Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования

571

Л.С. Обласова, канд. пед. наук, зам. директора по НМР БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества "Амурский"», г. Омск

Современная система повышения квалификации педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей, ориентирована на значительную долю самостоятельной работы и создание инновационных педагогических продуктов как ее результата (программно-методические материалы по инновационному направлению с изложением технологий, методик и алгоритмов профессионально-педагогической деятельности, программы мониторинговых исследований, система мероприятий, методические пакеты и т. п.). Основную функцию по обмену и распространению педагогического опыта, систему работы по подготовке и внедрению методических продуктов осуществляет городское методическое сообщество (далее - ГМС)1.

Среди продуктов деятельности ГМС, работающего над проблемой «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогического персонала организации дополнительного образования», значительную часть составили сценарии методических мероприятий с использованием современных технологий сопровождения педагогического персонала. Все представленные методические разработки, созданные участниками ГМС (методистами, заведующими методическими отделами, заместителями директоров организаций дополнительного образования детей), разработаны с учетом специфики и направленности образовательной организации (далее - ОО) и имеют единую цель - развитие профессиональной компетентности педагогического персонала. Сценарии методических мероприятий были презентованы на общих заключительных встречах участников ГМС. Электронный банк методических мероприятий аккумулирован и предоставлен участникам, а также размещен на сайте организатора ГМС - БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”» в разделе «Инновационная деятельность».

Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога »2.

Цель: формирование умений педагогов проводить самодиагностику профессиональной позиции, анализировать ее результаты.

Ход практикума:

1. Теоретическая часть. В теоретической части практикума ведущему необходимо сделать акцент на формирование педагогической позиции, которая представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации базовых ценностей.

При подготовке теоретической информации по данной проблеме рекомендуем обратить внимание на работы В.И. Слободчикова, который рассматривал позицию педагога одновременно как педагогически-личностную (выявляется во всякой встрече обучающего и обучающегося) и педагогически-профессиональную (выявляется при создании условий для достижения профессиональных, педагогических целей). Определяя понятие «педагогическая позиция», ведущий практикума отмечает, что в личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить две субпозиции: учителя и воспитателя. В позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, а в позиции учителя педагог встречается с обучающимся как с субъектом учебной деятельности. Далее ведущий предлагает следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя - это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности, что позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая методика. В ее основу положена деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя, разработанная А.И. Григорьевой. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока. Это действия педагога как субъекта:

  • воспитательного влияния на учащегося и детскую общность;
  • личностного и профессионального саморазвития;
  • формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
  • взаимодействия с социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.

2. Практическая часть. Группе педагогов последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа (табл. 1,2). Предъявление листов следует осуществлять через временной интервал, который составляет минимум один день. Это нейтрализует возможные попытки угадать «правильный» ответ.

Таблица 1

Опросный лист № 1

Инструкция: Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Выберите один из четырех предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак (галочку, крестик и т. п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения, выражающего вашу точку зрения.

Действия педагога-воспитателя

Считаю необходимым

Считаю важным

Считаю необязательным

Считаю ненужным

1

2

3

4

5

6

1

Равноправное общение с обучающимися

2

Проявление эмпатии по отношению к ученику

3

Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ученика

4

Принятие ученика как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5

Оценивание не личности ученика, а его поступков

6

Открытое предъявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7

Сотрудничество с учащимися в достижении общих целей

8

Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9

Создание ситуации успеха для каждого ученика

10

Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11

Активизация воспитательного потенциала урока

12

Поддержка обучающихся как субъектов самоуправления

13

Отказ от вмешательства в то, что учащиеся предпочитают делать сами

14

Поддержка процесса самопознания ученика

15

Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ученика

16

Принятие воспитывающего влияния учащихся на педагога

17

Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18

Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19

Забота о своем физическом и психическом здоровье

20

Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21

Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22

Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежной субкультурах

23

Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса ОО

24

Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

25

Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

26

Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

27

Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

28

Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с собственным опытом

29

Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

30

Проявление интереса к жизни ученика в семье

31

Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика

32

Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика

33

Защита прав и интересов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями

34

Повышение педагогической культуры родителей своих учащихся

35

Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальным педагогом, педагогом-психологом, медицинским работником

36

Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

Таблица 2

Опросный лист № 2

Инструкция: Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Выберите один из четырех предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак (галочку, крестик и т. п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения, выражающего вашу точку зрения.

Действия педагога-воспитателя

Делаю постоянно

Делаю часто

Делаю изредка

Не делаю

1

2

3

4

5

6

1

Равноправное общение с обучающимися

2

Проявление эмпатии по отношению к ученику

3

Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ученика

4

Принятие ученика как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5

Оценивание не личности ученика, а его поступков

6

Открытое предъявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7

Сотрудничество с учащимися в достижении общих целей

8

Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9

Создание ситуации успеха для каждого ученика

10

Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11

Активизация воспитательного потенциала урока

12

Поддержка обучающихся как субъектов самоуправления

13

Отказ от вмешательства в то, что учащиеся предпочитают делать сами

14

Поддержка процесса самопознания ученика

15

Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ученика

16

Принятие воспитывающего влияния учащихся на педагога

17

Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18

Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19

Забота о своем физическом и психическом здоровье

20

Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21

Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22

Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежной субкультурах

23

Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса ОО

24

Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

25

Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

26

Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

27

Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

28

Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с собственным опытом

29

Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

30

Проявление интереса к жизни ученика в семье

31

Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика

32

Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика

33

Защита прав и интересов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями

34

Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

35

Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальным педагогом, пе- дагогом-психологом, медицинским работником

36

Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

Обработка результатов. Опросный лист № 1 выявляет направленность сознания педагога как воспитателя, опросный лист № 2 - его деятельность. Подсчет результатов осуществляется следующим образом. В опросном листе № 1 и опросном листе № 2 отмечаются только совпавшие ответы. Далее подсчитывается, в какой колонке - 1-й, 2-й, 3-й или 4-й - больше всего совпадений. Лидирующая колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («Считаю необходимым» - «Делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя. Если больше всего совпадений во 2-й колонке («Считаю важным» - «Делаю часто»), то можно делать вывод об относительно сильной профессиональной позиции воспитателя. Наибольшее совпадение в 3-й колонке («Считаю необязательным» - «Делаю изредка») дает основание говорить об относительно слабой профессиональной позиции воспитателя. Наконец, больше всего совпадений в 4-й колонке («Считаю ненужным» - «Не делаю») говорят о слабой профессиональной позиции воспитателя.

Если при обработке результатов возникают сомнения в достоверности высокого результата (например, совпали практически все пункты 1-х колонок 1-го и 2-го опросного листов, утверждающие, что обозначенные позиции педагог не только считает необходимыми, но и реализует), можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, с достаточно большой степенью можно выявить достоверность ответов.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя:

  • воспитательное влияние на ученика, детскую общность (утверждения № 1-16);
  • личностное и профессиональное саморазвитие (утверждения № 7-22);
  • формирование и развитие педагогического коллектива воспитателей (утверждения № 23-29);
  • взаимодействие с выходящими на ученика социальными общностями и институтами, стимулирующими проявление их воспитательного потенциала (утверждения № 30-36).

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какие наибольшие трудности испытывает педагог и что может служить источником его профессионального и личностного роста.

Семинар «Создание обучающимся ситуации успеха в учебной деятельности»3.

Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание обучающимся ситуации успеха на занятии.

Задачи:

  • информирование педагогов дополнительного образования о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах повышения мотивации обучающихся на достижение успеха;
  • инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;
  • проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на занятии;
  • развитие навыков сотрудничества.

Ход семинара:

1. Вступительное слово ведущего, в котором он говорит о необходимости обратить внимание на одну из самых серьезных проблем работы педагога - сохранение психологического здоровья учащегося, которая тесно связана с созданием ситуации успеха на занятиях. Ведущий отмечает, что семинар посвящен анализу влияния успеха на различные аспекты

деятельности обучающихся, систематизации приемов и методов создания на занятиях ситуации успеха, а также проектированию действий педагога по созданию ситуации успеха на занятии.

2. Теоретическая часть посвящена проблеме создания ситуации успеха для обучающихся в процессе познания окружающей действительности. Успех в обучении определяется как единственный источник внутренних сил учащегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ученик не приходит в коллектив неудачником. Лишь коллектив может сделать из него неудачника. И если он теряет интерес к занятиям, в этом нужно винить не только личные или семейные обстоятельства, но и методы обучения.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Обучающийся надеется добиться признания в коллективе и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны педагогов и своих одноклассников. В основе ожидания успеха у учащегося в начальной школе - стремление заслужить одобрение старших: педагога, родителей. Ситуация успеха особенно важна в работе с обучающимися, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству педагога и обучающегося. В условиях сотрудничества можно выделить три ведущих действия учащихся: осуществление поиска недостающих знаний и реализацию познавательной инициативы, анализ уже изученной информации, оценку сформированных компетенций и прогнозирование того, что необходимо узнать и чему научиться. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Завершая теоретическую часть семинара, ведущий делает вывод о том, что успех в учебе - это завтрашний успех в жизни.

3. Практическая часть. Знакомство педагогов, участвующих в семинаре.

Разминка «Имя - качество»: ведущий просит участников семинара написать на визитке имя, по которому можно обращаться к педагогу. К имени следует придумать качество (например, Катя красивая). После знакомства с именами проводится анкетирование «Незаконченное предложение» (табл. 3): участникам необходимо заполнить анкету, продолжив фразу (2 мин).

Таблица 3

Анкета «Незаконченное предложение»

Начиная занятие, я произношу слова:

Обучающийся не работает на уроке. Я ему говорю:

Перед проверочной работой (заданием по диагностике) обычно я говорю:

По моему мнению, на эффективность урока влияет:

Далее следует организация работы в группах по проектированию программ для обучения и воспитания успехом. Актуализация проблемы - притча «Сотрудничество».

Притча «Сотрудничество»

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается ад от рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит: «Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в рай!».

Приехал человек в рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в аду. Котлы с едой, люди держат в руках ложки с длиннющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

После прочтения притчи ведущий предлагает соблюдать правила групповой работы:

  • обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия;
  • откровенность и доброжелательность в общении;
  • соблюдение правила «Работаем без погон» - все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа;
  • четкое и ясное выражение мыслей, стремление «сделать себя понятным» собеседнику;
  • ответственность каждого участника за результат работы всей группы, а группы - за каждого.

Задания для групп:

  • 1-я группа проектирует действия педагога, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха;
  • 2-я группа составляет список тех действий педагога, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха;
  • 3-я группа готовит список из 20-25 возможных фраз, с помощью которых можно сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» (например, «Продолжай так же хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» и др.);
  • 4-я группа - эксперты (2-4 человека) - анализирует анкеты педагогов.

Для проведения анализа анкет необходимо разрезать все анкеты на 4 части (по вопросам) и сформировать 4 микрогруппы для обработки каждого вопроса. Микрогруппа делает вывод по большинству ответов, затем вся группа выбирает участника для представления общего результата по всей анкете.

Далее следует обсуждение задания и его выполнение во время групповой работы. Представители групп сдают задание экспертам для дальнейшей работы.

Ведущий после завершения времени, отведенного на выполнение заданий для групп, предлагает участникам игру «Незаконченные предложения», в котором каждый педагог дает ответ, представляя себя учеником. Ведущий бросает мяч и произносит начало предложения, которое предстоит закончить участнику. Ответы анализирует экспертная группа. В конце занятия эксперты делают выводы и доводят их до сведения участников.

Материалы для проведения игры «Незаконченные предложения»:

1. Если я получаю хорошую оценку своей деятельности - это значит, что...

2. Если я получаю плохую оценку - это значит, что...

3. Мне всегда приятно, когда взрослые...

4. Когда я смотрю на педагога, мне кажется, что...

5. Я чувствую себя уверенно, когда...

После проведения игры участники по просьбе ведущего делятся чувствами, которые они испытали в роли обучающихся.

Ведущий предлагает познакомиться с различными приемами создания ситуаций успеха. Задача участника заключается в том, чтобы раскрыть содержание приемов.

Приемы создания ситуации успеха:

1. Прием «Эмоциональный всплеск», или «Ты так высоко взлетел». Главная роль отведена педагогу. Его слова - экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике. Если найти способ высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, когда слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности, то в конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

2. Прием «Обмен ролями» дает возможность высветить скрытый потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей обучающихся. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

3. Прием «Формирование положительной Я-концепции» у обучающихся. Ведущий говорит о том, что положительная Я-концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Далее он задает участникам следующий вопрос: что необходимо для формирования положительной Я-концепции? Ответ участников: для формирования положительной Я-концепции обучающегося необходимо видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, создавать для личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы участие в образовательном процессе приносило ученику радость, понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба чувству собственного достоинства личности (обучающийся хорош, а плох его поступок). Также необходимо помогать учащимся в реализации себя в деятельности (в каждом ученике - чудо, ожидай его).

4. Прием «Холодный душ». На занятиях можно наблюдать, что периоды подъема, взлета у способных учеников могут сменяться спадом и расслаблением, когда добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих обучающихся - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность. Вопросы ведущего: чем может быть полезен для таких обучающихся прием «Холодный душ»?; как его можно использовать?

5. Прием «Эврика». Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему не известные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание. Вопрос для участников: как педагог может поддержать обучающегося, поставив перед ним новые, более серьезные задачи?

6. Прием «Эмоциональное поглаживание». Педагог с легкостью раздает комплименты. На занятии много раз говорит «молодец», 30 раз произносит «умница» и раз 10 фразу: «Ребятки, я горжусь вами!». Не грозит ли это девальвацией похвалы? Обучающиеся привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Ведущий предлагает участникам привести примеры таких «поглаживаний».

4. Подведение итогов. Рефлексия. Экспертная группа знакомит участников семинара с результатами анализа анкет (1-я анкета - «Незаконченное предложение», которую участники заполняли от лица педагогов, 2-я анкета - «Незаконченное предложение», которую участники заполняли от лица учеников).

Ведущий предлагает участникам семинара ответить на вопросы о том, был ли полезен семинар и чем именно, удовлетворены ли педагоги своей работой на семинаре, какой момент семинара вызвал наибольший интерес.

Семинар «Педагогическая диагностика в деятельности педагога дополнительного образования»4.

Цели: содействовать педагогам в понимании важности диагностических исследований для совершенствования образовательного процесса, продолжить формирование профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования в области диагностики.

Ход семинара:

1. Теоретическая часть. Ведущий семинара знакомит участников с понятием «педагогическая диагностика», ее основными задачами и функциями.

Педагогическая диагностика - это одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ученика, деятельности педагога.

Задачи педагогической диагностики:

  • познавательные (определение уровня обученности, воспитанности, развития, психологической подготовки учащихся; результативности и эффективности данного процесса и его компонентов; выявленной на основе анализа информации (сформированного педагогического диагноза) целесообразных педагогических воздействий);
  • преобразовательные (повышение эффективности процессов обучения, воспитания, развития, психологической подготовки; образовательного процесса в результате осуществления педагогических воздействий (взаимодействий) на основе распознанной информации об участниках этого процесса).

Функции педагогической диагностики:

  • аналитическая - выявляет причинно-следственные связи между условиями и результатами обучения;
  • собственно диагностическая - способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития обучающегося;
  • оценочная - предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
  • коррекционная - направлена на изменение действий педагога и обучающегося с целью устранения негативных последствий обучения;
  • ориентационная - предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
  • информационная - нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Этапы диагностики:

  • прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) - это изучение отношения учащегося к выбранной деятельности, его достижений в этой области, личностных качеств;
  • текущая диагностика (проводится в конце календарного года) - это изучение динамики освоения предметного содержания, личностного развития учащегося, его взаимоотношений в коллективе;
  • итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) - это проверка освоения программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого обучающегося.

Ведущий семинара обращает внимание на то, что диагностика:

  • не является самоцелью;
  • осуществляется планомерно и систематически;
  • охватывает всех обучающихся;
  • проводится в естественных условиях деятельности участников педагогического взаимодействия;
  • реализует принципы педагогического оптимизма (внимание учащихся акцентируется на положительных достижениях по результатам диагностики);
  • внедряет комплекс взаимодополняющих методов, диагностических программ (универсальных методов диагностики не существует).

Правила профессиональной этики при проведении педагогической диагностики:

  • необходимо установить контакт между педагогом и учащимся (группой учащихся). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание;
  • обследование проводится в течение 15-30 мин (в зависимости от возраста учащихся и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия;
  • необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно сформулировать инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, напечатать бланки диагностических методик;
  • результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Наиболее популярные методы диагностики:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • беседа с учащимся (уточняющее собеседование, интервьюирование);
  • беседа с педагогами;
  • беседа с родителями;
  • анализ результатов деятельности;
  • сочинение;
  • обобщение независимых характеристик;
  • социометрические методы;
  • недописанный тезис.

Формы фиксирования результатов диагностики:

  • составление графиков, диаграмм;
  • составление характеристик;
  • заполнение карт развития;
  • ведение диагностических дневников.

2. Практическая часть. Работа в группах. Оборудование, необходимое для организации работы в группах: сводные таблицы с основными показателями, материалы программы объединения обучающихся (цель, задачи программы, ожидаемые результаты обучающихся и др.), словарик терминов.

Задачи для групповой практической работы (группа № 1):

1. Формулировка диагностических задач, разработка диагностических карт по программе объединения обучающихся первого года обучения (прогностический этап) и последнего года обучения (итоговый этап).

2. Представление разработанных карт, обсуждение, корректировка.

Задача работы для группы № 2 заключается в составлении алгоритма диагностических операций и списка диагностических документов.

Алгоритм диагностических операций:

  • формулировка диагностической задачи;
  • составление модели-конструктора;
  • разработка диагностического инструментария;
  • организация диагностической процедуры;
  • интерпретация результатов, формулировка выводов и рекомендаций;
  • доведение до сведения обучающихся и их родителей результатов диагностической деятельности;
  • постановка проблемы и определение объекта исследования;
  • определение нового диагностического запроса.

Выводы ведущего после групповой работы могут быть связаны с необходимостью проведения педагогической диагностики для достижения следующих целей:

  • обнаружить и зафиксировать изменения состояния участников образовательного процесса;
  • выявить норму или отклонения в развитии участников педагогического взаимодействия (ориентируясь на эталон, стандарт);
  • установить закономерности, причины, вызывающие изменения в состоянии участников образовательного процесса и самого процесса;
  • проанализировать полученные факты;
  • опираясь на результаты диагностики, выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях более оптимального развития обучающихся, совершенствования образовательного процесса.

3. Рефлексия. Педагогам предлагается заполнить таблицу с тремя графами:

  • в первую графу записывают наиболее важную, полезную информацию, полученную на семинаре;
  • во вторую - наоборот, ненужную;
  • в третью - информацию, которая осталась непонятной.

Практическое занятие с элементами тренинга «Педагогическая осознанность как рефлексивная установка»5.

Цель: инициировать процесс осознания педагогами своей педагогической деятельности через актуализацию проблемы педагогической осознанности и возможность получения опыта рефлексии некоторых из особенностей своей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • ознакомление с теоретическими основами постановки проблемы педагогической осознанности;
  • активизация личностной и профессиональной рефлексии педагогов;
  • создание условий для переживания моментов педагогической осознанности в ходе тренинговых упражнений.

Ход практического занятия:

1. Теоретическая часть. Ведущий определяет цель занятия: понять причины некоторых профессиональных проблем, существующих у каждого из присутствующих педагогов, и найти резервы для более эффективной работы. Далее он знакомит участников семинара с понятием «педагогическая осознанность». Педагогическая осознанность - это рефлексивная установка на индивидуальную педагогическую деятельность, позволяющая осознавать личные переживания в процессе профессиональной деятельности и эмпатийно воспринимать чувства обучающихся, а также выработка внутренней позиции по отношению к обучающимся и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с обучающимися, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения. Педагогическая осознанность позволяет сосредоточиться на решении актуальных задач и игнорировать «надуманные» проблемы, вследствие чего открывается резерв для повышения эффективности своей деятельности.

2. Практические упражнения. Для предварительного знакомства и для того, чтобы разделиться на подгруппы (это понадобится в дальнейшей работе на занятии), можно провести игру «Поменяйтесь местами», которая позволит также немного подвигаться, поднять настроение. Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто:

  • работает всю жизнь в одной ОО;
  • работает в настоящее время по новой программе;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал стать педагогом с детства и т. д.

После подвижной игры можно спросить кого-нибудь, если участники не возражают, во-первых, кто, о ком что запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы другие рассказали, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом людей становятся членами одной малой группы.

Упражнение «Личность педагога»

Проводится в малых группах (до 4 чел.). Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5-7 мин. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Представители групп высказываются по очереди. Выдвигаемые предложения становятся «достоянием памяти». Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждения всей группой. В «достояние памяти» включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками. Примерные качества:

  • гибкость профессионального мышления;
  • стремление к самоактуализации;
  • доброжелательность;
  • умение брать ответственность на себя;
  • коммуникабельность;
  • направленность на личность другого человека;
  • принятие себя;
  • уважение чужого мнения;
  • организаторские способности;
  • умение видеть на несколько шагов вперед;
  • креативность;
  • эмпатийность.

1-я группа предлагает свой вариант портрета идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для 2-й группы работа усложняется за счет особенностей представления своего варианта портрета педагога, которое проводится в виде ответов на вопросы:

1. С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

2. Что вы сами предлагаете добавить?

3. Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Список дополняется и изменяется, при этом 1-я группа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту; 2-й группе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем черт педагога, представленным предыдущими участниками, и отвечать на дополнительные вопросы. Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

После завершения упражнения «Личность педагога» ведущий рассказывает участникам о том, что формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы учащегося, перспективы его развития, на восприятие обучающихся как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком, предложенная А.В. Петровским, позволяет обеспечить учащемуся чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать базис личностной культуры; развивать его индивидуальность. Ведущими способами общения в данной модели являются понимание, принятие и признание личности ученика, основанные на способности взрослого к децентрации:

  • понимание - умение педагога смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и обучающегося, видеть побудительные мотивы, движущие учениками;
  • принятие - безусловно положительное отношение к учащемуся, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент учителя или нет, признание его уникальности;
  • признание - это прежде всего право голоса обучающегося в решении тех или иных проблем;
  • тактика общения - сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от обучающихся проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения;
  • личностная позиция педагога - ориентация на интересы ученика и перспективы его дальнейшего развития.

Содержание игр и упражнений, предлагаемых ведущим в дальнейшем, поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности обучающегося, т. е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало.

Упражнение «Звезда»

Иллюстрируемый способ общения: понимание.

Материалы: небольшое карманное зеркало.

Подготовить основу - изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 х 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности учащегося в период интенсивного развития головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения, которые предлагает ведущий, связаны с описанием ощущений в процессе выполнения задания, выражением мыслей, возникших после его выполнения.

Ведущий, подводя итоги, говорит о том, что от обучающегося нельзя требовать того, чего он сделать не в состоянии. Также он обращает внимание на поведение взрослых: во время выполнения этого упражнения участники давали свои комментарии, у них вырывались восклицания, отражающие переживаемые эмоции. Это является нормальным выражением чувств, помогает выполнить задание. От обучающихся на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и способствует накоплению эмоционального напряжения.

Упражнение «Подкрепление»

Иллюстрируемый способ общения: принятие.

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ученику. Проведение упражнения: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести.

Сложность упражнения заключается в двух моментах. Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер. Во-вторых, группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму - положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т. д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления. По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения:

  • как вы чувствовали себя в своей роли?
  • какие чувства вызвала у вас реакция группы?
  • как вы чувствуете себя сейчас?
  • какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, которые ведущий выносит на обсуждение:

1. Безусловно положительное приятие обучающегося рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.

2. Психологическая поддержка - это способ выражения приятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, т. к. понимал, что это игра. Ученику такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в ОО (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, у него может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

3. Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить обучающегося, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы.

Упражнение «Часы»

Это упражнение на поддержание работоспособности.

Участники (не менее 12 чел.) садятся в круг. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать: «Бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 ч ровно или 13 ч 5 мин, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит: «Бом».

Упражнение «Самопознание»

Иллюстрируемый способ общения: признание.

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».

Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого участника, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений в группе задается следующий вопрос: когда участник называет количество возможных слов, он опирается на то, сколько сам может составить, или учитывает, что могут появиться варианты от других членов группы? Далее группа составляет в ряд все возможные слова из букв. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения:

  • все ли участвовали в составлении слов?
  • как было организовано составление слов?
  • были ли «выпадающие» буквы?
  • какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
  • в какой форме проходило составление слов (уговаривание, просьбы, совместное решение и т. д.)?

Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые из них будут повторяться.

Идеи, выносимые на обсуждение:

1. Необходимо видеть, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.

2. Легко заметить, выделить активного, инициативного обучающегося, сложно - спокойного, пассивного, робкого.

Упражнение «Паровозики»

Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться. Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию).

«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго участника, изображающих паровозики, глаза закрыты - это вагоны. Третий участник глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, т. к. изображает паровоз. Он держит за локти среднего, средний - первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим впереди).

Вопросы для обсуждения:

  • какие чувства испытывали во время упражнения на каждой из позиций?
  • какая позиция при выполнении упражнения была самой удобной?
  • легко ли было, когда тобой руководили?
  • легко ли было самому руководить?
  • смогли участники абсолютно довериться ведущему?

Идеи, выносимые на обсуждение:

1. У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым.

2. Работая с учащимися, педагог обязан нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция.

Проективное рисование «Я - педагог»

Материалы: средства рисования, альбомная бумага.

Следующее задание предполагает создание рисунка-автопортрета. Ведущий подчеркивает, что особенностью этого автопортрета будет необ-

ходимость акцентировать в нем свои профессиональные черты. Для рисования можно использовать имеющиеся изобразительные средства. На рисование отводится 10 мин. Участники распределяются по помещению таким образом, чтобы работа над рисунком осталась тайной для других. После этого неподписанные рисунки собираются ведущим, и группа приступает к их анализу. Рисунки предъявляются по очереди, без указания авторства. В обсуждении принимают участие все члены группы, свободно высказывая свое мнение.

Вопросы для обсуждения:

  • что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека?
  • что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека?
  • какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональными, личностными)?
  • что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку (профессиональные качества, личные качества)?

После обсуждения автор рисунка имеет право признаться в авторстве, если у него возникло такое желание. Автор анализируемого рисунка может зафиксировать высказанные в ходе обсуждения мысли, т. к. они помогут выполнить домашнее задание этого дня. По окончании обсуждения впечатления не анализируются, каждый берет из обсуждения то, что ему показалось важным.

3. Завершающая рефлексия. Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы о том, было ли полезно практическое занятие с элементами тренинга и чем именно, удовлетворены ли педагоги своей работой, какой момент занятия вызвал наибольший эмоциональный отклик.

_______________________________

1Подробнее о разъяснении понятия «городское методическое сообщество», планировании работы педагогов дополнительного образования детей читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 6. С. 76.

2Из опыта работы Орловой Е.Б., методиста БОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Омск. - Примеч. авт.

3Из опыта работы Камаевой О.А., зав. отделом БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск. - Примеч. авт.

4Из опыта работы Ушаковой Е.В., методиста БОУ ДОД «Станция юных техников “Умельцы”», г. Омск. - Примеч. авт.

5Из опыта работы Артемьевой Ю.Ю., методиста БОУ ДОД «Дом пионеров», г. Омск. - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль