Действия администрации ОО при переходе на ФГОС общего образования

132

Е.В. Чернобай, д-р пед. наук, директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

С 1 сентября 2011 г. общеобразовательные организации (далее - ОО) Российской Федерации в обязательном порядке перешли на федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования. С 1 сентября 2012 г. и 2013 г. осуществляется переход на ФГОС основного общего образования (пилотные ОО, список которых утверждается приказами министерств образования субъектов РФ) и, по мере готовности, - на ФГОС среднего (полного) общего образования. Такая ситуация приводит к изменениям в профессиональной деятельности как администрации ОО, так и различных категорий педагогов. Действительно, ФГОС общего образования предполагает во многом иную (по содержанию и направленности и даже функционалу) готовность названных категорий к профессиональной деятельности.

Стратегия управления введением ФГОС предполагает как минимум пять направлений деятельности:

  • нормативно-правовое;
  • кадровое;
  • учебно-методическое (или информационное);
  • материально-техническое;
  • финансово-экономическое.

В статье речь пойдет о нормативно-правовом обеспечении процесса перехода на ФГОС в части разработки основной образовательной программы (далее - ООП). Администрации ОО, которая планирует переход на ФГОС с 1 сентября 2014 г., необходимо понимать, с чего начать, какие управленческие задачи поставить перед коллективом, но самое главное - каких результатов ждать.

Перед тем, как приступать к процессу управления введением ФГОС, необходимо ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими этот процесс:

  • приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
  • распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”».

В последнем названном документе размещен график поэтапного перехода на ФГОС общего образования.

Последовательность действий по введению ФГОС

Действия администрации ОО при переходе на ФГОС общего образования

Данный план-график должен стать инструментом для планирования важных направлений деятельности педагогического коллектива, связанных с переходом на ФГОС основного общего образования (разработка ООП, повышение квалификации, аттестация учителей и др.).

Для лучшего понимания изменений, которые будут происходить в ОО в связи с введением ФГОС, необходимо познакомиться с ключевыми отличиями ФГОС от предыдущих версий подобных документов. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. (далее - Федеральный компонент) - это основная часть государственного стандарта общего образования, которая была обязательной для всех государственных, муниципальных и негосударственных ОО Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Федеральный компонент устанавливал:

  • обязательный минимум содержания ООП общего образования;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент не ограничивал возможности ОО и учителей по выстраиванию собственных программ по учебным предметам, выбор тех или иных методов и технологий обучения, вводил национально-региональный и школьный компоненты содержания образования. Минимум содержания образования во многом отличался от традиционных учебных программ по предметам. Он не был построен по принципу тематического планирования, не определял логику и последовательность изучения материала, а представлял собой набор понятий и способов деятельности, из которого каждый учитель имел возможность сформировать свою учебную программу. Другим принципиально важным нововведением Федерального компонента стала возможность для учащихся осваивать содержание образования на разных уровнях, вплоть до установленного стандартом минимально допустимого. Это, наряду с сокращением инвариантной части содержания образования в учебном плане, создавало большие возможности для расширения вариативности школьного образования.

Отличий ФГОС от Федерального компонента, конечно, немало, но наиболее существенными, принципиальными можно назвать следующие.

Во-первых, стало ясно, что ФГОС сегодня должен служить не средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Это изменило идеологию создания ФГОС и его направленность.

Во-вторых, изменилась структура ФГОС. Вместо двух компонентов прежнего стандарта - минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников - ФГОС имеет трехкомпонентную структуру и включает в себя компоненты, отражающие требования:

  • к структуре ООП (в т. ч. к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему);
  • условиям реализации ООП, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения ООП.

Если внимательно посмотреть на содержание этих компонентов, то можно увидеть преемственность двух из них с Федеральным компонентом: ООП, включающая содержание образования, во многом идентична минимуму содержания, а требования к результатам ее освоения - требованиям к уровню подготовки выпускников. Таким образом, главное структурное отличие ФГОС заключается в появлении третьего компонента - требований к условиям реализации ООП. Включение в состав ФГОС требований к условиям реализации образовательного процесса совершенно закономерно, т. к. условия (кадровые, материальные, финансовые и др.) существенно влияют на образовательные результаты.

В-третьих, в содержание ФГОС впервые включены требования к формированию личностных образовательных результатов. Таким образом, охватываются все три составляющих образования - обучение, воспитание и развитие.

Наконец, в-четвертых, ФГОС основного общего образования 2016 получил другую форму представления. Необходимо подчеркнуть, что у ФГОС много разных «потребителей»: родители, обучающиеся, учителя, вузы, общественность, работодатели, исполнительная власть и т. д. Каждый потребитель хочет увидеть в образовательных результатах то, что наиболее важно, значимо для него, и требует, чтобы это было сформулировано в понятной для него форме и на доступном языке. ФГОС делает акцент на том, что активными потребителями ФГОС становятся родители обучающихся. Этому также способствует новое методологическое основание ФГОС, т. е. системно-деятельностный подход, который положен в основу построения образовательного процесса - обучение через деятельность.

Нормативно-правовое обеспечение перехода на ФГОС основного общего образования сопровождается следующим алгоритмом действий:

1. Разработка сетевого графика перехода на ФГОС (в соответствии с федеральным планом-графиком (рисунок)).

2. Создание рабочей группы  (оформляется приказом директора ОО) по разработке ООП:

  • назначение руководителя рабочей группы (заместитель директора или руководитель предметной кафедры, методического объединения учителей);
  • определение состава рабочей группы (педагоги, педагог-психолог, консультанты и т. д.);
  • определение порядка и плана работы группы.

3. Принятие решения органа государственно-общественного управления (управляющего совета ОО) о переходе на ФГОС.

4. Разработка, обсуждение и утверждение ООП.

Ключевой момент в процессе перехода на ФГОС общего образования - разработка ООП1. Она разрабатывается отдельно для каждой ступени образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). ООП определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется ОО через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (см. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

При разработке ООП необходимо учитывать:

  • специфику образовательной деятельности ОО;
  • право ОО на выбор учебно-методических комплектов (далее - УМК);
  • особенности УМК и его ориентацию на достижение планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), а также его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания каждой ступени образования;
  • условия реализации принципа преемственности всех ступеней образования.

Таким образом, при разработке ООП необходимо использовать следующие документы: ФГОС по ступеням образования, примерную ООП в рамках соответствующего уровня образования, УМК и др.

При переходе на следующий год работы (2014/15 уч. г.) по ФГОС основного общего образования руководитель ОО формирует рабочую группу, которая проводит мониторинг готовности к деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Такую работу можно проводить, используя карту самоаудита готовности (таблица).

Карта самоаудита готовности образовательной организации к введению ФГОС основного общего образования

Наименование экспертного показателя

Критерий оценки показателя (в баллах)

Балл

Предло-
жения
2

0

1

2

1

2

3

4

5

6

7

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1

Приказ о создании рабочей группы и утверждении «дорожной карты» введения ФГОС (с 01.09.2014)

Нет

В стадии создания

Имеется

1.2

Наличие проекта ООП с учетом требований ФГОС на переходный период, плана внеурочной деятельности, определяющего состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования

Нет

В стадии разработки

Имеется

1.3

Наличие проекта изменений в устав ОО и договоры с родителями

Нет

В стадии разработки

Имеется

1.4

Наличие проекта изменений (дополнений) в Положение об оплате труда педагогических работников, позволяющих производить оплату видов деятельности педагогических работников, связанных с реализацией курсов по выбору обучающихся, а также с выполнением ими индивидуального проекта

Нет

Частично

В полном объеме

1.5

Наличие проекта расписания учебных занятий (урочная и внеурочная деятельность) в соответствии с содержанием ООП и требованиями СанПиН

Нет

Частично

В полном объеме

1.6

Наличие договоров (соглашений) с сетевыми (партнерскими) сообществами с учетом образовательных потребностей учащихся

Нет

Частично

Имеется

2. Информационно-техническое обеспечение

2.1

Обеспечение доступа учащихся к сети Интернет

Обеспечено не менее чем на 50%

Обеспечено не менее чем на 75%

Обеспечено на 100%

2.2

Обеспеченность образовательных помещений современными автоматизированными рабочими местами учителя

Обеспечено не менее чем на 50%

Обеспечено не менее чем на 75%

Обеспечено на 100%

2.3

Обеспеченность современными УМК по всем учебным дисциплинам

Обеспечено не менее чем на 50%

Обеспечено не менее чем на 75%

Обеспечено на 100%

2.4

Возможность доступа учащихся к электронным информационным ресурсам

Нет

Доступ эпизодический

Имеется регулярный

2.5

Наличие официального сайта ОО

Нет

В стадии разработки

Имеется

2.6

Использование электронного журнала, дневника

Нет

В стадии разработки

Использу-
ется

3. Материально-техническое обеспечение

3.1

Наличие спортивных площадок, спортивного зала и оборудования

Обеспечено не менее чем на 50%

Обеспечено не менее чем на 75%

Обеспечено на 100%

3.2

Наличие специальных помещений (студий, актовых, репетиционных залов, мастерских и цехов и др.) для проведения занятий по внеурочной деятельности

Обеспечено не менее чем на 50%

Обеспечено не менее чем на 75%

Обеспечено на 100%

3.3

Обеспеченность рекреационными территориями и помещениями

Обеспечено не менее чем на 50%

Обеспечено не менее чем на 75%

Обеспечено на 100%

3.4

Наличие специальных помещений

для проведения занятий малыми группами

Обеспечено не менее чем на 50%

Обеспечено не менее чем на 75%

Обеспечено на 100%

3.5

Наличие столовой, обеспечивающей горячим питанием всех учащихся 5-9-х классов с учетом режима работы ОО

Нет

Частично

Имеется

3.6

Наличие комплекта учебного лабораторного (в т. ч. цифрового) оборудования, обеспечивающего проведение экспериментов и исследований (мини-лаборатории, цифровые микроскопы, цифровые датчики)

Нет

Имеется, но не используется

Имеется, использу-
ется в системе

4. Кадровое обеспечение

4.1

Наличие педагогов высшей квалификационной категории (количество (доля) педагогов, работающих в 5-9-х классах)

Менее 50%

50-90%

Более 90%

4.2

Наличие в штатном расписании ОО квалифицированного педагога-психолога

Нет

Один

Более одного

4.3

Наличие в штатном расписании ОО социального педагога

Нет

Один

Более одного

4.4

Наличие в штатном расписании ОО педагога дополнительного образования

Нет

От одного до пяти

Пять и более

4.5

Количество (доля) педагогов, работающих в 5-9-х классах, имеющих документы государственного образца, подтверждающие прохождение ими обучение на курсах повышения квалификации по ФГОС

Менее 50%

50-90%

Более 90%

4.6

Количество (доля) педагогов, работающих в 5-9-х классах, имеющих документы государственного образца, подтверждающие прохождение ими в последние три года курсов повышения квалификации по направлениям, связанным с сопровождением проектирования индивидуальных проектов учащихся и с достижением и улучшением метапредметных результатов

Менее 50%

50-90%

Более 90%

4.7

Количество (доля) педагогов, работающих в 5-9-х классах, имеющих документы, подтверждающие прохождение ими в последние три года курсов повышения квалификации по направлениям, связанным с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий

Менее 50%

50-90%

Более 90%

4.8

Количество (доля) педагогов, работающих в 5-9-х классах, имеющих документы государственного образца, подтверждающие прохождение ими в последние три года курсов повышения квалификации по направлениям, связанным с психологией и возрастной физиологией

Менее 50%

50-90%

Более 90%

4.9

Количество (доля) педагогов, работающих в 5-9-х классах, участвующих в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях ОО

Менее 50%

50-90%

Более 90%

5. Финансово-экономическое обеспечение

5.1

Определен объем расходов, необходимый для реализации ФГОС и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования

Нет

Частично

В полном объеме

5.2

Возможность оказания платных образовательных услуг

Нет

Эпизодиче-
ская

Системная

5.3

Развитие частно-государственного партнерства

Нет

Эпизодиче-
ская

Системная

5.4

Возможность получения грантов для ОО

Нет

Эпизодиче-
ская

Системная

6. Обеспечение возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся 5-9-х классов

6.1

Наличие у учащихся портфолио

Менее 50%

50-90%

Более 90%

6.2

Наличие у учащихся индивидуальной образовательной программы

Менее 50%

50-90%

Более 90%

Итого баллов:

После проведения самоаудита готовности ОО к дальнейшей работе по ФГОС подводятся итоги коллективной работы педагогических и руководящих работников на основе анализа результатов совместной деятельности и реализации модели введения ФГОС, обусловленной результатами самоаудита.

__________________________

1О разъяснении основных понятий, связанных с подготовкой программ в контексте реализации ФГОС, читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 5. С. 45.

2Поле «Предложения» не обязательно для заполнения; оно предназначено для внесения предложений по повышению значения показателя. Заполняется (если значение показателя на момент заполнения карты ниже 3 баллов) при условии, если в ОО: имеется необходимый ресурс, план мероприятий, разработан проект, ведется соответствующая работа, разработаны методические подходы, используются нетрадиционные организационные подходы и пр. Указывается конкретная мера, направленная на повышение показателя.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль