Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организации

647

Вера Фефилова, директор средней общеобразовательной школы № 32 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска

 Светлана Чубукова, зам. директора по научно-методической работе средней общеобразовательной школы № 32 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организации

В 1982 г. в Устиновском районе г. Ижевска на улице Молодежной открылась средняя общеобразовательная школа № 32, а рядом, в ста метрах от нее, примерно в это же время начала работать республиканская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике. Почти сразу школы стали сотрудничать. В результате за 32 года им удалось воспитать 120 мастеров спорта и более 200 кандидатов в мастера спорта по спортивной гимнастике.

Формирование спортивных классов в общеобразовательной школе

Со временем физическое воспитание стало для нашей общеобразовательной школы приоритетным. У нас ежегодно формируются специализированные классы по спортивной гимнастике, спортивному и синхронному плаванию, раз в два года – классы по игровым видам спорта, лыжным гонкам, легкой атлетике и шашкам. Сейчас в школе 40 классов, 32 из них – спортивные.

Информация о школе:

СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска ведет свою историю с 1982 г. Сейчас в ней обучаются 1029 учащихся. Из 40 классов 32 имеют спортивные профили – лыжные гонки, легкая атлетика, спортивная гимнастика, спортивное плавание, синхронное плавание, игровые виды спорта и шашки. В 2006 г. школа стала победителем конкурса лучших образовательных учреждений в рамках ПНП «Образование» (2006). На ее базе регулярно проводятся семинары и форумы по здоровьесбережению, в т.ч. всероссийского уровня.

Конечно, формирование такого количества специализированных классов было бы невозможно силами только нашего коллектива. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с различными детскими спортивными учреждениями города. В настоящее время заключены договоры о сотрудничестве с шестью спортивными школами:

  • детско-юношеской спортивной школой № 8 г. Ижевска (основной вид спорта – легкая атлетика);
  • специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва № 3 г. Ижевска (основные виды спорта – легкая атлетика, баскетбол);
  • детско-юношеской спортивной школой единоборств г. Ижевска;
  • республиканской специализированной детско-юношеской школой олимпийского резерва по спортивной гимнастике;
  • специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва по плаванию Удмуртской Республики;
  • школой шашек им. Алексея Чижова (филиал комплексной детско-юношеской спортивной школы г. Ижевска).

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организации

Поскольку в школе обучаются в основном дети-спортсмены, формирование классов происходит на основе конкурсного отбора в школе. При зачислении учитываются пожелания родителей (законных представителей), рекомендации тренера-преподавателя и результаты медицинского осмотра (у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний к занятиям спортом). Классы по спортивной гимнастике формируют представители спортивной школы, поскольку этим видом спорта дети начинают заниматься с 4–5 лет.

 Для проведения целенаправленной работы в области физического воспитания в школе созданы все необходимые условия. В распоряжении учащихся и педагогов – большой и малый спортивные залы, два зала хореографии, тренажерный зал, бассейн, спортивный клуб и спортивная площадка. В течение учебного дня задействованными оказываются все спортивные сооружения.

Особенности образовательного процесса в спортивных классах в общеобразовательной школе

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организацииОсобое внимание в школе уделяется организации образовательного процесса. Для того чтобы он сочетался с учебно-тренировочной деятельностью учащихся, перед началом учебного года проводятся рабочие совещания с представителями каждой спортивной школы, на которых они высказывают свои пожелания. Начиная с определенного возраста (в каждом виде спорта он свой) учащиеся должны посещать две тренировки в день, поэтому у нас в школе существуют четыре режима проведения учебных занятий. Например, у пловцов в 8:00 – первая тренировка, в 10:10 – учеба в общеобразовательной школе, в 15:30 – вторая тренировка.

Существует мнение, что дети, которые много занимаются спортом, плохо учатся. Это неправда. Если ребенок серьезно относится к своим обязанностям в спорте, он будет стараться достичь успехов и в учебе. Для того чтобы в этом процессе не было сбоев, наши педагоги и представители спортшкол находятся в тесном контакте: тренеры-преподаватели приходят к нам на педагогические совещания, а классные руководители, в свою очередь, часто посещают соревнования. Существует и стандартная практика для школьников-спортсменов: тех, кто плохо учится, не берут на крупные выездные соревнования.

На изучение физической культуры у нас отводится больше времени, чем в обычной общеобразовательной школе. В учебном плане для учащихся с 5-го по 9-й класс предусмотрено 5 ч физической культуры еженедельно. В эти часы входят:

  • учебный предмет «Физическая культура» – 3 ч;
  • учебный курс «Теория физического воспитания», включающий темы по теории и практике физкультуры и спорта, истории развития различных видов спорта, в т. ч. в Удмуртии, основам здорового образа жизни, – 1 ч;
  • учебный курс «Плавание» либо учебный курс «Силовая подготовка» (в зависимости от специализации класса) – 1 ч.

Кроме того, у нас ежедневно проводятся утренняя музыкальная зарядка, игровые и танцевальные перемены для учащихся начальной и основной школы, а также физкультпаузы на уроках для учащихся с 1-го по 11-й класс.

Подобный подход к организации образовательного процесса дает положительные результаты. Наши ученики ежегодно становятся победителями и призерами республиканских и всероссийских соревнований. Назовем некоторые из них:

  • Республиканский турнир по мини-футболу «Юность»;
  • Первенство Удмуртской Республики среди юношей и девушек по спортивной гимнастике «Олимпийские надежды»;
  • Первенство Удмуртской Республики по легкой атлетике среди школьников;
  • Первенство Удмуртской Республики по стендовой стрельбе;
  • Всероссийские соревнования на кубок заслуженного тренера СССР Николая Григорьевича Толкачева;
  • Всероссийские соревнования на кубок четырехкратного Олимпийского чемпиона Александра Попова;
  • Всероссийские соревнования по плаванию «Веселый дельфин»;
  • Первенство России по плаванию;
  • Всероссийский турнир по вольной борьбе среди юношей и девушек.

Для организации учебно-тренировочного процесса в школе создан особый режим. Педагогический коллектив работает по ступенчатому расписанию, уроки чередуются с тренировками и занятиями в спортивных школах.

Методическая поддержка педагогов в спортивных классах в общеобразовательных школах

Спортивные классы в общеобразовательной школе: пример организацииВ нашей школе работают учителя и другие специалисты, которые любят спорт и понимают, как нужно работать с маленькими спортсменами. С вновь пришедшими педагогами проводится дополнительная методическая работа: в течение года они посещают специальное методическое объединение, где изучают специфику работы школы, а уже потом «расходятся» по своим предметным объединениям. Кроме того, они регулярно посещают педагогические советы, на которых присутствуют представители спортшкол.

В настоящее время наш педагогический коллектив реализует целевой проект по сетевому взаимодействию с детско-юношескими спортивными школами «Здоровье через физическую культуру и спорт», который является частью программы развития школы на 2010–2015 гг. Основные направления проекта:

1) укрепление материальной базы школы с целью создания условий, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса, повышение эффективности спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;

2) организация мониторинга состояния здоровья учащихся;

3) повышение квалификации педагогов, проведение просветительской работы с родителями по вопросам охраны здоровья учащихся, диагностики и преодоления школьных трудностей;

4) создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования детьми, имеющими особенности развития;

5) организация экспериментальной работы по спортивному и физкультурно-оздоровительному направлениям.

Еще один целевой проект, который реализует наш коллектив, называется «Музей “Спортивная слава Удмуртии” как центр воспитательной системы школы».

Музей был открыт в 1987 г. Инициаторами его создания выступили Устиновский районный отдел народного образования и районный спорткомитет. Администрация школы эту идею поддержала и организовала поиск и размещение экспонатов. Большую помощь ей в этом оказал Совет ветеранов физической культуры и спорта Удмуртской Республики во главе с его председателем М.И. Жуковым. Сейчас музей занимает две комнаты. Экспозиции постоянно пополняются и обновляются.

На базе музея проводится большая культурно-массовая и воспитательная работа:

  • с детским активом (поиск и сбор новой информации и экспонатов; подготовка и проведение тематических экскурсий учащимися 7–11-х классов; написание исследовательских работ учащимися 9–11-х классов; со здание видеотеки, подготовка сборников рефератов по истории спорта);
  • с учащимися школы, района, города (проведение экскурсий по истории развития различных видов спорта в Удмуртии, торжественных линеек, классных часов, интеллектуальных игр и т. д.);
  • с учителями (проведение семинаров, педсоветов, круглых столов по вопросам развития физкультуры и спорта в школе);
  • с общественностью (организация встреч с известными спортсменами, ветеранами спорта, участниками Олимпийских игр, представителями спорткомитетов района, города и республики).

На базе школы постоянно проходят семинары и форумы по здоровьесбережению. Так, в декабре 2012 г. у нас прошли мероприятия в рамках III Всероссийского форума «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития», а в марте 2013 г. состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура народов России в контексте современного образования».

Несмотря на то, что в школе созданы все условия для достижения успехов в спорте, мы считаем своей целью не подготовку олимпийских чемпионов, а воспитание здоровых, всесторонне развитых детей.

В процессе обучения некоторые учащиеся уходят из спорта (кто- то получил травму, кто-то перестал расти, а кому-то просто надоело), однако они, как правило, остаются в нашем коллективе. Идти в новую школу не всем детям удобно. К тому же у них есть возможность сменить вид деятельности: заняться другим видом спорта (например, из плавания можно перейти в легкую атлетику, баскетбол) или записаться в кружок дополнительного образования (так, спортивные гимнасты часто идут в танцевальный кружок). Педагоги делают все для того, чтобы и после окончания спортивной карьеры ребенок продолжал активно заниматься спортом и нашел себе занятие по душе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль