда казалось, что уже нет сил. Результат тестирования покажу моим ученикам как стимул и ориентир для сдачи ЕГЭ».

Руководитель образовательной организации Центрального административного округа, результат тестирования – 95%: «Хочу провести данную процедуру для своих заместителей, так как на собственном опыте убедился, что замер и оценка знаний способствуют их пополнению и обновлению».

Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равном количестве голосов решающим является голос председателя. При прохождении аттестации аттестуемый, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

П. 4.4 Положения о порядке проведения аттестации руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования города Москвы

Миф третий: все, кто приглашается на заседание аттестационной комиссии, подвергаются унизительной процедуре допроса с трансляцией в прямом эфире.

Не думаем, что в этом испытании есть что-либо унизительное. Собеседование с аттестационной комиссией, которое транслируется в прямом эфире в сети Интернет и впоследствии размещается на сайте Департамента образования города Москвы, является стандартной процедурой и необходимо для вынесения объективного решения в случаях, когда в отношении аттестуемого руководителя возникают вопросы, связанные с результатами других процедур.

Держать ответ на вопросы об итогах проверок контролирующих органов или связанные с недостаточностью показателей для проведения автоматической процедуры аттестации руководителей образовательных организаций на соответствие занимаемой должности – это прекрасная возможность самопрезентовать себя и доказать свою состоятельность как руководителя.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль