Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организации

994

Вера Фефилова, директор средней общеобразовательной школы № 32 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска

 Светлана Чубукова, зам. директора по научно-методической работе средней общеобразовательной школы № 32 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организации

В 1982 г. в Устиновском районе г. Ижевска на улице Молодежной открылась средняя общеобразовательная школа № 32, а рядом, в ста метрах от нее, примерно в это же время начала работать республиканская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике. Почти сразу школы стали сотрудничать. В результате за 32 года им удалось воспитать 120 мастеров спорта и более 200 кандидатов в мастера спорта по спортивной гимнастике.

Формирование спортивных классов в общеобразовательной школе

Со временем физическое воспитание стало для нашей общеобразовательной школы приоритетным. У нас ежегодно формируются специализированные классы по спортивной гимнастике, спортивному и синхронному плаванию, раз в два года – классы по игровым видам спорта, лыжным гонкам, легкой атлетике и шашкам. Сейчас в школе 40 классов, 32 из них – спортивные.

Информация о школе:

СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска ведет свою историю с 1982 г. Сейчас в ней обучаются 1029 учащихся. Из 40 классов 32 имеют спортивные профили – лыжные гонки, легкая атлетика, спортивная гимнастика, спортивное плавание, синхронное плавание, игровые виды спорта и шашки. В 2006 г. школа стала победителем конкурса лучших образовательных учреждений в рамках ПНП «Образование» (2006). На ее базе регулярно проводятся семинары и форумы по здоровьесбережению, в т.ч. всероссийского уровня.

Конечно, формирование такого количества специализированных классов было бы невозможно силами только нашего коллектива. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с различными детскими спортивными учреждениями города. В настоящее время заключены договоры о сотрудничестве с шестью спортивными школами:

  • детско-юношеской спортивной школой № 8 г. Ижевска (основной вид спорта – легкая атлетика);
  • специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва № 3 г. Ижевска (основные виды спорта – легкая атлетика, баскетбол);
  • детско-юношеской спортивной школой единоборств г. Ижевска;
  • республиканской специализированной детско-юношеской школой олимпийского резерва по спортивной гимнастике;
  • специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва по плаванию Удмуртской Республики;
  • школой шашек им. Алексея Чижова (филиал комплексной детско-юношеской спортивной школы г. Ижевска).

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организации

Поскольку в школе обучаются в основном дети-спортсмены, формирование классов происходит на основе конкурсного отбора в школе. При зачислении учитываются пожелания родителей (законных представителей), рекомендации тренера-преподавателя и результаты медицинского осмотра (у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний к занятиям спортом). Классы по спортивной гимнастике формируют представители спортивной школы, поскольку этим видом спорта дети начинают заниматься с 4–5 лет.

 Для проведения целенаправленной работы в области физического воспитания в школе созданы все необходимые условия. В распоряжении учащихся и педагогов – большой и малый спортивные залы, два зала хореографии, тренажерный зал, бассейн, спортивный клуб и спортивная площадка. В течение учебного дня задействованными оказываются все спортивные сооружения.

Особенности образовательного процесса в спортивных классах в общеобразовательной школе

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организацииОсобое внимание в школе уделяется организации образовательного процесса. Для того чтобы он сочетался с учебно-тренировочной деятельностью учащихся, перед началом учебного года проводятся рабочие совещания с представителями каждой спортивной школы, на которых они высказывают свои пожелания. Начиная с определенного возраста (в каждом виде спорта он свой) учащиеся должны посещать две тренировки в день, поэтому у нас в школе существуют четыре режима проведения учебных занятий. Например, у пловцов в 8:00 – первая тренировка, в 10:10 – учеба в общеобразовательной школе, в 15:30 – вторая тренировка.

Существует мнение, что дети, которые много занимаются спортом, плохо учатся. Это неправда. Если ребенок серьезно относится к своим обязанностям в спорте, он будет стараться достичь успехов и в учебе. Для того чтобы в этом процессе не было сбоев, наши педагоги и представители спортшкол находятся в тесном контакте: тренеры-преподаватели приходят к нам на педагогические совещания, а классные руководители, в свою очередь, часто посещают соревнования. Существует и стандартная практика для школьников-спортсменов: тех, кто плохо учится, не берут на крупные выездные соревнования.

На изучение физической культуры у нас отводится больше времени, чем в обычной общеобразовательной школе. В учебном плане для учащихся с 5-го по 9-й класс предусмотрено 5 ч физической культуры еженедельно. В эти часы входят:

  • учебный предмет «Физическая культура» – 3 ч;
  • учебный курс «Теория физического воспитания», включающий темы по теории и практике физкультуры и спорта, истории развития различных видов спорта, в т. ч. в Удмуртии, основам здорового образа жизни, – 1 ч;
  • учебный курс «Плавание» либо учебный курс «Силовая подготовка» (в зависимости от специализации класса) – 1 ч.

Кроме того, у нас ежедневно проводятся утренняя музыкальная зарядка, игровые и танцевальные перемены для учащихся начальной и основной школы, а также физкультпаузы на уроках для учащихся с 1-го по 11-й класс.

Подобный подход к организации образовательного процесса дает положительные результаты. Наши ученики ежегодно становятся победителями и призерами республиканских и всероссийских соревнований. Назовем некоторые из них:

  • Республиканский турнир по мини-футболу «Юность»;
  • Первенство Удмуртской Республики среди юношей и девушек по спортивной гимнастике «Олимпийские надежды»;
  • Первенство Удмуртской Республики по легкой атлетике среди школьников;
  • Первенство Удмуртской Республики по стендовой стрельбе;
  • Всероссийские соревнования на кубок заслуженного тренера СССР Николая Григорьевича Толкачева;
  • Всероссийские соревнования на кубок четырехкратного Олимпийского чемпиона Александра Попова;
  • Всероссийские соревнования по плаванию «Веселый дельфин»;
  • Первенство России по плаванию;
  • Всероссийский турнир по вольной борьбе среди юношей и девушек.

Для организации учебно-тренировочного процесса в школе создан особый режим. Педагогический коллектив работает по ступенчатому расписанию, уроки чередуются с тренировками и занятиями в спортивных школах.

Методическая поддержка педагогов в спортивных классах в общеобразовательных школах

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организацииВ нашей школе работают учителя и другие специалисты, которые любят спорт и понимают, как нужно работать с маленькими спортсменами. С вновь пришедшими педагогами проводится дополнительная методическая работа: в течение года они посещают специальное методическое объединение, где изучают специфику работы школы, а уже потом «расходятся» по своим предметным объединениям. Кроме того, они регулярно посещают педагогические советы, на которых присутствуют представители спортшкол.

В настоящее время наш педагогический коллектив реализует целевой проект по сетевому взаимодействию с детско-юношескими спортивными школами «Здоровье через физическую культуру и спорт», который является частью программы развития школы на 2010–2015 гг. Основные направления проекта:

1) укрепление материальной базы школы с целью создания условий, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса, повышение эффективности спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;

2) организация мониторинга состояния здоровья учащихся;

3) повышение квалификации педагогов, проведение просветительской работы с родителями по вопросам охраны здоровья учащихся, диагностики и преодоления школьных трудностей;

4) создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования детьми, имеющими особенности развития;

5) организация экспериментальной работы по спортивному и физкультурно-оздоровительному направлениям.

Еще один целевой проект, который реализует наш коллектив, называется «Музей “Спортивная слава Удмуртии” как центр воспитательной системы школы».

Музей был открыт в 1987 г. Инициаторами его создания выступили Устиновский районный отдел народного образования и районный спорткомитет. Администрация школы эту идею поддержала и организовала поиск и размещение экспонатов. Большую помощь ей в этом оказал Совет ветеранов физической культуры и спорта Удмуртской Республики во главе с его председателем М.И. Жуковым. Сейчас музей занимает две комнаты. Экспозиции постоянно пополняются и обновляются.

На базе музея проводится большая культурно-массовая и воспитательная работа:

  • с детским активом (поиск и сбор новой информации и экспонатов; подготовка и проведение тематических экскурсий учащимися 7–11-х классов; написание исследовательских работ учащимися 9–11-х классов; со здание видеотеки, подготовка сборников рефератов по истории спорта);
  • с учащимися школы, района, города (проведение экскурсий по истории развития различных видов спорта в Удмуртии, торжественных линеек, классных часов, интеллектуальных игр и т. д.);
  • с учителями (проведение семинаров, педсоветов, круглых столов по вопросам развития физкультуры и спорта в школе);
  • с общественностью (организация встреч с известными спортсменами, ветеранами спорта, участниками Олимпийских игр, представителями спорткомитетов района, города и республики).

На базе школы постоянно проходят семинары и форумы по здоровьесбережению. Так, в декабре 2012 г. у нас прошли мероприятия в рамках III Всероссийского форума «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития», а в марте 2013 г. состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура народов России в контексте современного образования».

Несмотря на то, что в школе созданы все условия для достижения успехов в спорте, мы считаем своей целью не подготовку олимпийских чемпионов, а воспитание здоровых, всесторонне развитых детей.

В процессе обучения некоторые учащиеся уходят из спорта (кто- то получил травму, кто-то перестал расти, а кому-то просто надоело), однако они, как правило, остаются в нашем коллективе. Идти в новую школу не всем детям удобно. К тому же у них есть возможность сменить вид деятельности: заняться другим видом спорта (например, из плавания можно перейти в легкую атлетику, баскетбол) или записаться в кружок дополнительного образования (так, спортивные гимнасты часто идут в танцевальный кружок). Педагоги делают все для того, чтобы и после окончания спортивной карьеры ребенок продолжал активно заниматься спортом и нашел себе занятие по душе.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль