Способы и процедуры оценивания в образовательном процессе

275

Д.А. Иванов, канд. психол. наук, доцент, ведущий науч. сотр. ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва

В любой системе обучения следует отличать отметку от оценки. Применительно к традиционной системе обучения, в которой учитель - начальник, а учащийся - подчиненный и где главным результатом считается освоение учащимися предметного материала как некоторой суммы знаний, а основным критерием усвоения является репродуктивное воспроизведение текстового материала и алгоритмически верное решение задач, правильнее говорить не об оценке, а об отметке. При традиционном подходе к оцениванию отметка выполняет функцию контроля усвоения предметного материала путем сравнения с нормой, а в ситуации неопределенности критериев отражает субъективное отношение учителя к тому, что делает ученик («хорошо - плохо», «правильно - неправильно» и т. д.). В подобной системе оценивание выполняет следующие функции: дисциплинарного руководства, наказания за ошибку, «кнута и пряника», дифференциации учащихся на «сильных» и «слабых», «хороших» и «плохих», выражения учителем своего отношения к личности ученика. Отметка в подобной системе не относится к процессу обучения. Оценивание выведено за его пределы и выполняет лишь функции контроля достижения или недостижения промежуточных и конечных результатов. Сам факт констатации этого результата является для обучающегося ситуацией, в которой он испытывает страх и неуверенность. В результате такой подход к оцениванию культивирует негативное отношение учащихся к знанию, отсутствие ответственности за результаты обучения и личного смысла в обучении. Главной задачей обучающихся становится умение отчитаться перед учителем, избежать плохой отметки и получить хорошую любым способом.

Компетентностный подход к оцениванию необходим для достижения следующих целей:

  • стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты (использование накопительной системы баллов и разработанных критериев);
  • помогать осознать степень достижения результата (что и в какой степени получается, что еще важно и необходимо освоить);
  • обнаруживать, что обучающиеся не знают и что не умеют делать;
  • помогать учиться на ошибках;
  • констатировать наличие тех или иных умений и степень овладения ими;
  • отмечать позитивные достижения учащихся;
  • фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
  • оценивать продвижение учащихся относительно их прежних успехов и неудач;
  • мотивировать на достижение успеха;
  • поддерживать высокую самооценку учащихся;
  • побуждать к приложению усилий;
  • приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.

При таком подходе оценивание является одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов. Меняется назначение оценки и оценивания. Оценка начинает использоваться не для контроля результатов, подведения итогов и отчетности, а для стимулирования улучшения качества достижений учащегося, она выступает как эффективное средство получения учащимся обратной связи относительно степени продвижения к требуемым образовательным результатам, как средство самооценивания.

Оценка (оценивание) становится одним из основных средств управления образовательным процессом в целом и индивидуальной деятельностью обучения каждого учащегося, что предполагает установление связей между следующими основными процессами: оценка - программа улучшения - реализация - оценка. Использование такой структуры получило название «петли качества» («спирали качества») образовательного процесса.

Существуют определенные принципы продуктивного оценивания1:

1. Способы, процедуры и задания, используемые в ходе оценивания, должны соответствовать типу образовательных результатов учащегося (чему учат, то и оценивается).

2. Оцениваемые компетенции должны быть конкретизированы так, чтобы и учитель, и учащиеся понимали, чему учить и чему учиться.

3. Должны быть определены условия, в которых учащиеся могут демонстрировать требуемые умения.

4. Оценивание осуществляется экспертами (учителем и внешними экспертами), что всегда предполагает личный опыт действий и понимание методологии (учу тому, что умею делать сам).

5. Для каждого типа образовательных результатов должны быть выработаны свои критерии оценивания.

6. Критерии и формы оценивания должны быть одинаково понятны всем субъектам образовательного процесса (ученикам, учителю, родителям).

7. Учащиеся должны быть заранее информированы о том, какие их образовательные результаты и в какой форме будут оцениваться.

8. Оценивание должно быть:

  • своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь);
  • эффективным (выполнимым, оно не должно забирать все время преподавателя и учащихся);
  • индивидуализированным (учащиеся с разными способностями должны иметь равные возможности добиться успеха);
  • развивающим (отмечаются достижения учащихся и показывается, как их можно улучшить, фиксируются ошибки и рассматриваются способы их избежать).

В качестве примера рассмотрим, что и как оценивалось в учебных заведениях России в первой половине ХIХ в. (таблица)2.

Система оценки образовательных результатов учащихся в России в XIX в.

Степень оценки

Оценка

Содержание оценки

Баллы (с 1848 г.)

1

Отлично, хороший успех

«Ученик твердо знает все пройденное весьма основательно, отвечает идею ясно, опровергает все возражения»

12

2

Весьма хороший успех

«Знает пройденное основательно, отвечает определительно, важнейшие вопросы разрешает, выражается ясно и связно»

11, 10

3

Хороший успех

«Знает пройденное хорошо, но идеи развивает не совсем точно, вопросы разрешает иногда не свободно, говорит не довольно плавно, повторяется»

9, 8

4

Успех удовлетво-
рительный

«Понимает и знает все пройденное довольно хорошо, отвечает неточно, но пропущенное вспоминает легко, при вопросах затрудняется, выражается неточно и неясно»

7

5

Посредственный успех

«Знает посредственно, понимает многое неясно, сбивчиво, отвечает с ошибками и говорит заученное наизусть»

6, 5

6

Худой успех

«Много не знает или ошибочно понимает; впрочем, оставшись в классе в будущем году, курсу следовать может»

4, 3

7

Весьма худой успех

«Так мало знает, или так худо понимает, что курсу и в будущем году следовать не может и должен быть переведен на низший класс»

2, 1

На основании информации, приведенной в таблице, можно сделать вывод о трех основных областях содержания, подвергавшихся оцениванию:

1. Знание («знает пройденное»).

2. Понимание («отвечает идею ясно», «идеи развивает не совсем точно», «понимает многое неясно»).

3. Выражение, устное сообщение («говорит заученное наизусть», «говорит не довольно плавно, повторяется», «выражается ясно и связно»).

Если рассматривать «знание» как сумму информации, сведений, которую учащийся должен репродуктивно воспроизвести учителю, то в первую очередь оценивается усидчивость и оперативная память учащегося. Наверное, в комплексе это можно определить как своеобразное умение учить наизусть. Обычно этим умением пользуются те, у кого высокий уровень мотивации, но плохо развиты мышление (интеллект) и понимание.

«Знаешь, но не умеешь сделать, - значит не знаешь» (японская пословица).

Если рассматривать понятие «знание» не как сумму информации или сведений, взятых из разных научных областей, а в смысле умения осуществлять деятельность и мышление, причем не только в предметных областях, но и в более широком контексте практических, профессиональных и жизненных ситуаций, то мы закономерно приходим к понятию компетентность или компетенция как одному из основных результатов обучения, требующего своей системы оценивания. В число наиболее общих компетенций входят устная и письменная коммуникация, математическая грамотность, информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), решение проблем. В их число входят компетенции, связанные с проектной деятельностью и научным исследованием, а также управленческие компетенции, необходимые при работе с людьми и процессами. В проекте ATC21S (международная попытка разработать согласованное понимание компетенций XXI в. и инструменты для их формирующего оценивания, предпринятая в 2009 г. и объединившая более 250 исследователей и экспертов из 20 стран мира) было выделено четыре области компетенций (А.Ю. Уваров):

1. Мышление:

  • творчество и инновации;
  • критическое мышление, решение проблем, принятие решений;
  • способность учиться.

2. Работа:

  • общение;
  • сотрудничество (работа в команде).

3. Рабочие инструменты:

  • информационная грамотность (работа с источниками, исследование и сравнение);
  • грамотность в области ИКТ.

4. Жизнь в современном мире:

  • компетенции гражданина малой родины и мира;
  • способность организовать свою жизнь и карьеру;
  • личная и социальная ответственность.

В некоторых образовательных системах оценивается специальная группа поведенческих умений; гибкость и адаптивность к переменам; надежность относительно выполнения обязательств; межличностные умения, связанные с осуществлением позитивного взаимодействия с разными людьми и на разных уровнях (проявление такта и дипломатичности при взаимодействии с конфликтными людьми); инициативность - умение эффективно работать при минимальном руководстве; способность к саморегуляции - дисциплинированность, стрессоустойчивость, умение регулировать свою рабочую нагрузку, распределять время и силы между несколькими заданиями3. К числу ключевых компетенций принадлежит также и понимание учащимися любого рода устных и письменных текстов, а также любых знаковых моделей (теорий) и графических построений. Понимание можно рассматривать как особого рода понятийное или понимающее мышление, состоящее из комплекса мыслительных умений (операций). К их числу можно отнести следующие умения:

  • формулировать основное содержание, заключенное в данном тексте (идею, мысль или мысли автора в интерпретации читателя), т. е. умение интерпретировать, которое, в свою очередь, состоит из своего комплекса операций;
  • определять основания идеи автора (тот или иной философский, научно-теоретический или морально-ценностной контекст) и его намерения (например, по терминологии, структуре текста);
  • формулировать смысл прочитанного или услышанного, основываясь на собственных представлениях, идеях или гипотезах;
  • отличать в тексте форму (жанр, стилевые особенности) от содержания идей;
  • анализировать текст, находя в нем те утверждения автора, которые несут какой-либо идейный смысл;
  • извлекать необходимую информацию из разного рода зависимостей, выраженных в графической форме (графиков, таблиц, а также анаграмм, символических изображений и т. п.);
  • использовать и формировать понятия.

И наконец, выражение, выступление, сообщение информации слушателям. Эта область традиционно относится к коммуникативным умениям:

  • формулировать цель выступления (умение отличать цель своего выступления от его содержания);
  • оценивать характер аудитории и выбирать язык и способы представления материала;
  • подбирать аргументы, адекватные для данной аудитории;
  • структурировать изложение (составить логически связанную последовательность высказываний и т. д.);
  • использовать иллюстрации, позволяющие лучше понять основную идею выступления;
  • держаться уверенно, говорить громко и разборчиво;
  • использовать разные техники работы с аудиторией для достижения цели выступления;
  • осуществлять рефлексию своего выступления, выделяя его сильные и слабые стороны, относительно поставленной цели.

В современных системах оценивания компетенций наряду с компетенцией понимания большое значение придается таким компетенциям, как «научная грамотность», «математическая грамотность» и «решение проблем». Приведем содержание экзамена по биологии, разработанного Лондонским комитетом по экзаменам, и систему тестовых заданий, разработанную в рамках международного исследовательского проекта OECD (Organization for Economic Co-operation and Development) PISA (Programme for International Student Assessment).

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является международным мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?». Данное исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 г. В России оно осуществлялось Центром оценки качества образования ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования.

Рассматриваемый экзамен включал обязательные темы и темы по выбору. Обязательные темы: биология клетки, питание и дыхание, окружающая среда, экология, генетика, транспорт веществ и гомеостаз, регуляция деятельности организма, размножение и развитие. Темы по выбору: микроорганизмы и биотехнология, прикладные аспекты ботаники, прикладные аспекты зоологии. Экзамен проверял овладение следующими видами предметных и общеучебных умений:

A. Знание и понимание:

  • биологических фактов, терминов, принципов, понятий и взаимоотношений;
  • экспериментальных методик;
  • применения современной биологии в жизни общества (например, для решения проблем окружающей среды), а также в экономике и технологии.

Б. Применение биологических знаний:

  • при выдвижении гипотез, планировании и проведении экспериментов и интерпретации результатов;
  • обработке и анализе количественной и качественной информации, включающей результаты экспериментов;
  • формулировании выводов;
  • оценке валидности экспериментов, их результатов, выводов и высказываний;
  • нахождении противоречий, предположений и ошибок;
  • решении проблем (социальных, экологических, экономических, технологических и др.).

В. Точность при использовании экспериментальных и практических методик, включая точность наблюдений и записи результатов.

Г. Согласованное и последовательное изложение биологической информации в письменном виде, а также в виде таблиц, диаграмм, рисунков и графиков.

Экзамен состоял из 5 частей. Все задания требовали письменного ответа. Среди них задания с краткими ответами, с полными развернутыми ответами и задания-эссе. Задания имели подвопросы, в конце каждого сообщалось, сколько баллов дается за его выполнение (от 1 до 30). Две части экзамена включали вопросы, связанные с проведением экспериментальных и практических работ. Их выполняли по специальному разрешению только те учащиеся, которые не имели возможности провести экспериментальные работы в образовательной организации.

Понятие «математическая грамотность» трактуется как способность человека определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и использовать математику, чтобы удовлетворять потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. В этом определении «математической грамотности» акцент сделан на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач. Поэтому в тестовых заданиях учащимся предлагались проблемные ситуации, в которых надо сначала выделить конкретную задачу, решаемую средствами математики.

В составе математической грамотности выделены два основных компонента: фундаментальные математические идеи и математическая компетентность. Фундаментальные математические идеи - это группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые сопряжены с реальной действительностью, поскольку характеризуют свойства разнообразных объектов и явлений живой и неживой природы и тем самым способствуют лучшему пониманию роли математики в постижении и изменении окружающей действительности.

В качестве таких идей предложены следующие: изменение и зависимости, пространство и форма, неопределенность, количественные рассуждения. Второй компонент, математическая компетентность, включает в себя комплекс наиболее общих математических умений: математическую аргументацию, постановку и решение проблемы, математическое моделирование, использование различных форм представления математических объектов и ситуаций, использование математического языка (письменная и устная математическая речь), а также использование информационных технологий.

В PISA при оценке в области математической грамотности для разработки заданий различной сложности выделены три уровня математической компетентности. Первый уровень включает воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений. На втором уровне оценивается установление связей и интеграция материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной проблемы. На третьем - математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Выделение нескольких уровней сложности при освоении компетентностей позволяет целостно подходить к освоению их содержания и учитывать индивидуальные способности учащихся к освоению того или иного уровня.

В материалах PISA значительное место занимают задания, посвященные исследованию (оцениванию) комплекса умений, связанных с анализом и пониманием текстов - «компетентность чтения». Эту компетентность можно также назвать «компетентностью понимания». По своему содержанию тексты, используемые в заданиях PISA, охватывают различные области человеческой практики:

  • описание какой-либо профессиональной деятельности (специалиста-оптика в отделе торговли очками или актера);
  • практические действия и поведение в конкретной жизненной ситуации (например, что нужно делать, устраиваясь на работу, при подготовке к собеседованию, в ходе собеседования);
  • описание какого-нибудь технического устройства (например, устройство приливной электростанции);
  • описание определенного научного исследования, его гипотезы, результатов и выводов;
  • описание результатов научных исследований, научных гипотез, выводов, т. е. текст научно-популярного содержания;
  • текст публицистического содержания;
  • литературный текст, содержание которого позволяет принципиально по-разному его интерпретировать;
  • рекламный текст;
  • реестр товаров с их кодами и стоимостью.

При работе с текстовым материалом учащимся нужно продемонстрировать следующие умения4:

  • умение определить цель (цели) написания данного текста;
  • выделить основную мысль (мысли), содержащуюся в тексте;
  • определить адресата текста, т. е. того, к кому текст обращен;
  • отличить в тексте содержание от стиля, т. е. что написано и как это написано;
  • определить свой смысл прочитанного текста;
  • выразить кратко содержание объемного текста;
  • найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание и какое-либо человеческое качество (чувство, переживание, мысль).

Важнейшее место в исследованиях в рамках проекта PISA уделено блоку «Решение проблем». Организаторами предполагается, что решение проблем должно находить свое место в содержании программ всех учебных предметов. Это связано с тем, что в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности, участия в жизни общества и организации своей личной жизни. Анализ заданий, связанных с решением проблем, позволяет определить их характерные особенности. Все задания подобного типа представляют собой описание жизненных практических ситуаций. В каждой из них содержится «проблема», решение которой требует от учащегося применять предметную информацию, полученную в процессе обучения, учитывать и извлекать информацию из текстов, графиков, диаграмм, таблиц, используя при этом интеллектуальные умения различного вида. Например, при работе с текстами (а также с диаграммами, графиками и таблицами) учащемуся требуется проявить следующие умения:

  • умение приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения;
  • вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенных фактов;
  • выбирать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения;
  • понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы);
  • извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи;
  • обобщать факты и делать вывод (например, при ответе на вопрос: «Как вы думаете, чувства отца и его поведение по отношению к сыну типичны и для нашего времени?»);
  • сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме, и делать на основе сравнения выводы;
  • анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо;
  • различать мнения и факты в высказывании человека;
  • определять, к какой деятельности относится то или иное действие;
  • осуществлять выбор из нескольких альтернатив;
  • искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов;
  • определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений.

Очевидно, что приведенный перечень умений не относится к какой-то предметной области, изучаемой в рамках образовательной программы. Кроме того, в заданиях проблемного типа почти не используются знания из таких учебных предметов, как физика или математика, за исключением элементарных сведений. Задания, используемые в исследованиях PISA, позволяют в первую очередь оценивать наличие или отсутствие у обучающихся базовой способности самостоятельно решать различные практические ситуации, анализируя, обобщая, делая выводы на основе самостоятельно извлеченной информации, аргументируя свою точку зрения, другими словами, осуществлять процесс мышления в деятельности и для деятельности.

В системе общего образования учащийся проявляет свое мышление в решении формальных задач, лишенных деятельностного, практического содержания. В силу этого комплекс мыслительных умений, которые требуются от ученика, крайне беден. Но самое главное: подобное мышление лишено самостоятельного проявления из-за полного отсутствия проблемных практических ситуаций. Задания PISA направлены на оценку качественно иного мышления по сравнению с тем, которое требуется от учеников. Проверяется не владение известными алгоритмами для решения тех или иных задач, а умение находить каждый раз свой способ для разрешения практической ситуации, используя для этого имеющиеся средства (факты, информацию, понятия, ранее приобретенные умения).

Одним из самых распространенных способов оценивания образовательных результатов, связанных с овладением различного рода мыслительными умениями, которые в целом можно обозначить термином «критическое мышление», является написание эссе. Все критерии оценивания эссе так или иначе группируются вокруг комплекса основных мыслительных умений:

  • понимание (понимание используемых теорий и мыслей (высказываний) разных авторов, способность передать мысли автора и сформулировать свой смысл);
  • самостоятельность и оригинальность осмысления материала (оригинальность высказываемой идеи);
  • критическое осмысление проблемы;
  • последовательность аргументации;
  • структурированность изложения;
  • умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • применение идей к практике (в этой области оценивается обоснованность и оригинальность применения теоретических идей к анализу практического опыта, фактов и проблем).

Кроме этого оценивается:

  • работа с литературными источниками;
  • грамотность написания работы;
  • стиль изложения;
  • оформление.

Еще одним способом оценки индивидуальных достижений учащегося может служить «портфолио» или «портфель», который позволяет учащемуся продемонстрировать все виды своих результатов, достигнутых за определенный период не только в процессе обучения, но и в более широком социальном контексте.

Используя портфолио, преподаватель может:

  • мотивировать учащихся к непрерывному совершенствованию в выбранном направлении, к развитию способностей, не только непосредственно связанных с данным типом обучения, но и любых других;
  • инициировать самооценку (рефлексию) учащихся относительно своих результатов и коррекцию способов их достижения;
  • оценивать динамику продвижения учащихся к результату относительно их собственных успехов и неуспехов;
  • фиксировать недочеты в достижении образовательных результатов.

Таким образом, портфолио представляет собрание работ учащегося (проектные, исследовательские, контрольные и творческие работы - сочинения, эссе и т. п.), его характеристики и отзывы преподавателей о его работах, а также документы, подтверждающие достижение им результатов в разных областях, где он проявлял какую-то активность. Все компоненты, входящие в портфолио, могут оцениваться в баллах. Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов или может быть и интегральной, включающей максимальные баллы всех компонентов.

В зависимости от целей образования используются портфолио разных видов:

1. Портфолио документов - похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке и т. д.; благодарственные письма, медали и т. п.

2. Портфолио работ - собрание проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В эту папку собираются все работы, подготовленные в течение определенного срока (например, года). Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки с приложением работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

3. Портфолио отзывов включает характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьюторами, работниками системы дополнительного образования и др. (тексты рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и пр.), а также письменный анализ конкретной деятельности и ее результатов, подготовленный учащимся.

4. Проблемно-исследовательское портфолио связано с написанием реферата, научной работы, выступлением на конференции. Оно представляет собой набор материалов по определенным рубрикам: варианты названий реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения микротемы; проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы.

5. Тематическое портфолио создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, освоения комплекса компетентностей. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает вначале название изучаемой темы, этапы ее освоения, формулирует умения, которыми должен овладеть учащийся, и критерии их достижения, а также способы и процедуры оценивания результатов - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой и (или) требуемыми умениями.

Самой распространенной формой проверочных испытаний остается экзамен. Назначение его двоякое. Безусловно, основной смысл заключается в проверке тех или иных образовательных результатов. Кроме этого, экзамен - это всегда остановка, прекращение предыдущего процесса обучения для выяснения его результатов, подведения итогов отдельного этапа или процесса обучения в целом. В зависимости от целей обучения используются экзамены разных видов:

1. Устный экзамен (Oral Exam). Самая распространенная форма экзамена, на котором учащемуся задают вопросы, требующие устного ответа. Учащемуся дается время на подготовку всех вопросов, которые он может получить на экзамене.

2. Письменный экзамен «с закрытой книгой» (Closed book Exam). Учащийся впервые видит вопросы и пишет ответы в течение экзамена.

3. Экзамен «с раскрытой книгой» (Open-book Exam or Open paper Exam). Экзамены, на которых учащимся разрешено пользоваться учебниками и другими книгами. Это означает, что основной акцент делается не на том, что учащийся запомнил какой-либо учебный материал, а на том, как он может использовать материал, который учил. При этом формате экзамена очень важен осуществляемый учащимся анализ.

Экзамены Open book Exam и Open paper Exam близки по смыслу, но различаются по процедуре проведения:

  • при подготовке к экзамену с раскрытой книгой (Open paper Exam) несколько вопросов сообщаются учащимся заранее (например, за неделю). Для его сдачи необходимо показать свои исследовательские или аналитические навыки. Результат оформляется в виде короткого эссе по заданной теме, которое предоставляется экзаменационной комиссии. Ответы на предлагаемые на этом типе экзамена вопросы нельзя напрямую найти в учебниках. Для того чтобы добиться успеха, учащиеся могут собираться вместе для обмена идеями и обсуждения предварительных результатов своих исследований;
  • экзамен с раскрытой книгой (Open book Exam) представляет собой такую форму экзамена, на котором учащиеся имеют право пользоваться учебниками. Однако число и тип книг ограничивается. Например, такой экзамен обычно предполагается для предметов, в которых много формул и вычислений (статистика). Экзамен считается успешно сданным, если учащийся хорошо разбирается в данном предмете и большую часть времени, данного на подготовку, использует для решения задач. Ключом к успеху является планирование своего времени, поскольку время, предоставляемое на подготовку в процессе экзамена, не рассчитано на поиск формулы для решения подобной задачи или иной информации для выполнения задания. Поэтому необходимо аккуратно пользоваться временем и не тратить его на выписывание цитат или поиск в книгах. Можно, например, пользоваться только списком формул и программируемыми калькуляторами, или материалами своих эссе, или конспектом лекций, с помощью которых удается сэкономить время для выполнения заданий.

4. Экзамен-«размышление» («Thinking» exam). Этот вид экзамена предполагает написание одного большого текста по определенной проблеме. Например, учащимся предлагается в течение трех часов написать одно большое эссе. Предполагается, что в течение одного часа учащиеся размышляют, делают наброски и готовят структуру эссе. Затем в течение двух часов они пишут. Этот формат экзамена требует собрать воедино много различных элементов курса, используя свои аналитические способности.

5. «Экзаменационная работа, которая берется домой» («Take-Home» exam). Учащиеся забирают домой свои экзаменационные задания. Обычно им дается некоторое время (от нескольких часов до нескольких недель) для того, чтобы закончить и сдать работу.

6. Практический экзамен. Некоторые экзамены включают в себя практические задачи или проекты. В этом случае учащиеся должны продемонстрировать свои умения, способности, применение полученных знаний (это могут быть испытания по созданию портфолио, задание по конструированию какой- либо вещи или предмета, демонстрация моторных, артистических и т. п. навыков).

7. Тестирование. Экзамен по выбору правильного ответа. Экзамен, где на каждый вопрос имеется два или более ответов, из которых обучающийся должен выбрать правильный. Обычно используется для проверки фактических знаний (информации). С одной стороны, данный вид экзамена требует точности воспроизведения имеющихся у обучающегося знаний, с другой стороны - не исключает случайности ответов.

8. Итоговый экзамен. Самый типичный и самый стрессовый вид экзамена для всех его участников.

9. Полусеместровый экзамен. Экзамен, проводимый в середине семестра.

10. Допускной экзамен. Экзамен, проводимый для выявления академической пригодности учащегося в определенной области с целью допуска к изучению соответствующих курсов. В некоторых случаях на основании результатов допускного экзамена учащемуся засчитывается прохождение учебного курса5.

Как видно из описания разных видов экзамена, его назначение не только в том, чтобы проверить достижение учащимися требуемых результатов, но и в том, чтобы побудить учащихся к подведению итогов своего обучения. «Подведение итогов» своего обучения - это особый процесс осознания, самоанализа, рефлексии, являющийся необходимой частью самого процесса обучения. Нужно, чтобы учащийся ответил себе на вопрос, что он узнал и чему научился для себя, а не для учителя. Экзаменационная процедура - это в первую очередь не столько контроль знаний и освоенности умений, выведенный за рамки обучения, сколько продолжение обучения, но в другой форме. С этой позиции экзаменационная процедура должна закономерно включать в себя и способ подготовки, который специально заранее оговаривается с учащимися.

Итак, поскольку компетентности - это различного рода умения и способности достигать результатов в конкретных практических ситуациях жизни и профессиональной деятельности, то в первую очередь эти умения должны быть предельно конкретизированы относительно того результата, который может быть получен с их помощью. По сути, основным критерием оценки компетентностей является получение определенного результата, который и оценивается либо в реальных ситуациях его достижения, либо в учебных ситуациях, имитирующих реальные, либо по результатам выполнения соответствующих учебных заданий. Тогда должны быть определены результаты каждого умения и те ситуации, в которых реализация этих компетентностей может фиксироваться внешним наблюдателем. В то же время компетентности могут оцениваться и процессуально в ходе их реализации в различных практических ситуациях. Наблюдая за поведением и деятельностью учащегося в конкретной практической ситуации (дискуссия, выступление, исследование, групповая работа), можно по соответствующим критериям констатировать, владеет ли он данным умением и на каком уровне. В этом случае необходима экспертная оценка. Главным экспертом становится учитель, который специально организует такие ситуации обучения, которые инициируют проявление нужных компетентностей обучающихся. Очевидно, что это возможно только в том случае, если сам учитель владеет этими компетентностями, понимает их состав и структуру на методологическом уровне. Другими словами, учитель должен владеть системой критериев, по которым он может оценить степень овладения той или иной компетенцией, ее наличие или отсутствие в действиях учащегося.

Кроме экспертной оценки учителя обязательна оценка внешнего эксперта, присутствующего на занятии. Оценивание тех или иных умений может идти в ходе обычных занятий, к которым учащийся не должен специально готовиться и воспринимать их как специальную процедуру оценивания. Также оценивание может быть организовано в форме самооценки учащимся своих умений после окончания какой-то деятельности или в форме групповой оценки, когда любого обучающегося оценивает каждый член группы по известным критериям. Например, степень владения такими коммуникативными компетентностями, как участие в дискуссии, выступление, написание текстов, может проверяться в конкретных ситуациях дискуссии, публичных выступлениях, в групповой работе над проектом, представлении своих результатов. Различные аспекты понимающего мышления могут оцениваться по результатам анализа авторских текстов, проведенного учащимся, и написания исследовательских проектов или эссе на заданные темы. Кроме этого, проблемные ситуации могут быть включены в систему тестовых заданий, как это сделано в исследованиях PISA.

В любой модели оценивания компетенций (умений) выполняются следующие условия:

1. Определяются основные критерии, по которым можно понять, что учащийся овладел умением на определенном уровне.

2. Выделяется несколько уровней сложности в освоении данной компетенции.

3. Определяется количество степеней оценивания.

4. Определяется количество баллов, при помощи которых измеряется каждая степень оценивания.

5. Существует процедура подведения итогов обучения (эссе, проект, демонстрация своих действий в реальной практической ситуации).

6. Учащийся знает, что он должен продемонстрировать, в каких условиях и на каком материале, чтобы подтвердить степень овладения тем или иным умением.

7. Степень овладения компетентностями определяется путем экспертной оценки как минимум двумя экспертами (одним из них может быть сам учитель).

_______________________

1Использованы материалы аналитического обзора Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. - Примеч. авт.

2Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов / Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. СПб., 2002. - Примеч. авт.

3Московская высшая школа социальных и экономических наук. Справочник слушателя. Факультет менеджмента в сфере образования. 2002-2003. - Примеч. авт.

4Перечень умений составлен на основе анализа тестовых заданий PISA. - Примеч. авт.

5Подробнее см.: Краснова Т.И. Аналитический обзор Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. - Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль