Аттестация руководителей образовательных организаций в Москве: мифы и реальность

260

С каждым годом требования к профессиональным знаниям и навыкам руководителей образовательных организаций становятся все серьезнее. Сегодня они должны не только эффективно решать текущие административно-хозяйственные задачи, организовывать деятельность педагогического коллектива, но и уметь разрабатывать стратегию развития организации, осуществлять инновационные проекты, устанавливать партнерские отношения с различными социальными институтами. Соответствует или нет руководитель этим и другим требованиям, помогает установить процедура аттестации руководителей образовательных организаций.

Аттестация руководителей образовательных организаций: слово закона

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридически закрепил обязательность прохождения аттестации кандидатами на должность руководителя образовательной организации и лицами, занимающими эту должность. Согласно ч. 4 ст. 51 данного нормативного документа кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, которые назначаются Президентом РФ и Правительством РФ) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации руководителей образовательных учреждений 2016 устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

В Москве проведение аттестации руководителей образовательных организаций и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций регламентируется Положением о порядке проведения аттестации руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, утвержденным приказом Департамента образования города Москвы от 23.09.2013 № 602.

 Организационно-методическое и техническое сопровождение процедуры аттестации руководителей образовательных организаций осуществляет Московский центр качества образования (далее – МЦКО). В его функции входит:

  • разработка критериев, измеряемых показателей и формы представлений на аттестацию руководителей и кандидатов на должность руководителя с учетом образовательных программ, реализуемых образовательной организацией; разработка методических рекомендаций по проведению процедуры аттестации;
  • консультирование аттестуемых по вопросам организации и проведения процедуры аттестации; организация приема и регистрация аттестационных документов и материалов;
  • обеспечение защиты персональных данных аттестуемых в установленном законом порядке;
  • проведение технической и содержательной экспертизы аттестационных материалов;
  • привлечение специалистов для разработки вопросов и заданий для квалификационных испытаний и их представление на общественно-государственную экспертизу;
  • формирование графиков проведения тестирования, доведение их до сведения работодателей аттестуемых, информирование об этом всех заинтересованных лиц через сайт МЦКО;
  • обеспечение проведения тестирования; организация информационно-аналитического и организационно-технического сопровождения деятельности аттестационной комиссии;
  • представление отчетной документации по итогам проведения аттестации.

За этим перечнем стоит кропотливая работа сотрудников МЦКО по созданию образовательной инфраструктуры, которая призвана стимулировать повышение квалификации руководителей образовательных организаций, их личностный и профессиональный рост, а также повышение эффективности и качества управления образовательной организацией.

Мифы об аттестации руководителей образовательных организаций

Процедура аттестации руководителей образовательных организаций, как и любое испытание, требующее от человека мобилизации всех внутренних ресурсов, обросла множеством слухов и мифов, которые часто направлены на оправдание тех, кто по тем или иным причинам не смог доказать свою профессиональную состоятельность и успешно пройти аттестацию. Попробуем в них разобраться.

Миф первый: процедура аттестации требует заполнения отчетных форм с огромным количеством цифр, за которыми невозможно увидеть реального человека.

На самом деле цифры в отчетных формах объективно (в измеряемых величинах) отражают деятельность руководителя образовательной организации по реализации государственной политики в области образования.

Так, в представлении руководителя на аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо указать количество выпускников 11-х классов, получивших по итогам сдачи трех экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации 220 и более баллов. Динамика показателей по годам отражает уровень компетентности руководителя в вопросах обеспечения качества образовательных результатов обучающихся. Реализация современных требований к кадровым условиям функционирования образовательной организации, и в частности в вопросах повышения заработной платы педагогических работников, отражается в показателях децильного коэффициента дифференциации заработной платы.

Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальный уровень заработной платы 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает максимальный уровень заработной платы 10% наименее оплачиваемых работников.

 Миф второй: аттестация включает в себя квалификационное испытание, которое требует знания ответов на несущественные вопросы.

Действительно, одним из компонентов аттестационной процедуры является квалификационное испытание, которое проводится в форме компьютерного тестирования. Его цель – определить уровень владения руководителем профессиональными знаниями в самых разных областях управленческой деятельности. Круг вопросов, включенных в контрольно-измерительные материалы тестирования, ориентирован на мотивирование руководителей к повышению уровня своей теоретической подготовки и совершенствованию управленческих компетенций.

 В целях преодоления заблуждений среди аттестуемых по поводу целесообразности тех или иных вопросов председатель аттестационной комиссии И.И. Калина предложил членам комиссии пройти тестирование и высказать свое мнение об этом квалификационном испытании.

Вердикт членов комиссии был однозначен: предлагаемые вопросы охватывают максимальный спектр знаний, необходимых для оценки управленческих компетенций руководителя образовательной организации. Кроме того, был проведен опрос руководителей, которые успешно прошли тестирование. Им задавали вопрос, насколько эффективна данная процедура. Приведем для примера несколько ответов.

Руководитель образовательной организации Северного административного округа, результат тестирования – 91%: «Подготовка к тестированию заставила меня обратиться к изучению тех нормативных документов, которые я каждодневно использую в работе, но на знакомство с которыми у меня никогда не хватало времени».

Руководитель образовательной организации Юго-Западного административного округа, результат тестирования – 85%: «Я получил удовлетворение от процесса познания и обрел второе дыхание в тот момент, когда казалось, что уже нет сил. Результат тестирования покажу моим ученикам как стимул и ориентир для сдачи ЕГЭ».

Руководитель образовательной организации Центрального административного округа, результат тестирования – 95%: «Хочу провести данную процедуру для своих заместителей, так как на собственном опыте убедился, что замер и оценка знаний способствуют их пополнению и обновлению».

Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равном количестве голосов решающим является голос председателя. При прохождении аттестации аттестуемый, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

П. 4.4 Положения о порядке проведения аттестации руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования города Москвы

Миф третий: все, кто приглашается на заседание аттестационной комиссии, подвергаются унизительной процедуре допроса с трансляцией в прямом эфире.

Не думаем, что в этом испытании есть что-либо унизительное. Собеседование с аттестационной комиссией, которое транслируется в прямом эфире в сети Интернет и впоследствии размещается на сайте Департамента образования города Москвы, является стандартной процедурой и необходимо для вынесения объективного решения в случаях, когда в отношении аттестуемого руководителя возникают вопросы, связанные с результатами других процедур.

Держать ответ на вопросы об итогах проверок контролирующих органов или связанные с недостаточностью показателей для проведения автоматической процедуры аттестации руководителей образовательных организаций на соответствие занимаемой должности – это прекрасная возможность самопрезентовать себя и доказать свою состоятельность как руководителя.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль