Разработка и реализация спортивной программы для детей: «Школа – территория спорта и здоровья»

198

Инга Белобаба,
директор гимназии № 76 г. Омска

Одной из основных задач российского общества, диктуемых действующей стратегией образования является обеспечение гармоничного роста и развития детей и подростков до достижения ими зрелого возраста, поскольку от этого зависит уровень благосостояния и стабильности страны в последующие десятилетия. Данная задача решается в нашей гимназии через создание здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательных отношений, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Ее важнейшим элементом является физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с учащимися.

В гимназии ежегодно проводятся турниры «Рыцарь года» для юношей и «Грация» для девушек старших классов, недели здоровья в начальной и основной школах, мероприятия в рамках информационно-просветительской кампании «Здоровье – путь к успеху!»*. В начальных классах реализуется УМК «Школа здоровья», в 5–11-х – программы превентивного образования «Полезные привычки» и «Полезные навыки».

С каждым годом улучшается материально-техническая база гимназии для занятий физкультурой и спортом. В прошлом учебном году был выполнен капитальный ремонт большого спортивного зала, косметический ремонт малого спортивного зала и оборудован третий малый спортивный зал для учащихся начальной школы. Все они активно используются для реализации спортивной программы для детей.

Гимназия активно сотрудничает с детскими спортивными учреждениями г. Омска, в т. ч. с детско-юношеской спортивной школой греко-римской борьбы и отделением спортивной акробатики специализированной детско-юношеской спортивной

школы олимпийского резерва, а также с Омским областным специализированным спортивным центром параолимпийской подготовки.

Задачи разработки и реализации спортивной программы для детей

В 2012 г. творческой группой педагогов гимназии была разработана «Школа – территория спорта и здоровья» на 2013–2018 гг. Ее основными задачами являются:

- разработка нормативной правовой базы по организации здоровьесберегающей среды;

- внедрение в практику работы гимназии современных методов мониторинга здоровья участников образовательных отношений;

- формирование у учащихся и педагогов основных компетенций здоровьесбережения;

- развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, приведение условий обучения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;

- популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Этапы реализации спортивной программы для детей

В программе десять разделов. Рассмотрим их подробнее.

1-й раздел «Режим здоровой жизнедеятельности образовательной организации» подразумевает обеспечение безопасных условий обучения в гимназии, усиление контроля за соблюдением гигиенических требований к объему нагрузки учебной и внеурочной деятельности учащихся.

2-й раздел «Здоровьеразвивающий образовательный процесс» предполагает:

- осуществление два раза в год мониторинга физического состояния здоровья учащихся;

- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма учащихся;

- разработку авторских программ по предмету «Физическая культура»;

- проведение уроков совместно со спортсменами Омского областного специализированного спортивного центра параолимпийской подготовки и др.

Реализация 3-го раздела «Здоровьеразвивающая физкультурно-оздоровительная деятельность образовательной организации» направлена на достижение следующих результатов:

- обеспечение выполнения учащимися суточных норм двигательной активности;

- проведение спортивных мероприятий согласно плану спортивно-массовой работы гимназии;

- обеспечение участия учащихся в соревнованиях по разным видам спорта на уровне округа, города, области;

- развитие творческого потенциала учащихся через участие в телекоммуникационных, социально значимых проектах, научно-практических конференциях физкультурно-спортивной направленности;

- привлечение учащихся с девиантным поведением к занятиям спортом;

- популяризация здоровьесберегающей деятельности через СМИ;

- создание и организация работы школьного спортивного клуба «Радуга».

4-й раздел «Олимпийское образование» предполагает:

- систематическое пополнение медиатеки и библиотечного фонда гимназии материалами по истории олимпийского движения;

- создание на сайте гимназии виртуального музея спорта;

- организацию работы творческой лаборатории «Школа олимпийского резерва»;

- проведение ежегодной школьной спартакиады «Кубок директора»;

- организацию встреч с известными спортсменами;

- реализацию школьного проекта «Мой личный рекорд, посвященный зимним Олимпийским играм в Сочи» и т. д.

В рамках мероприятий данного раздела программы проводится просветительская работа с учащимися. предусматривает наличие просветительской работы с учащимися. В рабочих программах каждого учителя запланированы темы, посвященные истории Олимпийских игр, биографиям известных спортсменов, спортивным достижениям наших соотечественников и земляков, обязательно с учетом специфики преподаваемого предмета. Для занятий используются как комплекты по предметам, разработанные специалистами Российского международного олимпийского университета, так и методические материалы, подготовленные самими педагогами.

Одним из основных механизмов программы является организация образовательного процесса на основе системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, что позволяет сформировать здоровьесберегающую среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

5-й раздел «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса» предусматривает организацию работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся и педагогов в процессе приобщения к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.

6-й раздел получил название «Здоровое питание школьников». Он направлен на организацию питания детей по сбалансированному меню на основе всех форм финансирования, охват максимального количества учащихся горячим питанием и т. д.

7-й раздел «Компетентность педагогов по вопросу формирования мотивации школьников к здоровому образу жизни» предполагает:

- проведение семинаров, педагогических советов по вопросам формирования у учащихся основных компетенций здоровьесбережения;

- создание методической копилки материалов о здоровом образе жизни в помощь классным руководителям и педагогам;

- проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата в гимназии;

- распространение педагогического опыта по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

8-й раздел получил название «Семья и школа». Он предусматривает проведение классных и общешкольных родительских собраний по вопросам соблюдения правил здорового образа жизни, разработку рекомендаций для родителей по использованию естественных средств оздоровления, организацию физкультурного досуга детей совместно с родителями, привлечение родителей к деятельности школьного спортивного клуба «Радуга».

Разработка и реализация спортивной программы для детей: «Школа – территория спорта и здоровья»

В 9-м разделе «Взаимодействие образовательной организации с социумом» описываются:

- способы сотрудничества гимназии и учреждений спортивной и физкультурной направленности г. Омска по вопросам организации внеурочной деятельности

учащихся;

- планы совместной работы гимназии с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел г. Омска по вопросам профилактики вредных привычек;

- мероприятия по привлечению спонсоров для реализации школьных проектов

спортивно-оздоровительной направленности;

- особенности организации и проведения спортивных мероприятий для жителей микрорайона.

10-й раздел «Школьная спортивная инфраструктура» предполагает развитие спортивной инфраструктуры гимназии за счет увеличения количества помещений для занятий спортом, приобретения спортивного оборудования и инвентаря, расширения зоны спортивного городка на территории гимназии, изготовления нестандартного спортивного оборудования и т. д.

Первые итоги реализации спортивной программы для детей

Разработка программы «Школа – территория спорта и здоровья» не является для нашего коллектива самоцелью. Главное для нас – добиться выполнения тех задач, которые в ней обозначены. Документ лишь помогает правильно выстроить эту работу и ничего не упустить.

С момента начала реализации программы прошло полтора года. За это время нам удалось:

1) разработать новые и обновить старые локальные нормативные акты по организации здоровьесберегающей среды. Сегодня все учащиеся гимназии с 1-го по 5-й класс ведут «Дневник здоровья». Для учащихся начальной школы форма дневника разработана специалистами Института развития образования Омской области, для учащихся 5-х классов – творческой группой педагогов гимназии;

2) подготовить коучинг-проект «Система работы с учащимися по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни». Проект реализуется в рамках работы стажировочной площадки регионального инновационного комплекса в сфере образования «Школа – территория здоровья» для педагогов города и области. Одним из мероприятий проекта стала стажировка в апреле 2014 г. на базе гимназии работников сферы образования по теме «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на основе традиций образовательного учреждения». В стажировке приняли участие 3 заместителя директора школы, 23 учителя физической культуры, 4 учителя начальной школы и один тренер-преподаватель по плаванию. Участники изучили нормативные документы по организации физкультурно-оздоровительной работы, познакомились с деятельностью школьного спортивного клуба, стали участниками парада-алле лучших спортсменов гимназии;

Разработка и реализация спортивной программы для детей: «Школа – территория спорта и здоровья»

3) создать и организовать эффективную работу школьного спортивного клуба «Радуга». Сначала была сформирована творческая группа единомышленников, в которую вошли заместитель директора гимназии, курирующий воспитательную работу, учителя физической культуры, информатики, биологии, заинтересованные классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, а также родители, выпускники гимназии и тренеры спортивных школ. Члены творческой группы внимательно изучили документы Минобрнауки России и Минспорттуризма России по созданию и организации деятельности школьного спортивного клуба, разработали положение о школьном спортивном клубе «Радуга», программу внеурочной деятельности и план работы клуба.

В настоящее время программа внеурочной деятельности клуба включает 16 модулей: «Спортивный менеджер», спортивная секция «Баскетбол», спортивная секция «Лапта», спортивная секция «Волейбол», спортивная секция «Оздоровительная аэробика», спортивный кружок «Спортивные веселинки», спортивный кружок «Веселый мяч», секция «Карате», секция «Греко-римская борьба», секция «Спортивная акробатика», «Спортивная медицина», «Спортивный пресс-центр», «Школа юного судьи», «Олимпийское образование», «Психологическая помощь», «Родительский клуб». Часть модулей носит инвариантный и вариативный характер. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Учащиеся могут сразу выбрать занятие по душе, а могут сначала

попробовать каждый из модулей и уже потом определиться

4) модернизировать школьную инфраструктуру для занятий физической культурой и спортом.

Летом 2013 г. совет школьного спортивного клуба «Радуга» обратился в попечительский совет Благотворительного фонда «Радуга 76» Омской области, шефское предприятие ОмПО «Иртыш», а также к депутату Законодательного Собрания Омской области В.Л. Седельникову за помощью в развитии спортивной инфраструктуры гимназии. В результате мы смогли отремонтировать большой спортивный зал, переоборудовать давно не работающие столярные мастерские в малый спортивный зал и демонтировать на стадионе аварийные спортивные формы. Кроме того, на средства частных лиц (родителей, тренеров) было приобретено и установлено новое освещение в большом спортивном зале, куплены комплект инвентаря для игры в бадминтон и инвентарь для игры в лапту.

Успешная реализация программы была бы невозможна без самоотверженной работы педагогического коллектива гимназии. Совсем недавно мои коллеги не на словах, а на деле доказали, что они голосуют за здоровый образ жизни. 6 сентября 2014 г. они приняли участие в культурно-спортивном празднике «День спорта» Ленинского административного округа города Омска. Несмотря на то что погода в этот день не задалась – с утра лил дождь, дул холодный ветер, ровно к назначенному сроку десять учителей гимназии прибыли в Центр олимпийской подготовки «Авангард», чтобы пройти испытания на сдачу норм ГТО: стрельба из винтовки, бросание гранаты, прыжок в длину, упражнение на пресс, подтягивание, бег на 100, 500 и 1000 м. По всем спортивным дисциплинам они старались показать высокий результат, но, к сожалению, это не всегда получалось. Однако члены нашей дружной команды не расстроились, а решили начать тренироваться и повторить попытку через год.

Сдал нормативы – получи пятерку!

С 1 апреля по 30 июня 2014 г. в шести регионах РФ прошла апробация механизмов, обеспечивающих получение положительной промежуточной аттестации учащимися общеобразовательных организаций по физической культуре в зависимости от результатов выполнения нормативов комплекса ГТО. Ее участниками стали 11 120 учащихся вторых классов основной и подготовительной групп здоровья Московской, Астраханской, Свердловской, Кемеровской областей, Красноярского края и Республики Карелия.

В целом эксперимент был признан удачным: большинство учащихся – 97,8% – справились с испытаниями (тестами) и получили хорошие оценки. В связи с этим Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рекомендовал общеобразовательным организациям не только учитывать результаты учащихся по итогам сдачи норм ГТО в школе в ходе промежуточной аттестации по физической культуре с учетом групп здоровья, но и использовать их при учете внеучебных достижений учащихся по завершении каждого уровня образования, а также включать лучшие результаты в перечень индивидуальных достижений выпускников.

Для учащихся, которые не справились с испытаниями (тестами), департамент рекомендовал использовать безотметочное обучение с последующим внесением записи «зачтено» в документы государственного образца об образовании (аттестаты).

Рекомендуемые требования к оценке с учетом выполнения нормативов комплекса ГТО содержатся в письме Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету “Физическая культура”».

* Информационно-просветительская кампания «Здоровье – путь к ус пеху!», приуроченная к празднованию Всемирного дня здоровья, проводится образовательными учреждениями – участниками регионального инновационного комплекса в сфере образования Омской области «Школа – территория здоровья». Кампания включает два этапа: первый – профессиональные конкурсы, второй – неделя здоровья.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль