Физкультура и оздоровительная работа в коррекционной школе

809

Сергей Фурсов, канд. полит. наук, учитель С(К)ОШ VIII вида № 30 г. Москвы

Мария Фурсова, редактор благотворительного фонда «Даунсайд Ап»

Принято считать, что дети приходят в школу за знаниями, однако для воспитания полноценной, гармоничной личности одного умственного развития недостаточно. Научно доказано, что умственное развитие зависит от физического: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, появляются новые меж нейронные связи и нервные клетки. Физическое здоровье – залог того, что учащийся будет усваивать учебную программу лучше.

Создание комплексной системы оздоровительной работы в коррекционной школе

В нашей школе за многие годы сформировалась целая система спортивно-оздоровительной работы. Практика показала, что лишь комплексный подход к этому вопросу может дать положительный результат: одних уроков физкультуры в школе либо одной внеурочной работы недостаточно. Главная причина – особенности здоровья детей.

Физкультура и оздоровительная работа в коррекционной школеВ основном наши ученики имеют тяжелые и множественные нарушения развития, возникшие вследствие поражения центральной нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем возрасте. При таких нарушениях страдают интеллект, речь, общая и мелкая моторика, сенсорная, поведенческая и коммуникативная сферы. Основным нарушением является умственная отсталость, которая в сочетании с другими особенностями развития дает картину сложной структуры дефекта. Назовем кратко некоторые из этих особенностей:

  • нарушения функций анализаторов (зрения, слуха, тактильной чувствительности);
  • двигательные нарушения (в т. ч. ДЦП разной формы и степени тяжести);
  • тяжелые нарушения речи;
  • повышенная судорожная готовность (эписиндром*);
  • расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения
  • регуляции поведения);
  • аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение социального поведения, коммуникации).

Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально развивающемуся сверстнику. У таких детей часто бывают проблемы с координацией движений, равновесием, с большой задержкой формируются двигательные умения и навыки, быстрота, ловкость, выносливость и другие качества. Этот фактор необходимо учитывать при разработке для них программ по физическому воспитанию.

К сожалению, в семьях с умственно отсталыми детьми (и специалисты нашей школы постоянно сталкиваются с этой проблемой) редко уделяется достаточно внимания физическому воспитанию. В результате дети приходят в школу, не имея представлений о том, что такое физическая культура, здоровый образ жизни и как поддерживать свое здоровье. При этом уже в раннем возрасте они страдают заболеваниями, которые приобрели именно из-за отсутствия планомерной физической работы. В первую очередь, это лишний вес, сколиоз и другие проблемы с позвоночником, а также просто общая неразвитость мышечного корсета.

В школе реализуется программа физкультурно-оздоровительной работы для детей с множественными умственными и физическими нарушениями развития.

Решить все указанные проблемы в коррекционной школе можно только посредством построения разносторонней и многоуровневой системы физического воспитания. Суть этой системы отражена в школьной программе физкультурно-оздоровительной работы для детей с множественными умственными и физическими нарушениями развития. Данная программа ежегодно корректируется на заседаниях методических объединений, принимается на заседании педагогического совета и утверждается директором школы.

Основные задачи программы оздоровительной работы в коррекционной школе

  • укрепление здоровья учащихся, повышение их работоспособности;
  • совершенствование у учащихся двигательных и волевых умений и навыков, формирование у них чувства ритма, темпа, координации движений;
  • развитие у учащихся умственных способностей, эмоциональной сферы и высших психических функций в целом;
  • создание комфортных коррекционно-развивающих условий и атмосферы взаимопонимания и партнерства в детском коллективе;
  • воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности, самостоятельности.

Обеспечение индивидуального подхода в программе оздоровительной работы в коррекционной школе

Основным принципом реализации программы физкультурно-оздоровительной работы, сложившейся в школе, является ее коррекционная направленность, основанная на индивидуальном подходе к учащимся и использованию средств физической культуры.

В начале учебного года всех детей осматривает школьный врач. Затем он вместе со специалистами психолого-педагогической комиссии определяет, какую именно физическую нагрузку ребенок может выдержать и в каком режиме

Если ребенок освобожден от уроков физкультуры, это не значит, что он вообще не будет заниматься. Он сможет посещать уроки лечебной физкультуры, занятия в объединениях дополнительного образования, внеурочные коррекционно-развивающие занятия, а также занятия в рамках дополнительных платных образовательных услуг спортивной направленности.

Если и это будет для ребенка сложно, он будет заниматься физическими упражнениями во время физкультминуток на уроках и динамических пауз на больших переменах, посещать интерактивно-игровые спектакли, спортивные праздники, участвовать в играх на свежем воздухе и т. д. Как показывает практика, любому ребенку в коррекционной школе можно обеспечить хотя бы минимальный уровень физической активности. При этом, конечно, нужно учитывать состояние его двигательных функций и координационных способностей, уровень его физической подготовки, способности и отношение к обучению, интересы, а также рекомендации врача.

При организации занятий необходимо обращать особое внимание на их эмоциональную составляющую – музыкальное сопровождение, игровые методы, нетрадиционное оборудование. Всем детям нужно подбирать посильные задания и создавать условия для их выполнения, применять методы поощрения и одобрения, оказывать помощь и поддержку, создавать атмосферу безопасности и комфорта, а также контролировать динамику результатов учебно-познавательного процесса. Аттестация по физкультуре в школе коррекционного типа также должна проводится по упрощенной схеме.

Актуальность комплексного подхода к организации физкультурно-оздоровительной работы в коррекционной школе заключается в том, что он позволяет реализовать право каждого учащегося на получение образовательных услуг, а также создать средствами физического воспитания предпосылки для его успешной бытовой, учебной, трудовой, семейной и социальной адаптации.

Основные направления оздоровительной работы в коррекционной школе

Спортивно-оздоровительная работа в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:

Физкультура и оздоровительная работа в коррекционной школе1. Уроки физкультуры (адаптивной физкультуры).

2. Уроки лечебной физкультуры.

3. Занятия в объединениях дополнительного образования, внеурочные коррекционно-развивающие занятия.

4. Занятия с элементами спорта, направленные на поддержание здоровья.

5. Массовые мероприятия.

6. Пропаганда здорового образа жизни. Остановимся на каждом из этих направлений подробнее.

1. Уроки физкультуры (адаптивной физкультуры)

Урок является основной формой спортивно-оздоровительной работы в школе: в 1-х классах проводятся три урока адаптивной физкультуры в неделю, во 2 – 7-х классах – два урока физической культуры, в 8–10-х классах – три урока физической культуры.

Каждый урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Важнейшие элементы – зарядка, пробежка, индивидуальные упражнения, спортивные игры. Они чередуется с отдыхом и расслабляющими упражнениями.

На начальном этапе физического воспитания важно привить ученикам интерес к предмету. Дело в том, что многие требования и упражнения – например, построение в линейку, бег друг за другом, прыжки и т. д. – нашим детям непонятны. Обучение подобным азам происходит постепенно, чтобы сохранить у них мотивацию и желание заниматься.

Каждый урок планируется согласно принципам постепенного повышения нагрузки (от простого к сложному), соответствия упражнений возрасту и развитию учащихся, чередования различных видов упражнений.

Для усвоения алгоритма выполнения заданий и инструкций педагога детям требуется многократное повторение: каждое упражнение повторяется до тех пор, пока не станет ясным и не перейдет в навык.

Адаптивная физическая культура – система физических упражнений для лиц, имеющих какие-либо нарушения в состоянии здоровья.

Упражнения и подвижные игры подбираются таким образом, чтобы их можно было разбить на элементарные движения или несколько частей: сначала осваивается одна часть, затем другая и только после этого отрабатывается упражнение в целом. Например, прежде чем дать задание ученикам пройти полосу препятствий, педагог отдельно отрабатывает каждый этап: первый урок – «Прыжок с высоты» (нужно прыгнуть с гимнастической скамейки), второй – «Туннель» (нужно пролезть сквозь несколько обручей), третий – «Припасы» (нужно пробежать челночным бегом) и т. д. После того как все этапы освоены, педагог проводит обобщающее занятие, на котором ученики проходят полосу препятствий целиком.

Как правило, во время выполнения упражнения применяются специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей. При этом педагоги часто прибегают к методу ассоциаций – имитируют движения животных, явления природы и др., понятные ученикам. Например, разыгрывается сценка «В степи». Сначала педагог говорит: «Вот бегут лошади!». Дети начинают бежать. Затем «начинается ураган» – дети бегут и быстро машут руками. Спустя какое-то время «ураган уходит», «по небу спокойно плывут облака» – дети перестают бежать, махать руками, движутся медленно и плавно.

Поскольку учащиеся с большим трудом воспринимают словесную инструкцию даже в сочетании с демонстрацией, педагог должен помогать каждому из них справиться с трудностями. Кроме того, попадая в непривычную обстановку, учащиеся часто не могут воспроизвести даже хорошо знакомые упражнения, поэтому целесообразно просить их выполнять одни и те же задания в различных условиях: в спортивном зале, на улице, в фойе школы, игровых зонах учебных кабинетов.

2. Уроки лечебной физкультуры в оздоровительной работе в коррекционной школе

Дети, освобожденные по состоянию здоровья от уроков физической культуры, как правило, могут заниматься лечебной физкультурой (ЛФК). Такие занятия проводятся индивидуально либо в малых группах. Комплексы упражнений назначает врач в соответствии с основным заболеванием ребенка.

В нашей школе уроки ЛФК посещают учащиеся 2–7-х классов один раз в неделю. Их проводят сертифицированные специалисты, в т. ч. учителя, прошедшие обучение по специальности «Лечебная физическая культура».

Главная цель ЛФК – добиться коррекции имеющихся у ребенка нарушений. Так, например, у многих учеников нашей школы нарушены осанка и походка. Мы стараемся решить эти проблемы за счет укрепления мышц спины и живота, поэтому 60% упражнений на уроках физкультуры они выполняют лежа на спине.

Лечебная физкультура – консервативный метод лечения,состоящий в применении физических упражнений и различных видов терапий (УВЧ-терапия, магнитотерапия,электрофорез, лазеротерапия и др.) к человеку с лечебно-профилактическими целями.

К сожалению, не все классы имеют в своем расписании предмет ЛФК, т. к. он не предусмотрен учебным планом. Государство оплачивает только три часа занятий физкультурой в неделю, поэтому приходится выбирать: либо три урока физической культуры, либо один урок ЛФК и два урока физической культуры. Второй вариант устраивает не всех.

На самом деле занятия ЛФК нужны практически всем ученикам нашей школы, поскольку многие из них страдают заболеваниями опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.

3. Занятия в объединениях дополнительного образования, внеурочные коррекционно-развивающие занятия в рамках программы оздоровительной работы в коррекционной школе

В нашей школе традиционно существовало физкультурно-спортивное объединение «Подвижные игры», в котором занимались дети средней и старшей школы. В 2011 г. по запросу родителей и педагогов у нас начали проводиться внеурочные коррекционно-развивающие занятия «Веселые старты» для детей начальной школы, а в 2012 г. было открыто дополнительное платное образовательное объединение «Выше, быстрее, сильнее».

Занятия в этих объединениях ведутся во внеурочное время поспециально разработанным программам и учебным планам. Все дети перед началом обучения проходят мониторинг способностей и возможностей, что позволяет разделить их на разновозрастные группы. Программы обучения рассчитаны на девять месяцев с нагрузкой по 2 ч в неделю на каждую группу. Продолжительность занятий и количество занимающихся в объединениях различны. Группы объединений «Подвижные игры» и «Выше, быстрее, сильнее» состоят из 4–10 детей, которые занимаются два раза в неделю по 60 мин (45 мин отводится на занятие и 15 мин – на отдых, подготовку и организацию занятия), группы объединения «Веселые старты» включают 3–4 ребенка, которые занимаются четыре раза в неделю по 30 мин (25 мин отводится на занятие и 5 мин – на отдых, подготовку и организацию занятия). Такая вариативность позволяет учитывать индивидуальные возможности детей, желающих посещать дополнительные занятия физкультурно-спортивной направленности.

В рамках этих занятий учащиеся соревнуются в эстафетах и подвижных играх, знакомятся с адаптированными для них командными играми, готовятся к спортивным соревнованиям по мини-футболу, пионерболу, настольному теннису и шашкам. Здесь же формируются команды, представляющие школу на выездных соревнованиях по различным видам спорта, – в них входят самые упорные и выносливые дети, у которых есть спортивный дух и желание побеждать.

Главной целью работы объединений физкультурно-спортивной направленности – «Подвижные игры», «Веселые старты» и «Выше, быстрее,сильнее» – является укрепление и поддержание оптимального уровня здоровья учащихся, а также расширение знаний,умений и навыков, которые были приобретены ими на уроках адаптивной физкультуры, физической культуры и ЛФК.

4. Занятия с элементами спорта, направленные на поддержание здоровья

К физкультурно-оздоровительным занятиям с элементами спорта относятся:

  • зарядка перед началом учебного дня (набор общеразвивающих упражнений, выполняемый ежедневно в каждом классе за 15 мин до начала первого урока);
  • физкультминутки (обязательный режимный момент каждого урока, направленный на переключение внимания учащихся);
  • 40-минутные динамические паузы для учащихся 1–4-х классов (дополнительная большая перемена между третьим и четвертым уроками, во время которой учащиеся вместе с классным руководителем могут выйти на улицу и поиграть в подвижные игры);
  • режимные моменты в группах продленного дня (прогулки 1,5–2 ч сразу после уроков, подвижные игры на свежем воздухе, игры со спортивным инвентарем и т. д.).

5. Массовые мероприятия в рамках оздоровительной работы в коррекционной школе

Физкультура и оздоровительная работа в коррекционной школеУченики нашей школы традиционно участвуют в соревнованиях и спортивных праздниках различного уровня. Правда в последние годы это направление спортивно-оздоровительной работы существенно изменилось. Раньше у нас учились дети с более легкой степенью нарушений, которые довольно успешно участвовали в соревнованиях по футболу, плаванию, гимнастике и легкой атлетике районного, окружного и городского уровней, играх в баскетбол в школе. Сегодня на уровне города наша школа с другими школами конкурировать не может, поэтому мы участвуем преимущественно в окружных и районных соревнованиях.

Как правило, основу спортивных команд составляют ученики 12–14 лет, поскольку в этом возрасте физические способности детей развиваются наиболее динамично.

По мнению специалистов, подросткам необходимо интенсивно заниматься физической культурой. То, что будет в это время упущено (лишний вес, осанка, общая физическая подготовка), вернуть будет очень сложно.

Наши ученики принимают участие в соревнованиях по мини-футболу, пионерболу, настольному теннису, плаванию, шашкам, спортивных праздниках и веселых стартах, кроссах и благотворительных забегах – всего более 10 мероприятий в течение учебного года. При этом главным для нас, педагогов, является соблюдение графика соревнований и участие в них как можно большего количества детей.

Часто ученикам нашей школы предполагается участвовать в соревнованиях лишь в качестве зрителей, но им неинтересно наблюдать за происходящим на стадионе или спортивной площадке со стороны. Хотелось бы, чтобы для таких детей (со сложной структурой дефекта) проводились специальные соревнования, в которых и соперники, и правила соответствовали уровню их развития. Можно также проводить в рамках крупных соревнований небольшие состязания, состоящие из простых физических упражнений. Тогда у наших детей появится возможность не только пообщаться с нормально развивающимися сверстниками, но и «дозированно» поучаствовать в соревнованиях.

Массовые спортивные мероприятия проводятся и на уровне школы. Их структура примерно одинакова. Начинаются они с общего построения, приветственного слова администрации школы, исполнения гимна РФ, объявления тематики и направленности соревнований и разминки. После этого начинаются соревнования, которые проходят преимущественно в виде эстафет, веселых стартов, командных игр и простых спортивных заданий. При этом каждый ребенок проходит все этапы мероприятия, при необходимости ему помогают родители, педагоги или ученики старших классов.

Содержание заданий, как правило, определяется темой мероприятия. Например, на спортивном празднике, приуроченном ко Дню защитника Отечества, дети участвуют в усложненных эстафетах: ребенку нужно не просто пробежать вокруг препятствий, а надеть на бегу буденовку, оседлать игрушечного коня, пролезть через туннель, запустить ракету, попасть в цель и т. д.

Мы стараемся проводить отдельные мероприятия для детей разных возрастных категорий:

1) воспитанники детского сада и групп кратковременного пребывания и учащиеся первых классов;

2) учащиеся 2–4-х классов;

3) учащиеся 5–10-х классов.

Сделать соревнования и конкурсы привлекательными помогают игровое оборудование, оформление спортивного зала баннерами, флажками, плакатами, соответствующими заданной тематике, а также музыкальное сопровождение (музыка создает праздничное настроение, благотворно влияет на детей). Если мероприятие проходит в несколько этапов, в перерывах между ними можно организовать выступления творческих коллективов, показ отдельных праздничных номеров. Это позволит создать особое настроение и даст возможность участникам отдохнуть.

Важно и нужно подключать к соревнованиям и другим массовым спортивным мероприятиям родителей учащихся. Практика показывает, что ребенок получает особенно много положительных эмоций, когда участвует в таких мероприятиях вместе со своей семьей.

У многих учеников нашей школы есть трудности с волевой сферой. Как правило, у них отсутствуют здоровые амбиции, желание конкурировать, демонстрировать свои способности и умения. Во время спортивных состязаний эти качества развиваются как нельзя сильнее. В результате дети начинают лучше осознавать себя, свою роль в команде, классе, ученическом коллективе.

6. Пропаганда здорового образа жизни как часть программы оздоровительной работы в коррекционной школе

Важнейшим направлением физкультурно-оздоровительной работы в коррекционной школе является пропаганда здорового образа жизни. Обусловлено это тем, что родители детей с умственной отсталостью часто занимаются коррекцией основного нарушения, забывая о профилактике других заболеваний, уделяют большое внимание умственному развитию в ущерб физической активности.

Особую роль в решении этого вопроса играет школьная газета «Диалог». Как правило, в каждом номере газеты размещается спортивная рубрика, в которой не только рассказывается о том, какие спортивные соревнования, праздники прошли в школе, округе, городе, мире, но и даются рекомендации родителям, как правильно заниматься с детьми физкультурой и спортом, какой лучше выбрать спортивный инвентарь, где провести летний отдых и т. д. Иногда сами родители делятся на страницах газеты своим опытом: например, рассказывают о таких методах лечения, как иппотерапия и дельфинотерапия.

Пропаганду здорового образа жизни в школе проводит родительско-детский кукольный театр «Волшебный сундучок», в репертуаре которого накопилось немало спектаклей, посвященных решению этой проблемы: «Чистюля и грязнуля», «Полезные привычки», «Дружная команда», «Талисманы олимпиады» и др. Важно, что спектакли носят интерактивно-игровой характер – во время представления актеры и зрители выполняют двигательные, логоритмические, танцевальные, имитационные упражнения, а также простые физкультурные задания и эстафеты.

Работа в этом направлении ведется и в других формах. Школьный врач, учителя физической культуры, ЛФК и другие педагоги лично отвечают на вопросы родителей, дают рекомендации по физическому развитию детей, предлагают комплексы упражнений для занятий в домашних условиях. Специально оформленные стенды, плакаты, календари, тематические классные уроки, библиотечные часы также играют важную роль в пропаганде здорового образа жизни. В этом учебном году много таких мероприятий прошло в связи с Олимпийскими играми в Сочи.

Учащиеся готовили поздравительные газеты и поделки, участвовали в конкурсах художественной самодеятельности, концертах и выставках, посвященных этой теме, смотрели презентации Олимпийских и Паралимпийских игр, знакомились с их талисманами, участвовали в викторинах и конкурсах, следили за развитием событий вместе с родителями, обсуждали их потом на классных и библиотечных часах, сами участвовали в соревнованиях различного уровня и даже встречали олимпийский огонь.

Оборудование и инвентарь для оздоровительной работы в коррекционной школе

Для успешной реализации представленной спортивно-оздоровительной программы необходимо поддерживать в школе должный уровень материально-технического оснащения. В распоряжении наших педагогов и специалистов сегодня находятся большой спортивный зал, просторный кабинет ЛФК, оборудованная детская игровая площадка, а также зоны игровой и двигательной активности в кабинетах начальной школы, детского сада и групп кратковременного пребывания. Помещения и зоны, отведенные для занятий физической культурой, соответствуют установленным санитарно-гигиеническим нормам, оборудованы современным спортивным инвентарем, методическими пособиями и аптечками первой помощи. На занятиях используется различное оборудование: мячи разных размеров, обручи, ворота, тактильные дорожки, цилиндры, кочки, гимнастические коврики, палки, лавочки, физиороллы**, эспандеры, жгуты, цветовые мешочки, говорящие игрушки-тренажеры, велосипеды, самокаты, клюшки и многое другое. Все это оборудование предназначено для разработки различных групп мышц и обучения детей специальным навыкам.

Разнообразное физкультурно-спортивное оборудование развивает у детей способности к игровой деятельности, внимание, фантазию, привлекает их к занятиям физической культурой и оздоровлению своего организма. В дружественной спортивной среде дети всегда мотивированы на выполнение заданий, готовы усердно и увлеченно работать.

Роль инвентаря на уроках физической культуры в коррекционной школе особая. Большое пространство спортивного зала, оформленное плакатами, лентами-перетяжками и яркими флажками, мячи, кегли, маты, сенсорные дорожки разных размеров и цветов, движущиеся предметы – машинки, самокаты, велосипеды – все это привлекает внимание детей, делает обучающую среду дружественной и приятной, помогает им освоить трудные упражнения и виды спорта.

Многолетний педагогический опыт подтверждает, что разработанная в нашей школе система спортивно-оздоровительной работы позволяет каждому ученику, независимо от его психофизических особенностей, добиться успеха, найти занятие, соответствующее его природным склонностям, повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей, способствует развитию его физической и умственной работоспособности, формированию таких личностных качеств, как самоорганизация и самодисциплина.

На заметку: Поддержка национальных видов спорта

В конце июня 2014 г. в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся национальных видов спорта.

Национальные виды спорта – это виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся на территории РФ. К ним, в частности, относятся керешу (вид традиционной чувашской народной борьбы), мас-рестлинг (перетягивание палки – национальный якутский вид спорта), хапсагай (якутское национальное единоборство) и якутские национальные прыжки.

Согласно новой редакции ч. 10 ст. 14 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в целях развития и популяризации национальных видов спорта, которые включены во Всероссийский реестр видов спорта и развитие которых осуществляется общественной организацией, возможны получение ею государственной аккредитации и приобретение ею статуса общероссийской спортивной федерации, если ее членами и (или) структурными подразделениями являются региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов РФ.

Таким образом, общественные организации, развивающие национальные виды спорта, теперь могут получить государственную аккредитацию и приобрести статус общероссийской спортивной федерации.

* Эписиндром (симптоматическая эпилепсия) – следствие какого-либо заболевания, клинически схожее с эпилепсией. Приступы прекращаются, как только вылечивается первопричина, симптомом которой они служили.

** Физиороллы – это два соединенных между собой мяча, образующих устойчивый овальный ролл. Методики с использованием надувных физиороллов разных размеров позволяют в игровой форме проводить коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, а также нарушений осанки, сколиозов и профилактику других отклонений в здоровье и развитии детей и взрослых.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль