Как доказать конфликт интересов педагогического работника?

371

Норма, касающаяся урегулирования конфликта интересов педагогического работника при оказании платных образовательных услуг, впервые возникла в российском законодательстве при подготовке Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ»). В процессе работы она то включалась в текст закона, то исключалась из него, но в итоге осталась представленной в более мягком варианте.
Согласно п. 33 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» конфликт интересов педагогического работника — факт появления у сотрудника ОО личной заинтересованности в получении финансовой выгоды, которая возникает в процессе выполнения должностных обязанностей. При этом данная ситуация может повлиять или влияет на качество профессиональной деятельности педагогического работника, поскольку вызвана противоречием между личной заинтересованностью сотрудника и правами других участников образовательного процесса.

Как доказать факт конфликта интересов педагогического работника

К сожалению, определение понятия конфликта интересов педагогического работника не позволяет легко инкриминировать данное нарушение в выявления оказания репетиторских услуг. Административному составу школы с целью привлечения виновного к ответственности следует не только доказать выявить факт материальной заинтересованности педагогического работника, но и возможный процесс влияния этого факта на профессиональную деятельность сотрудника. Ведь возникновение конфликта интересов не всегда сказывается на работе педагогического работника негативным образом. Практика показывает, что заинтересованные педагогические работники стараются продемонстрировать максимальную производительность, чтобы в полной мере удовлетворить свою заинтересованность.
Следует отметить, что понятие конфликта интересов педагогических работников образовательных организаций было введено в законодательное поле с целью разъяснения положений о запрете репетиторства на частной основе. Оказание педагогическим работником платных образовательных услуг обучающимся школы, в которой работает данный сотрудник, противоречит ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ», провоцируя возникновение конфликта интересов.

Вопрос о предоставлении образовательных платных услуг

В случае вопроса предоставления дополнительных образовательных услуг на платной основе, ситуация неоднозначная: с одной стороны, педагогический работник не имеет право заниматься репетиторством со своими учениками и получать материальную выгоду, но с другой, если инициатором предоставления дополнительного платного обучения выступает школа, действия педагогического работника не противоречат нормам. Такая ситуация возникает по той причине, что административный состав школы имеет право в любой время при условии уважительных причин отстранять сотрудников от проведения платных занятий.

Сложность регулирования ситуации в вопросе конфликта интересов отягощает тот факт, что запрет педагогическому работнику заниматься с учениками ОО, в которой он работает, не считается безусловным. В ранней редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» был представлен жесткий запрет на репетиторство, но в данный момент ограничение считается обусловленным только в случае возникновения конфликта интересов. 

В принципе, и сама доказательная база факта осуществления дополнительного обучения за плату собирается крайне сложно. Обвинять педагогического работника в нарушении актуального законодательства можно только в случае фиксирования факта передачи денежных средств учениками, их родителями или законными представителями. Подобное «обнародование» часто имеет место в случае возникновения претензий обучающегося к педагогическому работнику, оказывавшему услуги, вследствие чего сам школьник или его родители (законные представители) обращаются к администрации ОО с целью разрешить спор. К сожалению, руководитель ОО и его заместители самостоятельно крайне редко могут выявить подобные нарушения. Немаловажно, что факт оплаты платных образовательных услуг следует связать с возникновением конфликта интересов, что в современных условиях сделать практически невозможно. Поэтому можно смело утверждать, что запрет на репетиторство перестал быть актуальным.

Еще один важный фактор, влияющий на ситуацию, — отсутствие в трудовом законодательстве и Федеральном законе «Об образовании в РФ» порядка привлечения виновного педагога к ответственности. Поэтому даже если руководство школы выявит нарушителя, привлечь его к ответственности не получится.

Но если нарушение запрета об оказании дополнительных образовательных услуг на платной основе было зафиксировано в рабочее время педагогического работника, последнего можно привлечь к дисциплинарной ответственности — вынести замечание или выговор, расторгнуть трудовой договор. Стоит отметить, что лишь малый процент педагогических работников практикует репетиторство в часы, отведенные под выполнение должностных обязанностей. Преподавание на платной основе организовывается во внеурочное время, а поскольку работодатель в лице руководителя ОО имеет право наказывать педагогических работников только за невыполнение плану согласно выбранной профессиональной нагрузки, то и по данному пункту привлечение виновных педагогических работников к ответственности не представляется возможным. 

Для случаев, когда работник нарушил запрет в нерабочее время, действующее законодательство вообще не предусматривает никаких мер ответственности. Единственным возможным вариантом хоть как-то наказать работника в этом случае является доказательство в суде того, что факт частного репетиторства (когда он ведет к конфликту интересов) является аморальным проступком со стороны работника. Если нарушение запрета признают аморальным проступком, это может послужить основанием для увольнения работника по п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Совершение аморального проступка в соответствии с трудовым законодательством служит основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя независимо от того, когда оно было совершено: в рабочее время работника или нет. К сожалению, нет никаких гарантий, что суд сочтет частное репетиторство, которое приводит к конфликту интересов педагогического работника, аморальным проступком и применит соответствующую норму.

Специальных же мер ответственности за нарушение запрета, как уже было сказано выше, не установлено. Таким образом, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» введена довольно важная с точки зрения обеспечения интересов обучающихся и борьбы с коррупцией в образовании норма. Однако ее применение крайне затруднительно, поскольку доказать на практике, что она нарушена, сложно, да и ответственность за данное нарушение не установлена.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль