Развитие связей с родительской общественностью на основе информационных технологий

261

Л.Н. Крымова, канд. пед. наук, зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия № 42», г. Барнаул

В последнее время в функционирование образовательной организации (далее - ОО) активно внедряется система государственно-общественного управления, цель которого - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Общественное управление сделало ОО более открытой, позволило прислушиваться к потребностям общества и корректировать в связи с этим образовательный процесс. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает право обучающегося и его родителей (законных представителей) на участие в управлении ОО (ст. 44 гл. IV). Процесс придания государственно-общественным органам управляющих полномочий включает в себя следующие компоненты:

  • подготовку и размещение в сети Интернет публичной отчетности ОО;
  • активизацию позиции субъекта образовательного процесса или обобщенного потребителя (педагога, родителей (законных представителей) обучающихся);
  • развитие стимулирующей обратной связи от потребителя образовательной услуги - к ее производителю.

Основными положительными сторонами деятельности управляющего совета в МБОУ «Гимназия № 42» г. Барнаула (далее - гимназия) можно считать социальную основу участия общественности в деятельности гимназии, которая включает в себя практику публичных обсуждений и принятий решений, поощрение инициативы, учет мнения различных групп субъектов образовательного процесса. В то же время следует отметить недостаточно высокий уровень:

  • развития ресурсной базы для реализации различных педагогических проектов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса;
  • профессионализма участников образовательного процесса;
  • степени разработанности новой системы для общества и профессионалов.

Включение общественности в управление образовательным процессом может быть эффективным только при условии участия ее представителей в формировании содержания образования. Общественное участие в управлении гимназией - это средство повышения эффективности гимназического образования. Гимназия в течение трех лет является базовой площадкой федеральной стажировочной площадки «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» по теме «Развитие связей образовательного учреждения с общественностью на основе современных информационно-коммуникационных технологий» (реализация и научное сопровождение проекта осуществляется КГОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»). Нововведения непосредственно связаны с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в управлении, например, при организации и проведении заседаний органов самоуправления, общественных слушаний по вопросам основной деятельности ОО, сплошных и выборочных опросов участников образовательного процесса и др.

В управлении образовательным процессом важна информация, которая необходима для понимания всеми субъектами образовательных отношений уровня достигнутых учащимися образовательных результатов. Доступ к системе управленческой информации помогает родителям (законным представителям) и учащимся в полной мере оценить работу педагога в перспективе достижения образовательного результата, понять трудности и пути их преодоления для более высокой степени достижения результатов обучения и воспитания.

Вся управленческая информация гимназии структурирована по различным признакам (по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.) и может быть оптимально использована любым участником образовательного процесса.

Одним из самых эффективных способов формирования (сбора, размещения, представления участникам образовательного процесса) и анализа (систематизации по среднему баллу, индивидуальным достижениям образовательных результатов и т. п.) информации, необходимой для активизации деятельности субъектов образовательного процесса, является использование в ОО возможностей автоматизированных информационных систем (далее - АИС). В рамках целевой программы «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006-2010 гг. реализуется проект «Сетевая школа - Сетевой город - Сетевой край». ОО Алтайского края, в т. ч. и гимназия, с 2008 г. входят в единую образовательную информационную сеть региона, построенную на основе АИС «Сетевой город». Средства АИС «Сетевой город. Образование» количественно и качественно обрабатывают следующие данные:

  • списочный состав обучающихся с данными о ходе их обучения;
  • сведения о результатах обучения всех учащихся по каждому преподаваемому предмету:
    • итоговые и текущие отметки;
    • данные о переводе в следующий класс и др.;
    • данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков);
  • данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения:
    • специфика преподавания предметов;
    • численность классов;
    • кадровый состав и квалификация педагогов;
    • материальное, дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса и др.

Администрацией гимназии разработан и внедрен регламент, который определяет сферу применения АИС «Сетевой город. Образование». Согласно этому регламенту гимназия оказывает ряд образовательных услуг в электронном виде, например:

  • размещение сведений справочного характера:
    • название ОО;
    • продолжительность учебного года, выходные дни, начало и окончание каникул;
    • списки сотрудников, учеников и родителей учащихся;
    • списки преподаваемых в школе предметов, преподавателей каждого предмета и т. п.;
  • создание банка личных дел участников образовательного процесса:
    • Ф. И. О., паспортные данные (данные свидетельства о рождении для несовершеннолетних) и т. п.;
  • наличие полного учебного плана для последующего формирования расписания и обеспечения работы электронного журнала:
    • профили учебного плана с указанием параллелей;
    • предельные нагрузки учебного плана по каждому компоненту;
    • предметы, которые преподаются в каждом классе;
    • типы и границы учебных периодов и др.;
    • внесение календарно-тематического планирования по всем учебным предметам, сведений о корректировке рабочих программ педагогов по учебным предметам и т. д.;
  • предоставление учредителю ОО и органам управления в сфере образования сведений об учащихся:
    • о переводе из класса в следующий класс;
    • об отставании в обучении;
    • о выбытии и зачислении обучающихся в ОО;
    • о формировании классов и т. п.

Права доступа к информации разграничены и гибко настраиваются для всех участников образовательного процесса. Каждый пользователь имеет индивидуальные имя и пароль для входа на портал «Сетевой город. Образование». Например, находясь дома или на работе, родитель (законный представитель) может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребенка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может удаленно получать домашние задания, просматривать свой электронный дневник и расписание.

В проведении групповой и индивидуальной работы с родителями обучающихся (законными представителями) классный руководитель обязан использовать следующие виды отчетности, которые он формирует в АИС «Сетевой город. Образование»:

  • «Итоги успеваемости класса за учебный период»;
  • «Средний балл ученика»;
  • «Динамика среднего балла ученика»;
  • «Табель успеваемости учащегося»;
  • «Отчет об успеваемости и посещаемости ученика»;
  • «Итоги успеваемости и качества знаний»;
  • «Информационное письмо для родителей».

Каждый родитель получает следующую информацию о своем ребенке:

1. Отчет об успеваемости и графики, которые наглядно показывают уровень успеваемости и качество знаний обучающегося по сравнению со средними показателями по классу и гимназии, а также отчет о динамике учебных успехов ученика.

Родитель может просматривать отчеты об успеваемости своих детей и сравнивать их с усредненными показателями успеваемости всего класса. Отчеты о персональной успеваемости других учеников для учащегося и его родителей недоступны.

2. Информационное письмо - данные о текущих оценках и среднем балле обучающегося, в котором содержится поле для росписи родителей.

3. Отчет об успеваемости и посещаемости ученика, включающий не только средний балл и оценки, но и пропуски за определенные дни.

Данный вид отчета удобен не только для родителей, но и для работы учителя-предметника с родителями ученика, для самих учащихся, т. к. содержит информацию о теме урока и типе задания, за выполнение которого получена отметка.

В случае ограниченного доступа родителей к сети Интернет им предоставляется возможность получения отчетов в виде СМС. Они могут воспользоваться следующими услугами: получать по запросу с личного сотового телефона информацию об успеваемости и посещаемости ребенка (например, прогнозируемые оценки за четверть); получать рассылку на личный сотовый телефон (информацию о родительских собраниях, классных мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.). Регистрация родителя для получения доступа к сервису может производиться (по желанию родителя) с выбором функции запрета просмотра и последующего редактирования номера личного сотового телефона для других пользователей.

Другим необходимым условием активизации деятельности субъектов образовательного процесса и повышения эффективности работы с управленческой информацией является развитие информационной среды ОО, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Например, в настоящее время администрация гимназии проектирует возможность введения системы «Школьное окно». Это биометрическая система учета для идентификации участников образовательного процесса, которая позволяет ввести понятие «электронного паспорта». Электронный паспорт используется при входе в гимназию (что способствует контролю посещаемости обучающихся), в библиотеке при получении книг, в столовой для оплаты питания, в медицинском кабинете и т. п.

На сайте гимназии размещается информация, которая может быть интересна всем участникам образовательного процесса (устав, локальные акты, новости, информация о мероприятиях, о педагогах гимназии - все документы, которые предписано размещать на сайте в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации» и др.). Родители (законные представители) обучающихся, ознакомившись с учебными возможностями гимназии, формируют социальный заказ на образование своих детей.

Использование ИКТ возможно при организации и проведении заседаний органов самоуправления ОО, общественных слушаний по вопросам основной деятельности, сплошных и выборочных опросов участников образовательного процесса. Результатом нововведений является повышение качества управленческих решений, принимаемых органами самоуправления и должностными лицами (администрацией) ОО, в т. ч. с учетом результатов общественных слушаний по отдельным вопросам и опросов участников образовательного процесса. Перед проведением педагогического, управляющего или экспертного советов, на которых утверждаются, обсуждаются или рассматриваются локальные акты, администрация обнародует проект документов в открытом доступе. Все участники данных мероприятий имеют возможность не только ознакомиться с текстами документов, но и внести в него свои предложения и замечания. И только после обсуждения в таком режиме проводится заседание совета.

Результатом внедрения нововведений, описанных в статье, является активизация позиции субъекта образовательного процесса - систематическое участие представителей родительской общественности в обсуждении проектов локальных правовых актов (в т. ч. программ по учебным предметам, изменений, вносимых в рабочие программы педагогов, и т. д.). Активно участвуют в подобных обсуждениях до 35% родителей (законных представителей) обучающихся. Администрацией гимназии обеспечено своевременное выявление запросов участников образовательного процесса через анкетирование по вопросу удовлетворенности образовательным процессом родителей, учащихся и педагогов. Использование возможностей ИКТ позволило сократить неэффективные затраты времени в работе органов самоуправления ОО на 12%, финансово-материальные затраты при проведении опросов обучающихся и их родителей, в т. ч. с целью изучения удовлетворенности качеством образования, в 5-7 раз. Также были сокращены временные затраты на статистическую обработку и обобщение результатов опросов участников образовательного процесса в 12-15 раз.

Особенностями организации работы гимназии при внедрении ИКТ в развитие связей с родительской общественностью является достаточно большая численность обучающихся - более 800 чел. (более 30 классов-комплектов), а также проживание обучающихся за пределами закрепленной за ОО территории. В гимназии обучается около 1600 учащихся, более 70% проживают за пределами закрепленной за гимназией территории.

Вместе с тем существуют и ограничения для использования опыта гимназии:

  • необходимость введения возрастного ценза участников общественных слушаний и опросов - не менее 11-12 лет (в отношении обучающихся на ступени начального общего образования вероятность получения достоверной информации очень низка);
  • отсутствие устойчивого доступа к сети Интернет на территории проживания участников образовательного процесса;
  • недостаточная информационная компетентность участников образовательного процесса из числа родителей обучающихся;
  • отсутствие качественного инструментария для проведения опросов.

На данный момент в гимназии разработаны анкеты по формированию учебного плана, выявлению степени удовлетворенности качеством образования (приложение 1 «Анкета для родителей “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», приложение 2 «Анкета для педагогов “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», приложение 3 «Анкета для обучающихся “Удовлетворенность образовательным процессом”»), по выбору направления профильной и предпрофильной подготовки (приложение 4 «Анкета для родителей (законных представителей) и учащихся 7-х классов по выбору направления предпрофильного обучения», приложение 5 «Анкета для учащихся и родителей 9-х классов по выбору профиля обучения и формированию учебного плана»), диагностированию уровня развития профессиональных компетенций педагогов (приложение 6 «Анкета для педагогов “Самооценка уровня развития ИКТ-компетентности”») и т. п. Посредством данных опросов администрация гимназии реализует модель «образование как услуга», что повышает активность деятельности и вовлеченность субъектов образовательного процесса в создание и потребление образовательных услуг. Взаимодействие ОО с общественностью на основе ИКТ является важным элементом системы государственно-общественного управления в образовании. Участие в подготовке ежегодного публичного доклада директора - прекрасный способ реального включения органа государственно-общественного управления ОО в анализ деятельности гимназии, понимание ее актуальных достижений и проблем, определение поля работы и приоритетов управляющего совета. Размещение публичного доклада директора на сайте гимназии - хорошая возможность представить всем (родительской общественности, ученическому, местному сообществу, педагогическому коллективу) результаты работы через анализ изменений, происходящих в гимназии, перспектив ее развития. А участие управляющего совета в презентации публичного доклада - это наглядная ситуация разделения ответственности за представляемые результаты.

Приложение 1

Анкета для родителей «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»

Инструкция: Уважаемые родители! Вам предстоит оценить качество образовательного процесса в МБОУ «Гимназия № 42». Для этого поставьте баллы в таблице напротив каждого пункта в соответствии со следующими критериями:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - достаточный уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень.

Критерии

Балл

Безопасность учащихся в образовательной организации

Качество образования

Возможность получения дополнительного образования (кружки, секции)

Психолого-педагогическая поддержка (деятельность педагога-психолога, социального педагога)

Качество питания учащихся

Санитарно-гигиенические условия

Медицинское сопровождение

Поведение учащихся

Работа классного руководителя

Работа администрации

Педагогический коллектив

Материально-техническая оснащенность

Информатизация учебного процесса

Возможность участия родителей в управлении образовательной организацией (управляющий совет, родительской комитет, попечительский совет)

Доступность информации об образовательной организации и образовательном процессе

Достижения образовательной организации

ИТОГ:

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 49 ≤ К ≤ 64, качество образовательного процесса высокое;
  • если 33 ≤ К ≤ 48, качество образовательного процесса находится на достаточно высоком уровне;
  • если 17 ≤ К ≤ 32, качество образовательного процесса находится на недостаточно высоком уровне;
  • если 0 ≤ К ≤ 16, качество образовательного процесса находится на низком уровне.

Приложение 2

Анкета для педагогов «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»

Инструкция: Уважаемые педагоги! Вам предстоит оценить качество образовательного процесса в МБОУ «Гимназия № 42». Для этого поставьте баллы в таблице напротив каждого пункта в соответствии со следующими критериями:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - достаточный уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень.

Критерии

Балл

Безопасность учащихся в образовательной организации

Качество образования

Возможность получения дополнительного образования (кружки, секции)

Психолого-педагогическая поддержка (деятельность педагога-психолога, социального педагога)

Качество питания учащихся

Санитарно-гигиенические условия

Медицинское сопровождение

Поведение учащихся

Работа классного руководителя

Работа администрации

Педагогический коллектив

Материально-техническая оснащенность

Информатизация образовательного процесса

Доступность информации об образовательной организации и образовательном процессе

Достижения образовательной организации

Система внутришкольного контроля

Система материального и морального поощрения работников

Работа предметных кафедр (методических объединений)

Экспериментальная и инновационная деятельность

Возможность участия в управлении образовательной организацией

ИТОГ:

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 49 ≤ К ≤ 64, качество образовательного процесса высокое;
  • если 33 ≤ К ≤ 48, качество образовательного процесса достаточно высокое;
  • если 17 ≤ К ≤ 32, качество образовательного процесса недостаточно высокое;
  • если 0 ≤ К ≤ 16, качество образовательного процесса низкого уровня.

Приложение 3

Анкета для учащихся «Удовлетворенность образовательным процессом»

Инструкция: Уважаемые учащиеся! Вам предстоит оценить качество преподавания учебных предметов в МБОУ «Гимназия № 42». Для этого поставьте баллы в таблице напротив каждого пункта в соответствии со следующими критериями:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - достаточный уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень.

Учебный предмет

Критерии

Балл

Русский язык

Приобретаемые знания и умения

Профессионализм педагога

Интерес к уроку

Объективность отметок

Математика

Приобретаемые знания и умения

Профессионализм педагога

Интерес к уроку

Объективность отметок

Иностранный язык

Приобретаемые знания и умения

Профессионализм педагога

Интерес к уроку

Объективность отметок

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, перевести их в процентный показатель, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 76% ≤ К ≤ 100%, качество образовательного процесса высокое;
  • если 51% ≤ К ≤ 75%, качество образовательного процесса находится на достаточно высоком уровне;
  • если 26% ≤ К ≤ 50%, качество образовательного процесса находится на недостаточно высоком уровне;
  • если 0% ≤ К ≤ 25%, качество образовательного процесса находится на низком уровне.

Приложение 4

Анкета для родителей (законных представителей) и учащихся 7-х классов по выбору направления предпрофильного обучения

Инструкция: Уважаемые родители и учащиеся! В конце учебного года вам предстоит сделать важный выбор траектории дальнейшего образования, осуществить пробы для верного определения профиля обучения в 10-11-х классах.

МБОУ «Гимназия № 42» предлагает следующие направления предпрофильной подготовки в 8-9-х классах:

  • гуманитарный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: русский язык, литература, история, обществознание);
  • математический (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: математика, информатика и ИКТ, физика);
  • естественно-научный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: физика, химия, биология, математика).

Для восьмиклассников в классах каждого направления увеличится количество часов на преподавание предметов профильного уровня. Программы и учебники предметов федерального компонента одинаковые для всех классов по всем предметам, за исключением математики.

Этот выбор учащихся требует педагогического сопровождения, которое мы с вами должны тщательно продумать и осуществить. Просим вас заполнить анкету, отметив выбранный вами ответ.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

2

3

4

1

Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

2

Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

3

Будущее профессиональное образование и деятельность вашего ребенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Укажите предметы, которые, по вашему мнению, необходимы ребенку для профессионального самоопределения:

1) ...

2) ...

4

МБОУ «Гимназия № 42» за счет компонента образовательной организации в учебном плане предлагает набор предметов для каждого направления в 8-х классах:

1. Математическое направление (необходимо выбрать три предметных курса из следующих):

• практикум по решению физических задач;

• теория вероятностей и математическая статистика;

• программирование;

• практикум по решению сюжетных задач;

• введение в астрономию

2. Гуманитарное направление (необходимо выбрать четыре предметных курса из следующих):

• второй иностранный язык;

• мировая художественная культура;

• русская словесность;

• культурное наследие России;

• риторика;

• основы журналистики

3. Естественнонаучное направление (необходимо выбрать четыре предметных курса из следующих):

• экология и человек;

• программирование;

• практикум по решению физических задач;

• лабораторный химический практикум;

• химия в задачах и упражнениях;

• практикум по решению сюжетных задач

5

Какие курсы по выбору ваш ребенок хотел бы изучить? 1) ...

2) ...

6

Какие шаги вы считаете необходимым предпринять со стороны образовательной организации и с вашей стороны для успешного самоопределения вашего ребенка (вам необходимо выбрать три направления деятельности из следующих):

• организовать предпрофильную подготовку учащихся и увеличить объем сведений о мире труда, людей и профессий;

• ввести преподавание предмета типа «Твоя профессиональная карьера»;

• проводить диагностику профессионально важных качеств;

• увеличить объем сведений об особенностях обучения при получении профильного образования;

• проводить экскурсии на различные предприятия;

• предоставлять возможность выполнения профессиональных проб;

• приблизить содержание образования к практической деятельности людей;

• учитывать предпочтения учащегося в уровне преподавания учебных предметов;

• организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения;

• ничего не надо предпринимать;

• предложите ваш вариант, если необходимо:

7

Перечислите предметы, факультативные занятия и спецкурсы, которые будет посещать ваш ребенок: 1) ...

2) ...

8

Перечислите те предметы, преподавание которых, по вашему мнению, в образовательной организации ведется на достаточно высоком уровне:

1) ...

2) ...

9

Перечислите те предметы, преподавание которых вас не устраивает: 1) ...

2) ...

10

Укажите, испытывает ли ваш ребенок трудности восприятия материала учебного предмета (для каждого предмета укажите причину, если трудностей нет - ничего не пишите):

1) ...

2) ...

11

Какие предложения вы хотели бы внести в структуру организации образовательного процесса по реализации профильного обучения?

1) ...

2) ...

Приложение 5

Анкета для учащихся и родителей 9-х классов по выбору профиля обучения и формированию учебного плана

Инструкция: Уважаемые родители и учащиеся! В конце этого учебного года вашим детям предстоит сделать важный выбор траектории дальнейшего образования, осуществить пробы для верного определения профиля обучения в 10-11-х классах. МБОУ «Гимназия № 42» предлагает следующие направления профильной подготовки в 10-11-х классах:

  • гуманитарный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: русский язык, литература, история, обществознание);
  • математический (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: математика, информатика и ИКТ, физика);
  • естественнонаучный (с 10-го класса преподаются на профильном уровне следующие предметы: физика, химия, биология, математика).

Этот выбор учащихся требует педагогического сопровождения, которое мы с вами должны тщательно продумать и осуществить. Просим вас заполнить анкету, отметив выбранный вами ответ.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

2

3

4

1

Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

2

Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

3

Будущее профессиональное образование и деятельность вашего ребенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберите предметы, которые, по вашему мнению, необходимы ребенку для профессионального самоопределения:

1) ...

2) ...

4

С какой областью вы связываете будущую профессию вашего ребенка? Вам необходимо выбрать три профессиональные области из следующих:

• техника;

• производство;

• информационные технологии;

• техника и технологии;

• медицина;

• строительство;

• транспорт;

• торговля;

• сервис;

• экономика;

• организация и управление;

• педагогика;

• обслуживание населения;

• армия;

• полиция;

• право;

• юриспруденция;

• психология;

• искусство;

• фундаментальная наука;

• литература;

• история

5

Определился ли ваш ребенок с выбором вуза?

6

Перечислите предметы, необходимые для поступления в вуз, если они известны: 1) ...

2) ...

7

Как ваш ребенок собирается продолжить свое образование после окончания 9-го класса? Варианты:

1) ...

2) ...

8

Напишите предполагаемый профиль обучения в старших классах, который может выбрать ваш ребенок:

1) ...

9

Гимназия за счет компонента образовательной организации предлагает набор предметов для каждого профиля в 10-11-х классах:

1. Математический профиль (необходимо выбрать один предметный курс из следующих):

• физика;

• математика

2. Гуманитарный профиль (необходимо выбрать три предметных курса из следующих):

• экономика;

• право;

• мировая художественная культура;

• русский язык

3. Естественнонаучный профиль (необходимо выбрать три предметных курса из следующих):

• биология;

• химия;

• математика;

• физика;

• цифровые исследовательские лаборатории

10

Какие курсы по выбору хотел бы изучать ваш ребенок? 1) ...

2) ...

11

Какие шаги вы считаете необходимым предпринять со стороны школы и с вашей стороны для успешного самоопределения вашего ребенка?

1) ...

2) ...

12

Отметьте варианты ответов, наиболее близкие вам (необходимо отметить три варианта из следующих:

• организовать предпрофильную подготовку учащихся и увеличить объем сведений о мире труда, людей и профессий;

• ввести преподавание предмета типа «Твоя профессиональная карьера»;

• проводить диагностику профессионально важных качеств;

• увеличить объем сведений об особенностях обучения при получении профильного образования;

• проводить экскурсии на различные предприятия;

• предоставлять возможность выполнения профессиональных проб;

• приблизить содержание образования к практической деятельности людей;

• учитывать предпочтения учащегося в уровне преподавания учебных предметов;

• организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения;

• ничего не надо предпринимать;

• предложите ваш вариант, если необходимо: 1) ...

2) ...

13

Перечислите предметы, факультативные занятия и спецкурсы, которые будет посещать ваш ребенок: 1) ...

2) ...

14

Какие предложения вы хотели бы внести в структуру организации учебного процесса по реализации профильного обучения:

1) ...

2) ...

Приложение 6

Анкета для педагогов «Самооценка уровня развития ИКТ-компетентности»

Инструкция: Уважаемые коллеги! В 2014/15 уч. г. МБОУ «Гимназия № 42» начинает реализацию федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-х классах. В основной образовательной программе дано описание образовательных результатов, которых выпускник должен достичь к окончанию ступени образования, т. е. к окончанию 9-го класса. Среди них названа общепользовательская ИКТ-компетентность.

Просим вас оценить свою ИКТ-компетентность (обращаем ваше внимание, что критерии оценивания соответствуют ИКТ-компетентности выпускника 9-го класса). В зависимости от результатов анкетирования в МБОУ «Гимназия № 42» будут созданы группы по взаимообучению.

 Критерий

Ответ

Да
(я умею)

Нет
(я не умею)

1

2

3

Обращение с устройствами ИКТ1

Подключение устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использование аккумуляторов

Соединение устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий

Правильное включение и выключение устройства ИКТ, осуществление входа в операционную систему и завершение работы с ней, выполнение базовых действий с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание)

Осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет

Осуществление входа в информационную среду образовательной организации, в т. ч. через Интернет, размещение в информационной среде различных информационных объектов

Вывод информации на бумагу, правильное обращение с расходными материалами

Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающих специфику работы с различными экранами

Осознание и использование в практической деятельности основных психологических особенностей восприятия информации человеком

Фиксация изображений и звуков2

Фиксация изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксация хода и результатов проектной деятельности

Учет смысла и содержания деятельности при организации фиксации, выделение для фиксации отдельных элементов объектов и процессов, обеспечение качества фиксации существенных элементов

Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

Обработка цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создание презентации на основе цифровых фотографий

Обработка цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, транскрибирование цифровых звукозаписей

Осуществление видеосъемки и монтажа отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Умение различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений

Умение использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Осуществление трехмерного сканирования

Создание письменных сообщений3

Создание текста на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма

Сканирование текста и распознавание сканированного текста

Редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора

Создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в т. ч. нескольких участников обсуждения, письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения

Использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке

Создание текста на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма

Использование компьютерных инструментов, упрощающих расшифровку аудиозаписей

Создание графических объектов4

Создание различных геометрических объектов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами

Создание специализированных карт и диаграмм: географических, хронологических и др.

Создание графических объектов с помощью проведения рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств

Создание мультипликационных фильмов

Создание виртуальных моделей трехмерных объектов

Создание музыкальных и звуковых сообщений5

Использование звуковых и музыкальных редакторов

Использование клавишных и кинестетических синтезаторов

Использование микрофона и программ звукозаписи

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений6

Организация сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер

Работа с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в т. ч. в системах глобального позиционирования

Проведение деконструкции сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов

Использование при восприятии сообщений внутренних и внешних ссылок

Формулирование вопросов к сообщению, создание краткого описания сообщения; цитирование фрагментов сообщения

Избирательное отношение к информации в окружающем информационном пространстве, способность отказываться от потребления ненужной информации

Проектирование дизайна сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки

Понимание сообщения, использование при его восприятии внутренних и внешних ссылок, различных инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные)

Коммуникация и социальное взаимодействие7

Выступление с аудио-, видеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Участие в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета

Использование возможностей электронной почты для информационного обмена

Ведение личного дневника (блога) с использованием возможностей Интернета

Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио)

Соблюдение норм информационной культуры, этики и права; уважительное отношение к частной информации и информационным правам других людей

Взаимодействие в социальных сетях, работа в группе над сообщением

Участие в форумах в социальных образовательных сетях

Взаимодействие с партнерами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие)

Поиск и организация хранения информации8

Использование различных приемов поиска информации в Интернете, поисковых сервисов, построение запросов для поиска информации и анализ результатов поиска

Использование приемов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде образовательной организации и в образовательном пространстве

Использование различных библиотечных, в т. ч. электронных, каталогов для поиска необходимых книг

Поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение базы данных, в частности использование различных определителей

Формирование собственного информационного пространства: создание системы папок, размещение в них нужных информационных источников, размещение информации в Интернете

Создание и заполнение различных определителей

Использование различных приемов поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании9

Ввод результатов измерений и других цифровых данных для их обработки, в т. ч. статистической, и визуализации

Построение математической модели

Проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике

Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных, их обработка, в т. ч. статистически и с помощью визуализации

Анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов

Моделирование и проектирование, управление10

Моделирование с использованием виртуальных конструкторов

Конструирование и моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью

Моделирование с использованием средств программирования

Проектирование и организация индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ

Проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования

____________________________________

1Согласно примерной образовательной программе результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика и ИКТ», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

2Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», а также во внеурочной деятельности.

3Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», а также во внеурочной деятельности.

4Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика», а также во внеурочной деятельности.

5Результаты достигаются преимущественно в рамках предмета «Информатика и ИКТ», а также во внеурочной деятельности.

6Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», могут достигаться при изучении и других предметов.

7Результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.

8Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «История», «Литература», «Технология», «Информатика и ИКТ» и др. предметов

9Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Обществознание», «Математика».

10Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Технология», «Математика», «Информатика и ИКТ», «Обществознание».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль