Развитие связей с родительской общественностью на основе информационных технологий

287

Л.Н. Крымова, канд. пед. наук, зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия № 42», г. Барнаул

В последнее время в функционирование образовательной организации (далее - ОО) активно внедряется система государственно-общественного управления, цель которого - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Общественное управление сделало ОО более открытой, позволило прислушиваться к потребностям общества и корректировать в связи с этим образовательный процесс. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает право обучающегося и его родителей (законных представителей) на участие в управлении ОО (ст. 44 гл. IV). Процесс придания государственно-общественным органам управляющих полномочий включает в себя следующие компоненты:

  • подготовку и размещение в сети Интернет публичной отчетности ОО;
  • активизацию позиции субъекта образовательного процесса или обобщенного потребителя (педагога, родителей (законных представителей) обучающихся);
  • развитие стимулирующей обратной связи от потребителя образовательной услуги - к ее производителю.

Основными положительными сторонами деятельности управляющего совета в МБОУ «Гимназия № 42» г. Барнаула (далее - гимназия) можно считать социальную основу участия общественности в деятельности гимназии, которая включает в себя практику публичных обсуждений и принятий решений, поощрение инициативы, учет мнения различных групп субъектов образовательного процесса. В то же время следует отметить недостаточно высокий уровень:

  • развития ресурсной базы для реализации различных педагогических проектов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса;
  • профессионализма участников образовательного процесса;
  • степени разработанности новой системы для общества и профессионалов.

Включение общественности в управление образовательным процессом может быть эффективным только при условии участия ее представителей в формировании содержания образования. Общественное участие в управлении гимназией - это средство повышения эффективности гимназического образования. Гимназия в течение трех лет является базовой площадкой федеральной стажировочной площадки «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» по теме «Развитие связей образовательного учреждения с общественностью на основе современных информационно-коммуникационных технологий» (реализация и научное сопровождение проекта осуществляется КГОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»). Нововведения непосредственно связаны с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в управлении, например, при организации и проведении заседаний органов самоуправления, общественных слушаний по вопросам основной деятельности ОО, сплошных и выборочных опросов участников образовательного процесса и др.

В управлении образовательным процессом важна информация, которая необходима для понимания всеми субъектами образовательных отношений уровня достигнутых учащимися образовательных результатов. Доступ к системе управленческой информации помогает родителям (законным представителям) и учащимся в полной мере оценить работу педагога в перспективе достижения образовательного результата, понять трудности и пути их преодоления для более высокой степени достижения результатов обучения и воспитания.

Вся управленческая информация гимназии структурирована по различным признакам (по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.) и может быть оптимально использована любым участником образовательного процесса.

Одним из самых эффективных способов формирования (сбора, размещения, представления участникам образовательного процесса) и анализа (систематизации по среднему баллу, индивидуальным достижениям образовательных результатов и т. п.) информации, необходимой для активизации деятельности субъектов образовательного процесса, является использование в ОО возможностей автоматизированных информационных систем (далее - АИС). В рамках целевой программы «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006-2010 гг. реализуется проект «Сетевая школа - Сетевой город - Сетевой край». ОО Алтайского края, в т. ч. и гимназия, с 2008 г. входят в единую образовательную информационную сеть региона, построенную на основе АИС «Сетевой город». Средства АИС «Сетевой город. Образование» количественно и качественно обрабатывают следующие данные:

  • списочный состав обучающихся с данными о ходе их обучения;
  • сведения о результатах обучения всех учащихся по каждому преподаваемому предмету:
    • итоговые и текущие отметки;
    • данные о переводе в следующий класс и др.;
    • данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков);
  • данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения:
    • специфика преподавания предметов;
    • численность классов;
    • кадровый состав и квалификация педагогов;
    • материальное, дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса и др.

Администрацией гимназии разработан и внедрен регламент, который определяет сферу применения АИС «Сетевой город. Образование». Согласно этому регламенту гимназия оказывает ряд образовательных услуг в электронном виде, например:

  • размещение сведений справочного характера:
    • название ОО;
    • продолжительность учебного года, выходные дни, начало и окончание каникул;
    • списки сотрудников, учеников и родителей учащихся;
    • списки преподаваемых в школе предметов, преподавателей каждого предмета и т. п.;
  • создание банка личных дел участников образовательного процесса:
    • Ф. И. О., паспортные данные (данные свидетельства о рождении для несовершеннолетних) и т. п.;
  • наличие полного учебного плана для последующего формирования расписания и обеспечения работы электронного журнала:
    • профили учебного плана с указанием параллелей;
    • предельные нагрузки учебного плана по каждому компоненту;
    • предметы, которые преподаются в каждом классе;
    • типы и границы учебных периодов и др.;
    • внесение календарно-тематического планирования по всем учебным предметам, сведений о корректировке рабочих программ педагогов по учебным предметам и т. д.;
  • предоставление учредителю ОО и органам управления в сфере образования сведений об учащихся:
    • о переводе из класса в следующий класс;
    • об отставании в обучении;
    • о выбытии и зачислении обучающихся в ОО;
    • о формировании классов и т. п.

Права доступа к информации разграничены и гибко настраиваются для всех участников образовательного процесса. Каждый пользователь имеет индивидуальные имя и пароль для входа на портал «Сетевой город. Образование». Например, находясь дома или на работе, родитель (законный представитель) может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребенка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может удаленно получать домашние задания, просматривать свой электронный дневник и расписание.

В проведении групповой и индивидуальной работы с родителями обучающихся (законными представителями) классный руководитель обязан использовать следующие виды отчетности, которые он формирует в АИС «Сетевой город. Образование»:

  • «Итоги успеваемости класса за учебный период»;
  • «Средний балл ученика»;
  • «Динамика среднего балла ученика»;
  • «Табель успеваемости учащегося»;
  • «Отчет об успеваемости и посещаемости ученика»;
  • «Итоги успеваемости и качества знаний»;
  • «Информационное письмо для родителей».

Каждый родитель получает следующую информацию о своем ребенке:

1. Отчет об успеваемости и графики, которые наглядно показывают уровень успеваемости и качество знаний обучающегося по сравнению со средними показателями по классу и гимназии, а также отчет о динамике учебных успехов ученика.

Родитель может просматривать отчеты об успеваемости своих детей и сравнивать их с усредненными показателями успеваемости всего класса. Отчеты о персональной успеваемости других учеников для учащегося и его родителей недоступны.

2. Информационное письмо - данные о текущих оценках и среднем балле обучающегося, в котором содержится поле для росписи родителей.

3. Отчет об успеваемости и посещаемости ученика, включающий не только средний балл и оценки, но и пропуски за определенные дни.

Данный вид отчета удобен не только для родителей, но и для работы учителя-предметника с родителями ученика, для самих учащихся, т. к. содержит информацию о теме урока и типе задания, за выполнение которого получена отметка.

В случае ограниченного доступа родителей к сети Интернет им предоставляется возможность получения отчетов в виде СМС. Они могут воспользоваться следующими услугами: получать по запросу с личного сотового телефона информацию об успеваемости и посещаемости ребенка (например, прогнозируемые оценки за четверть); получать рассылку на личный сотовый телефон (информацию о родительских собраниях, классных мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.). Регистрация родителя для получения доступа к сервису может производиться (по желанию родителя) с выбором функции запрета просмотра и последующего редактирования номера личного сотового телефона для других пользователей.

Другим необходимым условием активизации деятельности субъектов образовательного процесса и повышения эффективности работы с управленческой информацией является развитие информационной среды ОО, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Например, в настоящее время администрация гимназии проектирует возможность введения системы «Школьное окно». Это биометрическая система учета для идентификации участников образовательного процесса, которая позволяет ввести понятие «электронного паспорта». Электронный паспорт используется при входе в гимназию (что способствует контролю посещаемости обучающихся), в библиотеке при получении книг, в столовой для оплаты питания, в медицинском кабинете и т. п.

На сайте гимназии размещается информация, которая может быть интересна всем участникам образовательного процесса (устав, локальные акты, новости, информация о мероприятиях, о педагогах гимназии - все документы, которые предписано размещать на сайте в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации» и др.). Родители (законные представители) обучающихся, ознакомившись с учебными возможностями гимназии, формируют социальный заказ на образование своих детей.

Использование ИКТ возможно при организации и проведении заседаний органов самоуправления ОО, общественных слушаний по вопросам основной деятельности, сплошных и выборочных опросов участников образовательного процесса. Результатом нововведений является повышение качества управленческих решений, принимаемых органами самоуправления и должностными лицами (администрацией) ОО, в т. ч. с учетом результатов общественных слушаний по отдельным вопросам и опросов участников образовательного процесса. Перед проведением педагогического, управляющего или экспертного советов, на которых утверждаются, обсуждаются или рассматриваются локальные акты, администрация обнародует проект документов в открытом доступе. Все участники данных мероприятий имеют возможность не только ознакомиться с текстами документов, но и внести в него свои предложения и замечания. И только после обсуждения в таком режиме проводится заседание совета.

Результатом внедрения нововведений, описанных в статье, является активизация позиции субъекта образовательного процесса - систематическое участие представителей родительской общественности в обсуждении проектов локальных правовых актов (в т. ч. программ по учебным предметам, изменений, вносимых в рабочие программы педагогов, и т. д.). Активно участвуют в подобных обсуждениях до 35% родителей (законных представителей) обучающихся. Администрацией гимназии обеспечено своевременное выявление запросов участников образовательного процесса через анкетирование по вопросу удовлетворенности образовательным процессом родителей, учащихся и педагогов. Использование возможностей ИКТ позволило сократить неэффективные затраты времени в работе органов самоуправления ОО на 12%, финансово-материальные затраты при проведении опросов обучающихся и их родителей, в т. ч. с целью изучения удовлетворенности качеством образования, в 5-7 раз. Также были сокращены временные затраты на статистическую обработку и обобщение результатов опросов участников образовательного процесса в 12-15 раз.

Особенностями организации работы гимназии при внедрении ИКТ в развитие связей с родительской общественностью является достаточно большая численность обучающихся - более 800 чел. (более 30 классов-комплектов), а также проживание обучающихся за пределами закрепленной за ОО территории. В гимназии обучается около 1600 учащихся, более 70% проживают за пределами закрепленной за гимназией территории.

Вместе с тем существуют и ограничения для использования опыта гимназии:

  • необходимость введения возрастного ценза участников общественных слушаний и опросов - не менее 11-12 лет (в отношении обучающихся на ступени начального общего образования вероятность получения достоверной информации очень низка);
  • отсутствие устойчивого доступа к сети Интернет на территории проживания участников образовательного процесса;
  • недостаточная информационная компетентность участников образовательного процесса из числа родителей обучающихся;
  • отсутствие качественного инструментария для проведения опросов.

На данный момент в гимназии разработаны анкеты по формированию учебного плана, выявлению степени удовлетворенности качеством образования (приложение 1 «Анкета для родителей “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», приложение 2 «Анкета для педагогов “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», приложение 3 «Анкета для обучающихся “Удовлетворенность образовательным процессом”»), по выбору направления профильной и предпрофильной подготовки (приложение 4 «Анкета для родителей (законных представителей) и учащихся 7-х классов по выбору направления предпрофильного обучения», приложение 5 «Анкета для учащихся и родителей 9-х классов по выбору профиля обучения и формированию учебного плана»), диагностированию уровня развития профессиональных компетенций педагогов (приложение 6 «Анкета для педагогов “Самооценка уровня развития ИКТ-компетентности”») и т. п. Посредством данных опросов администрация гимназии реализует модель «образование как услуга», что повышает активность деятельности и вовлеченность субъектов образовательного процесса в создание и потребление образовательных услуг. Взаимодействие ОО с общественностью на основе ИКТ является важным элементом системы государственно-общественного управления в образовании. Участие в подготовке ежегодного публичного доклада директора - прекрасный способ реального включения органа государственно-общественного управления ОО в анализ деятельности гимназии, понимание ее актуальных достижений и проблем, определение поля работы и приоритетов управляющего совета. Размещение публичного доклада директора на сайте гимназии - хорошая возможность представить всем (родительской общественности, ученическому, местному сообществу, педагогическому коллективу) результаты работы через анализ изменений, происходящих в гимназии, перспектив ее развития. А участие управляющего совета в презентации публичного доклада - это наглядная ситуация разделения ответственности за представляемые результаты.

Приложение 1

Анкета для родителей «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»

Инструкция: Уважаемые родители! Вам предстоит оценить качество образовательного процесса в МБОУ «Гимназия № 42». Для этого поставьте баллы в таблице напротив каждого пункта в соответствии со следующими критериями:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - достаточный уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень.

Критерии

Балл

Безопасность учащихся в образовательной организации

Качество образования

Возможность получения дополнительного образования (кружки, секции)

Психолого-педагогическая поддержка (деятельность педагога-психолога, социального педагога)

Качество питания учащихся

Санитарно-гигиенические условия

Медицинское сопровождение

Поведение учащихся

Работа классного руководителя

Работа администрации

Педагогический коллектив

Материально-техническая оснащенность

Информатизация учебного процесса

Возможность участия родителей в управлении образовательной организацией (управляющий совет, родительской комитет, попечительский совет)

Доступность информации об образовательной организации и образовательном процессе

Достижения образовательной организации

ИТОГ:

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 49 ≤ К ≤ 64, качество образовательного процесса высокое;
  • если 33 ≤ К ≤ 48, качество образовательного процесса находится на достаточно высоком уровне;
  • если 17 ≤ К ≤ 32, качество образовательного процесса находится на недостаточно высоком уровне;
  • если 0 ≤ К ≤ 16, качество образовательного процесса находится на низком уровне.

Приложение 2

Анкета для педагогов «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»

Инструкция: Уважаемые педагоги! Вам предстоит оценить качество образовательного процесса в МБОУ «Гимназия № 42». Для этого поставьте баллы в таблице напротив каждого пункта в соответствии со следующими критериями:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - достаточный уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень.

Критерии

Балл

Безопасность учащихся в образовательной организации

Качество образования

Возможность получения дополнительного образования (кружки, секции)

Психолого-педагогическая поддержка (деятельность педагога-психолога, социального педагога)

Качество питания учащихся

Санитарно-гигиенические условия

Медицинское сопровождение

Поведение учащихся

Работа классного руководителя

Работа администрации

Педагогический коллектив

Материально-техническая оснащенность

Информатизация образовательного процесса

Доступность информации об образовательной организации и образовательном процессе

Достижения образовательной организации

Система внутришкольного контроля

Система материального и морального поощрения работников

Работа предметных кафедр (методических объединений)

Экспериментальная и инновационная деятельность

Возможность участия в управлении образовательной организацией

ИТОГ:

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 49 ≤ К ≤ 64, качество образовательного процесса высокое;
  • если 33 ≤ К ≤ 48, качество образовательного процесса достаточно высокое;
  • если 17 ≤ К ≤ 32, качество образовательного процесса недостаточно высокое;
  • если 0 ≤ К ≤ 16, качество образовательного процесса низкого уровня.

Приложение 3

Анкета для учащихся «Удовлетворенность образовательным процессом»

Инструкция: Уважаемые учащиеся! Вам предстоит оценить качество преподавания учебных предметов в МБОУ «Гимназия № 42». Для этого поставьте баллы в таблице напротив каждого пункта в соответствии со следующими критериями:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - достаточный уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень.

Учебный предмет

Критерии

Балл

Русский язык

Приобретаемые знания и умения

Профессионализм педагога

Интерес к уроку

Объективность отметок

Математика

Приобретаемые знания и умения

Профессионализм педагога

Интерес к уроку

Объективность отметок

Иностранный язык

Приобретаемые знания и умения

Профессионализм педагога

Интерес к уроку

Объективность отметок

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, перевести их в процентный показатель, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 76% ≤ К ≤ 100%, качество образовательного процесса высокое;
  • если 51% ≤ К ≤ 75%, качество образовательного процесса находится на достаточно высоком уровне;
  • если 26% ≤ К ≤ 50%, качество образовательного процесса находится на недостаточно высоком уровне;
  • если 0% ≤ К ≤ 25%, качество образовательного процесса находится на низком уровне.

Приложение 4

Анкета для родителей (законных представителей) и учащихся 7-х классов по выбору направления предпрофильного обучения

Инструкция: Уважаемые родители и учащиеся! В конце учебного года вам предстоит сделать важный выбор траектории дальнейшего образования, осуществить пробы для верного определения профиля обучения в 10-11-х классах.

МБОУ «Гимназия № 42» предлагает следующие направления предпрофильной подготовки в 8-9-х классах:

  • гуманитарный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: русский язык, литература, история, обществознание);
  • математический (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: математика, информатика и ИКТ, физика);
  • естественно-научный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: физика, химия, биология, математика).

Для восьмиклассников в классах каждого направления увеличится количество часов на преподавание предметов профильного уровня. Программы и учебники предметов федерального компонента одинаковые для всех классов по всем предметам, за исключением математики.

Этот выбор учащихся требует педагогического сопровождения, которое мы с вами должны тщательно продумать и осуществить. Просим вас заполнить анкету, отметив выбранный вами ответ.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

2

3

4

1

Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

2

Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

3

Будущее профессиональное образование и деятельность вашего ребенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Укажите предметы, которые, по вашему мнению, необходимы ребенку для профессионального самоопределения:

1) ...

2) ...

4

МБОУ «Гимназия № 42» за счет компонента образовательной организации в учебном плане предлагает набор предметов для каждого направления в 8-х классах:

1. Математическое направление (необходимо выбрать три предметных курса из следующих):

• практикум по решению физических задач;

• теория вероятностей и математическая статистика;

• программирование;

• практикум по решению сюжетных задач;

• введение в астрономию

2. Гуманитарное направление (необходимо выбрать четыре предметных курса из следующих):

• второй иностранный язык;

• мировая художественная культура;

• русская словесность;

• культурное наследие России;

• риторика;

• основы журналистики

3. Естественнонаучное направление (необходимо выбрать четыре предметных курса из следующих):

• экология и человек;

• программирование;

• практикум по решению физических задач;

• лабораторный химический практикум;

• химия в задачах и упражнениях;

• практикум по решению сюжетных задач

5

Какие курсы по выбору ваш ребенок хотел бы изучить? 1) ...

2) ...

6

Какие шаги вы считаете необходимым предпринять со стороны образовательной организации и с вашей стороны для успешного самоопределения вашего ребенка (вам необходимо выбрать три направления деятельности из следующих):

• организовать предпрофильную подготовку учащихся и увеличить объем сведений о мире труда, людей и профессий;

• ввести преподавание предмета типа «Твоя профессиональная карьера»;

• проводить диагностику профессионально важных качеств;

• увеличить объем сведений об особенностях обучения при получении профильного образования;

• проводить экскурсии на различные предприятия;

• предоставлять возможность выполнения профессиональных проб;

• приблизить содержание образования к практической деятельности людей;

• учитывать предпочтения учащегося в уровне преподавания учебных предметов;

• организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения;

• ничего не надо предпринимать;

• предложите ваш вариант, если необходимо:

7

Перечислите предметы, факультативные занятия и спецкурсы, которые будет посещать ваш ребенок: 1) ...

2) ...

8

Перечислите те предметы, преподавание которых, по вашему мнению, в образовательной организации ведется на достаточно высоком уровне:

1) ...

2) ...

9

Перечислите те предметы, преподавание которых вас не устраивает: 1) ...

2) ...

10

Укажите, испытывает ли ваш ребенок трудности восприятия материала учебного предмета (для каждого предмета укажите причину, если трудностей нет - ничего не пишите):

1) ...

2) ...

11

Какие предложения вы хотели бы внести в структуру организации образовательного процесса по реализации профильного обучения?

1) ...

2) ...

Приложение 5

Анкета для учащихся и родителей 9-х классов по выбору профиля обучения и формированию учебного плана

Инструкция: Уважаемые родители и учащиеся! В конце этого учебного года вашим детям предстоит сделать важный выбор траектории дальнейшего образования, осуществить пробы для верного определения профиля обучения в 10-11-х классах. МБОУ «Гимназия № 42» предлагает следующие направления профильной подготовки в 10-11-х классах:

  • гуманитарный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: русский язык, литература, история, обществознание);
  • математический (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: математика, информатика и ИКТ, физика);
  • естественнонаучный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: физика, химия, биология, математика).

Этот выбор учащихся требует педагогического сопровождения, которое мы с вами должны тщательно продумать и осуществить. Просим вас заполнить анкету, отметив выбранный вами ответ.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

2

3

4

1

Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

2

Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

3

Будущее профессиональное образование и деятельность вашего ребенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберите предметы, которые, по вашему мнению, необходимы ребенку для профессионального самоопределения:

1) ...

2) ...

4

С какой областью вы связываете будущую профессию вашего ребенка? Вам необходимо выбрать три профессиональные области из следующих:

• техника;

• производство;

• информационные технологии;

• техника и технологии;

• медицина;

• строительство;

• транспорт;

• торговля;

• сервис;

• экономика;

• организация и управление;

• педагогика;

• обслуживание населения;

• армия;

• полиция;

• право;

• юриспруденция;

• психология;

• искусство;

• фундаментальная наука;

• литература;

• история

5

Определился ли ваш ребенок с выбором вуза?

6

Перечислите предметы, необходимые для поступления в вуз, если они известны: 1) ...

2) ...

7

Как ваш ребенок собирается продолжить свое образование после окончания 9-го класса? Варианты:

1) ...

2) ...

8

Напишите предполагаемый профиль обучения в старших классах, который может выбрать ваш ребенок:

1) ...

9

Гимназия за счет компонента образовательной организации предлагает набор предметов для каждого профиля в 10-11-х классах:

1. Математический профиль (необходимо выбрать один предметный курс из следующих):

• физика;

• математика

2. Гуманитарный профиль (необходимо выбрать три предметных курса из следующих):

• экономика;

• право;

• мировая художественная культура;

• русский язык

3. Естественнонаучный профиль (необходимо выбрать три предметных курса из следующих):

• биология;

• химия;

• математика;

• физика;

• цифровые исследовательские лаборатории

10

Какие курсы по выбору хотел бы изучать ваш ребенок? 1) ...

2) ...

11

Какие шаги вы считаете необходимым предпринять со стороны школы и с вашей стороны для успешного самоопределения вашего ребенка?

1) ...

2) ...

12

Отметьте варианты ответов, наиболее близкие вам (необходимо отметить три варианта из следующих:

• организовать предпрофильную подготовку учащихся и увеличить объем сведений о мире труда, людей и профессий;

• ввести преподавание предмета типа «Твоя профессиональная карьера»;

• проводить диагностику профессионально важных качеств;

• увеличить объем сведений об особенностях обучения при получении профильного образования;

• проводить экскурсии на различные предприятия;

• предоставлять возможность выполнения профессиональных проб;

• приблизить содержание образования к практической деятельности людей;

• учитывать предпочтения учащегося в уровне преподавания учебных предметов;

• организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения;

• ничего не надо предпринимать;

• предложите ваш вариант, если необходимо: 1) ...

2) ...

13

Перечислите предметы, факультативные занятия и спецкурсы, которые будет посещать ваш ребенок: 1) ...

2) ...

14

Какие предложения вы хотели бы внести в структуру организации учебного процесса по реализации профильного обучения:

1) ...

2) ...

Приложение 6

Анкета для педагогов «Самооценка уровня развития ИКТ-компетентности»

Инструкция: Уважаемые коллеги! В 2014/15 уч. г. МБОУ «Гимназия № 42» начинает реализацию федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-х классах. В основной образовательной программе дано описание образовательных результатов, которых выпускник должен достичь к окончанию ступени образования, т. е. к окончанию 9-го класса. Среди них названа общепользовательская ИКТ-компетентность.

Просим вас оценить свою ИКТ-компетентность (обращаем ваше внимание, что критерии оценивания соответствуют ИКТ-компетентности выпускника 9-го класса). В зависимости от результатов анкетирования в МБОУ «Гимназия № 42» будут созданы группы по взаимообучению.

 Критерий

Ответ

Да
(я умею)

Нет
(я не умею)

1

2

3

Обращение с устройствами ИКТ1

Подключение устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использование аккумуляторов

Соединение устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий

Правильное включение и выключение устройства ИКТ, осуществление входа в операционную систему и завершение работы с ней, выполнение базовых действий с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание)

Осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет

Осуществление входа в информационную среду образовательной организации, в т. ч. через Интернет, размещение в информационной среде различных информационных объектов

Вывод информации на бумагу, правильное обращение с расходными материалами

Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающих специфику работы с различными экранами

Осознание и использование в практической деятельности основных психологических особенностей восприятия информации человеком

Фиксация изображений и звуков2

Фиксация изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксация хода и результатов проектной деятельности

Учет смысла и содержания деятельности при организации фиксации, выделение для фиксации отдельных элементов объектов и процессов, обеспечение качества фиксации существенных элементов

Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

Обработка цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создание презентации на основе цифровых фотографий

Обработка цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, транскрибирование цифровых звукозаписей

Осуществление видеосъемки и монтажа отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Умение различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений

Умение использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Осуществление трехмерного сканирования

Создание письменных сообщений3

Создание текста на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма

Сканирование текста и распознавание сканированного текста

Редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора

Создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в т. ч. нескольких участников обсуждения, письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения

Использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке

Создание текста на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма

Использование компьютерных инструментов, упрощающих расшифровку аудиозаписей

Создание графических объектов4

Создание различных геометрических объектов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами

Создание специализированных карт и диаграмм: географических, хронологических и др.

Создание графических объектов с помощью проведения рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств

Создание мультипликационных фильмов

Создание виртуальных моделей трехмерных объектов

Создание музыкальных и звуковых сообщений5

Использование звуковых и музыкальных редакторов

Использование клавишных и кинестетических синтезаторов

Использование микрофона и программ звукозаписи

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений6

Организация сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер

Работа с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в т. ч. в системах глобального позиционирования

Проведение деконструкции сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов

Использование при восприятии сообщений внутренних и внешних ссылок

Формулирование вопросов к сообщению, создание краткого описания сообщения; цитирование фрагментов сообщения

Избирательное отношение к информации в окружающем информационном пространстве, способность отказываться от потребления ненужной информации

Проектирование дизайна сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки

Понимание сообщения, использование при его восприятии внутренних и внешних ссылок, различных инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные)

Коммуникация и социальное взаимодействие7

Выступление с аудио-, видеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Участие в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета

Использование возможностей электронной почты для информационного обмена

Ведение личного дневника (блога) с использованием возможностей Интернета

Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио)

Соблюдение норм информационной культуры, этики и права; уважительное отношение к частной информации и информационным правам других людей

Взаимодействие в социальных сетях, работа в группе над сообщением

Участие в форумах в социальных образовательных сетях

Взаимодействие с партнерами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие)

Поиск и организация хранения информации8

Использование различных приемов поиска информации в Интернете, поисковых сервисов, построение запросов для поиска информации и анализ результатов поиска

Использование приемов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде образовательной организации и в образовательном пространстве

Использование различных библиотечных, в т. ч. электронных, каталогов для поиска необходимых книг

Поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение базы данных, в частности использование различных определителей

Формирование собственного информационного пространства: создание системы папок, размещение в них нужных информационных источников, размещение информации в Интернете

Создание и заполнение различных определителей

Использование различных приемов поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании9

Ввод результатов измерений и других цифровых данных для их обработки, в т. ч. статистической, и визуализации

Построение математической модели

Проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике

Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных, их обработка, в т. ч. статистически и с помощью визуализации

Анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов

Моделирование и проектирование, управление10

Моделирование с использованием виртуальных конструкторов

Конструирование и моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью

Моделирование с использованием средств программирования

Проектирование и организация индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ

Проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования

____________________________________

1Согласно примерной образовательной программе результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика и ИКТ», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

2Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», а также во внеурочной деятельности.

3Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», а также во внеурочной деятельности.

4Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика», а также во внеурочной деятельности.

5Результаты достигаются преимущественно в рамках предмета «Информатика и ИКТ», а также во внеурочной деятельности.

6Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», могут достигаться при изучении и других предметов.

7Результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.

8Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «История», «Литература», «Технология», «Информатика и ИКТ» и др. предметов

9Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Обществознание», «Математика».

10Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Технология», «Математика», «Информатика и ИКТ», «Обществознание».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль