Как доказать конфликт интересов педагогического работника?

325

Норма, касающаяся урегулирования конфликта интересов педагогического работника при оказании платных образовательных услуг, впервые возникла в российском законодательстве при подготовке Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ»). В процессе работы она то включалась в текст закона, то исключалась из него, но в итоге осталась представленной в более мягком варианте.
Согласно п. 33 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» конфликт интересов педагогического работника — факт появления у сотрудника ОО личной заинтересованности в получении финансовой выгоды, которая возникает в процессе выполнения должностных обязанностей. При этом данная ситуация может повлиять или влияет на качество профессиональной деятельности педагогического работника, поскольку вызвана противоречием между личной заинтересованностью сотрудника и правами других участников образовательного процесса.

Как доказать факт конфликта интересов педагогического работника

К сожалению, определение понятия конфликта интересов педагогического работника не позволяет легко инкриминировать данное нарушение в выявления оказания репетиторских услуг. Административному составу школы с целью привлечения виновного к ответственности следует не только доказать выявить факт материальной заинтересованности педагогического работника, но и возможный процесс влияния этого факта на профессиональную деятельность сотрудника. Ведь возникновение конфликта интересов не всегда сказывается на работе педагогического работника негативным образом. Практика показывает, что заинтересованные педагогические работники стараются продемонстрировать максимальную производительность, чтобы в полной мере удовлетворить свою заинтересованность.
Следует отметить, что понятие конфликта интересов педагогических работников образовательных организаций было введено в законодательное поле с целью разъяснения положений о запрете репетиторства на частной основе. Оказание педагогическим работником платных образовательных услуг обучающимся школы, в которой работает данный сотрудник, противоречит ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ», провоцируя возникновение конфликта интересов.

Вопрос о предоставлении образовательных платных услуг

В случае вопроса предоставления дополнительных образовательных услуг на платной основе, ситуация неоднозначная: с одной стороны, педагогический работник не имеет право заниматься репетиторством со своими учениками и получать материальную выгоду, но с другой, если инициатором предоставления дополнительного платного обучения выступает школа, действия педагогического работника не противоречат нормам. Такая ситуация возникает по той причине, что административный состав школы имеет право в любой время при условии уважительных причин отстранять сотрудников от проведения платных занятий.

Сложность регулирования ситуации в вопросе конфликта интересов отягощает тот факт, что запрет педагогическому работнику заниматься с учениками ОО, в которой он работает, не считается безусловным. В ранней редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» был представлен жесткий запрет на репетиторство, но в данный момент ограничение считается обусловленным только в случае возникновения конфликта интересов. 

В принципе, и сама доказательная база факта осуществления дополнительного обучения за плату собирается крайне сложно. Обвинять педагогического работника в нарушении актуального законодательства можно только в случае фиксирования факта передачи денежных средств учениками, их родителями или законными представителями. Подобное «обнародование» часто имеет место в случае возникновения претензий обучающегося к педагогическому работнику, оказывавшему услуги, вследствие чего сам школьник или его родители (законные представители) обращаются к администрации ОО с целью разрешить спор. К сожалению, руководитель ОО и его заместители самостоятельно крайне редко могут выявить подобные нарушения. Немаловажно, что факт оплаты платных образовательных услуг следует связать с возникновением конфликта интересов, что в современных условиях сделать практически невозможно. Поэтому можно смело утверждать, что запрет на репетиторство перестал быть актуальным.

Еще один важный фактор, влияющий на ситуацию, — отсутствие в трудовом законодательстве и Федеральном законе «Об образовании в РФ» порядка привлечения виновного педагога к ответственности. Поэтому даже если руководство школы выявит нарушителя, привлечь его к ответственности не получится.

Но если нарушение запрета об оказании дополнительных образовательных услуг на платной основе было зафиксировано в рабочее время педагогического работника, последнего можно привлечь к дисциплинарной ответственности — вынести замечание или выговор, расторгнуть трудовой договор. Стоит отметить, что лишь малый процент педагогических работников практикует репетиторство в часы, отведенные под выполнение должностных обязанностей. Преподавание на платной основе организовывается во внеурочное время, а поскольку работодатель в лице руководителя ОО имеет право наказывать педагогических работников только за невыполнение плану согласно выбранной профессиональной нагрузки, то и по данному пункту привлечение виновных педагогических работников к ответственности не представляется возможным. 

Для случаев, когда работник нарушил запрет в нерабочее время, действующее законодательство вообще не предусматривает никаких мер ответственности. Единственным возможным вариантом хоть как-то наказать работника в этом случае является доказательство в суде того, что факт частного репетиторства (когда он ведет к конфликту интересов) является аморальным проступком со стороны работника. Если нарушение запрета признают аморальным проступком, это может послужить основанием для увольнения работника по п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Совершение аморального проступка в соответствии с трудовым законодательством служит основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя независимо от того, когда оно было совершено: в рабочее время работника или нет. К сожалению, нет никаких гарантий, что суд сочтет частное репетиторство, которое приводит к конфликту интересов педагогического работника, аморальным проступком и применит соответствующую норму.

Специальных же мер ответственности за нарушение запрета, как уже было сказано выше, не установлено. Таким образом, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» введена довольно важная с точки зрения обеспечения интересов обучающихся и борьбы с коррупцией в образовании норма. Однако ее применение крайне затруднительно, поскольку доказать на практике, что она нарушена, сложно, да и ответственность за данное нарушение не установлена.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль